Предварительные операции призваны облегчить и ускорить производство основного таможенного оформления товаров и транспортных средств и их помещение под определенный таможенный режим.
При предварительных операциях таможенные органы Российской Федерации производят предварительное таможенное оформление, направленное на недопущение ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров и транспортных средств, запрещенных к такому ввозу и вывозу, а также идентификацию товаров и транспортных средств для таможенных целей.
При ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, а также при ввозе товаров и транспортных средств с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации перевозчик уведомляет таможенный орган Российской Федерации о пересечении таможенной границы Российской Федерации.
При вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации лицо, перемещающее товары и транспортные средства, предварительно уведомляет таможенные органы Российской Федерации о намерении вывезти эти товары и транспортные средства. Таможенный орган Российской Федерации вправе зарегистрировать такое уведомление и назначить время и место, куда товары и транспортные средства должны прибыть для осуществления дальнейшего таможенного оформления. Если лицо, перемещающее товары, не делает указанного уведомления, то такая обязанность возлагается на перевозчика.
Положения настоящей статьи не применяются к морским, речным и воздушным судам, пересекающим таможенную территорию Российской Федерации без остановки в порту или аэропорту, расположенных на территории Российской Федерации.
Доставка товаров, транспортных средств и документов на них должна быть произведена в сроки, установленные таможенным органом Российской Федерации в соответствии с обычными сроками доставки исходя из возможностей транспортного средства, установленного маршрута и других условий перевозки, но не свыше предельного срока, определяемого из расчета две тысячи километров за один месяц.
Таможенные органы Российской Федерации не возмещают перевозчику затрат, понесенных в связи с принятием мер, предусмотренных настоящей статьей.
Положения настоящей статьи применяются также к случаям, когда морское, речное и воздушное суда, упомянутые в части третьей статьи 139 настоящего Кодекса, делают вынужденную остановку или посадку на территории Российской Федерации.
По требованию таможенного органа Российской Федерации представленные товары и транспортные средства фактически предъявляются этому органу.
После представления товаров с разрешения таможенного органа Российской Федерации лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители могут брать пробы и образцы товаров с целью помещения их под таможенный режим.
Товары и транспортные средства, прибывшие в место назначения вне времени работы таможенного органа Российской Федерации, должны быть размещены в зоне таможенного контроля.
Оставление транспортных средств и товаров без присмотра, изменение места стоянки, выгрузка и перегрузка товаров, изменение первоначального места нахождения товаров, высадка пассажиров, вскрытие упаковки, упаковка или переупаковка товаров, изменение, удаление или уничтожение средств идентификации допускаются только с разрешения таможенного органа Российской Федерации.
Нарушение положений части пятой настоящей статьи не влечет ответственности перевозчика только в случае, если он докажет, что существовала реальная угроза жизни и здоровью пассажиров и экипажа транспортного средства, угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортного средства. Об обстоятельствах, вызвавших нарушение указанных положений, перевозчик незамедлительно уведомляет таможенный орган Российской Федерации.
Таможенный орган Российской Федерации вправе в любое время потребовать немедленного выполнения действий, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, либо их выполнения в установленный этим органом срок.
Все дополнительные расходы, возникшие у перевозчика вследствие действий или обстоятельств, предусмотренных положениями настоящей статьи, таможенными органами Российской Федерации не возмещаются.
Форма краткой декларации и перечень сведений, подлежащих указанию в ней, устанавливаются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
С разрешения таможенного органа Российской Федерации в качестве краткой декларации могут использоваться транспортные, коммерческие и иные документы, в том числе составленные на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенного органа Российской Федерации, если в этих документах имеются сведения, упомянутые в части второй настоящей статьи.
Краткая декларация подается перевозчиком одновременно с представлением товаров и транспортных средств либо, с разрешения таможенного органа Российской Федерации, не позднее следующего рабочего дня после представления товаров и транспортных средств.
Краткая декларация не подается, если товары в течение указанного срока помещаются под определенный таможенный режим.
При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком на подачу краткой декларации, таковым для таможенных целей является капитан, водитель или иное физическое лицо, управляющее транспортным средством.
Представитель перевозчика обязан оказывать содействие таможенным органам Российской Федерации в оформлении краткой декларации.
До помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим всю ответственность за эти товары и транспортные средства перед таможенными органами Российской Федерации, включая уплату таможенных платежей, несет перевозчик, за исключением случая в отношении товаров, упомянутого в части второй статьи 139, а также других случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.