1. Запорожская область принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
2. Основаниями принятия в Российскую Федерацию Запорожской области являются:
1) результаты референдума, который состоялся 27 сентября 2022 года в Запорожской области, на котором поддержан вопрос о вхождении Запорожской области в состав Российской Федерации на правах субъекта Российской Федерации;
2) Декларация о независимости и суверенитете Запорожской области от 28 сентября 2022 года;
3) предложение Запорожской области о ее принятии в Российскую Федерацию;
4) Договор между Российской Федерацией и Запорожской областью о принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта;
5) настоящий Федеральный конституционный закон.
3. Запорожская область считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Запорожской областью о принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.
1. Со дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области в составе Российской Федерации образуется новый субъект – Запорожская область.
2. Наименование нового субъекта Российской Федерации – Запорожская область подлежит включению в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации.
3. Запорожская область принимается в Российскую Федерацию в статусе области.
1. Пределы территории Запорожской области определяются границами территории Запорожской области, существовавшими на день ее принятия в Российскую Федерацию и образования в составе Российской Федерации нового субъекта.
2. Граница Запорожской области, сопряженная с территорией иностранного государства, является Государственной границей Российской Федерации.
1. Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Запорожской области со дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
2. Нормативные правовые акты Запорожской области действуют на территории Запорожской области до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Запорожской области.
3. Нормативные правовые акты, применяемые в соответствии с решениями военно-гражданской Администрации Запорожской области на территории Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, действуют на территории Запорожской области до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Запорожской области.
4. Нормативные правовые акты, применяемые в соответствии с решениями военно-гражданской Администрации Запорожской области на территории Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, и нормативные правовые акты Запорожской области не применяются, если такие акты противоречат Конституции Российской Федерации.
1. Со дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на этот день на территории Запорожской области или ранее постоянно проживавшие на указанной территории и выехавшие из Запорожской области в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, а также их несовершеннолетние дети приобретают гражданство Российской Федерации в результате признания их гражданами Российской Федерации при условии принесения Присяги гражданина Российской Федерации.
2. Лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации и личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, выдается после принесения Присяги гражданина Российской Федерации.
3. От принесения Присяги гражданина Российской Федерации освобождаются:
1) лица, не достигшие возраста четырнадцати лет;
2) лица, признанные недееспособными;
3) лица, неспособные вследствие ограниченных возможностей здоровья прочитать или произнести текст Присяги гражданина Российской Федерации и (или) собственноручно его подписать.
4. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Запорожской области на основании вида на жительство, выданного уполномоченными органами Украины, выдается вид на жительство в Российской Федерации.
5. Паспорт гражданина Российской Федерации выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами со дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта. Порядок подачи заявления о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, форма заявления, перечень представляемых документов и срок оформления паспорта устанавливаются Президентом Российской Федерации.
6. При подаче заявления о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации лица, указанные в части 1 настоящей статьи, проходят обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию и фотографирование.
7. Заявление о признании ребенка в возрасте до четырнадцати лет или недееспособного лица гражданином Российской Федерации подается его законным представителем. Порядок подачи такого заявления, его форма, перечень представляемых документов устанавливаются Президентом Российской Федерации. При признании ребенка в возрасте до четырнадцати лет гражданином Российской Федерации на бланке свидетельства о его рождении федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом проставляется отметка, подтверждающая наличие гражданства Российской Федерации.
8. Рассмотрение поданных до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, прекращается.
9. Граждане Российской Федерации, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи либо до дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, постоянно проживали на этот день или ранее постоянно проживали на территории Запорожской области и у которых гражданство Украины не прекращено, признаются гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства Украины, со дня подачи ими заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины. Граждане Российской Федерации, подавшие заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины, освобождаются от обязанности подать уведомление о наличии у них гражданства Украины.
10. Заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины в отношении ребенка, не достигшего возраста четырнадцати лет, или недееспособного гражданина Российской Федерации из числа лиц, указанных в части 9 настоящей статьи, подается его законным представителем. Данное заявление в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно пребывающих в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подается уполномоченным представителем такой организации, на которую возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя.
11. Заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины подается в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган. Порядок подачи заявлений о нежелании состоять в гражданстве Украины, форма такого заявления, перечень представляемых документов, порядок учета и срок хранения заявлений устанавливаются Президентом Российской Федерации.
12. К гражданам Российской Федерации, которые признаны в соответствии с настоящей статьей не имеющими гражданства Украины и которые не имеют гражданства (подданства) другого иностранного государства, не применяются положения законодательства Российской Федерации, предусматривающие ограничения в отношении граждан Российской Федерации, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства, с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1. Ограничения, запреты и требования, связанные с замещением государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, не действуют на территории Запорожской области в течение переходного периода, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.
2. Замещение государственных должностей, должностей государственной службы, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы, в том числе при замещении которых предусматривается допуск к государственной тайне, на территории Запорожской области осуществляется с учетом особенностей, устанавливаемых Президентом Российской Федерации.
3. Лица, замещавшие должности в органах публичной власти Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, имеют преимущественное право на поступление на службу в органы публичной власти Запорожской области, в органы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Запорожской области, с учетом положений части 2 настоящей статьи при наличии гражданства Российской Федерации.
4. Лица, замещавшие должности в органах публичной власти Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, продолжают замещать свои должности при наличии гражданства Российской Федерации, если настоящим Федеральным конституционным законом предусматривается возможность продолжения осуществления органами публичной власти Запорожской области, сформированными до дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, публичных функций до завершения формирования органов публичной власти Запорожской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. В течение переходного периода по достижении гражданином предельного возраста пребывания на государственной гражданской или муниципальной службе по решению представителя нанимателя и с согласия данного гражданина он вправе замещать должность государственной гражданской или муниципальной службы, связанную с осуществлением полномочий на территории Запорожской области, до достижения им возраста семидесяти лет.
1. Со дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта на территории Запорожской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, создаются объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, военные комиссариаты, а также органы, предусмотренные Федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне». Особенности создания таких объединений, соединений, воинских частей и организаций, военных комиссариатов, органов могут быть установлены Президентом Российской Федерации.
2. Воинские звания, документы об образовании и о прохождении военной службы в вооруженных силах, воинских формированиях и правоохранительных органах СССР, а также Украины, военно-гражданской Администрации Запорожской области, в которых предусмотрена военная служба, в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Запорожской области и поступивших в установленном порядке при условии их соответствия требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, со дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта на военную службу по контракту в Запорожской области, признаются в Российской Федерации.
3. Воинские звания, документы об образовании и о прохождении военной службы, признанные в Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи, учитываются при исчислении в соответствии с законодательством Российской Федерации выслуги лет на военной службе для назначения пенсий и ежемесячной надбавки за выслугу лет, а также для решения вопросов прохождения военной службы.
4. Призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Запорожской области, проводится в порядке, установленном федеральными законами, начиная с 2023 года.
5. Отдельные вопросы, связанные с прохождением военной службы на территории Запорожской области и предоставлением военнослужащим прав и социальных гарантий, могут регулироваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1. Выборы в законодательный (представительный) орган Запорожской области проводятся во второе воскресенье сентября 2023 года.
2. До избрания законодательного (представительного) органа Запорожской области в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено принятие закона субъекта Российской Федерации, нормативно-правовое регулирование может осуществляться в Запорожской области нормативными правовыми актами временно исполняющего обязанности Губернатора Запорожской области. Такие нормативные правовые акты не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, а также устанавливать налоги и сборы. Такие нормативные правовые акты действуют до принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом Запорожской области, избранным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Устав Запорожской области принимается законодательным (представительным) органом Запорожской области незамедлительно после его избрания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Президент Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица Запорожской области – Губернатора Запорожской области на период до вступления в должность избранного в соответствии с законодательством Российской Федерации Губернатора Запорожской области.
5. Временно исполняющий обязанности Губернатора Запорожской области формирует Правительство Запорожской области и иные исполнительные органы Запорожской области в соответствии с законодательством Российской Федерации по согласованию с федеральными органами публичной власти в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации. До завершения формирования таких органов их функции могут осуществляться органами Запорожской области, сформированными до дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, по решению временно исполняющего обязанности Губернатора Запорожской области, принимаемому по согласованию с федеральными органами публичной власти в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.
6. Сенаторы Российской Федерации – представители от субъекта Российской Федерации наделяются полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации законодательным (представительным) органом Запорожской области (после его избрания в соответствии с законодательством Российской Федерации) и временно исполняющим обязанности Губернатора Запорожской области. При этом требования законодательства Российской Федерации о постоянном проживании на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также об обязательном закрытии счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, о прекращении хранения наличных денежных средств и ценностей в таких банках, об отчуждении иностранных финансовых инструментов не применяются.
7. До 1 июня 2023 года в Запорожской области с учетом ее административно-территориального деления, устанавливаемого временно исполняющим обязанности Губернатора Запорожской области, создаются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. В случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено участие органов государственной власти субъекта Российской Федерации в создании и (или) формировании территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти Запорожской области, действующие в соответствии с настоящей статьей, участвуют в их создании и (или) формировании.
1. В течение переходного периода Генеральная прокуратура Российской Федерации создает на территории Запорожской области органы прокуратуры Запорожской области, имеющие статус прокуратуры субъекта Российской Федерации, и другие территориальные органы прокуратуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о прокуратуре.
2. Прокуроры, осуществляющие свои полномочия на территории Запорожской области, в том числе прокурор Запорожской области, назначаются на должность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. До завершения формирования органов прокуратуры, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, соответствующие полномочия на территории Запорожской области осуществляют органы прокуратуры Запорожской области, действовавшие на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта. В случае отсутствия таких органов соответствующие полномочия на территории Запорожской области осуществляют органы военной прокуратуры Российской Федерации.
1. В течение переходного периода на территории Запорожской области с учетом ее административно-территориального деления, установленного нормативным правовым актом высшего должностного лица Запорожской области – Губернатора Запорожской области, создаются суды Российской Федерации (федеральные суды) в соответствии с законодательством Российской Федерации о судебной системе.
2. Граждане, замещавшие должности судей в судах, действовавших на территории Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, имеют преимущественное право на замещение должностей судей в судах Российской Федерации, создаваемых на территории Запорожской области, при наличии у них гражданства Российской Федерации, а также при условии их соответствия иным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации о статусе судей к кандидатам на должность судьи. Конкурсный отбор на замещение должности судьи в судах Российской Федерации, создаваемых на территории Запорожской области, осуществляется Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.
3. На территории Запорожской области по инициативе законодательного (представительного) органа Запорожской области, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, создаются судебные участки и должности мировых судей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Решение о дне начала деятельности федеральных судов на территории Запорожской области принимает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и официально извещает об этом.
5. До создания на территории Запорожской области судов Российской Федерации правосудие от имени Российской Федерации на указанной территории осуществляют суды, действовавшие на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта. Лица, замещавшие должности судей в этих судах, продолжают осуществлять правосудие до создания и начала деятельности судов Российской Федерации на указанной территории при условии наличия у них гражданства Российской Федерации.
6. Вышестоящими судебными инстанциями по отношению к судам, указанным в части 5 настоящей статьи, являются областной суд Запорожской области, действовавший на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, Первый апелляционный суд общей юрисдикции, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, Второй кассационный суд общей юрисдикции, Арбитражный суд Центрального округа и Верховный Суд Российской Федерации.
7. Заявления по гражданским и административным делам, по хозяйственным спорам, а также уголовные дела и дела об административных правонарушениях, принятые к производству судами первой инстанции, действовавшими на территории Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, и не рассмотренные на этот день, рассматриваются по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Уголовные дела подлежат рассмотрению при условии, что предъявленное обвинение поддержано прокурором соответствующего территориального органа прокуратуры Российской Федерации от имени Российской Федерации.
8. Апелляционные жалобы, в том числе принятые к производству соответствующим судом, действовавшим на территории Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, и не рассмотренные на этот день, рассматриваются по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Апелляционные жалобы на судебные Постановления по уголовным делам подлежат рассмотрению при условии, что предъявленное обвинение поддерживается прокурором соответствующего территориального органа прокуратуры Российской Федерации от имени Российской Федерации.
9. Постановления общих и административных судов, действовавших на территории Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, вступившие в законную силу до этого дня и являвшиеся предметом апелляционного рассмотрения в соответствующих судах, действовавших на этот день на указанной территории, в течение шести месяцев после вступления их в законную силу могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции, а далее соответственно в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
10. Постановления судов по делам об административных правонарушениях, вынесенные судами, действовавшими на территории Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в Российской Федерации нового субъекта, и вступившие в законную силу до этого дня, в течение шести месяцев после вступления их в законную силу могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции, а далее в Верховный Суд Российской Федерации в соответствии с главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
11. Постановления хозяйственного суда, действовавшего на территории Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, вступившие в законную силу до этого дня и являвшиеся предметом апелляционного рассмотрения в соответствующем суде, действовавшем на этот день на указанной территории, в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона могут быть обжалованы в Арбитражный суд Центрального округа, а далее в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
12. Основаниями для пересмотра Вторым кассационным судом общей юрисдикции, Арбитражным судом Центрального округа, Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, Президиумом Верховного Суда Российской Федерации вступивших в законную силу Постановлений судов, действовавших на территории Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, являются существенные нарушения указанными судами норм материального и процессуального права.
13. В случае отмены Вторым кассационным судом общей юрисдикции, Арбитражным судом Центрального округа, Верховным Судом Российской Федерации полностью или в части Постановления суда, действовавшего на территории Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, и направления дела на новое рассмотрение в соответствующий суд, действующий на территории Запорожской области, рассмотрение такого дела осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
14. Постановления судов, действовавших на территории Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, которые вступили в законную силу и рассматривались в кассационном порядке в соответствующем кассационном суде, действовавшем на этот день на указанной территории, не подлежат обжалованию в кассационные суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации.
15. Расследование уголовных дел, находившихся в производстве органов предварительного расследования, действовавших на территории Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Уголовные дела передаются для рассмотрения в суды при условии, что предъявленное обвинение поддержано прокурором территориального органа прокуратуры Российской Федерации от имени Российской Федерации.
16. Особенности применения на территории Запорожской области в течение переходного периода уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации определяются федеральным законом.
17. Обеспечение деятельности судов и исполнение судебных решений, в том числе в течение переходного периода, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
18. При рассмотрении до окончания переходного периода хозяйственным судом Запорожской области (до создания Арбитражного суда Запорожской области), Арбитражным судом Запорожской области, Двадцать первым арбитражным апелляционным судом, Арбитражным судом Центрального округа и Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации дел, связанных с исковыми требованиями к кредитным организациям, могут приниматься в качестве письменных доказательств документы, составленные полностью или частично на украинском языке, без надлежащим образом заверенного перевода этих документов на русский язык, если они составлены до дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта.
1. Местное самоуправление на территории Запорожской области осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Запорожской области.
2. Местное самоуправление на территории Запорожской области осуществляется в городских округах и (или) муниципальных округах.
3. В целях организации местного самоуправления на территории Запорожской области в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении временно исполняющий обязанности Губернатора Запорожской области не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона принимает нормативные правовые акты, действующие до принятия закона Запорожской области и предусматривающие:
1) образование городских округов и (или) муниципальных округов;
2) установление границ вновь образованных муниципальных образований;
3) установление численности депутатов представительных органов вновь образованных муниципальных образований. При этом к вновь образованным муниципальным образованиям применяются требования к численности депутатов представительных органов муниципальных образований, предусмотренные законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении, если иное не определено соответствующим нормативным правовым актом Запорожской области;
4) установление сроков полномочий органов местного самоуправления. При этом такой срок не может быть менее двух лет.
4. Представительные органы вновь образованных муниципальных образований избираются во второе воскресенье сентября 2023 года.
5. Главы вновь образованных муниципальных образований избираются представительными органами таких муниципальных образований из числа кандидатов, представленных Губернатором Запорожской области, и возглавляют местную Администрацию.
6. На территориях вновь образованных муниципальных образований до завершения формирования органов местного самоуправления полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления исполняют органы и должностные лица, осуществлявшие на этих территориях на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта полномочия, отнесенные законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
7. Органы и должностные лица, которые осуществляли на территориях вновь образованных муниципальных образований на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта полномочия, отнесенные законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления, и не были наделены иными полномочиями, упраздняются после завершения формирования органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении и настоящей статьей.
1. На территории Российской Федерации признаются и действуют без ограничения срока действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, органов публичной власти Запорожской области, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом либо не вытекает из самих документов или существа отношений, следующие документы, действовавшие на территории Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта:
1) документы, подтверждающие гражданское состояние, трудовой (страховой) стаж, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме, право на получение медицинской помощи, таможенные документы, выданные органами публичной власти Запорожской области, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины;
2) лицензии (разрешения), за исключением лицензий (разрешений) на осуществление предпринимательской деятельности, которая не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций, выданные органами публичной власти Запорожской области, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины;
3) документы об образовании, выданные уполномоченными органами и организациями Украины, документы об образовании и (или) о квалификации, выданные уполномоченными органами и организациями Запорожской области;
4) судебные Постановления, принятые судами Украины, при условии, что иное не предусмотрено федеральным законом;
5) документы, являющиеся основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное на территории Запорожской области, подтверждающие возникновение, изменение, ограничение, переход или прекращение прав на такое имущество, обременение такого имущества, выданные органами публичной власти Запорожской области, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины и (или) удостоверенные нотариусами Украины (если документы на такое имущество не выданы органами публичной власти Запорожской области или органами, входящими в единую систему публичной власти Российской Федерации).
2. Документы, указанные в пункте 5 части 1 настоящей статьи, выданные до дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, представляются до 1 января 2028 года для государственной регистрации соответствующих прав, ограничений и обременений органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Особенности признания на территории Российской Федерации и действия документов, указанных в части 1 настоящей статьи, в том числе при совершении сделок, могут быть установлены федеральным законом.
4. На территории Запорожской области действуют выданные государственными и иными официальными органами Украины, органами публичной власти Запорожской области:
1) разрешительные документы на осуществление деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в области охраны и использования объектов животного и растительного мира, включая документы на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в красные книги, содержание объектов животного мира, занесенных в красные книги, – до 1 марта 2026 года;
2) документы в области обеспечения единства средств измерений, документы об оценке соответствия продукции, процессов, связанных с требованиями к ней, обязательным требованиям, сертификаты о происхождении товаров – до 1 января 2026 года;
3) документы, подтверждающие право на использование лесов, – до 1 января 2026 года;
4) разрешительные документы в области управления многоквартирными домами – до 1 марта 2026 года;
5) документы в области усыновления (удочерения) детей, установления опеки и (или) попечительства – до 1 марта 2026 года;
6) разрешительные документы на осуществление деятельности в области обращения с отходами производства и потребления – до 1 марта 2026 года;
7) разрешительные документы на осуществление медицинской деятельности, фармацевтической деятельности (за исключением деятельности частных медицинских организаций, частных фармацевтических организаций и физических лиц – предпринимателей, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров) – до 1 января 2026 года.
5. До 1 января 2024 года сроки принятия наследства, которые истекли после 24 февраля 2022 года, не считаются пропущенными и не требуют восстановления в судебном порядке, если последнее место жительства наследодателя находилось на территории Запорожской области.
(Часть в редакции, введенной Федеральным конституционным законом от 28 апреля 2023 года № 1-ФКЗ. – См. предыдущую редакцию.)
6. На территории Запорожской области продолжают действовать правовые акты, договоры концессии, договоры и соглашения, предусматривающие передачу в безвозмездное пользование, аренду, доверительное или иное управление, хозяйственное ведение государственного, муниципального или другого имущества, распоряжение которым осуществлялось органами публичной власти Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, если иное не вытекает из таких правовых актов, договоров, соглашений или существа отношений. Случаи, при которых требуется согласование федеральными органами исполнительной власти применения таких правовых актов, договоров и соглашений, а также порядок такого согласования устанавливается Правительством Российской Федерации.
7. Управление имуществом, расположенным на территории Запорожской области, имеющим признаки бесхозяйного и не отнесенным к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, осуществляется органами Запорожской области в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Порядок признания такого имущества бесхозяйным, установленный нормативными правовыми актами Запорожской области, применяется до 1 января 2028 года по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом.
1. Организации, функционировавшие на территории Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Юридическое лицо, имущество которого находится в собственности публично-правового образования или участником которого является публично-правовое образование и которое имело в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае его отсутствия иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, в течение переходного периода может привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о нем в единый государственный реестр юридических лиц.
1. Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на территории Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего Федерального конституционного закона или в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме и на охрану здоровья.
2. Гражданам и лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, постоянно проживающим на территории Запорожской области, гарантируется предоставление пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме в размерах (объемах), установленных в Запорожской области на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, вплоть до принятия законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих особенности предоставления пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме таким гражданам и лицам.
3. Оказание медицинской помощи гражданам и лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется на уровне не ниже предусмотренного программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
4. До 1 марта 2023 года на территории Запорожской области создаются территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
5. До 1 января 2026 года трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территории Запорожской области с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации.
1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территории Запорожской области с 1 января 2023 года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
2. До 1 января 2023 года на территории Запорожской области отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов и страховых взносов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами органов публичной власти Запорожской области, если иное не предусмотрено частями 3 – 5 настоящей статьи.
3. В отношении юридических лиц, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» до 1 января 2023 года и местом нахождения которых является Запорожская область (при создании юридического лица либо по заявлению о внесении сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц), положения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах применяются с даты внесения соответствующей записи в указанный реестр.
4. В отношении индивидуальных предпринимателей, сведения о которых внесены в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» до 1 января 2023 года и местом жительства которых является Запорожская область, положения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах применяются с даты внесения соответствующей записи в указанный реестр, за исключением случаев, если такие индивидуальные предприниматели (физические лица – предприниматели) на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта имели право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в соответствии с нормативными правовыми актами органов публичной власти Запорожской области.
5. В отношении филиалов и представительств иностранных юридических лиц, аккредитованных в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» на территории Запорожской области до 1 января 2023 года, положения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах применяются с даты их аккредитации, за исключением случаев, если такие филиалы и представительства иностранных юридических лиц на день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта имели право осуществлять свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов публичной власти Запорожской области.
6. Федеральными законами могут предусматриваться ограничения и (или) особенности применения отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации на территории Запорожской области в 2023 году.
1. Бюджетное законодательство Российской Федерации применяется на территории Запорожской области с 1 января 2023 года с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации.
2. До 1 января 2023 года бюджетные правоотношения на территории Запорожской области, за исключением правоотношений по составлению проекта бюджета Запорожской области на 2023 год, его рассмотрению и утверждению, регулируются нормативными правовыми актами Запорожской области.
1. На территории Запорожской области со дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта банковские операции осуществляются кредитными организациями, имеющими лицензию Центрального банка Российской Федерации (далее – Банк России), за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
2. До 1 января 2024 года на территории Запорожской области организации, зарегистрированные на территории Запорожской области и обладающие в соответствии с нормативными правовыми актами Запорожской области правом на осуществление банковских операций (далее – кредитные учреждения), могут проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Запорожской области банковские операции, совершение которых не противоречит законодательству Российской Федерации.
3. До 1 января 2024 года кредитные учреждения могут получить лицензию Банка России в порядке и на условиях, которые установлены Банком России.
4. Деятельность юридических лиц, зарегистрированных или действовавших на территории Запорожской области, осуществлявших банковскую деятельность или отдельные виды банковских операций на основании лицензии (разрешения) Национального банка Украины до дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, прекращается.
5. Порядок исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Запорожской области, а также физическими лицами, постоянно проживающими на территории Запорожской области, обязательств по кредитам (займам) перед юридическими лицами, зарегистрированными на территории Украины и обладающими в соответствии с законодательством Украины правом на основании лицензии (разрешения) выдавать кредиты (займы), устанавливается федеральным законом.
1. На территории Запорожской области со дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта некредитные финансовые организации могут осуществлять виды деятельности, предусмотренные частью первой статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», при наличии права (разрешения), полученного в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
2. В течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона организации, осуществляющие отдельные виды деятельности (за исключением совершения банковских операций), аналогичные видам деятельности, предусмотренным частью первой статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», зарегистрированные на территории Запорожской области и имеющие в соответствии с нормативными правовыми актами органов публичной власти Запорожской области право на осуществление такой деятельности (далее – некредитные финансовые учреждения), вправе осуществлять такие виды деятельности в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, актами органов публичной власти Запорожской области.
3. Некредитные финансовые учреждения в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона вправе обратиться в Банк России за получением разрешения (лицензии) на осуществление своей деятельности в порядке и на условиях, которые установлены Банком России.
4. По истечении срока, установленного частью 2 настоящей статьи, деятельность некредитных финансовых учреждений прекращается.
5. До 1 января 2024 года на территории Запорожской области не применяется законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
6. Риск гражданской ответственности владельца транспортного средства, который проживает на территории Запорожской области или местом нахождения которого является территория Запорожской области, должен быть застрахован в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в случае использования принадлежащего ему транспортного средства на территориях субъектов Российской Федерации, в которых применяется указанное законодательство Российской Федерации.
1. Денежной единицей на территории Запорожской области является рубль.
2. До 31 декабря 2022 года на территории Запорожской области допускаются обращение национальной денежной единицы Украины – гривны и осуществление расчетов в гривнах.
3. На территории Запорожской области со дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта следующие виды платежей осуществляются только в рублях:
1) уплата налогов, сборов, страховых взносов, таможенных платежей, платежей в государственные внебюджетные фонды;
2) выплаты работникам бюджетных организаций;
3) пенсии, пособия, компенсации и иные социальные выплаты;
4) иные платежи, если одной из сторон является организация, зарегистрированная в другом субъекте Российской Федерации, за исключением платежей, осуществляемых при проведении банковских операций между кредитными организациями и (или) кредитными учреждениями.
4. До 31 декабря 2022 года платежи, не предусмотренные частью 3 настоящей статьи, осуществляются как в рублях, так и в гривнах по выбору плательщика.
5. С 1 января 2023 года расчеты наличными денежными средствами на территории Запорожской области между юридическими лицами, с участием физических лиц, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. На территории Запорожской области обмен национальной валюты Украины – гривны на рубли производится в кредитных организациях или кредитных учреждениях, осуществляющих свою деятельность на территории Запорожской области, по курсу, установленному данными кредитными организациями или кредитными учреждениями.
1. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными законами, регулирующими отношения, связанные с интеграцией Запорожской области в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, Банк России по вопросам, относящимся к его компетенции, вправе принимать акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, не предусмотренные статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
2. Актами Банка России, указанными в части 1 настоящей статьи, в отношении кредитных учреждений и некредитных финансовых учреждений могут устанавливаться особенности осуществления ими деятельности, проведения операций, значения нормативов и показателей, требования к составу и структуре активов, порядку расчета и размеру собственных средств (капитала), требования к обеспечению финансовой надежности, в том числе к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля, требования к лицам, приобретающим акции (доли) кредитного учреждения и некредитного финансового учреждения, требования к лицам, устанавливающим (осуществляющим) контроль в отношении владельцев (приобретателей) акций (долей) кредитного учреждения и некредитного финансового учреждения, требования к порядку приобретения акций (долей) кредитного учреждения и некредитного финансового учреждения, а также порядок применения мер к кредитным учреждениям и некредитным финансовым учреждениям за допущенные нарушения в их деятельности.
3. Актами Банка России, указанными в части 1 настоящей статьи, в отношении кредитных учреждений и некредитных финансовых учреждений могут устанавливаться особенности ведения бухгалтерского учета, составления и представления ими бухгалтерской (финансовой) или иной отчетности, сроки раскрытия информации в форме отчета эмитента, бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, списков аффилированных лиц, сроки составления и представления отчетности, а также другой предусмотренной федеральными законами и нормативными актами Банка России информации.
4. Акты Банка России, указанные в части 1 настоящей статьи, действуют до 1 января 2025 года и не подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
5. Акты Банка России, указанные в части 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.
6. Банк России вправе образовать на территории Запорожской области территориальные учреждения.