6. В разделе отражаются сведения о перевозках грузов, выполненных по договору морской перевозки груза собственными и (или) арендованными судами, оформленному соответствующими перевозочными документами – погрузочным ордером, коносаментом, манифестом, передаточной накладной, дорожной ведомостью, багажной квитанцией.
В объем перевозок грузов включаются:
перевозки, выполняемые собственными транспортными судами (включая паромы и лихтеровозы);
перевозки, выполняемые судами, зафрахтованными у российских организаций (предприятий);
перевозки, выполняемые судами, зафрахтованными у иностранных судовладельцев на условиях тайм-чартера или бербоут-чартера;
перевозки, выполняемые судами, зафрахтованными иностранными фрахтователями на условиях тайм-чартера;
вес судов и плавучих средств (барж, лихтеров, катеров, земснарядов, доков, плавкранов и др.), буксируемых от мест их постройки или закупки до портов назначения, указанных в буксировочном документе, а также судов, списанных в металлолом;
вес судов, списанных в металлолом, идущих своим ходом в пункты сдачи при оформлении соответствующих перевозочных документов;
перевозки грузов от пункта распаузки в другие пункты назначения, оформленные перевозочными документами.
7. Не подлежат включению в объемы перевозки грузов:
перевозки грузов, выполненные судами смешанного (река-море) плавания (сведения по указанным перевозкам предоставляются по формам федерального статистического наблюдения № 1-река и № 1-ТР(вод));
перевозки грузов, выполненные судами, зафрахтованными российскими организациями, судоходными компаниями, осуществляющими перевозки;
перевозки грузов, выполненные судами, зафрахтованными иностранными фрахтователями на условиях бербоут-чартера;
перевозки грузов, совершаемые внутри акватории порта от одного причала к другому и не оформленные перевозочными документами, являющиеся либо дополнительной работой, обеспечивающей основную транспортную операцию, либо работой служебно-вспомогательного флота (доставка топлива и воды на суда, принятие льяльных вод с транспортных судов, доставка снабжения на суда и т. д.);
перевозки грузов с берега на судно или с судна на берег в открытых портах, где происходит перегрузка на рейде;
перевозки, учтенные по отходу из порта отправления на одном судне, затем переотправленные из промежуточного порта на другом судне по ранее выписанному коносаменту.
8. Перевозки грузов учитываются по отправлению в точном соответствии с перевозочными документами, включая вес тары груза, а также вес приспособлений и оборудования, применяемых при перевозках (стр. 110 – 134). Датой отправления груза признается дата оформления транспортных документов.
Объектом учета грузовых перевозок служит отправка. Отправкой считается каждая отдельная партия груза, отправленная из одного пункта в другой.
Объем перевозок в форме показывается в тысячах тонн.
9. Перевозки грузов в контейнерах (стр. 131, 132) и пакетами (стр. 133) выделяются из общего объема отправления сухогрузов (стр. 114), а перевозки грузов на паромах (стр. 134) – из общего объема отправления грузов (стр. 110).
10. Перевозки грузов, выполненные вспомогательными и обслуживающими судами, подлежат включению в отчет в тех случаях, если перевозки носили транспортный характер и были оформлены соответствующими перевозочными документами.
11. Перевозки грузов и грузооборот учитываются по видам плавания (каботажное и заграничное) и видам перевозок.
К перевозкам в каботажном плавании относятся перевозки между портами и портопунктами Российской Федерации.
К перевозкам в заграничном плавании относятся перевозки между российскими и иностранными портами и между иностранными портами.
Перевозки, имеющие направление из морских портов России в порты иностранных государств относятся к экспортным, а перевозки из иностранных портов в морские порты России – к импортным.
Перевозки между портами иностранных государств учитываются по графе «между иностранными портами» (МИП).
Объемы перевозок грузов между иностранными портами, экспортные и импортные перевозки грузов отражаются в форме с учетом объемов перевозок грузов иностранных фрахтователей (ГИФ).
К транзитным перевозкам относятся перевозки грузов между портами иностранных государств, следующие через российские порты. Транзитные перевозки включаются в общий итог по перевозкам грузов в заграничном плавании.
12. Грузооборот по отправлению (стр. 140) определяется путем умножения по каждой отправке веса, указанного в документе, на кратчайшее расстояние между портами отправления и назначения (с учетом захода в промежуточные порты либо по рекомендованным курсам) в одном направлении с последующим суммированием полученных произведений по всем отправкам. В форме грузооборот показывается в тысячах тонно-милях.
13. Перевозки грузов и грузооборот, выполняемые судами, зафрахтованными иностранными фрахтователями на условиях тайм-чартера, включаются во все показатели, предусмотренные формой (по видам плавания, по номенклатуре грузов, по видам перевозок).
14. В разделе отражаются сведения о перевозках и грузообороте опасных грузов. Данный раздел заполняется один раз в год в отчете за январь – декабрь.
К опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
Классы опасных грузов, перевозимых морским транспортом, определены Международным кодексом морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ).