Целями основного мероприятия по совершенствованию обеспечения реализации Государственной программы являются:
обеспечение деятельности и выполнение функций Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах агропромышленного комплекса, земельных отношений, оказания государственных услуг, управления государственным имуществом на подведомственных предприятиях и в учреждениях, а также других функций, определяемых Правительством Российской Федерации;
организация взаимодействия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как государственного заказчика Государственной программы с субъектами Российской Федерации в целях обеспечения государственной поддержки за счет средств федерального бюджета мероприятий, предусмотренных Государственной программой;
создание методических рекомендаций по совершенствованию управления реализацией Государственной программы.
Механизм реализации основного мероприятия предусматривает:
осуществление деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как государственного заказчика Государственной программы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Государственной программы;
финансирование расходов на содержание Министерства сельского хозяйства Российской Федерации за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Субъектам Российской Федерации рекомендуется на основе Государственной программы разработать и утвердить региональные программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Взаимодействие Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется на основе заключения соглашений о реализации мероприятий Государственной программы, которые предусматривают обязательства субъектов Российской Федерации по:
софинансированию мероприятий Государственной программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников;
выполнению субъектами Российской Федерации показателей мероприятий Государственной программы.
Порядок предоставления предусмотренных Государственной программой субсидий из федерального бюджета устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Государственной программы, должны заключать с участниками мероприятий соглашения об участии в Государственной (региональной) программе, в которых предусматривается предоставление государственной поддержки на реализацию мероприятий Государственной программы, а также обязательства участников мероприятий о достижении показателей, предусмотренных соглашениями.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет ведомственный контроль за целевым распределением и использованием средств федерального бюджета и выполнением целевых показателей (индикаторов), предусмотренных в заключенных с субъектами Российской Федерации соглашениях.
В целях повышения эффективности осуществления мероприятий Государственной программы и использования средств федерального бюджета будут созданы методические рекомендации по совершенствованию управления реализацией Государственной программы, основанные на оценке сложившегося опыта и учете новых задач, связанных с модернизацией и инновационным развитием агропромышленного комплекса.
Основными показателями результативности реализации основного мероприятия являются:
сохранение существующего уровня участия субъектов Российской Федерации в реализации Государственной программы (наличие в субъектах Российской Федерации региональных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия);
повышение качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств, участвующих в реализации Государственной программы (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору);
увеличение доли государственных гражданских служащих Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, прошедших повышение квалификации в течение последних 3 лет;
укомплектованность должностей государственной гражданской службы в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору.Целью осуществления основного мероприятия по совершенствованию системы налогообложения является налоговое стимулирование производства и инновационной активности в сельском хозяйстве.
Для достижения указанной цели необходимо обеспечить:
сохранение на период реализации мероприятий Государственной программы налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
совершенствование налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности.Целью осуществления основного мероприятия по совершенствованию системы механизма финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей и предотвращение негативных последствий их банкротства.
Совершенствование финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется на основе внесения изменений в Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и другие нормативные правовые акты, регламентирующие финансовое оздоровление.
За период реализации этого мероприятия предполагается стабилизация финансового положения в сельском хозяйстве.Целями основного мероприятия по оказанию государственных услуг и выполнению работ в рамках реализации Государственной программы являются:
повышение доступности и качества оказания государственных услуг и выполнения работ в сфере сельского хозяйства и профессионального образования;
привлечение и удержание высокопрофессиональных кадров;
создание условий для оптимизации сети бюджетных учреждений;
развитие материально-технической базы подведомственных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств внебюджетных источников.
Основной мерой реализации этого направления является перевод подведомственных федеральных государственных учреждений со сметного финансирования на субсидирование оказания государственных услуг.
Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять Министерству сельского хозяйства Российской Федерации для подведомственных ему государственных учреждений на выполнение государственного задания в рамках уставной деятельности, а также на переоснащение и модернизацию приборно-аналитической и материально-технической базы государственных учреждений.
Указанные субсидии предполагается предоставлять Министерству сельского хозяйства Российской Федерации для подведомственных ему государственных учреждений:
выполняющих услуги в области селекционных достижений и растениеводства, в том числе организации и проведения предупреждения массового распространения особо опасных вредных организмов;
проводящих работы по мониторингу плодородия почв;
выполняющих мелиоративные работы, в том числе по распределению водных ресурсов, забираемых из водных объектов, и подаче их для нужд мелиорации, обводнению земель и водоснабжению, соблюдению правил эксплуатации мелиоративных систем и др.;
осуществляющих прикладные научные исследования и научные разработки в соответствующей сфере деятельности;
выполняющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации служащих и специалистов.
Основным показателем результативности реализации основного мероприятия является уровень оказания федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг и выполнения работ от запланированного объема государственных услуг и выполнения работ в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг и выполнение работ представлен в приложении № 5 к Государственной программе.В 2008 – 2010 годах были реализованы мероприятия целевой программы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008 – 2010 годы)», направленные на создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства.
В 2010-2012 годах в рамках реализации Доктрины реализованы мероприятия по формированию на федеральном и региональном уровнях автоматизированной информационно-аналитической системы мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности Российской Федерации, а также ситуационного центра продовольственной безопасности.
В результате реализации указанных мероприятий заложены основы для обеспечения комплексного мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности страны, увеличено количество региональных органов управления агропромышленного комплекса, предоставляющих информационные услуги в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», увеличен охват региональных и муниципальных органов управления Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса, увеличен охват регионов ценовым мониторингом агропродовольственного рынка и дистанционным мониторингом сельскохозяйственных угодий.
Участниками процесса реализации мероприятий являлись федеральные, региональные и муниципальные органы власти и управления, негосударственные организации, занятые в сфере агропромышленного комплекса и обеспечивающие консолидированное решение проблемы.
Проведенные мероприятия в рамках ведомственной целевой программы позволили создать предпосылки для дальнейшего формирования государственных информационных ресурсов в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом.
Реализация основного мероприятия направлена на обеспечение представления органам государственной власти и органам местного самоуправления, региональным и муниципальным органам управления агропромышленного комплекса, а также сельскохозяйственным товаропроизводителям единого информационно-управляющего пространства с достоверной оперативной информацией для принятия решений, отвечающих современному уровню требований международных стандартов на базе инновационной деятельности, для повышения эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, максимального удовлетворения их потребностей в агропромышленных, коммуникационных и электронных информационных ресурсах, обеспечения необходимого уровня продовольственной безопасности Российской Федерации.
Создание государственных информационных ресурсов в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом предполагает решение следующих задач:
совершенствование процессов сбора и обработки ведомственной статистической информации, обеспечение поэтапного перехода от использования форм отчетности федерального и регионального уровней к автоматизированным процессам учета и обработки статистических показателей на основе «облачных» технологий и сервисов;
развитие ведомственной защищенной информационно-коммуникационной сети;
автоматизация процессов мониторинга и анализа факторов, влияющих на текущее и прогнозное состояние продовольственной безопасности Российской Федерации и развитие агропромышленного комплекса, выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом;
развитие системы оказания государственных услуг в электронном виде;
обеспечение государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях.
В рамках осуществления основного мероприятия предусматривается:
повышение оперативности и качества принятия управленческих решений в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом;
упрощение и оптимизация спектра показателей агропромышленной информации, сокращение сроков сбора, обработки данных и представления потребителям;
повышение достоверности результатов сельскохозяйственной переписи и сведений о сельскохозяйственных товаропроизводителях;
уменьшение времени получения данных о гидрометеорологических условиях, фитосанитарной и эпизоотической обстановке, состоянии рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, состоянии технических, земельных и кадровых ресурсов;
сокращение времени оперативного реагирования на вызовы и угрозы с целью обеспечения необходимого уровня продовольственной безопасности России за счет применения современных научных методов формирования качественных долгосрочных и краткосрочных прогнозов развития сферы сельскохозяйственного производства и рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также рекомендаций в области управления агропромышленным комплексом;
максимальное расширение спектра предоставляемых в электронном виде государственных услуг и информационных сервисов региональным и муниципальным органам власти и сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности;
инвентаризация и мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, повышение уровня контроля состояния и использования земель сельскохозяйственного назначения;
создание условий для равного доступа граждан к информации о состоянии агропромышленного комплекса;
интенсификация предоставления научных знаний и практических рекомендаций в области агропромышленного комплекса.
Выполнение основного мероприятия будет направлено на совершенствование и развитие существующих информационных ресурсов и автоматизированных систем, на создание новых видов услуг и сервисов за счет широкого внедрения в деятельность органов управления агропромышленного комплекса регионального и муниципального уровней современных агропромышленных коммуникационных и электронных информационных ресурсов и технологий, на предоставление научных знаний и практических рекомендаций в области агропромышленного комплекса, на формирование и развитие инфраструктуры единого информационно-управляющего пространства агропромышленного комплекса, на создание федерального и региональных ситуационных центров.
Это потребует модернизации и обеспечения в интересах агропромышленного комплекса взаимодействия существующих информационных и коммуникационных ресурсов, а также разработки ряда принципиально новых моделей, комплексов и систем.
Показателями результативности реализации основного мероприятия являются:
доля региональных органов управления агропромышленного комплекса, использующих государственные информационные ресурсы в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом;
доля муниципальных органов управления агропромышленного комплекса, использующих государственные информационные ресурсы в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом.Основное мероприятие по обеспечению функций в области ветеринарного и фитосанитарного надзора направлено на оснащение ветеринарных лабораторий лабораторным оборудованием для обеспечения пищевой безопасности и эпизоотического благополучия на территории Российской Федерации на 2013 – 2020 годы и обеспечение здоровья животных, безопасности продукции животного происхождения и кормов на территории Российской Федерации, а также обеспечение фитосанитарного благополучия территории Российской Федерации.
Для осуществления этого основного мероприятия необходимо обеспечить:
выполнение международных требований при вступлении Российской Федерации в ВТО;
соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, включая требования по обеспечению мер против заноса на территорию Российской Федерации и распространения заразных болезней животных всех видов, завоза опасных в ветеринарно-санитарном отношении сырья и продукции животного происхождения, кормов, лекарственных средств для животных;
предупреждение фальсификации продукции растительного и животного происхождения;
предупреждение ввоза на территорию Российской Федерации и распространения по ее территории карантинных объектов;
сохранение и воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
оснащение подведомственных Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору ветеринарных лабораторий необходимым специальным оборудованием и расходными материалами, позволяющими проводить исследования живых животных и поднадзорной продукции по всем показателям безопасности, предусмотренным не только российскими, но и европейскими нормативами;
предупреждение заноса и распространения особо опасных, экзотических и малоизученных болезней путем проведения эпизоотического контроля за распространением болезней животных, а также разработка прогнозов и внедрение схем предупреждения болезней животных;
повышение эффективности государственного карантинного фитосанитарного контроля при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации и при перевозках по территории Российской Федерации;
недопущение ввоза на территорию Российской Федерации и оборота семян сельскохозяйственных растений, зараженных опасными вредителями и болезнями, не соответствующих требованиям нормативных документов в области семеноводства;
выявление загрязненных и нарушенных земель сельскохозяйственного назначения с последующей их рекультивацией и вовлечением в сельскохозяйственный оборот.
Показателями результативности реализации основного мероприятия являются:
выявляемость особо опасных болезней животных и птиц, остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продуктах животного происхождения и кормах на территории Российской Федерации;
вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в оборот в результате снятия карантина и сокращения площадей карантинных фитосанитарных зон.
Меры государственного регулирования в указанной подпрограмме не предусмотрены.
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг и выполнение работ представлен в приложении № 5 к Государственной программе.
Субъекты Российской Федерации не принимают участия в реализации подпрограммы.
Участие государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием в реализации подпрограммы не предусмотрено.