1. Форму федерального статистического наблюдения № 1 – конъюнктура «Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле» (далее – форма) предоставляют юридические лица (кроме микропредприятий и некоммерческих организаций), осуществляющие розничную торговлю.
Юридические лица обследуются на выборочной основе.
В форму включаются первичные статистические данные (далее – данные) в целом по юридическому лицу. При наличии у юридического лица обособленных подразделений1, осуществляющих деятельность за пределами Российской Федерации, сведения по ним в настоящую форму не включаются.
2. Заполненная форма предоставляется в территориальные органы Росстата по месту фактического осуществления деятельности юридического лица.
Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять данные от имени юридического лица.
3. В адресной части формы указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках – краткое наименование.
В строке «Почтовый адрес» указывается наименование территории Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом. Если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается фактическое местонахождение респондента (почтовый адрес).
В кодовой части титульного листа формы на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО, размещенного на интернет-сайте Росстата по адресу: http://websbor.gks.ru/online/#!/gs/statistic-codes, отчитывающаяся организация проставляет код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).
По форме за отчетный период возможно направление респондентом подписанного в установленном порядке отчета по форме, не заполненного значениями показателей («пустого» отчета по форме). Во всех представляемых отчетах такого вида должен заполняться исключительно титульный раздел формы, а в остальных разделах не должно указываться никаких значений данных, в том числе нулевых и прочерков.
При реорганизации юридического лица в форме преобразования юридическое лицо, являющееся правопреемником, с момента своего создания должно предоставлять отчет по форме (включая данные реорганизованного юридического лица) в срок, указанный на бланке формы за период с начала отчетного года, в котором произошла реорганизация.
4. При ответе на вопрос 1 формы необходимо иметь ввиду, что показывается средняя численность работников в целом по юридическому лицу за предыдущий квартал, которая включает среднесписочную численность работников, среднюю численность внештатных совместителей и среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
1Обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. В списочную численность работников включаются работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, как фактически работавшие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам (находившиеся в ежегодных, дополнительных, учебных отпусках; не явившиеся на работу по болезни; женщины, находящиеся в отпусках по беременности, родам, по уходу за ребенком и другое), а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. При исчислении среднесписочной численности работников исключаются женщины, находившиеся в отпусках по беременности, родам и в дополнительных отпусках по уходу за ребенком.
Работники, принятые на работу на неполное рабочее время, учитываются в среднесписочной численности пропорционально отработанному времени.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) за предыдущий квартал определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы предыдущего квартала и деления полученной суммы на 3.
Средняя численность внештатных совместителей исчисляется пропорционально фактически отработанному времени путем суммирования средней численности внештатных совместителей за все месяцы предыдущего квартала и деления полученной суммы на 3.
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, исчисляется исходя из учета этих работников за каждый календарный день как целых единиц в течение всего срока действия договора независимо от срока выплаты вознаграждения. За предыдущий квартал определяется путем суммирования средней численности этих работников за все месяцы предыдущего квартала и деления полученной суммы на 3.
Ответы на вопросы 6 и 8 проставляются один раз в год в отчете за I квартал отчетного года.
При ответе на вопросы 8 и 9 следует руководствоваться приведенной ниже таблицей кодов:
Направления отчисления средств на развитие и расширение торговой деятельности (вопрос 8) |
Код |
Факторы, ограничивающие деятельность |
Код |
Создание филиалов |
1 |
Недостаточный платежеспособный спрос |
24 |
Увеличение торговых и складских площадей |
2 |
Недостаточный ассортимент |
25 |
Модернизация и обновление оборудования |
3 |
Недостаток финансовых средств |
11 |
Реклама |
4 |
Высокий процент коммерческого кредита |
27 |
Изучение спроса |
5 |
Сложности с получением кредита |
90 |
Отсутствуют |
6 |
Высокий уровень налогов |
28 |
Другие |
7 |
Высокая арендная плата |
17 |
Высокие транспортные расходы |
31 |
||
Недостаток складских помещений |
13 |
||
Недостаток торговых помещений |
109 |
||
Высокая конкуренция со стороны других организаций розничной торговли |
249 |
||
Ограничений нет |
58 |
При ответе на вопросы 11 и 12 необходимо иметь ввиду, что к социально значимым продовольственным товарам относятся товары, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения» (с изменениями и дополнениями).
При ответе на вопрос 13 необходимо иметь ввиду, что к товарам, проданным по заказам, по почте, относятся товары, проданные непосредственно при помощи телевидения, радио, телефона, а также путем заказа по почте.
Интернет-торговля2 – это продажа товаров по заказам от покупателей, поступивших в интерактивном режиме (O№-LI№E), где цена и (или) условия продажи приняты или оговорены по Интернету, электронной почте и тому подобное по времени выписки счета-фактуры или доставки покупателю, независимо от формы расчета и времени фактической оплаты товара покупателем.
2Здесь и далее значение понятия приведено исключительно в целях заполнения настоящей формы.
Ответ на вопрос 14 обязателен к заполнению в отчете за IV квартал отчетного года.
При ответе на вопрос 14, следует руководствоваться приведенной ниже таблицей кодов:
Состояние конкурентной среды |
Код |
За отчетный период уровень ненадлежащей рекламы снизился |
1 |
За отчетный период уровень недобросовестной конкуренции снизился |
2 |
За отчетный период антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления стало меньше |
3 |
За отчетный период состояние конкурентной среды улучшилось |
4 |
За отчетный период доступность услуг естественных монополий возросла |
5 |
При ответе на вопрос 14 (строка 04) необходимо иметь ввиду, что конкурентная среда рынка2 – совокупность сложившихся условий деятельности хозяйствующих субъектов по реализации товаров, включающая:
2Здесь и далее значение понятия приведено исключительно в целях заполнения настоящей формы.
условия поставки товаров (конкурентная среда улучшилась, если условия поставки улучшились);
условия предоставления краткосрочных кредитов (конкурентная среда улучшилась, если снижен процент за кредит);
условия доставки товаров автомобильным, железнодорожным, речным, морским и авиатранспортом (конкурентная среда улучшилась, если доставка грузов стала быстрее и (или) дешевле);
количество продавцов и покупателей (конкурентная среда улучшилась, если количество продавцов и (или) покупателей увеличилось);
административное регулирование рынка и давление на участников рынка со стороны органов власти (конкурентная среда улучшилась, если дискриминация, количество запретов, ограничений, требований, условий со стороны органов власти уменьшилось);
платежеспособный спрос населения (конкурентная среда улучшилась, если платежеспособный спрос возрос);
другие факторы, влияющие на реализацию товаров (при положительном влиянии – конкурентная среда улучшилась).
Конкуренция2 – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»).
Ненадлежащая реклама2 – это недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации.
Недобросовестная конкуренция2 – нарушение общепринятых правил и норм конкуренции: неправомерное получение, использование и разглашение конфиденциальной информации, распространение ложных сведений, сокрытие важной для потребителей информации и тому подобное.
Под антиконкурентными действиями органов государственной власти понимаются нормативно-правовые акты и (или) действия (бездействие), которые имеют (либо могут иметь) своим результатом недопущение, ограничение и устранение конкуренции.
Под доступностью услуг естественных монополий понимается отсутствие дискриминации при подключении к источникам электро- и теплоэнергии, к газо- и нефтепроводам, при пользовании услугами фиксированной телефонной и почтовой связи, услугами железнодорожного транспорта, аэропортов, портов и транспортных терминалов.
Раздел 1 обязателен для заполнения.
Раздел 6 заполняется 1 раз в год в отчете за I квартал отчетного года.
Раздел 8 заполняется 1 раз в год в отчете за I квартал отчетного года.
Если в Разделе 11 заполнена строка 02, то должна быть заполнена строка 01.
Если в Разделе 12 заполнена строка 02, то должна быть заполнена строка 01.
Раздел 14 заполняется 1 раз в год в отчете за IV квартал отчетного года.