Принят Государственной Думой
20 апреля 2007 года
Одобрен Советом Федерации
4 мая 2007 года
1. Внешэкономбанк является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цели деятельности, функции и полномочия которой определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принятыми на их основе нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Внешэкономбанк имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и полным наименованием.
3. Местом нахождения Внешэкономбанка является город Москва.
4. Полное наименование государственной корпорации – государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Сокращенное наименование государственной корпорации – Внешэкономбанк.
5. Полное наименование Внешэкономбанка на английском языке – State Corporation «Bank for Development and Foreign Economic Affairs (Vnesheconombank)». Сокращенное наименование на английском языке – Vnesheconombank.
(Часть дополнительно включена с 9 января 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 454-ФЗ.)
6. Внешэкономбанк открывает лицевые счета в Федеральном казначействе в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 9 января 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 454-ФЗ.)
7. Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют контроль и надзор в отношении Внешэкономбанка.
(Часть дополнительно включена с 9 января 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 454-ФЗ.)
1. Внешэкономбанк действует в целях содействия в обеспечении долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и создании условий для устойчивого экономического роста, повышения эффективности инвестиционной деятельности и расширения инвестирования средств в национальную экономику посредством реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, промышленности, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, повышение энергоэффективности, поддержку экспорта и расширение доступа российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг) на зарубежные рынки, а также иных проектов и (или) сделок в рамках осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, консультационной и иной предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности (далее – проекты Внешэкономбанка).
2. Внешэкономбанк вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, установленных частью 1 настоящей статьи, и соответствует этим целям. Прибыль Внешэкономбанка, полученная по результатам его деятельности, направляется в фонды Внешэкономбанка и используется исключительно для достижения целей, установленных частью 1 настоящей статьи.
3. Внешэкономбанк для достижения целей своей деятельности реализует следующие основные функции:
1) осуществляет финансирование проектов Внешэкономбанка, в том числе в форме предоставления кредитов, приобретения облигаций и участия в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций, выдает гарантии и поручительства за третьих лиц (за исключением физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей);
2) участвует в проектах Внешэкономбанка, связанных с предоставлением и (или) организацией предоставления кредита заемщику совместно несколькими кредиторами, представляет интересы кредиторов в отношениях с заемщиком и третьими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и применимым законодательством иностранного государства;
3) участвует в проектах Внешэкономбанка, основанных на принципах партнерства, совместного участия в распределении прибыли и убытков, недопустимости взимания процентов и недопустимости неясности условий договора, предусматривающих в том числе передачу с отсрочкой или рассрочкой платежа денежных средств или иного имущества или передачу имущества в будущем, либо объединение вкладов участников для вложения их в проекты Внешэкономбанка, включая участие в управлении ими, либо выпуск ценных бумаг, либо оказание агентских услуг, в соответствии с применимым законодательством иностранного государства;
4) участвует в финансировании проектов Внешэкономбанка, предусматривающих право приобретения долей (акций) в уставном капитале заемщика или иной участвующей в реализации проектов Внешэкономбанка организации либо предусматривающих приобретение права на имущество, созданное в результате реализации проектов Внешэкономбанка;
5) участвует в реализации проектов Внешэкономбанка, направленных на повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации, в том числе в сфере высокотехнологичных производств и продукции;
6) осуществляет поддержку реализации проектов в рамках утверждаемой Правительством Российской Федерации программы мер, обеспечивающей ускоренную разработку и внедрение перспективных промышленных технологий, путем участия в проведении экспертизы таких проектов, их банковского сопровождения и расчетов между их участниками, а также путем предоставления финансирования, в том числе в форме предоставления кредитов и участия в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций, и выдачи гарантий в целях реализации таких проектов;
7) осуществляет финансовую и гарантийную поддержку экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг), а также организует финансовую, страховую, гарантийную и иную поддержку экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг), предусмотренную настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
8) участвует в обеспечении финансовой и гарантийной поддержки реализации промышленной продукции (товаров, работ, услуг), произведенной на территориях иностранных государств, при условии, что доля российских компонентов в указанной продукции (товарах, работах, услугах) составляет не менее 30 процентов ее себестоимости (включая стоимость выполнения сопутствующих работ (услуг), технологически обусловленных (необходимых) и неразрывно связанных с производством указанной продукции (товаров, работ, услуг);
9) осуществляет лизинговые операции;
10) выдает поручительства, предусматривающие исполнение обязательств в денежной форме, за третьих лиц (за исключением физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей), участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка, за кредитные организации, а также на основании решений наблюдательного совета Внешэкономбанка за иных лиц (за исключением физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей), не участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка;
11) осуществляет предоставление банковских гарантий по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов с учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации, банковских гарантий в обеспечение исполнения обязательств третьих лиц (за исключением физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей), подлежащих обеспечению банковской гарантией в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также банковских гарантий по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в обеспечение исполнения обязательств юридических лиц, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка;
12) участвует в реализации проектов Внешэкономбанка, связанных с поддержкой производства организациями оборонно-промышленного комплекса продукции гражданского и двойного назначения;
13) организует мониторинг и контроль соблюдения лицами, участвующими в проектах Внешэкономбанка, требований, предусмотренных условиями проектов Внешэкономбанка, а также осуществляет банковское сопровождение проектов Внешэкономбанка;
14) осуществляет банковское обслуживание бюджетных кредитов в случае, если эти кредиты предоставляются в целях поддержки экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг), в том числе при сооружении объектов за рубежом и осуществлении поставок комплектного оборудования, выдачу банковских гарантий при участии российских организаций в международных торгах и реализации заключенных экспортных контрактов;
15) организует и проводит экспертизу проектов Внешэкономбанка, включая организацию анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития отраслей экономики, в которых реализуются проекты Внешэкономбанка (отраслевую экспертизу), а также экспертизу инженерно-технических решений;
16) осуществляет на возмездной основе деятельность в качестве инвестиционного и финансового консультанта при реализации проектов Внешэкономбанка, в том числе структурирование финансирования проектов Внешэкономбанка, поиск и привлечение инвесторов.
4. Внешэкономбанк для достижения целей своей деятельности также реализует следующие иные функции:
1) приобретает доли (акции, паи) в уставном капитале хозяйственных обществ, а также инвестиционных и паевых инвестиционных фондов;
2) организует привлечение финансирования (включая займы и кредиты) и привлекает финансирование (включая займы и кредиты, в том числе субординированные), в том числе на финансовых рынках;
3) выпускает облигации и иные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации и применимым законодательством иностранного государства;
4) приобретает у третьих лиц права требования исполнения обязательств в денежной форме и выпускает эмиссионные ценные бумаги, обеспеченные указанными требованиями;
5) участвует в сделках, предусматривающих обязательства сторон уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары и ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентной ставки и уровня инфляции;
6) осуществляет права и исполняет обязанности, установленные валютным законодательством Российской Федерации для уполномоченных банков, включая права и обязанности агента валютного контроля;
7) участвует в реализации государственных программ, федеральных целевых программ, проектов, включая внешнеэкономические, в том числе по государственной поддержке экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг), предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
8) участвует в реализации проектов, направленных на развитие особых экономических зон, свободных экономических зон и иных территорий, включая создание инфраструктуры и объектов промышленности, и оказание финансовой поддержки территориям опережающего социально-экономического развития, инновационным территориальным кластерам, монопрофильным муниципальным образованиям (моногородам), а также в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, участвует в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства;
9) участвует в проектах, реализуемых Российской Федерацией в рамках содействия международному развитию и интеграционным процессам;
10) взаимодействует с международными организациями развития, корпорациями и институтами развития иностранных государств и принимает участие в реализации международными организациями развития, корпорациями и институтами развития иностранных государств проектов на территории Российской Федерации и за рубежом;
11) участвует в ассоциациях, союзах и иных некоммерческих организациях, которые создаются (созданы) в соответствии с законодательством Российской Федерации и иностранных государств и целью деятельности которых является содействие экономическому развитию и инвестициям;
12) создает филиалы и открывает представительства, а также создает юридические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и иностранных государств;
13) осуществляет корпоративные (членские) права и несет обязанности в отношении юридических лиц, участником (членом) которых является, осуществляет права учредителя в отношении созданных им юридических лиц, являющихся унитарными юридическими лицами, а в отношении отдельных из указанных юридических лиц, перечень которых утверждается наблюдательным советом Внешэкономбанка, определяет основные направления и приоритеты их деятельности, политику управления рисками и временно свободными денежными средствами (ликвидностью), оказывает им финансовую и гарантийную поддержку (далее – организации Внешэкономбанка);
14) осуществляет управление временно свободными денежными средствами (ликвидностью) Внешэкономбанка, а также реализует мероприятия, направленные на увеличение ресурсной базы и улучшение финансового состояния организаций Внешэкономбанка;
15) осуществляет экспертно-аналитическую деятельность в целях выявления факторов, обеспечивающих рост экономики Российской Федерации, поиск и отбор соответствующих этим факторам проектов с учетом их влияния на устойчивое развитие и повышение энергоэффективности, привлечение частных инвестиций в данные проекты, а также инвестиционное и финансовое консультирование их участников;
16) взаимодействует с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также с органами государственной власти, организациями иностранных государств и международными организациями, заключает с указанными органами и организациями соглашения (договоры) по вопросам, относящимся к целям деятельности Внешэкономбанка;
17) в целях реализации проектов Внешэкономбанка осуществляет доверительное управление денежными средствами и иным имуществом, находящимся в том числе в государственной собственности, а также хранение в соответствии с законодательством Российской Федерации федерального имущества;
18) осуществляет в установленном порядке работы, связанные с использованием информации, составляющей государственную тайну, иной информации ограниченного доступа и информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности, обеспечивает защиту такой информации.
5. Внешэкономбанк участвует во исполнение решений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации в реализации проектов Внешэкономбанка, имеющих общегосударственное, стратегическое или приоритетное значение для экономики Российской Федерации, которые не соответствуют основным направлениям, показателям, ограничениям или принципам инвестиционной и финансовой деятельности Внешэкономбанка, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
6. Члены коллегиальных органов созданных Внешэкономбанком юридических лиц, юридических лиц, участником (членом) которых является Внешэкономбанк, и (или) их дочерних хозяйственных обществ вправе совмещать свое членство в коллегиальных органах созданных Внешэкономбанком юридических лиц, юридических лиц, участником (членом) которых является Внешэкономбанк, и (или) их дочерних хозяйственных обществ с замещением в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной должности или должности федеральной государственной службы.
7. При выполнении предусмотренных настоящим Федеральным законом функций, а также в целях обеспечения ликвидности и управления рисками Внешэкономбанк осуществляет следующие банковские операции:
1) открывает и ведет банковские счета:
а) юридических лиц, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка;
б) юридических лиц, признаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации контролирующими или подконтрольными лицами юридического лица, участвующего в реализации проектов Внешэкономбанка;
в) организаций Внешэкономбанка, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 13 части 4 настоящей статьи;
г) российских кредитных организаций и иностранных банков, международных банков и расчетно-клиринговых центров (корреспондентские счета);
д) в Центральном банке Российской Федерации, кредитных организациях на территории Российской Федерации, иностранных банках и международных расчетно-клиринговых центрах (корреспондентские счета). Открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, осуществляются Внешэкономбанком в целях реализации функции, предусмотренной пунктом 13 части 3 настоящей статьи;
2) привлекает во вклады денежные средства юридических лиц, которым открыты счета во Внешэкономбанке. Привлечение во вклады денежных средств юридических лиц, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 настоящей части, осуществляется Внешэкономбанком в целях реализации функции, предусмотренной пунктом 13 части 3 настоящей статьи. Объем денежных средств, привлеченных Внешэкономбанком во вклады от юридических лиц, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 настоящей части, и находящихся на счетах указанных лиц, открытых во Внешэкономбанке, не может превышать размер прав (требований), принадлежащих Внешэкономбанку на основании денежных обязательств, возникших в рамках реализации проектов Внешэкономбанка;
3) размещает указанные в пунктах 2 и 8 настоящей части привлеченные денежные средства от своего имени и за свой счет;
4) осуществляет переводы денежных средств по поручению юридических лиц, которым открыты счета во Внешэкономбанке;
5) осуществляет куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
6) осуществляет инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц, которым открыты счета во Внешэкономбанке;
7) выдает банковские гарантии юридическим лицам, участвующим в реализации проектов Внешэкономбанка, и (или) юридическим лицам, признаваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации контролирующими или подконтрольными лицами юридических лиц, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка, а также на основании решений наблюдательного совета Внешэкономбанка иным юридическим лицам, не участвующим в реализации проектов Внешэкономбанка;
8) открывает и ведет банковские счета юридических лиц, а также привлекает во вклады денежные средства юридических лиц на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации в случаях, не предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей части. Правительство Российской Федерации вправе принимать отдельные решения, предусмотренные настоящим пунктом, в целях обеспечения финансовой устойчивости Внешэкономбанка, создания условий для выполнения Внешэкономбанком принятых обязательств по соглашениям о привлечении и предоставлении финансирования, диверсификации источников финансового обеспечения участия Внешэкономбанка в реализации государственных программ, федеральных целевых программ, проектов, включая внешнеэкономические, а также для финансового обеспечения реализации отдельных проектов Внешэкономбанка, имеющих общегосударственное, стратегическое или приоритетное значение для экономики Российской Федерации. Объем денежных средств, привлеченных Внешэкономбанком во вклады в соответствии с настоящим пунктом и находящихся на банковских счетах, открытых во Внешэкономбанке в соответствии с настоящим пунктом, не может превышать размер собственных средств (капитала) Внешэкономбанка;
9) привлекает денежные средства на внутреннем и внешнем финансовых рынках, в том числе на рынке межбанковского кредитования.
8. Внешэкономбанк вправе привлекать в депозиты средства Фонда национального благосостояния в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации. Внешэкономбанк вправе привлекать в депозиты средства федерального бюджета в порядке, который определяется Правительством Российской Федерации.
9. В целях обеспечения достаточности собственных средств (капитала) Внешэкономбанк вправе привлекать в депозиты средства Фонда национального благосостояния на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации на срок не менее пяти лет при условии, что соответствующие договоры депозита не содержат положений, прямо или косвенно предоставляющих право требовать досрочного возврата депозита или его части, а также досрочной уплаты процентов за пользование депозитом или досрочного расторжения договора депозита.
10. При выполнении своих функций, а также в целях обеспечения ликвидности и управления рисками Внешэкономбанк помимо перечисленных в части 7 настоящей статьи банковских операций вправе:
1) выдавать поручительства за лиц, указанных в пункте 10 части 3 настоящей статьи, предусматривающие исполнение обязательств в денежной форме;
2) приобретать права требования от третьих лиц, предусматривающие исполнение обязательств в денежной форме;
3) осуществлять межбанковские операции, включая привлечение от кредитных организаций и размещение в кредитных организациях средств в форме депозитов, кредитов, осуществление расчетов через корреспондентские счета;
4) осуществлять куплю-продажу имущества в рамках участия в проектах Внешэкономбанка, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи, в соответствии с законодательством Российской Федерации и применимым законодательством иностранных государств;
5) оказывать консультационные и информационные услуги.
11. В целях обеспечения собственной ликвидности и управления рисками Внешэкономбанк осуществляет на рынке ценных бумаг дилерскую и депозитарную деятельность. В целях реализации проектов Внешэкономбанка, а также в целях реализации функций, предусмотренных частями 1, 1.1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, Внешэкономбанк вправе осуществлять на рынке ценных бумаг дилерскую и депозитарную деятельность, а также деятельность по управлению ценными бумагами и доверительное управление денежными средствами и иным имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности.
(Статья в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 454-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Функции по осуществлению поддержки экспорта, предусмотренные статьей 3 настоящего Федерального закона, реализуются Внешэкономбанком, акционерным обществом «Российский экспортный центр» (далее – Российский экспортный центр), акционерным обществом «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком (акционерное общество) и их дочерними хозяйственными обществами.
2. Функции по организации финансовой, страховой, гарантийной и иной поддержки экспорта, предусмотренные статьей 3 настоящего Федерального закона, осуществляются Внешэкономбанком и Российским экспортным центром, 100 процентов акций которого принадлежат Внешэкономбанку, в соответствии с настоящим Федеральным законом, актами Правительства Российской Федерации, решениями уполномоченных органов управления этих организаций.
3. Права акционера Российского экспортного центра реализуются Внешэкономбанком на основании решений наблюдательного совета Внешэкономбанка. Уставный капитал Российского экспортного центра формируется в размере и порядке, определяемых наблюдательным советом Внешэкономбанка.
4. Внешэкономбанк обеспечивает координацию деятельности Российского экспортного центра, акционерного общества «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», Государственного специализированного Российского экспортно-импортного банка (акционерное общество) по поддержке экспорта.
5. Члены советов директоров (наблюдательных советов) Российского экспортного центра и его дочерних хозяйственных обществ вправе совмещать свое членство в советах директоров (наблюдательных советах) Российского экспортного центра и (или) его дочерних хозяйственных обществ с замещением в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной должности или должности федеральной государственной службы.
6. Генеральный директор Российского экспортного центра назначается на должность и освобождается от должности по решению общего собрания акционеров Российского экспортного центра.
7. Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют контроль деятельности Российского экспортного центра.
8. Российский экспортный центр в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации:
1) участвует в реализации государственной политики в области развития и поддержки экспорта, в том числе оказывает содействие реализации государственных и иных проектов, предусматривающих экспорт товаров (работ, услуг);
2) осуществляет информационную и консультационную поддержку экспортеров, российских инвесторов, осуществляющих инвестиции за пределами территории Российской Федерации, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, российских и иностранных кредитных организаций, а также иных организаций, оказывающих финансовую поддержку указанным лицам;
3) осуществляет организацию доступа российских экспортеров и иных заинтересованных лиц к информации о мерах поддержки экспорта, а также о деятельности уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере поддержки экспорта;
4) оказывает содействие деятельности некоммерческих организаций, представляющих интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
5) оказывает содействие продвижению за рубежом промышленной продукции (товаров, работ, услуг), включая содействие выставочной, ярмарочной, маркетинговой и иной деятельности, во взаимодействии с уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
6) оказывает содействие деятельности организаций, являющихся посредниками при осуществлении экспортной деятельности;
7) осуществляет иную деятельность в целях поддержки экспорта.
9. Порядок взаимодействия Российского экспортного центра с федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», в том числе в подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам осуществления функций и полномочий Российского экспортного центра, предусмотренных настоящим Федеральным законом, актами Правительства Российской Федерации и уставом Российского экспортного центра, устанавливается Правительством Российской Федерации.
10. Акционерное общество «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации:
1) осуществляет страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков экспортеров, российских инвесторов, осуществляющих инвестиции за пределами территории Российской Федерации, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, российских и иностранных кредитных организаций, осуществляющих кредитование соответствующих сделок, а также иных организаций, оказывающих финансовую поддержку указанным лицам;
2) обеспечивает исполнение обязательств иностранных контрагентов при экспорте и осуществлении инвестиций за пределами Российской Федерации, в том числе путем выдачи независимых гарантий, предоставления поручительств и применения иных способов обеспечения исполнения обязательств в отношении проектов, имеющих общегосударственное, стратегическое или приоритетное значение для экономики Российской Федерации, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
3) осуществляет иную деятельность в целях поддержки экспорта.
11. Акционерное общество «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» осуществляет деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, предусмотренным частью 10 настоящей статьи, и общими положениями гражданского законодательства Российской Федерации.
12. К отношениям по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков не применяются пункт 1 статьи 927, пункт 1 статьи 929, части первая и третья статьи 933, статья 938, пункт 1 статьи 942, пункт 3 статьи 943, пункты 2 и 3 статьи 944, статьи 950 и 956 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.
13. На акционерное общество «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» не распространяются положения законодательства Российской Федерации об организации страхового дела. Акционерное общество «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» осуществляет деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций без получения разрешения (лицензии).
14. Порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, предусмотренным частью 10 настоящей статьи, в частности, определяются:
1) требования к правилам страхования, включая требования к сторонам договора страхования и выгодоприобретателям, объектам страхования, страховым суммам, страховым премиям, страховым тарифам, страховым рискам, страховым случаям, обеспечению обязательств сторон, порядку заключения, исполнения, прекращения и расторжения договора страхования и ответственности сторон;
2) требования к обеспечению финансовой устойчивости акционерного общества «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», включая формирование и использование страхового фонда, иных фондов и резервов;
3) требования к деятельности акционерного общества «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» в связи с предоставлением ему финансовой поддержки Внешэкономбанком в виде гарантий и (или) в иных формах, а также государственной поддержки в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в том числе в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных гарантий Российской Федерации;
4) порядок и формы осуществления контроля деятельности акционерного общества «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций».
15. Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк (акционерное общество):
1) осуществляет финансирование экспортеров, российских инвесторов, осуществляющих инвестиции за пределами территории Российской Федерации, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, российских и иностранных кредитных организаций, а также иных организаций, оказывающих финансовую поддержку указанным лицам;
2) обеспечивает исполнение обязательств российских экспортеров, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, российских и иностранных кредитных организаций, осуществляющих кредитование соответствующих сделок, а также иных организаций, оказывающих финансовую поддержку указанным лицам, в том числе путем выдачи банковских гарантий, заключения договоров поручительства и иными способами;
3) осуществляет иную деятельность в целях поддержки экспорта.
16. Российский экспортный центр, акционерное общество «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк (акционерное общество) вправе выступать получателями субсидий из федерального бюджета и государственной поддержки в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, выступать агентом Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мер государственной поддержки экспорта, за исключением функций агента Правительства Российской Федерации по государственным гарантиям, предусматриваемых федеральным законом о федеральном бюджете.
17. Акционерное общество «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк (акционерное общество), а также иные хозяйственные общества, участником которых является Российский экспортный центр, могут иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
18. В фирменные наименования Российского экспортного центра, акционерного общества «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» и Государственного специализированного Российского экспортно-импортного банка (акционерное общество) допускается включение официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования.
(Статья дополнительно включена с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 185-ФЗ.)
1. Правовой статус и деятельность Внешэкономбанка регулируются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принятыми на их основе нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Законодательство о банках и банковской деятельности распространяется на деятельность Внешэкономбанка в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, и с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей.
2.1. Внешэкономбанк выпускает эмиссионные ценные бумаги и осуществляет профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в порядке, установленном Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также настоящим Федеральным законом.
(Часть дополнительно включена с 9 января 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 454-ФЗ.)
2.2. Члены правления Внешэкономбанка, председатель Внешэкономбанка и его заместители, руководитель службы внутреннего контроля Внешэкономбанка должны соответствовать требованиям, предъявляемым к указанным лицам в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». При этом не требуется согласование с Банком России кандидатов на указанные должности.
(Часть дополнительно включена с 9 января 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 454-ФЗ.)
2.3. Утверждение и подписание документов, принятие решений, предусмотренных Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, в рамках процедуры эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг, за исключением документов и решений, утверждение, подписание или принятие которых отнесено к полномочиям наблюдательного совета или правления Внешэкономбанка, осуществляются председателем Внешэкономбанка или его заместителем.
(Часть дополнительно включена с 9 января 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 454-ФЗ.)
3. На Внешэкономбанк не распространяются положения законодательства о банках и банковской деятельности, регулирующие порядок:
1) государственной регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензий на осуществление банковских операций;
2) ликвидации или реорганизации кредитных организаций;
3) предоставления информации о деятельности кредитных организаций;
4) осуществления отдельных видов банковских операций и сделок в случае противоречия порядка, установленного законодательством о банках и банковской деятельности, настоящему Федеральному закону;
5) обеспечения требований устойчивости и финансовой надежности кредитных организаций, соблюдения иных обязательных требований и нормативов.
4. К отношениям, возникающим при осуществлении Внешэкономбанком возложенных на него настоящим Федеральным законом функций, применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, а также Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», установленные для кредитных организаций. К отношениям, возникающим при осуществлении Внешэкономбанком деятельности в качестве управляющего залогом, финансового агента, доверительного управляющего, стороны договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, к Внешэкономбанку применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, установленные для коммерческих организаций.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 454-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
5. На Внешэкономбанк не распространяются положения, установленные пунктами 3, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций.
6. Основные направления и показатели инвестиционной и финансовой деятельности Внешэкономбанка, количественные ограничения на привлечение заемных средств, лимиты, основные условия, порядок и сроки предоставления кредитов и займов, участия в уставном капитале хозяйственных обществ, выдачи гарантий, основные направления и порядок работы с просроченной задолженностью, основные направления финансовой поддержки организаций Внешэкономбанка устанавливаются в Меморандуме о финансовой политике Внешэкономбанка (далее – Меморандум), утверждаемом Правительством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 454-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
7. Порядок подготовки Меморандума, его содержание и период действия определяются Правительством Российской Федерации.
8. Функции, полномочия и порядок деятельности органов управления Внешэкономбанка определяются настоящим Федеральным законом, а также положением о наблюдательном совете Внешэкономбанка, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и положением об органах управления Внешэкономбанка, утверждаемым наблюдательным советом Внешэкономбанка (далее – положения об органах управления Внешэкономбанка).
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 454-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
9. Внешэкономбанк на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации вправе осуществлять доверительное управление федеральным имуществом и хранение федерального имущества.
(Часть дополнительно включена с 9 января 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 454-ФЗ.)
1. Имущество Внешэкономбанка формируется за счет имущества, полученного в результате реорганизации Банка внешнеэкономической деятельности СССР, прибыли Внешэкономбанка, полученной по результатам его деятельности и направленной в фонды Внешэкономбанка, и имущественных взносов Российской Федерации, в том числе субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации, добровольных имущественных взносов и пожертвований, а также за счет других законных поступлений.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 454-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1.1. Имущество Внешэкономбанка принадлежит ему на праве собственности.
(Часть дополнительно включена с 9 января 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 454-ФЗ.)
1.2. Предоставление Внешэкономбанку средств федерального бюджета для формирования его имущества осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 4 мая 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 93-ФЗ.)
2. Внешэкономбанк не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Внешэкономбанка.
3. Внешэкономбанк использует свое имущество исключительно для достижения целей, ради которых он создан.
1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность Внешэкономбанка по достижению установленных настоящим Федеральным законом целей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 454-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Правительство Российской Федерации:
1) назначает на должность и освобождает от должности членов наблюдательного совета Внешэкономбанка;
2) утверждает положение о наблюдательном совете Внешэкономбанка;
3) утверждает Меморандум;
4) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
3. Контроль за соблюдением Меморандума осуществляется в том числе на основе ежегодного представления Внешэкономбанком годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского заключения об этой отчетности, а также заключения службы внутреннего контроля Внешэкономбанка по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности и иных документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 454-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
4. В Меморандуме могут быть установлены состав и сроки представления дополнительной информации (дополнительных материалов), обязательной (обязательных) для представления Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации.