Утверждены
Приказом Минтранса РФ
от 19 декабря 2013 года № 473
197. Размещение и крепление багажа, грузобагажа в багажном вагоне, а также в вагоне, предназначенном для перевозки пассажиров, часть которого специально переоборудована для перевозки багажа производится с учетом обеспечения безопасности движения поездов, производства маневровой и погрузочно-разгрузочных работ, полного использования грузоподъемности или вместимости вагона (без превышения грузоподъемности вагона).
198. Багаж, грузобагаж в багажном вагоне размещается равномерно по длине и ширине багажного вагона. При совместном размещении в багажном вагоне багажа, грузобагажа разной массы, в различной упаковке багаж, грузобагаж большей массы и багаж, грузобагаж в жесткой упаковке должен размещаться внизу, а багаж, грузобагаж меньшей массы, багаж, грузобагаж в мягкой, решетчатой, фанерной, картонной и другой облегченной упаковке – наверху.
199. Тарные штучные упаковки багажа, грузобагажа плотно размещаются как в продольном, так и в поперечном направлении багажного вагона, чтобы исключить сдвиг, падение, навалы на двери, потертости и повреждения отдельных мест багажа, грузобагажа при перевозке.
200. В случаях, если свойства багажа, грузобагажа или их состояние, либо предлагаемые пассажиром, отправителем условия перевозок не предусмотрены настоящими Правилами, в соответствующих договорах перевозчиков с пассажирами, отправителями могут устанавливаться особые условия перевозок такого багажа, грузобагажа и ответственность сторон за их перевозку и сохранность.
201. Перевозка багажа, грузобагажа на особых условиях может осуществляться перевозчиком в следующих случаях:
отсутствие технических условий, стандартов на перевозку железнодорожным транспортом предметов и вещей, предъявляемых для перевозки в качестве багажа, грузобагажа;
возникла необходимость в перевозке в качестве багажа и грузобагажа предметов и вещей, перевозка которых в указанном качестве не предусмотрена настоящими Правилами;
перевозка багажа, грузобагажа осуществляется с несоответствием тары, упаковки и состояния багажа, грузобагажа требованиям стандартов, технических условий или при применении новых видов тары и упаковки;
вес и габариты предъявляемого багажа или грузобагажа не соответствуют нормам, установленным настоящими Правилами.
202. При появлении новых технологий перевозки багажа и грузобагажа, не предусмотренных действующими на железнодорожном транспорте техническими регламентами и стандартами, новых видов тары и упаковки, используемых при перевозки багажа и грузобагажа, а также возникновении необходимости перевозки в качестве багажа и грузобагажа предметов и вещей, перевозка которых в указанном качестве не предусмотрена настоящими Правилами, такие перевозки могут осуществляться на особых условиях в рамках заключаемых перевозчиком и отправителем договоров.
203. При возникновении необходимости перевозки багажа, грузобагажа на особых условиях пассажир, отправитель обращается в подразделение перевозчика с письменным заявлением об организации такой перевозки и заключении договора об организации перевозки багажа, грузобагажа на особых условиях не менее чем за 20 дней до начала перевозки. В заявлении указываются следующие сведения: наименования станций отправления и назначения, наименования отправляемого багажа, грузобагажа, размеры и примерный вес, вид упаковки, состояние багажа, грузобагажа, особые требования при перевозке.
Перевозчик информирует пользователей услугами железнодорожного транспорта об уполномоченных представителях перевозчика, в обязанности которых входит рассмотрение заявлений пассажиров, отправителей на перевозку багажа и грузобагажа на особых условиях.
В багажной, грузобагажной квитанции делается отметка: «Перевозка на особых условиях».
204. Дополнительные расходы перевозчика, связанные с организацией перевозки багажа, грузобагажа на особых условиях возмещаются пассажиром, отправителем.
205. Плата за перевозку багажа и грузобагажа на особых условиях не может быть ниже экономически обоснованных затрат перевозчика, связанных с осуществлением указанных перевозок.
206. Включение в состав поезда перевозчика вагонов пассажирского парка, предназначенных для перевозки грузобагажа и принадлежащих другим юридическим и физическим лицам (операторам железнодорожного подвижного состава), в том числе другим перевозчикам, осуществляется в соответствии с заключенными договорами. Основанием для заключения договора является письменное обращение отправителя с указанием предполагаемых направлений и объемов перевозок грузобагажа, а также с приложением необходимых документов. Поступившее обращение рассматривает с учетом установленных маршрутов следования поездов и возможности технического обслуживания подвижного состава.
207. Перевозка грузобагажа в вагонах, принадлежащих другим юридическим и физических лицам, не являющимся перевозчиками, осуществляется по железнодорожным путям общего пользования между станциями, открытыми для выполнения операций по приему и выдаче багажа, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.
208. Для перевозки грузобагажа в вагонах, принадлежащих другим юридическим и физических лицам, не являющимся перевозчиками, отправитель подает перевозчику в срок не менее чем за 5 дней до начала перевозки заявление на перевозку грузобагажа. Заявление подписывает отправитель или лицо им уполномоченное. В заявлении указываются в том числе сведения согласно пункту 165 настоящих Правил.
При наличии технической и технологической возможности осуществления перевозки, перевозчик рассматривает заявление и не менее чем за 2 дня до начала перевозки информирует отправителя о результатах рассмотрения.
При предъявлении отправителем к перевозке одновременно нескольких вагонов заявление подается на каждый вагон.
209. Погрузка грузобагажа в вагоны и выгрузка его из вагонов, принадлежащих другим юридическим и физических лицам, не являющимся перевозчиками, производится отправителем и получателем.
Размещение грузобагажа в вагоне осуществляется в соответствии с порядком размещения и крепления багажа и грузобагажа в багажных вагонах, установленным настоящими Правилами, и должно обеспечивать возможность перевозчика и владельца инфраструктуры осуществлять проверку в соответствии со статьями 18 и 27 Устава железнодорожного транспорта.
При погрузке грузобагажа не допускается загрузка вагона, превышающая грузоподъемность вагона согласно трафарету на вагоне или паспорту вагона.
210. Отправитель должен предъявлять к перевозке вагоны, исправные в техническом отношении.
211. На основании заявления отправителя перевозчик оформляет грузобагажную квитанцию. Грузобагажная квитанция оформляется на весь путь следования грузобагажа от пункта отправления до конечного пункта назначения.
В грузобагажной квитанции указываются наименование перевозчика, номер поезда, дата и время отправления поезда, регистрационный номер вагона, вес грузобагажа, сумма провозных платежей и стоимость перевозки, наименование станций и железной дороги отправления и назначения грузобагажа, наименование отправителя и его почтовый адрес, наименование получателя и его почтовый адрес, краткое наименование грузобагажа, информация о наличии сопроводительных документов (в случае, если законодательством Российской Федерации перевозка предъявляемого грузобагажа может осуществляться только при наличии таких документов), фамилия, имя, отчество (при наличии) сопровождающих лиц, служебные отметки перевозчика и другая информация, предусмотренная настоящими Правилами. К грузобагажной квитанции прилагается спецификация, содержащая описание каждого места грузобагажа.
Обеспечение соблюдения условий размещения и крепления грузобагажа, отсутствие в вагоне запрещенных к перевозке предметов и вещей отправитель удостоверяет записью на оборотной стороне дорожной грузобагажной ведомости «Грузобагаж погружен и закреплен в соответствии с техническими условиями правильно, запрещенные к перевозке предметы и вещи отсутствуют». Запись должна подтверждаться подписью отправителя (с указанием должности и фамилии), заверенной печатью отправителя (при наличии).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 января 2017 года Приказом Минтранса России от 30 ноября 2016 года № 367. – См. предыдущую редакцию.)
Грузобагажная квитанция оформляется на каждый вагон.
212. Перевозка грузобагажа в багажных, почтовых и других вагонах пассажирского парка, принадлежащих другим юридическим и физических лицам, не являющимся перевозчиками, а также следование этих вагонов в порожнем состоянии осуществляется в сопровождении отправителя или получателя либо уполномоченного ими лица.
Указанные лица отвечают за нахождение в исправном, рабочем состоянии устройств и систем вагона.
Если время следования вагона более 12 часов, то он может обслуживаться не более, чем двумя сопровождающими, которые являются членами поездной бригады, проезд которых не требует оплаты. Проезд в вагоне сопровождающих сверх количества, установленного настоящим пунктом, оформляется проездным документом (билетом) с оплатой по тарифу жесткого вагона с местами для лежания (плацкартного вагона) в соответствующей категории поезда.
213. В соответствии со статьей 111 Устава железнодорожного транспорта за искажение наименования багажа, грузобагажа (в том числе при повагонной отправке грузобагажа), а также сведений о свойствах багажа, грузобагажа (в том числе при повагонной отправке грузобагажа), при перевозке которых требуются особые меры предосторожности, пассажир, отправитель уплачивают штраф в размере двукратной стоимости платы за перевозку багажа, грузобагажа (в том числе при повагонной отправке грузобагажа).
214. В соответствии со статьей 111 Устава железнодорожного транспорта за искажение в заявлении на отправку грузобагажа массы грузобагажа (при повагонной отправке), за отправление в сданном для перевозки багаже, грузобагаже (в том числе при повагонной отправке грузобагажа) предметов, перевозка которых в качестве багажа, грузобагажа запрещена, пассажир, отправитель уплачивают штраф в размере десятикратной стоимости платы за перевозку багажа, грузобагажа (в том числе при повагонной отправке грузобагажа), если в соответствии с законодательством Российской Федерации перевозка таких предметов не влечет за собой административную или уголовную ответственность.
215. В соответствии со статьей 111 Устава железнодорожного транспорта штраф за искажение пассажиром, отправителем наименования багажа, грузобагажа (в том числе при повагонной отправке грузобагажа), массы грузобагажа (при повагонной отправке) особых отметок, сведений о багаже, грузобагаже, его свойствах (в том числе при повагонной отправке грузобагажа) подлежит взысканию, если это нарушение обнаружено перевозчиком после заключения договора перевозки багажа, грузобагажа.
Как сами нарушения, так и их последствия могут быть установлены перевозчиком как на станции отправления, так и на станции назначения или в период перевозки.
216. При обнаружении указанных в пунктах 213, 214 настоящих Правил обстоятельств перевозчик составляет акт общей формы и (или) коммерческий акт. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление с копией акта общей формы и (или) коммерческого акта в адрес пассажира, отправителя об уплате штрафа.
217. Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, пассажира, отправителя при осуществлении перевозок багажа, грузобагажа, удостоверяются коммерческими актами и актами общей формы. О составлении коммерческого акта или акта общей формы на оборотной стороне багажной, грузобагажной дорожной ведомости делается отметка.
218. Коммерческие акты составляются для удостоверения следующих обстоятельств:
несоответствие наименования, массы, количества мест багажа, грузобагажа данным, указанным в багажной квитанции;
повреждение (порча) багажа, грузобагажа и возможные причины такого повреждения;
обнаружение багажа, грузобагажа без багажной, грузобагажной дорожной ведомости, а также багажной, грузобагажной дорожной ведомости без багажа, грузобагажа;
возвращения перевозчику похищенного багажа, грузобагажа.
Коммерческий акт составляется перевозчиком в трех экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. Один экземпляр коммерческого акта выдается пассажиру, отправителю (получателю) по его требованию.
Коммерческий акт подписывает перевозчик, а также пассажир, отправитель (получатель), если он участвует в проверке багажа, грузобагажа.
219. Акт общей формы составляется для удостоверения следующих обстоятельств:
утрата документов, приложенных (при необходимости) пассажиром, отправителем к багажной, грузобагажной дорожной ведомости;
задержка багажа, грузобагажа в пути следования в случае задержки таможенными органами или иными органами государственного контроля (надзора);
задержка груженых вагонов в пути следования по причинам, не зависящим от перевозчика;
отказ или уклонение пассажира, отправителя (получателя) от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта (акта о недостаче, повреждении, порче багажа, грузобагажа);
искажение наименования багажа, грузобагажа, а также сведений о свойствах багажа, грузобагажа;
отправление в сданном для перевозки багаже, грузобагаже предметов, перевозка которых в качестве багажа, грузобагажа запрещена;
в других случаях, предусмотренных настоящими Правилами.
Акт общей формы подписывается лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления акта, но не менее чем двумя лицами.
При несогласии с содержанием акта каждая сторона может письменно изложить свое мнение. В случае отказа пассажира, отправителя (получателя) от подписи акта, акт подписывается лицами, участвующими в его составлении. При этом в акте делается отметка о предъявлении акта на подпись пассажиру, отправителю (получателю) и о его отказе от подписания акта. Эта отметка вторично заверяется подписями лиц, участвующих в составлении акта.
О составлении коммерческого акта или акта общей формы на оборотной стороне багажной дорожной ведомости делается отметка.
220. На станциях и вокзалах пассажирам и иным лицам оказываются дополнительные услуги по хранению ручной клади и вещей в камерах хранения.
221. В камерах хранения ручная кладь или вещи иных лиц хранятся в течение оплаченного срока. По истечении оплаченного срока хранения ручная кладь пассажиров и вещи иных лиц находятся в камере хранения в течение 30 дней. При этом ручная кладь или вещи через 5 суток со дня прекращения пассажиром или иным лицом, сдавшим ручную кладь или вещей иных лиц, внесения платы за их хранение вскрываются с составлением акта и подробным описанием их содержимого.
В соответствии с пунктом 40 Правил оказания услуг ручную кладь или вещи иных лиц, не востребованные по истечении 30 дней сверхурочного хранения, владелец камеры хранения вправе реализовать в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Скоропортящиеся продукты, не востребованные по истечении суток со дня прекращения пассажиром или иным лицом, сдавшим их, внесения платы за их хранение, подлежат утилизации, о чем владельцем камеры хранения составляется соответствующий акт.
(Глава дополнительно включена с 15 августа 2016 года Приказом Минтранса России от 21 июля 2016 года № 202; в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2019 года Приказом Минтранса России от 14 ноября 2018 года № 410. – См. предыдущую редакцию.)
222. В проездном документе (билете) для разовой поездки в поезде пригородного сообщения без указания мест, предназначенном для проезда в поездах по маршрутам железной дороги, имеющим остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен, в качестве обязательных реквизитов билета указывается только наименование перевозчика.
223. В абонементном билете, предназначенном для проезда в поездах по маршрутам железной дороги, имеющим остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен, в качестве обязательных реквизитов билета указывается только наименование перевозчика.
224. Электронная регистрация и получение контрольного купона и/или посадочного купона для осуществления поездки в поездах по маршрутам железной дороги, имеющим остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен, в поезде пригородного сообщения без указания мест не требуются.
225. В случае незапланированного перерыва более чем на час в движении поездов пригородного сообщения по маршрутам железной дороги, имеющим остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен, (далее – случаи незапланированного перерыва) пассажир имеет право получить полную стоимость проезда из расчета одной поездки. Размер суммы, которая подлежит возврату, определяется путем деления стоимости абонементного билета на количество дней действия билета или количество поездок. Случаи незапланированного перерыва и порядок возврата стоимости проезда определяются перевозчиком.
(Глава дополнительно включена с 24 февраля 2019 года Приказом Минтранса России от 14 ноября 2018 года № 410.)
226. Пассажир вправе при наличии технической возможности у перевозчика оформить проездной документ (билет) путем валидации карт или электронных устройств с использованием автоматизированных систем (в том числе технологии ближней связи NFC4, системы отображения QR-кода5 или другие автоматизированные системы, позволяющие оформить проездной документ (билет))6.
4 NFC (Near Field Communication) – технология ближней связи (Приказ Минкомсвязи России от 10 марта 2015 г. № 68 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (в части использования технологии ближней связи NFC)» (зарегистрирован Минюстом России 1 апреля 2015 г., регистрационный № 36683), с изменениями, внесенными Приказом Минкомсвязи России от 24 октября 2017 г. № 571 (зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2018 г., регистрационный № 49912).
5 QR-код (Quick responce) – матричная символика штрихового кода с соответствующими параметрами, определенными национальным стандартом Российской Федерации (Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 18004-2015 «Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация символики штрихового кода QR Code» утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 июня 2015 г. № 544-ст., М.: Стандартинформ, 2015).
6 Условия оформления проездного документа (билета) и проезда, регулируемые настоящей главой, доводятся до сведения пассажиров в соответствии со статьей 85 Устава железнодорожного транспорта.
227. Для оплаты проезда с использованием карт или электронных устройств с использованием автоматизированных систем применяются специализированные устройства оплаты проезда – платежные терминалы (далее – терминалы). Перечисление денежных средств перевозчику осуществляется организацией, обеспечивающей возможность оформления пассажирами электронных документов для проезда на маршрутах железной дороги с использованием соответствующих электронных сервисов перевозчика для электронных устройств (далее – сервис-провайдер).
228. При оформлении проездного документа (билета) путем валидации карт или электронных устройств с использованием технологии NFC завершение процедуры по оформлению проездного документа осуществляется пассажиром по окончании поездки. При этом начало и окончание поездки пассажир обязан зафиксировать на терминале.
При фиксации пассажиром на терминале пункта отправления (начало поездки) на карте, являющейся средством платежа, резервируется стоимость поездки в объеме, не превышающем максимальную стоимость резервирования поездки. В случае если проездной документ приобретается посредством использования карт, не являющихся средством платежа, проездной документ (билет) оформляется в момент валидации, и резервирование стоимости поездки не осуществляется.
При перевозке по маршрутам железной дороги, имеющим остановочные пункты, позволяющие осуществить пересадку на метрополитен, проездной документ (билет) оформляется в момент валидации карт или электронных устройств с использованием автоматизированных систем.
Максимально зарезервированная стоимость поездки не должна превышать стоимости поездки от пункта отправления (начало поездки) до пункта назначения, являющегося конечным на маршруте следования поезда, проходящего через пункт отправления (начало поездки). При прибытии в пункт назначения пассажир обязан повторно приложить карту или электронное устройство с использованием технологии NFC к терминалу для фиксации окончания поездки и завершения процедуры оформления проездного документа (билета) по стоимости соответствующей поездки с учетом тарифа по маршруту.
Если пассажир не зафиксировал на терминалах оплаты с использованием карты окончание поездки в пункте назначения по истечении срока, установленного перевозчиком, проездной документ (билет) будет оформлен по маршруту следования пассажира от пункта отправления (начало поездки) до пункта назначения на полную зарезервированную стоимость поездки.
229. При оформлении проездного документа (билета) путем валидации карт или электронных устройств с использованием технологии NFC осуществляется запись реквизитов электронного билета в автоматизированной системе управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте.
230. По окончании оформления проездного документа (билета) и оплате поездки картой (в том числе с использованием технологии проведения бесконтактного платежа) или списанием средств с баланса электронного устройства с использованием технологии NFC производится уменьшение остатка денежных средств на сумму стоимости проезда в поезде по маршруту следования пассажира за вычетом предварительно зарезервированной суммы поездки в соответствии с требованиями, установленными в пункте 228 настоящих Правил.
231. По требованию пассажира после оплаты проезда в поезде с использованием карт или электронного устройства с использованием технологии NFC перевозчики обязаны представлять пассажиру документ, подтверждающий факт оформления перевозки, факт оплаты с указанием лицевого счета карты, суммы списанных средств, даты и времени проведения операции7.
7 Пункт 5 Приказа Минтранса России от 21 августа 2012 г. № 322 «Об установлении форм электронных документов (билетов) на железнодорожном транспорте».
232. Оформление проездных документов (билетов) на электронных устройствах, использующих системы отображения QR-кода, осуществляется с помощью программных приложений или сервисов.
Сформированный электронный проездной документ (билет) после перечисления денежных средств сервис-провайдером для оплаты поездки пассажира отображается на электронных устройствах пассажира с использованием системы отображения QR-кода. Электронный проездной документ (билет) может направляться пассажиру в электронном виде по средствам цифровых технологий передачи данных или формироваться напрямую в приложении на электронном устройстве (по выбору пассажира при оформлении проездного документа)8.
8 Пункт 5 Приказа Минтранса России от 21 августа 2012 г. № 322 «Об установлении форм электронных документов (билетов) на железнодорожном транспорте».
233. Оформление проездного документа (билета) на электронных устройствах, использующих системы отображения QR-кода, допускается только до начала поездки. Сроки оформления проездного документа (билета) на электронных устройствах, использующих системы отображения QR-кода, до начала поездки определяются перевозчиком самостоятельно.
234. При оформлении проездного документа (билета) на электронных устройствах, использующих системы отображения QR-кода, пассажир обязан зафиксировать начало и окончание поездки на терминале оплаты путем считывания QR-кода, содержащего данные электронного проездного документа (билета). Контроль оплаты проезда в данном случае производится путем считывания изображения QR-кода на экране электронного устройства.
235. В случае если пассажир не зафиксировал на терминалах оплаты путем считывания QR-кода окончание поездки в пункте назначения в сроки, установленные перевозчиком, информация о которых доводится в порядке, предусмотренном статьей 85 Устава железнодорожного транспорта, последний вправе ограничить возможность оформления новых проездных документов (билетов) на электронном устройстве пассажира, использующем системы отображения QR-кода, нарушившего условия настоящих Правил.
236. При обращении пассажира о возврате стоимости за неиспользованный билет для разовой поездки в поезде пригородного сообщения без предоставления мест в случае незапланированного перерыва в движении таких поездов более чем на час, пассажир к заявлению прикладывает документ, подтверждающий факт оформления перевозки, факт оплаты.
237. Претензии к перевозчику, возникшие в связи с осуществлением перевозки пассажиров и багажа с учетом особенностей настоящей главы, предъявляются в установленном законодательством Российской Федерации порядке9.
9 Статьи 121 – 123 Устава железнодорожного транспорта.