* Наименование в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357, – см. предыдущую редакцию.
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (далее – главный администратор бюджетных средств, администратор бюджетных средств) внутреннего финансового контроля и на основе функциональной независимости внутреннего финансового аудита.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
1.1. Главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств в целях обеспечения осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита принимают правовые акты по вопросам, определенным настоящими Правилами.
(Пункт дополнительно включен с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325.)
2. Внутренний финансовый контроль является непрерывным процессом, реализуемым руководителем (заместителями руководителя), иными должностными лицами главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, организующими и выполняющими, а также обеспечивающими соблюдение внутренних процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее – внутренние бюджетные процедуры), направленным на:
а) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета этими главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств и подведомственными ему администраторами бюджетных средств и (или) получателями бюджетных средств;
б) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (обеспечение достоверности бюджетной отчетности) этими главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств и подведомственными ему администраторами бюджетных средств и (или) получателями бюджетных средств;
в) подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
(Пункт 2 в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
3. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и получателя средств бюджета, исполняющих бюджетные полномочия.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
4. Должностные лица подразделений главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств осуществляют внутренний финансовый контроль в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357; в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
а) составление и представление документов в Министерство финансов Российской Федерации (орган управления государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
б) составление и представление документов главному администратору бюджетных средств, администратору бюджетных средств, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
в) составление и представление документов в Федеральное казначейство (орган управления государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
г) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
д) составление и направление документов в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство (орган управления государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи бюджета, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
е) составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) составление (утверждение) свода бюджетных смет;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
ж) формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных федеральных государственных учреждений;
з) составление и исполнение бюджетной сметы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
и) принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
к) осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в федеральный бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
л) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
м) принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в федеральный бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
н) процедура ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
о) составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
п) исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам подведомственных казенных учреждений;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
р) распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств;
(Подпункт дополнительно включен с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357.)
с) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
(Подпункт дополнительно включен с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357.)
т) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
(Подпункт дополнительно включен с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357.)
у) осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета, действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований.
(Подпункт дополнительно включен с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357.)
4.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется путем осуществления контрольных действий, а также принятия мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
(Пункт дополнительно включен с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325.)
5. К контрольным действиям относятся:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
а) проверка соответствия документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации, а также требованиям внутренних стандартов и процедур;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
б) подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 мая 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2016 года № 340. – См. предыдущую редакцию.)
в) сверка данных;
г) сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о выполнении внутренних бюджетных процедур.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 мая 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2016 года № 340; в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
6. Контрольные действия, указанные в пункте 5 настоящих Правил (далее – контрольные действия), применяются в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности), смежного контроля (далее – методы контроля).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
7. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
8. К способам осуществления контрольных действий относятся:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
а) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
б) выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
9. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.
Утверждение карт внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем (заместителем руководителя) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 мая 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2016 года № 340. – См. предыдущую редакцию.)
10. В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности, а также способах проведения контрольных действий.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 мая 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2016 года № 340. – См. предыдущую редакцию.)
11. Процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
а) оценка операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) с точки зрения вероятности возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее – бюджетные риски), в целях определения применяемых к ним методов контроля, контрольных действий и способов их осуществления;
б) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости осуществления контрольных действий, определяемых по результатам оценки бюджетных рисков.
(Пункт 11 в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
12. Пункт утратил силу с 5 мая 2016 года – Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2016 года № 340. – См. предыдущую редакцию.
12.1. Оценка бюджетного риска осуществляется по следующим критериям:
вероятность – степень возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренней бюджетной процедуры;
степень влияния – уровень негативного воздействия события на результат выполнения внутренней бюджетной процедуры, определяемый по величине отклонения от целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий (далее – качество финансового менеджмента), осуществляемых главным администратором бюджетных средств, величине ущерба, причиненного Российской Федерации, или величине искажения бюджетной отчетности и (или) величине отклонения от целевых значений показателей государственной программы Российской Федерации.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
Оценка значения критерия «вероятность» осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетного риска.
Оценка значений критериев бюджетного риска осуществляется должностными лицами, ответственными за формирование карт внутреннего финансового контроля, на основании:
информации соответствующих структурных подразделений главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств о результатах внутреннего финансового контроля и отчетов о результатах аудиторских проверок;
информации о выявленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета и функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, нарушениях нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации, а также требований внутренних стандартов и процедур (далее – нарушения), представляемой в установленном им порядке;
информации о возникновении коррупционно опасных операций.
К коррупционно опасным операциям для целей настоящих Правил относятся операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур):
при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов и в отношении которых внутренний финансовый контроль осуществляют должностные лица, замещающие должности, включенные в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками;
необходимые для выполнения внутренней бюджетной процедуры, направленной на организацию исполнения функции государственного органа, определенной в качестве коррупционно опасной;
в отношении которых имеется информация о признаках, свидетельствующих о коррупционном поведении должностных лиц при их выполнении.
Бюджетный риск признается значимым, если значение хотя бы одного из критериев бюджетного риска оценивается как высокое, либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как среднее.
В карты внутреннего финансового контроля включаются операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) со значимыми бюджетными рисками.
(Пункт дополнительно включен с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325.)
13. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем каждого подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 мая 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2016 года № 340. – См. предыдущую редакцию.)
14. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:
а) подпункт утратил силу с 5 апреля 2018 года – Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325 – см. предыдущую редакцию;
б) при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357; в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
в) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
14.1.При формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля составляется (уточняется) перечень мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, к которым в том числе относятся:
меры, направленные на совершенствование способов и уточнение сроков совершения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
меры, направленные на устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
меры, направленные на повышение квалификации должностных лиц, выполняющих внутренние бюджетные процедуры;
проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также положений законов и иных нормативных правовых актов, обусловливающих расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации.
Указанный перечень мер составляется (уточняется) с учетом результатов оценки бюджетных рисков и утверждается руководителем (заместителями руководителя) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
(Пункт дополнительно включен с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325.)
15. Формирование, утверждение и актуализация карты внутреннего финансового контроля, а также перечня мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур осуществляются в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Актуализация (формирование) карты внутреннего финансового контроля, а также перечня мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур проводится не реже одного раза в год.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
16. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля несут руководитель или заместитель руководителя главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, курирующие структурные подразделения главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, в соответствии с распределением обязанностей, а также руководители структурных подразделений, выполняющих внутренние бюджетные процедуры.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357; в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
17. При поступлении информации о выявленных нарушениях главный администратор бюджетных средств обязан представлять в направивший такую информацию орган государственного финансового контроля сведения о мерах по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, сведения об актуализации карт внутреннего финансового контроля и копии документов, подтверждающих принятие соответствующих мер.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
18. Внутренний финансовый контроль в подразделениях главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств осуществляется с соблюдением периодичности, методов контроля и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
19. Самоконтроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом должностным лицом каждого структурного подразделения главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств путем проведения проверки выполняемой им операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения и (или) обусловливающим расходные (бюджетные) обязательства Российской Федерации, требованиям внутренних стандартов и процедур, должностным регламентам, и (или) сверки данных.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
20. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом руководителем (заместителем руководителя) и (или) руководителем подразделения главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств (иным уполномоченным лицом) путем подтверждения (согласования) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357; в редакции, введенной в действие с 5 мая 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2016 года № 340. – См. предыдущую редакцию.)
21. Контроль по уровню подведомственности осуществляется в целях реализации бюджетных полномочий сплошным и (или) выборочным способом главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета и администраторами источников финансирования дефицита бюджета, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам и процедурам, и путем сбора (запроса), анализа и оценки (мониторинга) главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств информации об организации и результатах выполнения внутренних бюджетных процедур подведомственными администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств.
Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 мая 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2016 года № 340. – См. предыдущую редакцию.)
21.1. Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителем подразделения главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств (иным уполномоченным лицом) путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, и (или) проведения анализа и оценки информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
(Пункт дополнительно включен с 5 мая 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2016 года № 340; в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
22. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению (далее – результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
Ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом подразделении, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
23. Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля подлежат учету и хранению в установленном главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств порядке, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
Порядок ведения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, перечни должностных лиц, ответственных за их ведение, устанавливаются главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств.
(Абзац дополнительно включен с 5 мая 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2016 года № 340.)
24. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется подразделением, ответственным за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, или уполномоченным подразделением руководителю (заместителю руководителя) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств с установленной руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств периодичностью.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
Порядок формирования и направления информации о результатах внутреннего финансового контроля на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля устанавливается главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств.
(Абзац дополнительно включен с 5 мая 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2016 года № 340.)
25. Руководитель (заместитель руководителя) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимает решения с указанием сроков их выполнения, направленные:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
а) на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
б) на изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
в) на актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
г) на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
д) на изменение внутренних стандартов и процедур;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
е) на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
ж) на устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
з) на проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
и) на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
26. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитываются поступившая главному администратору бюджетных средств, администратору бюджетных средств информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, информация о нарушениях, выявленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, а также размещенные в текущем календарном году и в течение предыдущего календарного года на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» квартальные (годовые) отчеты указанного Министерства о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета (в части главного администратора бюджетных средств).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
27. Пункт утратил силу с 5 апреля 2018 года – Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.
28. Внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств (далее – субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
Абзац утратил силу с 25 апреля 2015 года – Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, направленной на повышение качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
(Абзац дополнительно включен с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325.)
Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
(Абзац дополнительно включен с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325.)
29. Целями внутреннего финансового аудита являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
30. Структурные подразделения главного администратора бюджетных средств являются объектами внутреннего финансового аудита главного администратора бюджетных средств, структурные подразделения администратора бюджетных средств являются объектами внутреннего финансового аудита администратора бюджетных средств (далее – объекты аудита).
По согласованию с руководителем главного администратора бюджетных средств, в ведении которого находится администратор бюджетных средств, или руководителем другого администратора бюджетных средств, находящимся в ведении того же главного администратора бюджетных средств, структурные подразделения администратора бюджетных средств могут являться объектами внутреннего финансового аудита главного администратора бюджетных средств или другого администратора бюджетных средств, находящегося в ведении того же главного администратора бюджетных средств, путем осуществления внутреннего финансового аудита субъектом внутреннего финансового аудита соответствующего главного администратора бюджетных средств (администратора бюджетных средств).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
30.1. В рамках осуществления внутреннего финансового аудита:
а) оценивается надежность внутреннего финансового контроля;
б) подтверждаются законность выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективность использования бюджетных средств;
в) подтверждается соответствие учетной политики и ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
г) оценивается эффективность применения объектом аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур;
д) подтверждается наличие прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
е) подтверждаются законность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения должностных лиц правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
ж) подтверждается достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность.
(Пункт 30.1 дополнительно включен с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325.)
31. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств (далее – план).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
32. Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, направляемых в Министерство финансов Российской Федерации (орган управления государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) в целях составления и рассмотрения проекта бюджета, в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357; в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
33. Аудиторские проверки подразделяются:
а) на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
б) на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
в) на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
34. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
привлекать независимых экспертов.
Абзац утратил силу с 5 апреля 2018 года – Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.
35. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программами аудиторских проверок, в том числе аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств с применением в соответствии с пунктом 47.1 настоящих Правил основанного на оценке бюджетных рисков подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита, а также соблюдения главным администратором бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
г) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
(Подпункт дополнительно включен с 5 мая 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2016 года № 340.)
36. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357; в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
Руководитель главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств при организации внутреннего финансового аудита обязан исключать участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.
(Абзац дополнительно включен с 5 мая 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2016 года № 340.)
37. Пункт утратил силу с 5 апреля 2018 года – Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.
38. Составление, утверждение и ведение плана осуществляется в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
39. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указывается тема аудиторской проверки, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
40. При планировании аудиторских проверок (составлении плана и (или) программы аудиторской проверки) учитываются:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357; в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств в случае неправомерного исполнения этих операций;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
в) результаты оценки бюджетных рисков;
(Подпункт в редакции, введенной в действие в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
г) степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
е) наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских проверок.
(Подпункт в редакции, введенной в действие в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
41. В ходе планирования субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 мая 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2016 года № 340; в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
42. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.
43. Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
44. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
45. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа. Программа аудиторской проверки должна содержать:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
а) тему аудиторской проверки;
б) наименование объектов аудита;
в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
46. Пункт утратил силу с 5 апреля 2018 года – Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.
47. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:
а) инспектирование, представляющее собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) материальных активов;
б) наблюдение, представляющее собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
в) запрос, представляющий собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждение, представляющее собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчет, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельный расчет работником подразделения внутреннего финансового аудита;
е) аналитические процедуры, представляющие собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
(Пункт 47 в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
47.1. В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, субъект внутреннего финансового аудита применяет основанный на оценке бюджетных рисков подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.
Процесс определения проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита включает следующие этапы:
осуществление оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
определение подлежащих проверке показателей бюджетной отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а также объема выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.
Оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим критериям:
существенность ошибки – величина искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения, искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации);
вероятность допущения ошибки – степень возможности неотражения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Оценка значения критерия «вероятность допущения ошибки» осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной отчетности, в том числе анализа состояния контроля за ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как низкое.
Риск искажения бюджетной отчетности является средним в случаях остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной отчетности.
К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из 2 и более таких методов аудита, как инспектирование, пересчет, подтверждение и запрос.
К показателям бюджетной отчетности со средними рисками искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного искажения бюджетной отчетности в качестве методов аудита применяются аналитические процедуры и (или) наблюдение либо аудит таких показателей отчетности не проводится.
По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от значения риска искажения бюджетной отчетности с учетом методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325.)
48. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
49. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
з) подпункт утратил силу с 5 апреля 2018 года – Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325 – см. предыдущую редакцию.
50. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
51. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается им представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
52. Формирование, направление и сроки рассмотрения акта аудиторской проверки объектом аудита осуществляются в порядке, устанавливаемом главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 мая 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2016 года № 340. – См. предыдущую редакцию.)
53. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
г) выводы о достоверности бюджетной отчетности (о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также о соблюдении главным администратором бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
54. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств. По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств принимает одно или несколько из следующих решений:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357; в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 мая 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2016 года № 340; в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
д) о проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 25 настоящих Правил.
(Подпункт дополнительно включен с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325)
54.1. При принятии руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств решения, предусмотренного подпунктом «а» пункта 54 настоящих Правил, руководитель объекта аудита обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита и осуществляет контроль за его выполнением.
(Пункт дополнительно включен с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325.)
55. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется субъектом внутреннего финансового аудита до 1 февраля текущего финансового года.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
56. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357. – См. предыдущую редакцию.)
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357; в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)
57. Порядок составления и представления отчета о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита устанавливается главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 апреля 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2015 года № 357; в редакции, введенной в действие с 5 мая 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2016 года № 340; в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года № 325. – См. предыдущую редакцию.)