Приложение № 1
к Приказу
Министерства финансов
Российской Федерации
от 28 декабря 2015 года № 217н
15. Финансовая отчетность должна достоверно представлять финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки организации. Достоверное представление требует правдивого отображения последствий совершенных операций, других событий и условий в соответствии с определениями и критериями признания активов, обязательств, доходов и расходов, установленными в «Концептуальных основах представления финансовых отчетов» (Концептуальные основы). Предполагается, что применение МСФО, вместе с раскрытием дополнительной информации при необходимости, позволяет сформировать финансовую отчетность, обеспечивающую достоверность представления.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2018 года МСФО «Поправки к ссылкам на «Концептуальные основы» в стандартах МСФО» от 30 октября 2018 года. – См. предыдущую редакцию.)
Сноска исключена с 29 ноября 2018 года – МСФО «Поправки к ссылкам на «Концептуальные основы» в стандартах МСФО» от 30 октября 2018 года. – См. предыдущую редакцию.
16. Организация, финансовая отчетность которой соответствует МСФО, должна подтвердить это, включив в примечания к финансовой отчетности свое явное и однозначное заявление о таком соответствии. Не допускается описание финансовой отчетности как соответствующей МСФО, кроме случаев, когда она соответствует всем требованиям МСФО.
17. Практически во всех случаях организация достигает достоверного представления, если выполняет требования всех применимых МСФО. Для обеспечения достоверного представления организация также должна:
(a) выбирать и применять положения учетной политики в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». МСФО (IAS) 8 устанавливает определенную иерархию источников официальных указаний по вопросам финансовой отчетности, которые принимаются во внимание руководством при отсутствии МСФО, прямо применимого к какой-либо статье;
(b) представлять информацию, включая положения учетной политики, таким образом, чтобы обеспечить уместную, надежную, сопоставимую и понятную информацию;
(c) раскрывать дополнительную информацию в случаях, когда соблюдение конкретных требований МСФО не является достаточным для того, чтобы пользователи могли понять влияние определенных операций, других событий и условий на финансовое положение и финансовые результаты организации.
18. Последствия ненадлежащей учетной политики организация не может исправить ни раскрытием положений применяемой учетной политики, ни включением примечаний или иных пояснительных материалов.
19. В исключительно редких случаях, когда руководство приходит к выводу, что соблюдение какого-либо требования МСФО могло бы до такой степени вводить в заблуждение, что это противоречило бы самой цели подготовки финансовой отчетности, установленной в «Концептуальных основах», организация должна отступить от такого требования в порядке, предусмотренном пунктом 20, при условии, что такое отступление требуется или не запрещается нормами соответствующего правового регулирования.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2018 года МСФО «Поправки к ссылкам на «Концептуальные основы» в стандартах МСФО» от 30 октября 2018 года. – См. предыдущую редакцию.)
20. Когда организация отступает от того или иного требования какого-либо МСФО в соответствии с пунктом 19, она должна раскрыть следующую информацию:
(a) что ее руководство пришло к выводу, что финансовая отчетность достоверно представляет финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки организации;
(b) что она выполнила требования применимых МСФО, за исключением того, что она отступила от указанного определенного требования с целью обеспечения достоверного представления;
(c) наименование МСФО, от требований которого организация отступила, характер отступления, включая порядок учета, который требовался бы при применении этого МСФО, причину, по которой в данных обстоятельствах данный порядок мог бы вводить в заблуждение до такой степени, что это противоречило бы самой цели подготовки финансовой отчетности, установленной в «Концептуальных основах», а также раскрыть принятый порядок учета; и
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2018 года МСФО «Поправки к ссылкам на «Концептуальные основы» в стандартах МСФО» от 30 октября 2018 года. – См. предыдущую редакцию.)
(d) применительно к каждому представленному периоду – финансовый эффект, оказанный таким отступлением на каждую статью, которая была бы отражена в финансовой отчетности в случае соблюдения соответствующего требования.
21. В том случае, когда организация отступила от того или иного требования какого-либо МСФО в одном из предыдущих периодов и это отступление оказывает влияние на суммы, признанные в финансовой отчетности за текущий период, организация должна раскрыть информацию, предусмотренную подпунктами (с) и (d) пункта 20.
22. Пункт 21 применяется, например, в том случае, когда организация в одном из предыдущих периодов отступила от требования какого-либо МСФО в части оценки активов или обязательств и данное отступление влияет на оценку изменений активов и обязательств, признанных в финансовой отчетности текущего периода.
23. В исключительно редких случаях, когда руководство приходит к выводу, что соблюдение какого-либо требования МСФО могло бы до такой степени вводить в заблуждение, что это противоречило бы самой цели подготовки финансовой отчетности, установленной в «Концептуальных основах», но при этом нормами соответствующего правового регулирования запрещается отступление от указанного требования, организация должна в максимально возможной степени уменьшить последствия тех аспектов соблюдения этого требования, которые воспринимаются как вводящие в заблуждение, раскрыв следующую информацию:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2018 года МСФО «Поправки к ссылкам на «Концептуальные основы» в стандартах МСФО» от 30 октября 2018 года. – См. предыдущую редакцию.)
(а) наименование МСФО, о котором идет речь, характер соответствующего требования и основания для сделанного руководством вывода о том, что соблюдение этого требования при данных обстоятельствах до такой степени вводит в заблуждение пользователей финансовой отчетности, что это противоречит самой цели подготовки финансовой отчетности, предусмотренной «Концептуальными основами», и
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2018 года МСФО «Поправки к ссылкам на «Концептуальные основы» в стандартах МСФО» от 30 октября 2018 года. – См. предыдущую редакцию.)
(b) применительно к каждому представленному периоду – корректировки по каждой статье финансовой отчетности, которые, по мнению руководства, были бы необходимы для обеспечения достоверного представления информации.
24. В контексте пунктов 19 – 23 какая-либо информация считается противоречащей цели финансовой отчетности, когда такая информация не представляет правдиво операции, другие события и условия, которые она должна представлять или, по обоснованным ожиданиям, должна была бы представлять, и, следовательно, она с высокой вероятностью повлияет на экономические решения, принимаемые пользователями финансовой отчетности. Оценивая, не будет ли соблюдение определенного требования какого-либо МСФО вводить в заблуждение до такой степени, что результат будет противоречить самой цели подготовки финансовой отчетности, установленной в «Концептуальных основах», руководство анализирует следующие вопросы:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2018 года МСФО «Поправки к ссылкам на «Концептуальные основы» в стандартах МСФО» от 30 октября 2018 года. – См. предыдущую редакцию.)
(a) почему при данных обстоятельствах нельзя достичь цели представления финансовой отчетности; и
(b) каким образом обстоятельства организации отличаются от обстоятельств других организаций, которые соблюдают это требование. Если при схожих обстоятельствах другие организации соблюдают данное требование, то действует опровержимое допущение о том, что соблюдение организацией указанного требования не будет вводить в заблуждение в такой степени, чтобы считать, что это противоречит самой цели подготовки финансовой отчетности, установленной в «Концептуальных основах».
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2018 года МСФО «Поправки к ссылкам на «Концептуальные основы» в стандартах МСФО» от 30 октября 2018 года. – См. предыдущую редакцию.)
25. При подготовке финансовой отчетности руководство должно оценить способность организации продолжать деятельность непрерывно. Организация должна составлять финансовую отчетность на основе допущения о непрерывности деятельности, кроме случаев, когда руководство либо намеревается ликвидировать эту организацию или прекратить ее коммерческую деятельность, либо не имеет никакой реальной альтернативы, кроме как поступить таким образом. Когда руководство, проводя свою оценку, располагает информацией о существенной неопределенности в отношении событий или условий, которые могут вызвать серьезные сомнения в способности организации непрерывно продолжать свою деятельность, организация должна раскрыть информацию об этой неопределенности. Когда организация составляет финансовую отчетность не на основе допущения о непрерывности своей деятельности, она должна раскрыть данный факт, указав при этом, на какой основе была подготовлена данная финансовая отчетность и причину, по которой организация не считается непрерывно действующей.
26. При оценке обоснованности использования допущения о непрерывности деятельности руководство учитывает всю имеющуюся информацию о будущем, рассматривая, как минимум, срок в двенадцать месяцев после окончания отчетного периода, но не ограничиваясь только им. Глубина анализа зависит от конкретных фактов в каждом отдельном случае. Если организация в течение многих лет осуществляет прибыльную деятельность и имеет свободный доступ к финансовым ресурсам, вывод об уместности использования допущения о непрерывности деятельности для целей составления финансовой отчетности может быть сделан без проведения детального анализа. При других обстоятельствах руководству, возможно, потребуется проанализировать широкий спектр факторов, относящихся к текущей и будущей прибыльности, графикам погашения задолженности и потенциальным источникам рефинансирования, прежде чем оно сможет убедиться в уместности использования допущения о непрерывности деятельности.
27. Организация должна составлять свою финансовую отчетность, за исключением информации о денежных потоках, на основе учета по методу начисления.
28. Когда учет ведется по методу начисления, организация признает статьи в качестве активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов (элементы финансовой отчетности), если они соответствуют определениям и критериям признания этих элементов, предусмотренным «Концептуальными основами».
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2018 года МСФО «Поправки к ссылкам на «Концептуальные основы» в стандартах МСФО» от 30 октября 2018 года. – См. предыдущую редакцию.)
Сноска исключена с 29 ноября 2018 года – МСФО «Поправки к ссылкам на «Концептуальные основы» в стандартах МСФО» от 30 октября 2018 года. – См. предыдущую редакцию.
29. Организация должна представлять каждый существенный класс аналогичных статей отдельно. Организация должна раздельно представлять статьи, отличающиеся по характеру или назначению, кроме случаев, когда они являются несущественными.
30. Финансовая отчетность является результатом обработки большого количества операций или других событий, которые объединяются в классы с учетом их характера или назначения. Завершающий этап процесса агрегирования и классификации заключается в представлении сжатых и классифицированных данных, которые формируют статьи финансовой отчетности. Если какая-либо статья отчетности сама по себе не является существенной, она объединяется с другими статьями либо непосредственно в финансовых отчетах, либо в примечаниях. Применительно к статье, которая не является достаточно существенной для отдельного представления непосредственно в указанных отчетах, может быть оправданным ее отдельное представление в примечаниях к ним.
30А. При применении настоящего и других МСФО организация должна решить, принимая во внимание все уместные факты и обстоятельства, каким образом она осуществляет агрегирование информации в финансовой отчетности, включая примечания. Организация не должна уменьшать понятность ее финансовой отчетности, скрывая существенную информацию среди несущественных данных или агрегируя существенные статьи, отличающиеся по характеру или функциям.
(Пункт дополнительно включен с 28 июля 2016 года МСФО «Инициатива в сфере раскрытия информации (Поправки к МСФО (IAS) 1)» от 27 июня 2016 года.)
31. Некоторые МСФО определяют конкретную информацию, которая должна быть включена в финансовую отчетность, в том числе в примечания. Нет необходимости в раскрытии организацией определенной информации, требуемой каким-либо МСФО, если раскрываемая в результате этого информация не является существенной. Это справедливо даже в том случае, если МСФО содержит список конкретных требований или описывает их в качестве минимальных требований. Организация также должна рассмотреть необходимость раскрытия дополнительной информации, если выполнение всех требований МСФО не предоставляет пользователям финансовой отчетности возможность понять влияние определенных операций, других событий и условий на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 июля 2016 года МСФО «Инициатива в сфере раскрытия информации (Поправки к МСФО (IAS) 1)» от 27 июня 2016 года. – См. предыдущую редакцию.)
32. Организация не должна представлять на нетто-основе активы и обязательства или доходы и расходы, кроме случаев, когда это требуется или разрешается каким-либо МСФО.
33. Организация представляет раздельно активы и обязательства, а также доходы и расходы. Осуществление взаимозачета в отчете (отчетах) о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе или о финансовом положении, кроме случаев, когда взаимозачет отражает сущность операции или другого события, затрудняет пользователям как понимание совершенных операций, других возникших событий и условий, так и прогнозирование будущих денежных потоков организации. Оценка активов в нетто-величине за вычетом оценочных резервов – например, оценка запасов за вычетом оценочного резерва на их устаревание или оценка дебиторской задолженности за вычетом оценочного резерва по сомнительным долгам – не является взаимозачетом.
34. МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» требует, чтобы организация оценивала выручку по договорам с покупателями по сумме возмещения, право на которое организация ожидает получить в обмен на передачу обещанных товаров или услуг. Например, сумма признаваемой выручки отражается с учетом любых предоставленных организацией торговых скидок и уступок за выкупленный объем. В ходе своей обычной деятельности организация совершает и другие операции, которые не приводят к возникновению выручки, но являются сопутствующими по отношению к основной генерирующей выручку деятельности организации. Организация представляет результаты таких операций в нетто-величине доходов и связанных с ними расходов, возникающих по одной и той же операции, когда такое представление отражает сущность соответствующей операции или другого события. Например:
(Абзац в редакции, введенной в действие МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года № 15. – См. предыдущую редакцию.)
(а) организация представляет прибыли и убытки от выбытия внеоборотных активов, в том числе инвестиций и операционных активов, посредством вычета балансовой стоимости выбывшего актива и связанных с его продажей расходов из суммы возмещения при выбытии; и
(Подпункт в редакции, введенной в действие МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года № 15. – См. предыдущую редакцию.)
(b) организация может представить на нетто-основе затраты, которые относятся к оценочному обязательству, признанному в соответствии с МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», и сумму компенсации, полученную в отношении этого оценочного обязательства в рамках соответствующего соглашения с третьим лицом (например, соглашения о гарантийных обязательствах поставщика).
35. Кроме того, организация представляет на нетто-основе прибыли и убытки, возникающие по группе аналогичных операций, например, положительные и отрицательные курсовые разницы или прибыли и убытки, возникающие по финансовым инструментам, предназначенным для торговли. Однако организация представляет такие прибыли и убытки раздельно, если они являются существенными.
36. Организация должна представлять полный комплект финансовой отчетности (включая сравнительную информацию) как минимум ежегодно. В том случае, когда организация изменяет дату окончания своего отчетного периода и представляет финансовую отчетность за период, продолжительностью больше или меньше одного года, организация должна раскрыть в дополнение к периоду, за который составлена финансовая отчетность:
(a) основание для использования периода большей или меньшей продолжительности, и
(b) тот факт, что суммы, представленные в финансовой отчетности, не являются в полной мере сопоставимыми.
37. Обычно организация последовательно составляет финансовую отчетность за годовой период. Однако исходя из практических соображений некоторые организации предпочитают отчитываться, например, за период, составляющий 52 недели. Настоящий стандарт не препятствует данной практике.
Минимально необходимая сравнительная информация
38. За исключением случаев, когда другие МСФО допускают или требуют иного, организация должна представлять сравнительную информацию за предшествующий период по всем суммам, отраженным в финансовой отчетности за текущий период. Организация должна включать сравнительную информацию в отношении информации описательного и поясняющего характера, если она уместна для понимания финансовой отчетности за текущий период.
38А. Организация должна представлять как минимум два отчета о финансовом положении, два отчета о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе, два отдельных отчета о прибыли или убытке (если такие представляются), два отчета о движении денежных средств и два отчета об изменениях в собственном капитале, а также относящиеся к ним примечания.
38В. В некоторых случаях информация качественного характера, представленная в финансовой отчетности за предшествующий период (предшествующие периоды), продолжает быть уместной и для текущего периода. Например, организация раскрывает в текущем периоде подробности еще не урегулированного судебного разбирательства, исход которого на конец предшествующего периода был неопределенным. Для пользователей может иметь значение информация о том, что на конец предшествующего периода существовала неопределенность, а также информация о мерах, которые были предприняты организацией в течение периода для разрешения этой неопределенности.
Дополнительная сравнительная информация
38С. Организация может представлять сравнительную информацию в дополнение к минимально необходимой сравнительной финансовой отчетности, требуемой МСФО, если данная информация составлена в соответствии с МСФО. Такая сравнительная информация может состоять из одного или более отчетов, упомянутых в пункте 10, однако не обязательно должна представлять собой полный комплект финансовой отчетности. В случае представления указанных дополнительных отчетов организация должна представлять и относящиеся к ним примечания.
38D. Например, организация может представлять третий отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе (тем самым представляя информацию за текущий период, за предшествующий период и за один дополнительный сравнительный период). Однако организация не обязана представлять третий отчет о финансовом положении, третий отчет о движении денежных средств или третий отчет об изменениях в собственном капитале (т. е. дополнительные сравнительные финансовые отчеты). В примечаниях к своей финансовой отчетности организация должна представить сравнительную информацию, относящуюся к указанному дополнительному отчету о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе.
39 – 40. [Удалены]
Изменение учетной политики, ретроспективное исправление или реклассификация
40А. Организация должна представлять третий отчет о финансовом положении по состоянию на начало предшествующего периода в дополнение к требуемому минимуму сравнительной финансовой отчетности согласно пункту 38А, если:
(a) она ретроспективно применяет какое-либо положение учетной политики, производит ретроспективное исправление статей в своей финансовой отчетности либо реклассифицирует статьи в своей финансовой отчетности; и
(b) указанное ретроспективное применение, ретроспективное исправление или реклассификация оказывают существенное влияние на информацию в отчете о финансовом положении на начало предшествующего периода.
40В. В обстоятельствах, описанных в пункте 40А, организация должна представлять три отчета о финансовом положении по состоянию:
(а) на конец текущего периода;
(b) на конец предшествующего периода; и
(c) на начало предшествующего периода.
40С. В том случае, когда организация обязана представить дополнительный отчет о финансовом положении в соответствии с пунктом 40А, она должна раскрыть информацию, требуемую пунктами 41 – 44 и МСФО (IAS) 8. Однако она не обязана представлять другие примечания к вступительному отчету о финансовом положении по состоянию на начало предшествующего периода.
40D. Датой, по состоянию на которую составляется указанный вступительный отчет о финансовом положении, должна быть дата начала предшествующего периода вне зависимости от того, содержит ли финансовая отчетность организации сравнительную информацию за более ранние периоды (как допускается пунктом 38С).
41. Если организация изменяет порядок представления или классификации статей в своей финансовой отчетности, она также должна реклассифицировать сравнительные суммы, кроме случаев, когда реклассификация практически неосуществима. Когда организация реклассифицирует сравнительные суммы, она должна раскрыть (в том числе по состоянию на начало предшествующего периода) следующее:
(a) характер реклассификации;
(b) сумму каждой статьи или класса статей, которые реклассифицируются; и
(c) причину реклассификации.
42. В том случае, когда реклассификация сравнительных сумм практически неосуществима, организация должна раскрыть следующее:
(a) причину, по которой эти суммы не реклассифицируются; и
(b) характер корректировок, которые были бы произведены, если бы указанные суммы были реклассифицированы.
43. Повышение сопоставимости информации, относящейся к разным периодам, помогает пользователям принимать экономические решения, в особенности позволяя пользователям отслеживать тенденции в финансовой информации для целей прогнозирования. При некоторых обстоятельствах практически неосуществимо произвести реклассификацию сравнительной информации за определенный предыдущий период для достижения сопоставимости с текущим периодом. Например, в предыдущем периоде (периодах) данные могли быть собраны таким образом, что это не позволяет организации провести реклассификацию, при этом воссоздание необходимой информации может быть практически неосуществимым.
44. МСФО (IAS) 8 предусматривает требования в части корректировки сравнительной информации применительно к случаям, когда организация изменяет какое-либо положение своей учетной политики или исправляет ошибку.
45. Организация должна использовать один и тот же порядок представления и классификации статей в финансовой отчетности от периода к периоду, кроме случаев, когда:
(a) значительное изменение характера операций организации или пересмотр ее финансовой отчетности не оставляет сомнений в том, что иной порядок представления или классификации был бы более подходящим, учитывая предусмотренные МСФО (IAS) 8 критерии выбора и применения учетной политики; или
(b) одним из МСФО требуется изменение порядка представления.
46. Например, значительное приобретение или выбытие или пересмотр порядка представления финансовой отчетности могли бы указывать на необходимость иного порядка представления информации в финансовой отчетности. Организация изменяет порядок представления своей финансовой отчетности только в тех случаях, когда новый порядок позволяет представить информацию, которая является надежной и более уместной для пользователей финансовой отчетности, и при этом представляется вероятным, что пересмотренная структура будет использоваться и в дальнейшем в целях сохранения сопоставимости информации. При внесении таких изменений в порядок представления организация реклассифицирует свою сравнительную информацию в соответствии с пунктами 41 и 42.