1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены для обеспечения разработки и реализации программ оптимизации расходов бюджета субъектов Российской Федерации (далее – программы).
2. В Методических рекомендациях представлена предлагаемая структура программ, а также рекомендуемые для включения в программы основные разделы и возможные направления реализации данных программ.
3. В программу рекомендуется включать следующие основные разделы:
а) текущее состояние государственных финансов субъекта Российской Федерации;
б) цели и задачи программы;
в) способы и инструменты решения задач программы;
г) ожидаемые результаты реализации программы;
д) риски реализации программы.
4. Программа может содержать иные разделы, необходимые для ее эффективной, полной и своевременной реализации с учетом специфики формирования программных документов в субъекте Российской Федерации.
5. Описание текущей ситуации в сфере государственных финансов субъекта Российской Федерации должно содержать анализ динамики поступления доходов, расходов, а также источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и объема государственного долга субъекта Российской Федерации.
При описании текущей ситуации рекомендуется использовать количественные показатели, характеризующие величину и структуру доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета. В разделе следует указать перечень мер, которые могут способствовать оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации.
При анализе текущей ситуации необходимо провести детальный анализ состояния расходной части бюджета субъекта Российской Федерации. В приложении к настоящим Методическим рекомендациям приведен перечень индикаторов, характеризующих состояние расходной части бюджета субъекта Российской Федерации, которые могут быть использованы при подготовке программы.
Описание основных проблем бюджетной системы субъекта Российской Федерации рекомендуется дополнять указанием причин возникновения проблем и возможных путей решения данных проблем.
Если органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в предыдущие годы предпринимались меры, направленные на решение проблем, в программе рекомендуется приводить краткое описание принятых мер и достигнутых результатов, в т. ч. анализ исполнения подготовленных ранее программ и планов, содержащих мероприятия, направленные на оптимизацию расходов.
В описании текущей ситуации следует избегать декларативных положений, не подтвержденных фактической (в том числе количественной) информацией.
Описание текущей ситуации целесообразно представлять с оценкой финансовых потерь бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, которых можно избежать путем реализации мероприятий программы.
6. В программе должны быть сформулированы цели реализации (например, «обеспечение сбалансированности бюджетной системы субъекта Российской Федерации к 2020 году»).
7. В программе рекомендуется указать перечень задач, выполнение которых необходимо для достижения целей программы. Перечень задач формируется исходя из принципа их необходимости и достаточности для достижения целей программы и ожидаемых результатов ее реализации.
При формулировании задач рекомендуется ориентироваться на Типовой план мероприятий по консолидации бюджетных средств субъектов Российской Федерации в целях оздоровления государственных финансов регионов, размещенный на официальном сайте Минфина России. В зависимости от задач, реализованных в рамках предыдущих программ и планов, направленных на оптимизацию расходов, в качестве задач программы могут рассматриваться:
а) оптимизация расходов на государственное и муниципальное управление;
б) оптимизация расходов на содержание бюджетной сети, а также численности работников бюджетной сферы;
в) совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд;
г) оптимизация мер социальной поддержки населения;
д) оптимизация расходов, связанных с предоставлением бюджетных средств хозяйствующим субъектам;
е) оптимизация инвестиционных расходов, субсидий юридическим лицам и дебиторской задолженности;
ж) сокращение просроченной кредиторской задолженности бюджета;
з) совершенствование межбюджетных отношений;
и) сокращение расходов на обслуживание долга.
Для каждой задачи должен быть сформирован набор мероприятий, достижение которых будет способствовать решению задачи.
Наименования мероприятий целесообразно формулировать таким образом, чтобы создавалось максимально полное представление о специфике, масштабе и содержании действий, которые планируется осуществить в рамках реализации программы.
Наименования мероприятий, их ожидаемые результаты (целевые индикаторы), сроки исполнения и ответственные исполнители (соисполнители) включаются в план мероприятий по реализации программы, являющийся приложением к программе.
В случае, если программа субъекта Российской Федерации предполагает достижение определенных результатов в сфере муниципальных финансов, в программе целесообразно отразить механизмы и меры, стимулирующие и обеспечивающие достижение данных результатов органами местного самоуправления.
В зависимости от мероприятий, реализованных в рамках предыдущих программ и планов, направленных на оптимизацию расходов, в качестве мероприятий программ могут рассматриваться:
7.1. В рамках решения задачи «Оптимизация расходов на государственное и муниципальное управление»:
а) устранение избыточных и дублирующих функций органов государственного (местного) управления, включая реорганизацию (где это необходимо) системы исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации), в том числе:
выявление и устранение дублирующих функций органов государственного (местного) управления с сокращением соответствующих штатных единиц;
укрупнение территориальных подразделений органов власти путем создания территориальных управлений по нескольким муниципальным образованиям;
укрупнение органов власти путем слияния нескольких органов исполнительной власти, выполняющих схожие функции, например:
объединение органов, выполняющих функции по предоставлению социально значимых государственных услуг населению в сферах занятости, социальной защиты населения и регулирования рынка труда;
объединение двух или более органов, исполняющих контрольно-надзорные функции;
объединение органов, выполняющих функции по реализации государственной политики в сферах туризма и молодежной политики.
укрупнение органов власти путем присоединения небольших по численности структур к органам, выполняющим функции по реализации государственной политики в смежных сферах, например:
передача функций в сфере туризма региональному органу власти, выполняющему функции в сфере культуры;
передача функций в сфере архитектуры и градостроительства региональному органу власти, выполняющему функции в сфере строительства;
передача функций в сфере молодежной политики региональному органу власти, выполняющему функции в сфере образования;
передача функций в сфере государственного заказа региональному органу власти, осуществляющему функции в сфере экономического развития, имущественных отношений или финансовому органу;
передача функций по мобилизационной подготовке аппарату высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
передача контрольных функций по охране и использованию объектов животного мира региональному министерству природных ресурсов;
содействие укрупнению муниципальных образований на поселенческом уровне с целью оптимизации численности представительных и исполнительных органов власти;
содействие передаче полномочий поселений для исполнения органами местного самоуправления муниципальных районов;
б) оптимизация расходов на текущее содержание органов власти, в том числе на основе сокращения численности государственных и муниципальных служащих в субъекте Российской Федерации, в том числе:
установление запрета на увеличение численности государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и численности работников государственных казенных учреждений,
определение целевых показателей по сокращению численности государственных гражданских служащих, с указанием ожидаемого финансового эффекта от оптимизации численности,
установление требований по переводу должностей государственной гражданской службы в штатные единицы государственных учреждений, в том числе путем передачи исполнения отдельных функций от исполнительных органов государственной власти подведомственным государственным казенным учреждениям,
установление требований по переводу штатных единиц, связанных с исполнением обеспечивающих функций исполнительных органов государственной власти, в категорию «обеспечивающие специалисты», не относящиеся к должностям государственной гражданской службы. В том числе функции в сфере информационно-коммуникационных технологий, по ведению бюджетного учета, делопроизводству, кадровые службы, техническое обеспечение,
сокращение дополнительных выплат государственным гражданским служащим;
в) централизация отдельных функций исполнительных органов государственной (муниципальной) власти путем их передачи для централизованного исполнения отдельному органу или учреждению, в том числе:
централизация бюджетного учета в части полномочий получателей бюджетных средств и бухгалтерского учета органов исполнительной власти на базе государственного казенного учреждения, подведомственного финансовому органу, либо создание централизованной бухгалтерии для органов власти с малой численностью сотрудников;
развитие системы централизованного учета и переход на отраслевую централизованную бухгалтерию;
передача функций по бухгалтерскому и бюджетному учету на местном уровне из администраций поселений в органы местного самоуправления муниципальных районов (в казенные муниципальные учреждения);
централизация бюджетного и бухгалтерского учета на основе принципов «Электронного бюджета»;
централизация обеспечивающих функций в сфере информационных технологий и программно-технического обеспечения для нужд органов исполнительной власти, включая централизацию закупок в сфере информационно-коммуникационных технологий (оборудование, программное обеспечение и услуги связи), а также формирование единой службы технической поддержки для ИТ-инфраструктуры органов исполнительной власти;
централизация функций по организации правовой деятельности органов исполнительной власти, а также по кадровому обеспечению органов исполнительной власти на базе специализированных региональных органов исполнительной власти;
передача специализированным учреждениям иных непрофильных функций органов исполнительной власти, в том числе:
по обеспечению оперативного взаимодействия высшего должностного лица и высшего исполнительного органа государственной власти с Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти,
по обеспечению деятельности мировых судей,
по обслуживанию автотранспортом и материально-техническому обеспечению деятельности,
по обслуживанию зданий и сооружений,
по укрупнению существующих учреждений в данной сфере;
г) дальнейшее развитие предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронной форме.
д) установление запрета на принятие новых расходных обязательств субъекта Российской Федерации, включая создание новых государственных учреждений (за исключением случаев, когда государственное учреждение создается для обеспечения оптимизации расходов бюджета субъекта Российской Федерации).
е) назначение доплат к пенсиям государственных гражданских служащих только для неработающих пенсионеров, оптимизация системы мер социальной поддержки в части установления ограничения размера доплаты к пенсии неработающим лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления региона.
ж) повышение эффективности использования имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, в целях организации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
7.2. В рамках решения задачи «Оптимизация расходов на содержание бюджетной сети, а также численности работников бюджетной сферы»:
а) мониторинг непревышения значений целевых показателей заработной платы, установленных в региональных планах мероприятий («дорожных картах») изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения;
б) соблюдение показателей оптимизации численности работников отдельных категорий бюджетной сферы в соответствии с утвержденными «дорожными картами».
в) увеличение объема расходов за счет доходов от внебюджетной деятельности бюджетных и автономных учреждений (например, за счет эффективного использования бюджетными и автономными учреждениями государственного имущества).
г) анализ нагрузки на бюджетную сеть (контингент, количество бюджетных учреждений, количество персонала, используемые фонды, объемы и качество, предоставляемых государственных услуг, в разрезе бюджетных учреждений).
д) разработка и утверждение программы реорганизации бюджетной сети (по отраслям).
е) укрупнение или присоединение «мелких» учреждений, а также организаций, загруженных менее чем на 50%, к более крупным (за исключением государственных учреждений, расположенных в сельской местности).
ж) размещение разнопрофильных учреждений под «одной крышей» (например, комплекс «школа – развивающие секции – библиотека – тренажерные залы – дом культуры и т. п.»).
з) создание центров коллективного пользования (высокооснащенных кабинетов) на базе школ, дворцов культуры, музеев, библиотек, колледжей, предоставляющих возможность реализации творческого потенциала получателей услуг посредством использования современного оборудования, программного обеспечения, доступа к библиотечному фонду и современным обучающим технологиям.
и) реализация (продажа) излишнего, консервация неиспользуемого имущества учреждений, анализ возможностей выделения земельных участков для их последующей реализации (сдачи в аренду).
к) уменьшение численности обслуживающего персонала и непрофильных специалистов учреждений (сторожа, повара, уборщики помещений, водители, завхозы, электрики, рабочие, слесаря, плотники и т. д.);
л) передача несвойственных функций бюджетных учреждений на аутсорсинг (организация теплоснабжения, организация питания школьников, уборка помещений, транспортное обеспечение обучающихся), вывод медицинских работников детских садов и школ в систему здравоохранения.
м) создание централизованных бухгалтерий, в том числе создание единой централизованной информационной системы учета и отчетности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждениях региона.
н) включение в нормативные затраты на содержание имущества только затрат на имущество, используемого для выполнения государственного задания, а также отказ от содержания имущества, неиспользуемого для выполнения государственного задания.
о) реализация мероприятий по энергосбережению.
п) повышение качества и расширение спектра государственных услуг, в том числе перечня платных услуг, связанных с основной и сопутствующей деятельностью учреждения.
р) расширение форм предоставления государственных услуг (передвижные медицинские комплексы, передвижные библиотеки и т. д.).
с) проведение анализа и согласования с финансовым органом региона порядка определения нормативных затрат и порядка формирования государственного задания по бюджетным и автономным учреждениям, разработка стандартов оказания услуг, содержащих нормативы обеспечения материальными ресурсами.
т) включение в порядок формирования государственного задания и финансового обеспечения выполнения государственного задания правил и сроков возврата субсидии в объеме, соответствующем показателям государственного задания, которые не были достигнуты.
7.3. В рамках решения задачи «Совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд»:
а) централизация (специализация) функций по осуществлению закупок товаров, работ, услуг, по бухгалтерскому учету, материально-техническому обеспечению, транспортному обслуживанию, обслуживанию и ремонту помещений, охране зданий государственных органов субъектов Российской Федерации, а также централизации функций по юридическому сопровождению, кадровой работе, а также закупок муниципальных образований;
б) оптимизация расходов на укрепление материально-технической базы бюджетных и автономных учреждений;
в) формирование единого уполномоченного учреждения, организующего проведение закупок для всех органов исполнительной власти, подведомственных им казенных и бюджетных учреждений;
г) организация предварительного контроля ценообразования при осуществлении закупок на базе единого уполномоченного учреждения;
д) организация совместных закупок для нужд органов власти и учреждений;
е) использование единой электронной площадки (в том числе межрегиональной) для осуществления закупок малого объема;
ж) включение требований по организации закупок, в том числе по централизации закупочной деятельности, совместным закупкам, предварительной экспертизе ценообразования в состав условий предоставления субсидий местным бюджетам.
7.4. В рамках решения задачи «Оптимизация мер социальной поддержки населения»:
а) отказ от индексации социальных выплат, установленных отдельным категориям граждан региональным законодательством;
б) исключение из числа получателей мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг членов семей носителя льготы, кроме нетрудоспособных иждивенцев (детей, детей-инвалидов, инвалидов с детства), совместно с ним проживающих и находящихся на его полном содержании;
в) введение дополнительных критериев при назначении предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, способствующее сокращению прироста численности получателей (например, требование отсутствия у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение двух и более месяцев подряд);
г) предоставление льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг исходя из региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления услуг, в том числе отказ от увеличения данных стандартов;
д) введение критерия нуждаемости в правила назначения предоставления мер социальной защиты населения, в том числе бесплатного проезда, компенсации родительской платы за воспитание и обучение детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, других мер социальной поддержки;
е) исключение из регионального законодательства норм об обеспечении отдельными социальными выплатами категорий лиц, имеющих возможность получать соответствующие выплаты за счет средств федерального бюджета (например, отказ от регионального материнского капитала или введение критерия нуждаемости в правила его назначения);
ж) совершенствование мер административного характера по социальным выплатам (изменение периодичности подтверждения права на льготу, повышение эффективности проверки сведений о доходах получателей мер социальной поддержки, увеличение кратности выплат);
з) оптимизация расходов на страховые взносы на неработающее население за счет проведения работы по актуализации сведений о численности неработающего населения (в том числе на основе взаимодействия с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти).
7.5. В рамках решения задачи «Оптимизация расходов, связанных с предоставлением бюджетных средств хозяйствующим субъектам»:
а) анализ причин возникновения и принятие плана сокращения дебиторской задолженности;
б) оптимизация тарифной политики и сокращение расходов на субсидирование предприятий ЖКХ в связи с установлением тарифов ниже уровня экономически обоснованных затрат;
в) включение условия об отсутствии задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в правила предоставления субсидий юридическим лицам;
г) организация претензионной работы по государственным контрактам и договорам государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
7.6. В рамках решения задачи «Оптимизация инвестиционных расходов»:
а) сокращение объемов незавершенного строительства по объектам, сроки завершения которых значительно превысили плановые или строительство прекращено;
б) оценка указанных объектов незавершенного строительства на предмет целесообразности продолжения строительства или продажи по остаточной стоимости;
в) сокращение случаев авансирования капитальных расходов, оплата объектов с низкой стоимостью только после введения в эксплуатацию, установление минимального размера фактически произведенных подрядчиком расходов, при достижении которых осуществляется их оплата;
г) планирование расходов регионального бюджета на софинансирование капитального строительства объектов, предусмотренных федеральными государственными программами, с учетом реального прогноза доходов регионального бюджета. Минимизация объема субсидий из федерального бюджета на софинансирование объектов капитального строительства, возвращенных в федеральный бюджет по причине невыполнения субъектом Российской Федерации условий софинансирования;
д) совершенствование механизма отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов для полного либо частичного финансирования за счет бюджетных средств в рамках программного бюджета и для бюджетных инвестиций, осуществляющихся в непрограммной форме на основе системы критериев оценки эффективности;
е) формирование в рамках программного бюджета отдельного механизма мониторинга инвестиционных проектов, осуществляемого на основе указанной выше системы критериев оценки эффективности.
7.7. В рамках решения задачи «Сокращение просроченной кредиторской задолженности бюджета»:
а) проверка обоснованности возникновения и достоверности отражения в годовой отчетности кредиторской задолженности, в том числе просроченной, подведомственных государственных учреждений.
б) инвентаризация государственных контрактов и договоров, заключенных подведомственными государственными учреждениями, на соответствие утвержденным лимитам бюджетных обязательств и планам финансово-хозяйственной деятельности.
в) проведение инвентаризации кредиторской задолженности с целью списания задолженности с истекшим сроком исковой давности, в том числе подведомственных государственных учреждений.
г) осуществление ежемесячного мониторинга просроченной кредиторской задолженности подведомственных государственных учреждений, анализ причин возникновения задолженности.
д) принятие обязательств подведомственными государственными учреждениями в текущем финансовом году при условии первоочередного исполнения обязательств прошлого года.
е) представление в орган управления финансами региона информации о погашении имеющейся просроченной кредиторской задолженности подведомственных государственных учреждений с указанием конкретных мер по ее погашению.
7.8. В рамках решения задачи «Совершенствование межбюджетных отношений»:
а) Уточнение методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в части создания стимулов для более полной мобилизации налогового потенциала муниципальных образований, включая уточнение состава репрезентативных групп налогов, учитываемых при расчете налогового потенциала муниципальных образований.
7.9 В рамках решения задачи «Сокращение расходов на обслуживание долга»:
а) сокращение объема коммерческих заимствований;
б) установление ограничений на привлечение новых заимствований (например, только на рефинансирование долга и финансирование инвестиционных расходов).
8. В программы могут быть включены иные задачи и мероприятия, способствующие повышению эффективности бюджетных расходов.
9. Конкретные мероприятия программ рекомендуется формулировать исходя из целей и задач, приоритетности отдельных направлений расходов для субъекта Российской Федерации с учетом необходимости реализации соответствующих мероприятий в установленные сроки.
10. В программу рекомендуется включать положения, касающиеся оценки эффективности реализации программы и оценки эффективности осуществляемых расходов.
Оценку эффективности реализации программы и оценку эффективности осуществляемых расходов, как правило, ежегодно организует коллегиальный орган при высшем исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий координацию и контроль реализации программы.
Для проведения оценки эффективности реализации программы и оценки эффективности осуществляемых расходов в программе должна быть предусмотрена система соответствующих индикаторов.
В случае выделения в рамках программы отдельных проектов (как правило, на межведомственной основе), оценка эффективности их реализации может производиться в соответствии с действующим порядком оценки реализации приоритетных проектов, принятым в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
11. Целью проведения оценки эффективности реализации программы является оценка достижения цели и выполнения задач программы, ожидаемых результатов и запланированных мероприятий, (на основе целевых индикаторов) в увязке с оценкой соблюдения сроков и бюджета программы.
Оценка эффективности является основой для разработки предложений для коллегиального органа, осуществляющего координацию и контроль реализации программы, по пересмотру структуры и содержания, перечня мероприятий программы, изменению форм и методов управления ее реализацией. Дополнительно к оценке эффективности реализации программы может производиться оценка эффективности расходов на реализацию программы.
12. Оценка эффективности реализации программы за отчетный период проводится в соответствии со следующими критериями:
– достижение цели и выполнение задач программы;
– достижение запланированных результатов в рамках конкретных задач, степень соответствия установленных и достигнутых целевых индикаторов и иных показателей, характеризующих достижение запланированных результатов;
– выполнение плана мероприятий по реализации программы;
– оценка деятельности ответственных исполнителей, ответственных за реализацию мероприятий программы по курируемым направлениям и за достижение отдельных целевых показателей программы.
13. Оценка достижения цели и выполнения задач проводится путем сравнения плановых (целевых) и фактических значений индикаторов раздельно для индикаторов цели и задач программы.
При этом итоговая оценка достижения цели рассчитывается, как среднее арифметическое (сумма чисел, деленная на их количество) отношений фактически достигнутых значений индикаторов цели к их целевым (плановым) значениям, умноженное на 100. В случае недостижения значения одного или нескольких индикаторов цели, при итоговой оценке достижения цели программы, значения иных индикаторов по которым целевые значения перевыполнены, приравниваются к 100%.
Итоговая оценка выполнения задач проводится аналогично на основе индикаторов выполнения задач программы, по каждой из поставленных задач.
Результаты ежегодной оценки достижения цели и выполнения задач используются для уточнения цели программы и перечня задач в случае продолжения (переработки) программы в следующем году.
14. Оценка достижения запланированных результатов проводится путем сравнения плановых (целевых) и фактических значений индикаторов результатов. При этом оценка может производиться как по всей совокупности индикаторов, так и по ключевым индикаторам, определенным для оценки достижения результатов по конкретным задачам.
При этом итоговая оценка достижения запланированных результатов рассчитывается, как среднее арифметическое (сумма чисел, деленная на их количество) отношений фактически достигнутых значений индикаторов результатов к их целевым (плановым) значениям, умноженное на 100. В случае недостижения значения одного или нескольких индикаторов результатов, при итоговой оценке, значения иных индикаторов по которым целевые значения перевыполнены, приравниваются к 100%.
В случае определения ключевых индикаторов итоговая оценка достижения запланированных результатов производится аналогичным образом, но по совокупности ключевых индикаторов каждой задачи.
Итоговая оценка может формироваться как среднее арифметическое по всей совокупности задач, однако целесообразно оценивать выполнение мероприятий по каждой из задач в отдельности (на уровне мероприятий, в %%), с определением доли полностью достигнутых и недостигнутых результатов (с комментариями ответственных исполнителей и объяснением причин недостижения результатов).
В случае несопоставимости масштабов и значимости результатов и требований к результатам может быть рекомендована средневзвешенная оценка по каждой задаче.
Результаты ежегодной оценки запланированных результатов используются для уточнения перечня задач, но прежде всего – структуры задач на уровне мероприятий в случае продолжения (переработки) программы в следующем году. По результатам оценки по каждому из невыполненных мероприятий с учетом оценки эффективности расходов на реализацию программы (см. ниже) и комментариев и объяснений ответственных исполнителей принимается решение о его продолжении, досрочном прекращении или корректировке, а также принимается решение о начале реализации новых мероприятий.
15. Оценка выполнения плана мероприятий по реализации программы, производится путем сравнения плановых и фактических календарных сроков выполнения мероприятий программы, при этом выявляется наличие отклонений фактических сроков от плановых (с комментариями ответственных исполнителей и объяснением причин отклонения сроков).
Оценка выполнения плана мероприятий используется в дальнейшем при оценке деятельности ответственных исполнителей.
16. Оценка эффективности расходов на реализацию программы может включать оценку бюджетного эффекта от реализации мероприятий, в том числе по отраслям, а также оценку эффективности осуществляемых расходов (достижение целевых показателей при наименьших затратах).
17. Оценка деятельности ответственных исполнителей, ответственных за реализацию мероприятий программы по курируемым направлениям и за достижение отдельных целевых показателей программы производится с точки зрения организации процесса управления, обеспеченности программы необходимыми ресурсами и инструментами управления, качества управления рисками.
18. В программе рассматриваются как риски, связанные с реализацией мероприятий программы (например, с сокращением численности работников бюджетной сферы), так и риски, которые могут привести к невыполнению мероприятий программы (например, изменение законодательства, регулирующего соответствующую сферу).
III. Организационно-правовые механизмы реализации программы
19. Программа должна предусматривать организационно-правовые механизмы, обеспечивающие реализацию программы и контроль исполнения поставленных в ней задач. В зависимости от специфики формирования программных документов и особенностей действующих регламентов могут быть использованы, в частности, следующие механизмы:
определение сроков, ответственных исполнителей и соисполнителей по каждому мероприятию в плане мероприятий по реализации программы;
закрепление за заместителями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации ответственности за реализацию мероприятий программы по курируемым направлениям и за достижение отдельных целевых показателей программы;
определение периодичности отчетности о реализации программы (например, ежеквартально);
определение коллегиального органа при высшем исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего координацию и контроль реализации программы;
разработка и утверждение ведомственных планов по оптимизации бюджетных расходов (ведомственные планы могут утверждаться правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти или отраслевого органа исполнительной власти при наличии необходимых согласований, во всех случаях необходимо предусмотреть регулярную отчетность об исполнении ведомственного плана и достижении его целевых показателей);
выделение в рамках реализации программы отдельных проектов (как правило, на межведомственной основе), реализуемых в соответствии с действующим порядком организации проектного менеджмента в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
подготовка ежегодного доклада высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации о результатах реализации программы.
Приложение
к Методическим рекомендациям
по разработке и реализации Программы
оптимизации расходов бюджета
субъекта Российской Федерации
№ п/п |
Наименование показателя |
Формула расчета значения показателя |
Источник данных |
Критерии оценки показателей |
|||
Общие показатели по расходам |
|||||||
1 |
Отношение объема просроченной кредиторской задолженности субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации к расходам бюджета, % |
Uкр. з. =Bпр. кр. / Aр. * 100%, где: |
Информация органов государственной власти субъекта Российской Федерации, закон о бюджете субъекта Российской Федерации |
< 0,5% |
|||
2 |
Процент абсолютного отклонения утвержденного объема расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год от объема расходов соответствующего года при его утверждении на первый год планового периода в году, предшествующему отчетному году, % |
Uутв. = | Aр. иск. – Bр. | / Bр. * 100%, где: |
Закон о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год, закон о бюджете субъекта Российской Федерации на отчетный финансовый год и на плановый период (первоначально утвержденные варианты) |
< 10% |
|||
3 |
Процент абсолютного отклонения объема расходов бюджета субъекта Российской Федерации от объема расходов предыдущего года |
Uр. =| Aр. 2 – Bр. 1 | / Bр. 1 * 100%, где: |
Закон о бюджете субъекта Российской Федерации, отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации за отчетный финансовый год |
< 10% |
|||
4 |
Отношение прироста расходов бюджета субъекта Российской Федерации в отчетном финансовом году, не обеспеченных соответствующим приростом доходов бюджета, к объему расходов бюджета субъекта Российской Федерации, % |
Uпр. р. =((A1 – B1) – (C1 – D1)) / A1 * 100%, где: |
Закон о бюджете субъекта Российской Федерации, отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации за отчетный финансовый год, информация органов государственной власти субъекта Российской Федерации |
< 10% |
|||
5 |
Превышение расходов на осуществление полномочий Российской Федерации, переданных для исполнения субъектам Российской Федерации, над расходами за счет средств субвенций из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации |
Uр. полн. = Сумма (Аj) – Сумма (Сj), где: |
Отчеты об исполнении бюджета субъектов Российской Федерации за отчетный финансовый год, информация органов государственной власти субъектов Российской Федерации |
< 0 |
|||
Расходы по отраслям и отдельным направлениям |
|||||||
1 |
Темп изменения расходов бюджета субъекта Российской Федерации по группе расходов «А» в очередном финансовом году |
Tизм. р. =| Aпл. – Bфакт. | / Bфакт. * 100%, где: |
Закон о бюджете субъекта Российской Федерации, отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации за отчетный финансовый год, государственные программы субъекта Российской Федерации, информация органов государственной власти субъекта Российской Федерации |
< 10% |
|||
2 |
Превышение темпа роста расходов бюджета субъекта Российской Федерации по группе расходов «А» над средним темпом роста расходов по группе «А» в выборке сопоставимых субъектов Российской Федерации |
Ut=T – Сумма (Tj) / N, где: |
Законы о бюджете субъектов Российской Федерации, отчеты об исполнении бюджета субъектов Российской Федерации за отчетный финансовый год, государственные программы субъектов Российской Федерации, информация органов государственной власти субъектов Российской Федерации |
> 0 |
|||
Показатели оптимизации расходов на государственное и местное самоуправление |
|||||||
1 |
Публикация данных мониторинга качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств субъекта Российской Федерации |
Да / Нет |
Информация органов государственной власти субъекта Российской Федерации |
Да |
|||
2 |
Соблюдение норматива расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации |
Hr=Ar/ Bf * 100%, где: |
Информация органов государственной власти субъекта Российской Федерации, |
< 100% |
|||
3 |
Установление запрета на увеличение численности государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации |
Да / Нет |
Нормативный правовой акт субъекта РФ |
Да |
|||
4 |
Штатная численность работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации на 1000 жителей |
Nn=An/ n * 1000, где: |
Информация органов государственной власти субъекта РФ, информация органов государственной статистики |
Критерий устанавливается в сравнении со средним значением показателя по федеральному округу C(FO). |
|||
5 |
Количество жителей (тыс. чел.) на 1 орган государственной власти субъекта Российской Федерации |
Kn=n / B / 1000, где: |
Информация органов государственной власти субъекта Российской Федерации, информация органов государственной статистики |
Критерий устанавливается в сравнении со средним значением показателя по федеральному округу D(FO). |
|||
6 |
Проведение анализа дублирующих функций органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и их устранение с сокращением штатных единиц |
Да / Нет |
Правовой акт субъекта РФ, информация органов государственной власти субъекта РФ |
Да |
|||
7 |
Количество укрупненных сельских поселений |
A, где: |
Информация органов государственной власти субъекта РФ |
Устанавливается с учетом количества и численности сельских поселений в субъекте РФ |
|||
8 |
Количество муниципальных районов, в которых полномочия ОМСУ административного центра переданы для исполнения ОМСУ муниципального района |
B, где: |
Информация органов государственной власти субъекта РФ |
Устанавливается с учетом количества и численности муниципальных районов в субъекте РФ |
|||
9 |
Сокращение штатной численности работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации |
Ea= (A(T0) – A(T)) / A(T0) * 100%, где: |
Информация органов государственной власти субъекта РФ |
> 5% |
|||
Показатели, позволяющие оценить эффективность бюджетных средств в сфере образования |
|||||||
в дошкольном образовании |
|||||||
1. |
Численность воспитанников в расчете на 1 педагогического работника субъекта Российской Федерации |
U=Nv/Npd, |
1. Численность педагогических работников – статистическая форма «Таблица ЗП-образование (сводная– р)»; |
Не ниже значения показателя, установленного в региональной Дорожной карте в сфере образования. |
|||
2. |
Удельный вес численности работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников дошкольных образовательных организаций субъекта Российской Федерации |
Uprd=Nprd/Nd*100%, где: |
1.Информация сводных отчетов по сети, штатам и контингентам получателей бюджетных средств, состоящих на бюджете субъекта Российской Федерации и бюджетах муниципальных образований; |
Не превышает значение показателя, установленного в региональной Дорожной карте в сфере образования. |
|||
3. |
Отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образования субъекта Российской Федерации |
Uzd = Szd/Szo*100%, где: |
Статистическая форма «Таблица ЗП-образование (сводная – р)» |
Не превышает значение показателя, установленного в региональной Дорожной карте в сфере образования. |
|||
4. |
Доля расходов на оплату труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде начисленной заработной платы труда работников организаций дошкольного образования субъекта Российской Федерации |
Uzрrd = Fрrd/Fd*100%, где: |
1.Информация сводных отчетов по сети, штатам и контингентам получателей бюджетных средств, состоящих на бюджете субъекта Российской Федерации и бюджетах муниципальных образований; |
Не более 40% |
|||
в общем образовании |
|||||||
5. |
Численность обучающихся в расчете на 1 педагогического работника образовательных организаций общего образования субъекта Российской Федерации |
Up =No/Npo, где: |
1.Численность педагогических работников субъекта Российской Федерации – статистическая форма «Таблица ЗП-образование (сводная– р)»; |
Не ниже значения показателя, установленного в региональной Дорожной карте в сфере образования. |
|||
6. |
Удельный вес численности работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников образовательных организаций общего образования |
Upro=Npro/Nо*100%, где: |
1.Информация сводных отчетов по сети, штатам и контингентам получателей бюджетных средств, состоящих на бюджете субъекта Российской Федерации и бюджетах муниципальных образований; |
Не превышает значение показателя, установленного в региональной Дорожной карте в сфере образования. |
|||
7. |
Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к средней заработной плате в субъекте Российской Федерации |
Uzpо = Szpo/S*100%, где: |
Статистическая форма «Таблица ЗП-образование (сводная – р)» |
Не превышает значение показателя, установленного в региональной Дорожной карте в сфере образования. |
|||
8. |
Доля расходов на оплату труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде начисленной заработной платы труда работников образовательных организаций общего образования |
Us = Fpro/Fo*100%, где: |
1.Информация сводных отчетов по сети, штатам и контингентам получателей бюджетных средств, состоящих на бюджете субъекта Российской Федерации и бюджетах муниципальных образований; |
Не более 40% |
|||
в дополнительном образовании |
|||||||
9. |
Численность обучающихся в расчете на 1 педагогического работника организаций дополнительного образования субъекта Российской Федерации |
Upo=Ndo/Ndp, где: |
1.Численность педагогических работников дополнительного образования субъекта Российской Федерации – статистическая форма «Таблица ЗП-образование (сводная– р)»; |
Не ниже значения показателя, установленного в региональной Дорожной карте в сфере образования. |
|||
10. |
Отношение среднемесячной заработной платы педагогов организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате учителей в субъекте Российской Федерации |
Ul =Sdd/Sy*100%, где: |
Статистическая форма «Таблица ЗП-образование (сводная – р)» |
Не превышает значение показателя, установленного в региональной Дорожной карте в сфере образования. |
|||
в среднем профессиональном образовании |
|||||||
11. |
Численность обучающихся по программам среднего профессионального образования в расчете на 1 педагогического работника (включая мастеров производственного обучения) |
Np =Npv/Nрр, где: |
1.Численность педагогических работников субъекта Российской Федерации – статистическая форма «Таблица ЗП-образование (сводная– р)»; |
Не ниже значения показателя, установленного в региональной Дорожной карте в сфере образования. |
|||
12. |
Удельный вес численности работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников образовательных организаций среднего профессионального образования субъекта Российской Федерации |
Und =Noth/Nw*100%, где: |
1.Информация сводных отчетов по сети, штатам и контингентам получателей бюджетных средств, состоящих на бюджете субъекта Российской Федерации и бюджетах муниципальных образований; |
Не превышает значение показателя, установленного в региональной Дорожной карте в сфере образования. |
|||
13 |
Отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения областных государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (из всех источников) к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации |
Uspm = Spm/S*100%, где: |
Статистическая форма «Таблица ЗП-образование (сводная – р)» |
Не превышает значение показателя, установленного в Дорожной карте в сфере образования. |
|||
14. |
Доля расходов на оплату труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде начисленной заработной платы труда работников образовательных организаций среднего профессионального образования субъекта Российской Федерации |
Usp = Fp/Ff*100%, где: |
1.Информация сводных отчетов по сети, штатам и контингентам получателей бюджетных средств, состоящих на бюджете субъекта Российской Федерации и бюджетах муниципальных образований; |
Не более 40% |
|||
Показатели, позволяющие оценить эффективность бюджетных средств в сфере культуры |
|||||||
1. |
Норматив числа получателей услуг на 1 работника учреждений культуры (по среднесписочной численности работников) |
Hn=Npl/Nw, где: |
1.Информация сводных отчетов по сети, штатам и контингентам получателей бюджетных средств, состоящих на бюджете субъекта Российской Федерации и бюджетах муниципальных образований; |
Не ниже значения показателя, установленного в региональной Дорожной карте в сфере культуры |
|||
2. |
Отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к средней заработной плате в субъекте Российской Федерации |
Uк = Sк/S*100%, где: |
Статистическая форма «Таблица ЗП-культура (сводная – р)» |
Не превышает значение показателя, установленного в региональной Дорожной карте в сфере культуры. |
|||
3. |
Доля от средств от приносящей доход деятельности в фонде заработной платы работников учреждений культуры субъекта Российской Федерации |
Ud = Fd/Fdк*100%, где: |
Статистическая форма «Таблица ЗП-культура (сводная – р)» |
Не превышает значение показателя, установленного в региональной Дорожной карте в сфере культуры. |
|||
4. |
Численность работников государственных (муниципальных) учреждений культуры |
A, где: |
Статистическая форма «Таблица ЗП-культура (сводная– р)» |
Не превышает значение показателя, установленного в региональной Дорожной карте в сфере культуры. |
|||
5. |
Доля расходов на оплату труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде начисленной заработной платы труда работников сферы культуры |
Usk = Fsk/Fк*100%, где: |
1.Статистическая форма «Таблица ЗП-здравоохранения (сводная– р)»; |
Не более 40% |
|||
Показатели, позволяющие оценить эффективность бюджетных средств в сфере здравоохранения |
|||||||
1. |
Отношение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), к средней заработной плате в субъекте Российской Федерации |
Um = Sm/S*100%, где: |
Статистическая форма «Таблица ЗП-здравоохранение (сводная – р)» |
Не превышает значение показателя, установленного в региональной Дорожной карте в сфере здравоохранения. |
|||
2. |
Отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) к средней заработной плате в субъекте Российской Федерации |
Uex =Smp/S*100%, где: |
Статистическая форма «Таблица ЗП-здравоохранение (сводная – р)» |
Не превышает значение показателя, установленного в региональной Дорожной карте в сфере здравоохранения. |
|||
3. |
Отношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) к средней заработной плате в субъекте Российской Федерации |
Usm=Sam/S*100%, где: |
Статистическая форма «Таблица ЗП-здравоохранение (сводная – р)» |
Не превышает значение показателя, установленного в региональной Дорожной карте в сфере здравоохранения. |
|||
4. |
Соотношение врачи – средний медицинский персонал |
Udmp=Nd/Nмp, где: |
Статистическая форма «Таблица ЗП-здравоохранение (сводная – р)» |
Не более 1/3,3 |
|||
5. |
Обеспеченность населения (на 10 тысяч) врачами субъекта Российской Федерации |
О= Nd/Nn*10 000, где: |
Статистическая форма «Таблица ЗП-здравоохранения (сводная– р)»; |
Не ниже значения показателя, установленного в региональной Дорожной карте в сфере здравоохранения. |
|||
6. |
Доля расходов на оплату труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде начисленной заработной платы труда работников сферы здравоохранения |
Dр = Sр/Sh*100%, где: |
1.Статистическая форма «Таблица ЗП-здравоохранения (сводная– р)»; |
Не более 40% |
|||
Приносящая доход деятельность государственных (муниципальных) учреждений (собственные доходы учреждений) |
|||||||
1. |
Выполнение плана доходов от приносящей доход деятельности государственных (муниципальных) учреждений субъекта Российской Федерации |
Dv = Df/ Po x 100%, где: |
В соответствии с бухгалтерской отчетностью Федерального казначейства – Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737) |
?100% |
|||
2. |
Индекс роста полученных доходов от приносящей доход деятельности государственных (муниципальных) учреждений субъекта Российской Федерации |
Id = Df1 /Df0, где: |
В соответствии с бухгалтерской отчетностью Федерального казначейства – Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737) |
?1 |
|||
Показатели, характеризующие эффективность бюджетных инвестиций субъекта Российской Федерации |
|||||||
1. |
Коэффициент роста количества объектов капитального строительства субъекта Российской Федерации |
Kt=Nt/Nt-1, где: |
Законы о бюджете субъекта Российской Федерации |
В случае наличия значительного числа объектов незавершенного строительства <1; |
|||
2. |
Отношение количества объектов капитального строительства субъекта Российской Федерации, сроки строительства по которым превысили плановые (объекты незавершенного строительства) к общему числу объектов капитального строительства |
Kt=Nt пр/Nt, где: |
Законы о бюджете субъекта Российской Федерации |
0 |
|||
3. |
Коэффициент роста объема капитальных вложений в объекты государственной собственности субъекта Российской Федерации |
Kt=Dt/Dt-1, где: |
годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (www.roskazna.ru) |
В случае наличия значительного числа объектов незавершенного строительства <1; |
|||
4. |
Отношение объема капитального строительства субъекта Российской Федерации, сроки строительства по которым превысили плановые (объекты незавершенного строительства) к общему объему капитального строительства |
Kt=Dt пр/Dt, где: |
годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (www.roskazna.ru) |
0 |
|||
5. |
Доля бюджетных инвестиций в расходах бюджета субъекта Российской Федерации, % |
Ur = Dr/ Rr*100%, где: |
годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (www.roskazna.ru) |
>5% |
|||
6. |
Доля капитальных вложений в объекты государственной собственности субъекта российской Федерации в расходах бюджета субъекта Российской Федерации, % |
Uk = Dk / Rk *100%, где: |
годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (www.roskazna.ru) |
>5% |
|||
7. |
Доля бюджетных инвестиций в расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, % |
Uk= Dk/ Rk*100%, где: |
годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (www.roskazna.ru) |
>5% |
|||
8. |
Доля капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности субъекта российской Федерации в расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, % |
Ukv= Dkv/ Rkv, где: |
годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (www.roskazna.ru) |
>5% |
|||
9. |
Отношение объема бюджетных инвестиций субъекта Российской Федерации на душу населения к среднему значению по Российской Федерации |
Kv = Dv / Dv сред, где: |
годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (www.roskazna.ru) |
>0,5 |
|||
10. |
Отношение объема бюджетных инвестиций консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на душу населения, тыс. руб. /чел. К среднему значению указанного показателя по Российской Федерации. |
Ki = Di / Di сред, где: |
годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (www.roskazna.ru) |
>0,5 |
|||
11. |
Объем незавершенного строительства, сроки которого превысили плановые более чем на 1 год, млн руб. |
- |
Информация, предоставляемая субъектом Российской Федерации |
0 млн руб. |
|||
12. |
Объем субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление бюджетных инвестиций в рамках государственных программ Российской Федерации, который был возвращен в федеральный бюджет в связи с невыполнением субъектов Российской Федерации условия по объему софинансирования из средств бюджета субъекта Российской Федерации. |
- |
Информация, предоставляемая субъектом Российской Федерации |
0 млн руб |
|||
13. |
Отношение расходов на осуществление бюджетных инвестиций к приросту государственного долга субъекта Российской Федерации, % |
U = Ed/ D*100%, где: |
Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований (http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/) |
<100% |
|||
Оптимизация субсидий юридическим лицами |
|||||||
1. |
Отношение объема расходов бюджета субъекта Российской Федерации на предоставление субсидий юридическим лицам за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам к расходам бюджета субъекта Российской Федерации |
Ur = Dr / Rr, где: |
годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (www.roskazna.ru) |
>0 |
|||
2. |
Отношение объема расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на предоставление субсидий ресурсоснабжающим организациям, которые предоставляются в связи с установлением регулируемых тарифов ниже экономически обоснованных затрат к расходам консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации |
Us = Ds / Rs, где: |
годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (www.roskazna.ru) |
Значение должно стремиться к 0 |
|||
3. |
Отношение объема расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на предоставление субсидий сельхозпроизводителям к объему производства сельскохозяйственной продукции предприятий, получающих субсидии. |
Ui = Si / Ri, где: |
годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (http://www.roskazna.ru/) |
>0 |
|||
4. |
Отношение объема расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на предоставление субсидий промышленным предприятиям к объему производства продукции предприятий, получающих субсидии. |
Ui = Si / Ri, где: |
годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (http://www.roskazna.ru/) |
>0 |
|||
Показатели, характеризующие эффективность расходов на ЖКХ субъекта Российской Федерации |
|||||||
1. |
Доля расходов на ЖКХ в расходах бюджета субъекта Российской Федерации, % |
Ub = Db / Rb*100%, где: |
годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (www.roskazna.ru) |
<2% |
|||
2. |
Доля расходов на ЖКХ в расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, % |
Uk = Dk / Rk*100%, где: |
годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (www.roskazna.ru) |
<2% |
|||
Расходы на предоставление межбюджетных трансфертов |
|||||||
Соотношение показателей дифференциации бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов до и после выравнивания бюджетной обеспеченности |
U = V1 / V2, где: |
Данные субъектов Российской Федерации |
>1 |
||||
Соотношение показателей дифференциации бюджетной обеспеченности поселений до и после выравнивания бюджетной обеспеченности |
U = V1 / V2, где: |
Данные субъектов Российской Федерации |
>1 |
||||
Расходы на обслуживание государственного долга |
|||||||
1. |
Отношение годовой суммы платежей по обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации к объему расходов бюджета субъекта Российской Федерации, % |
U = Ed / E *100%, где: |
Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований (http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/) |
<5% |
|||
2. |
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации к общему объему налоговых, неналоговых доходов и дотаций, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации |
U = (Ed + D) / R*100%, где: |
Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований (http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/) |
<10%. |
|||
3. |
Разница между средней ставкой по коммерческим заимствованиям субъекта Российской Федерации и ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации |
U = ? – icb, где: |
Информация о ключевой ставке http://www.cbr.ru/ |
<5пп |
|||
Показатели, характеризующие состояние сферы социальной защиты населения субъекта Российской Федерации |
|||||||
1. |
Наличие расходных обязательств в сфере социальной поддержки населения, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации |
Да/нет |
Нормативная правовая база субъекта Российской Федерации / реестр расходных обязательств |
нет |
|||
2. |
Отсутствуют меры, дублирующие федеральные или установленные в дополнение к федеральным |
Да/нет |
Нормативная правовая база субъекта Российской Федерации |
да |
|||
3. |
Право на меры социальной поддержки имеют только нетрудоспособные члены семьи носителя льгот (дети, дети-инвалиды, инвалиды с детства) |
Да/нет |
Нормативная правовая база субъекта Российской Федерации |
да |
|||
4. |
Натуральные льготы преимущественно заменены на компенсацию расходов на предоставление услуг |
U = D / R * 100%, где: |
Нормативная правовая база субъекта Российской Федерации |
>50% |
|||
5. |
Компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется по фактически понесенным расходам, либо установлен фиксированный размер выплаты |
Да/нет |
Нормативная правовая база субъекта Российской Федерации |
да |
|||
6. |
Установлены нормативы потребления услуг ЖКХ |
Да/нет |
Нормативная правовая база субъекта Российской Федерации |
да |
|||
7. |
Предоставление мер на оплату жилья и ЖКУ только при отсутствии задолженности или при заключении с гражданином соглашения по ее погашению |
Да/нет |
Нормативная правовая база субъекта Российской Федерации |
да |
|||
8. |
Меры социальной поддержки предоставляются только неработающим ветеранам труда |
Да/нет |
Нормативная правовая база субъекта Российской Федерации |
да |
|||
9. |
Регулярность проверки доходов и подтверждения права на получение ежемесячного пособия на ребенка и других адресных мер социальной поддержки (за исключением субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг) не реже 1 раза в год |
Да/нет |
Нормативная правовая база субъекта Российской Федерации |
да |
|||
10. |
Изменения в законодательство региона, предусматривающие ужесточение условий присвоения звания «Ветеран труда» и «Ветеран труда региона» внесены |
Да/нет |
Нормативная правовая база субъекта Российской Федерации |
да |
|||
11. |
Уровень бедности (по ПМ) в результате предоставления МСП, % |
Убед=(Nбед/Nнас)*100, где: |
Выборочное наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, Росстат http://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm |
Показатель должен сокращаться от года к году |
|||
Эффективность всех МСП |
|||||||
12. |
Сокращение дефицита дохода у населения в результате предоставления всех МСП |
Dд =((ДДдо выплат – ДДпосле выплат)/ДДдо выплат)*100, где: |
Ключевые показатели эффективности социальной поддержки в регионах в базе данных ASPIRE на сайте НИФИ: |
Рост показателя |
|||
13. |
Сокращение численности бедных в результате предоставления всех МСП |
Nбед= ((Nбед до выплат – Nбед после выплат)/ Nбед до выплат)*100 |
Выборочное наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, Росстат http://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm |
Среднедушевые доходы домохозяйства, членом которого он является, меньше регионального прожиточного минимума, |
|||
Эффективность МСП с проверкой доходов (%) |
|||||||
14. |
Сокращение дефицита дохода у населения в результате предоставления МСП с проверкой доходов, % |
Сокр ДД адр. =((ДДдо выплат1 – ДДпосле выплат)/ДДдо выплат)*100, где: |
Ключевые показатели эффективности социальной поддержки в регионах в базе данных ASPIRE на сайте НИФИ: |
Рост процента сокращения дефицита дохода и сокращение численности бедных. |
|||
15. |
Сокращение численности бедных в результате предоставления МСП с проверкой доходов, % |
Сокр числ бед адр= ((Nбед до выплат – Nбед после выплат)/ Nбед до выплат)*100, где: |
Источник данных для расчета: выборочное наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, Росстат http://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm |
Рост сокращения численности бедных |
|||
Доля выплат, идущая на сокращение дефицита дохода у населения (%) |
|||||||
16. |
Доля всех выплат, идущая на сокращение дефицита дохода у населения, % |
Dвыплат на сокр ДД= ((ДДдо выплат - ДДпосле выплат)/Vвыплат)*100%, где: |
Выборочное наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, Росстат http://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm |
Сокращение дефицита дохода. |
|||
17. |
Доля выплат с проверкой доходов, идущая на сокращение дефицита дохода у населения, % |
Dвыплат адр на сокр ДД= ((ДДдо выплат1-ДДпосле выплат)/Vвыплат)*100%, где: |
Выборочное наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, Росстат http://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm |
Сокращение доли выплат |
|||
Охват населения всеми МСП (%) |
|||||||
18. |
Охват всего населения всеми МСП, % |
Охват все население=(Nбенефициаров/Nнас)*100%, |
выборочное наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, Росстат http://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm |
Снижение |
|||
19. |
Охват населения с доходами ниже регионального ПМ, % |
Охват<ПМ=(Nбенефициров1/Nнас1)*100%, |
Выборочные наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, Росстат http://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm |
Сокращение |
|||
20. |
Охват 40% беднейших всеми МСП, % |
О40=(Nбенефициров-40/Nнас-40)*100%, где: |
Выборочные наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, Росстат http://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm |
Рост, приближаясь к 100%. |
|||
21. |
Охват 20% богатейших всеми МСП, % |
О20=(Nбенефициров-20/Nнас-20)*100, где: |
Выборочные наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, Росстат http://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm |
Сокращение (в идеале он должен быть равен 0%) |
|||
Охват населения МСП с проверкой доходов (%) |
|||||||
22. |
Охват всего населенияМСП с проверкой доходов, % |
Оадр =(Nбенефициаров-адр/Nнас)*100%, где: |
Выборочные наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, Росстат http://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm |
Сокращение |
|||
23. |
Охват населения с доходами ниже регионального ПМ МСП с проверкой доходов, % |
Оадр<ПМ=(Nбенефициров-адр1/Nнас1)*100%, где: |
Выборочные наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, Росстат http://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm |
Сокращение |
|||
24. |
Охват 40% беднейших МСП с проверкой доходов, % |
О40=(Nбенефициров-адр40/Nнас-40)*100, где: |
Выборочные наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, Росстат http://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm |
Рост, приближаясь к 100% |
|||
25. |
Охват 20% богатейших МСП с проверкой доходов, % |
О20=(Nбенефициров-адр20/Nнас-20)*100, где: |
Выборочные наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, Росстат http://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm |
Сокращение (в идеале он должен быть равен 0%) |
|||
Адекватность: доля всех МСП в доходе бенефициаров (%) |
|||||||
26. |
Доля МСП в доходах всего населения, % |
DМСП=МСП/Доходы, где: |
Выборочное наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, Росстат http://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm |
Несокращение (должна оставаться стабильной от года к году) |
|||
27. |
Доля МСП в доходах населения с доходами ниже регионального ПМ |
DМСП<ПМ=МСП<ПМ/Доходы<ПМ, где: |
Выборочное наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, Росстат http://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm |
Несокращение (должна оставаться стабильной от года к году) |
|||
28. |
Доля МСП в доходах 40% беднейших |
DМСП40=МСП40/Доходы40, где: |
Выборочное наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, Росстат http://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm |
Рост |
|||
29. |
Доля МСП в доходах 20% богатейших |
DМСП20=МСП20/Доходы20, где: |
Выборочное наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, Росстат http://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm |
Сокращение (богатые не должны получать социальные выплаты) |
|||
Адекватность: доля МСП с проверкой доходов в доходе бенефициаров (%) |
|||||||
30. |
Доля МСП с проверкой доходов в доходах бенефициаров адресных выплат, % |
DМСП =МСПадр/Доходыадр * 100, где: |
Выборочные наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, Росстат http://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm |
Не сокращение |
|||
31. |
Доля МСП, назначаемых с проверкой доходов, в доходах бенефициаров адресных (назначаемых с проверкой доходов) выплат, совокупный доход которых ниже регионального ПМ, % |
Доля адр<ПМ = МСПадр<ПМ/Доходыадр<ПМ * 100, где: |
Выборочные наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, Росстат http://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm |
Не сокращение |
|||
32. |
Доля МСП, назначаемых с проверкой доходов, в доходах 40% беднейших жителей региона, % |
Доля адр40 =МСПадр40/Доходыадр40 * 100, где: |
Выборочные наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, Росстат http://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm |
Не сокращение |
|||
33. |
Доля МСП, назначаемых с проверкой доходов, в доходах 20% богатейших жителей региона, % |
Доля адр20 = МСПадр20/Доходыадр20 * 100, где: |
Выборочные наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, Росстат http://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm |
Сокращение. |
|||
Показатели эффективности совершенствования системы закупок для государственных и муниципальных нужд |
|||||||
1 |
Доля органов исполнительной власти субъекта РФ, для которых осуществлена централизация закупок |
Uu=Nцентрu (T) / n (T)* 100% где: |
Информация органов государственной власти субъекта Российской Федерации |
100% |
|||
2 |
Доля государственных учреждений субъекта РФ, для которых осуществлена централизация закупок |
Uo=Nцентрo (T) / n (T)* 100% где: |
Информация органов государственной власти субъекта Российской Федерации |
100% |
|||
3 |
Доля муниципальных закупок, осуществляемых централизованно |
Um=Am (T) / Bm (T) * 100% где: |
Информация органов государственной власти субъекта Российской Федерации, информация органов местного самоуправления, Единая информационная система в сфере закупок |
> 75% (подлежит уточнению с учетом модели централизации муниципальных закупок, принятой в субъекте РФ) |
|||
4 |
Доля совместных закупок в общем объеме централизованных закупок |
Us=As (T) / Bs (T) * 100% где: |
Информация органов государственной власти субъекта Российской Федерации, Единая информационная система в сфере закупок |
> 10% (подлежит уточнению с учетом практики организации совместных закупок в субъекте РФ) |
|||
5 |
Доля закупок, по которым проведена предварительная межведомственная экспертиза ценообразования |
Uz=Au (T) / Bu (T) * 100% где: |
Информация органов государственной власти субъекта Российской Федерации |
> 50% (подлежит уточнению с учетом установленных в субъекте РФ критериев проведения предварительной межведомственной экспертизы закупочной документации) |
|||
6 |
Доля закупок малого объема, осуществляемых централизованно через специализированный интерфейс формата «Электронный магазин» |
Ue=Ae (T) / Be (T) * 100% где: |
Информация органов государственной власти субъекта Российской Федерации |
100% |
|||
Показатели эффективности реализации программы оптимизации расходов |
|||||||
1 |
Эффективность оптимизации расходов бюджета субъекта Российской Федерации |
E= B (T) / A (T0) * 100%, где: |
Информация органов государственной власти субъекта Российской Федерации, закон о бюджете субъекта Российской Федерации, отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации |
> 5% |
|||
2 |
Эффективность оптимизации расходов бюджета субъекта Российской Федерации по направлению расходов А |
EА=B (T) / A (T0) * 100%, где: |
Информация органов государственной власти субъекта Российской Федерации, закон о бюджете субъекта Российской Федерации, отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации |
Критерии устанавливаются с учетом специфики направления расходов (например: для расходов в сфере государственного управления > 10%, для расходов в отраслях социальной сферы > 5%) |
|||
3 |
Темп сокращения неэффективных расходов бюджета субъекта Российской Федерации |
Rn=V (T) / V (T0) * 100% где: |
Информация органов государственной власти субъекта Российской Федерации, закон о бюджете субъекта Российской Федерации, отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, Методика оценки эффективности расходов субъектов Российской Федерации, в том числе в зависимости от уровня их дотационности |
> 25% ежегодно |
|||
4 |
Темп сокращения неэффективных расходов бюджета субъекта Российской Федерации по направлению расходов А |
Ra=V(T) / V(T0) * 100% где: |
Информация органов государственной власти субъекта Российской Федерации, закон о бюджете субъекта Российской Федерации, отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, Методика оценки эффективности расходов субъектов Российской Федерации, в том числе в зависимости от уровня их дотационности |
> 25% ежегодно |
|||
5 |
Полнота реализации плана мероприятий программы по оптимизации расходов бюджета субъекта РФ |
P=Nисп (T) / n * 100% где: |
Информация органов государственной власти субъекта Российской Федерации |
> 50% в первый год реализации программы; |
|||
6 |
Доля органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для которых осуществлена централизация выполнения обеспечивающей функции А |
Uo=Nцентр (T) / n (T)* 100% где: |
Информация органов государственной власти субъекта Российской Федерации |
100% |
|||
7 |
Доля государственных учреждений субъекта РФ, для которых осуществлена централизация выполнения обеспечивающей функции А |
U = Nцентр (T) / n (T)* 100% где: |
Информация органов государственной власти субъекта Российской Федерации |
100% |