1. Установить, что Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие:
1) особенности оценки соответствия выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации продукции (в том числе в зависимости от страны происхождения такой продукции) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям, устанавливаемым до дня вступления в силу технических регламентов, в отношении порядка (схем, процедур) оценки соответствия в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, обязательного подтверждения соответствия (сертификации или декларирования соответствия), экспертизы и (или) в иной форме, сроков действия документов, подтверждающих соответствие, и их продления, а также особенностей ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в том числе образцов продукции, необходимых для проведения процедур оценки соответствия;
2) особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в том числе в части введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий;
3) особенности лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов, включения в реестр, а также иных разрешительных режимов, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе:
а) установление права всех категорий лиц или отдельных категорий лиц, имеющих лицензии или иные разрешения, срок действия которых истек, продолжать в течение определенного срока осуществление деятельности без получения новых лицензий или иных разрешений, без переоформления таких лицензий или иных разрешений, без продления срока их действия, а также без применения к указанным категориям лиц предусмотренной законом ответственности за осуществление деятельности без лицензии или иного разрешения;
б) определение случаев и порядка предоставления новых лицензий или иных разрешений взамен прекративших действие, возобновления действия, переоформления лицензий или иных разрешений, продления срока их действия без предусмотренных законодательством Российской Федерации процедур оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) или иного разрешения предъявляемым требованиям, без уплаты государственной пошлины или иной платы за их выдачу, без оплаты получения услуг, необходимых или обязательных для предоставления государственных услуг;
в) определение случаев, когда в отношении лиц, имеющих лицензии или иные разрешения, носящие бессрочный характер, не применяются требование о прохождении ими периодических процедур оценки соответствия предъявляемым требованиям и установленные законом последствия непрохождения таких процедур либо изменение сроков (предоставление отсрочки) прохождения этих процедур, а также установление особенностей их проведения;
г) введение моратория на проведение квалификационного экзамена на конкретный срок, продление сроков действия квалификационных аттестатов, выданных по результатам ранее сданных квалификационных экзаменов, установление особенностей проведения и сдачи таких квалификационных экзаменов, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов, а также особенностей ведения реестра квалификационных аттестатов;
д) случаи и условия, когда профессиональная деятельность, в отношении которой должно быть получено разрешение, может осуществляться без получения такого разрешения;
е) приостановление действия отдельных обязательных требований, которые должны соблюдаться при получении, переоформлении разрешения и (или) в процессе осуществления деятельности обладателем разрешения;
ж) установление особенностей проведения процедур получения, переоформления разрешения, оценки соответствия (подтверждения компетентности), в том числе в части определения формы получения, переоформления разрешения, оценки, осуществляемой после получения разрешения;
4) установление особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве;
5) особенности включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве;
6) особенности передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства;
7) особенности и основания перечисления застройщику денежных средств участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, внесенных на счета, предусмотренные статьей 15.4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
8) особенности внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на российские аналоги при условии, что такая замена не приводит к увеличению сметной стоимости строительства. В случае увеличения сметной стоимости строительства проводится государственная экспертиза проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства. При этом срок проведения такой экспертизы не может превышать 14 рабочих дней, если иное не установлено Правительством Российской Федерации;
9) особенности и случаи проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе в части оценки соответствия проектной документации объектов капитального строительства требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, без дополнительного проведения государственной экологической экспертизы, государственной историко-культурной экспертизы;
10) особенности подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию, размещения сведений в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования;
11) установление порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
11.1) особенности раскрытия и размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» консолидированной финансовой отчетности организаций, бухгалтерской отчетности и иных сведений, характеризующих финансово-экономическое состояние и динамику развития организаций и предприятий;
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 326-ФЗ.)
12) особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе условия и требования, соблюдение которых необходимо для предоставления таких услуг, порядок переоформления и продления или приостановления срока действия документов, выданных по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, установление особого порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местных Администраций и иных органов местного самоуправления, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, государственных и муниципальных учреждений и других организаций, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), с заявителями, в том числе без необходимости личного посещения заявителями соответствующих органов и организаций, а также особенностей разработки и принятия административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг;
13) перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы;
14) установление особенностей правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также отношений в области содействия занятости населения с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
15) особенности выплаты пенсий, осуществления иных выплат и обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленных на основании законодательства Российской Федерации и международных соглашений Российской Федерации, лицам, проживающим за пределами территории Российской Федерации;
16) особенности правового регулирования в сфере оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, осуществления социальной защиты (поддержки) отдельных категорий граждан, а также предоставления отдельным категориям граждан в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи социальных услуг и иных социальных гарантий и выплат;
17) особенности исчисления и установления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
18) особенности исчисления и установления минимального размера оплаты труда, предусмотренного Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;
19) особенности осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренного Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в том числе:
а) особенности проведения выездных проверок правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
б) продление установленных сроков уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов для пострадавших отраслей;
в) дополнительные основания предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов для пострадавших отраслей;
20) изменение условий отнесения зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства;
21) особенности осуществления деятельности в связи с созданием объектов туристской индустрии и обеспечивающей их инфраструктуры;
22) вступление в силу нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования и принимаемых в целях снижения негативных последствий введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера и повышения устойчивости развития экономики, в иные сроки, чем указанные в части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
(Подпункт дополнительно включен Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 71-ФЗ)
23) особенности проверки соблюдения требований к движению тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (весового и габаритного контроля), предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок, в рамках государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
(Подпункт дополнительно включен Федеральным законом от 15 апреля 2022 года № 92-ФЗ.)
24) особенности открытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
(Подпункт дополнительно включен Федеральным законом от 15 апреля 2022 года № 92-ФЗ.)
25) особенности исполнения договоров финансовой аренды (лизинга) морских судов, судов внутреннего водного транспорта или судов смешанного (река – море) плавания;
(Подпункт дополнительно включен Федеральным законом от 15 апреля 2022 года № 92-ФЗ.)
26) особенности исполнения договоров финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава, контейнеров.
(Подпункт дополнительно включен Федеральным законом от 15 апреля 2022 года № 92-ФЗ.)
2. Отдельные полномочия Правительства Российской Федерации, указанные в части 1 настоящей статьи, могут быть возложены Правительством Российской Федерации на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах.
3. Не является нарушением исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации использование результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в товарах (группах товаров), перечень которых устанавливается в соответствии с пунктом 13 части 1 настоящей статьи, а также средств индивидуализации, которыми такие товары маркированы.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 28 июня 2022 года № 213-ФЗ.)
Установить, что Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие:
1) в отношении граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств, особенности приема на обучение по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, образовательным программам дошкольного образования, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), проведения государственной итоговой аттестации, а также признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве;
2) установление дополнительных контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по направлениям подготовки высшего образования по программам магистратуры для распределения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, таких контрольных цифр приема без проведения публичного конкурса организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
(Статья в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 28 мая 2022 года № 153-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Установить, что до 31 декабря 2022 года:
1) решением Совета директоров Банка России могут быть установлены сроки раскрытия информации в форме отчета эмитента, бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, списков аффилированных лиц, сроки составления и представления отчетности, а также другой предусмотренной федеральными законами и нормативными актами Банка России информации кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, субъектами национальной платежной системы, превышающие сроки раскрытия, составления и представления соответствующих отчетности и информации, установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 292-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2) решением Совета директоров Банка России могут быть установлены требования к деятельности кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, субъектов национальной платежной системы, в том числе значения нормативов и показателей, требования к составу и структуре активов, порядку расчета и размеру собственных средств (капитала), требования к лицам, приобретающим акции (доли) кредитной организации и некредитной финансовой организации, требования к лицам, устанавливающим (осуществляющим) контроль в отношении владельцев (приобретателей) акций (долей) кредитной организации и некредитной финансовой организации, а также требования к порядку приобретения акций (долей) кредитной организации и некредитной финансовой организации, отличные от соответствующих требований, установленных федеральными законами и нормативными актами Банка России;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 292-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2.1) решением Совета директоров Банка России могут быть определены функции, выполняемые акционерным обществом «Национальная система платежных карт» в целях обеспечения осуществления на территории Российской Федерации операций с использованием международных платежных карт, в том числе эмитированных в рамках платежных систем, операторы которых исключены Банком России из реестра операторов платежных систем, а также сроки прекращения кредитными организациями осуществления таких операций;
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 292-ФЗ.)
3) положения пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и части 5 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» о сроке действия установленных Банком России страховых тарифов (предельных размеров базовых ставок страховых тарифов) не подлежат применению;
4) решения Совета директоров Банка России по вопросам, предусмотренным настоящей статьей, подлежат обязательному официальному опубликованию в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в течение 10 дней со дня принятия этих решений;
5) в целях обеспечения финансовой стабильности Банк России на срок не более шести месяцев вправе решением Комитета банковского надзора или Комитета финансового надзора приостанавливать (ограничивать) проведение кредитными и некредитными финансовыми организациями операций и сделок, устанавливать нормативы, ограничивающие риски, на индивидуальной основе, вводить иные показатели деятельности кредитных и некредитных финансовых организаций, в том числе на индивидуальной основе.
6) Совет директоров Банка России вправе принять решение о реализации приобретенных в ходе осуществления мер по предупреждению банкротства акций Публичного акционерного общества Банк «Финансовая Корпорация Открытие» (далее – ПАО Банк «ФК Открытие») Банку ВТБ (публичное акционерное общество) (далее – Банк ВТБ (ПАО) по рыночной стоимости, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. На указанное решение Совета директоров Банка России не распространяются положения статьи 189.57-1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) «;
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ.)
7) на приобретение Банком ВТБ (ПАО) акций ПАО Банк «ФК Открытие» в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи не распространяются:
а) положения статьи 189.57-1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
б) положения федеральных законов, регламентирующие соблюдение порядка получения предварительного или последующего согласия Банка России на приобретение акций (долей) кредитных организаций и некредитных финансовых организаций;
в) положения федеральных законов, регламентирующие соблюдение порядка получения согласия на осуществление сделки с акциями (долями) финансовой организации федерального антимонопольного органа (направления уведомления федеральному антимонопольному органу).
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ.)
1. Установить, что решением Национального финансового совета может быть определен перечень счетов и операций Банка России, подлежащих проверке Счетной палатой Российской Федерации, дополнительно к счетам и операциям Банка России за 2022 год, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-I «О государственной тайне» . Счета и операции Банка России, входящие в указанный перечень, не подлежат обязательному аудиту при проведении аудита годовой финансовой отчетности Банка России за 2022 год. Банк России информирует Счетную палату Российской Федерации о принятом Национальным финансовым советом решении.
2. Счетная палата Российской Федерации при проверке счетов и операций Банка России за 2022 год, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-I «О государственной тайне» , дополнительно осуществляет проверку счетов и операций Банка России за 2022 год, определенных решением Национального финансового совета, принятым в соответствии с частью 1 настоящей статьи , и включает результаты данной проверки в заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-I «О государственной тайне» .
(Статья дополнительно включена Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 571-ФЗ.)
1. Публичные акционерные общества вправе до 31 августа 2022 года включительно приобретать размещенные ими акции (за исключением приобретения размещенных акций в целях сокращения их общего количества) при наличии в совокупности следующих условий:
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 55-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1) приобретаемые акции допущены к организованным торгам;
2) пункт утратил силу – Федеральный закон от 14 марта 2022 года № 55-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
3) пункт утратил силу – Федеральный закон от 14 марта 2022 года № 55-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
4) акции приобретаются на организованных торгах на основании заявок, адресованных неограниченному кругу участников торгов;
5) приобретение акций осуществляется брокером по поручению публичного акционерного общества;
6) советом директоров (наблюдательным советом) публичного акционерного общества принято решение о приобретении размещенных им акций в соответствии с требованиями настоящей статьи. Информация, касающаяся приобретения публичным акционерным обществом собственных акций, может не раскрываться в форме сообщения о существенном факте, если это предусмотрено принятым решением о приобретении акций, либо может раскрываться в установленный таким решением срок.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 55-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Публичное акционерное общество, осуществляющее приобретение выпущенных им акций в соответствии с настоящей статьей, обязано направить в Банк России уведомление об осуществлении приобретения акций с приложением документов, подтверждающих соблюдение условий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи. Уведомление и прилагаемые к нему документы направляются в электронной форме через личный кабинет, доступ к которому предоставляется Банком России публичному акционерному обществу в соответствии с частью третьей статьи 76.9 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
3. Положения пунктов 4, 5, 7, 8 статьи 72 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не применяются к публичным акционерным обществам, осуществляющим приобретение размещенных ими акций в соответствии с частью 1 настоящей статьей.
4. Кредитные организации вправе до 31 декабря 2022 года открывать банковский счет (вклад) в иностранной валюте клиенту – физическому лицу без личного присутствия открывающего счет (вклад) клиента – физического лица либо его представителя в случае перевода этим физическим лицом денежных средств в иностранной валюте со своего банковского счета (вклада), открытого в кредитной организации, подвергшейся недружественным действиям иностранных государств, в кредитную организацию, открывающую счет (вклад), если одновременно с осуществлением такого перевода кредитная организация, осуществляющая перевод денежных средств, передает другой кредитной организации сведения, установленные при проведении идентификации такого клиента – физического лица. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией после получения согласия в письменной форме клиента – физического лица на передачу и использование сведений о таком физическом лице, установленных при проведении его идентификации, кредитной организации в целях заключения с ним договора банковского счета (вклада).
5. Способ и форма передачи сведений, предусмотренных настоящей статьей, определяются кредитными организациями.
1. Предусмотренная Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств не распространяется на прибывших с территории Украины, Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики физических лиц – владельцев зарегистрированных на указанных территориях транспортных средств в течение 90 дней со дня въезда в Российскую Федерацию.
2. В случае, если в период, указанный в части 1 настоящей статьи, но не позднее 31 декабря 2022 года лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, при использовании транспортных средств, указанных в части 1 настоящей статьи, причинен вред и у таких лиц отсутствуют договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, потерпевшие имеют право на получение в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», компенсационных выплат в счет возмещения вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу.
3. Органы внутренних дел предоставляют профессиональному объединению страховщиков, созданному в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», по его запросу информацию о зарегистрированных дорожно-транспортных происшествиях с участием лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, в период, не превышающий 90 дней со дня их въезда в Российскую Федерацию, в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса.
(Статья дополнительно включена Федеральным законом от 28 июня 2022 года № 190-ФЗ.)
Положения настоящей статьи применяются к правоотношениям, возникшим в период с 24 февраля по 31 декабря 2022 года. Освобождение от обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусмотренное частью 1 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, прекращается с 1 января 2023 года – см. пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 июня 2022 года № 190-ФЗ.
1. Установить, что положения статей 450, 451, 452 и главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются в отношении договоров аренды (субаренды), которые заключены с арендатором, являющимся организацией торговли и (или) общественного питания, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Положения части 1 настоящей статьи применяются до 31 декабря 2023 года включительно. – см. пункт 14 статьи 6 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ.
2. Если в соответствии с договором аренды (субаренды) здания, сооружения, помещения в них, земельного участка, на котором расположено здание, сооружение, арендная плата, вносимая арендатором, находящимся прямо или косвенно под контролем иностранного лица (иностранных лиц, включая несколько не аффилированных друг с другом лиц), связанного с недружественным иностранным государством или территорией, установлена в виде доли от полученных в результате использования арендованного имущества доходов либо в ином виде, зависящем от результатов хозяйственной деятельности арендатора, и арендатор приостановил или прекратил использование арендуемого имущества для осуществления своей хозяйственной деятельности, в результате чего произошло существенное снижение размера арендной платы, то арендодатель такого имущества вправе:
1) требовать от арендатора внесения ежемесячной арендной платы за период, в котором арендатор приостановил или прекратил использование арендуемого имущества, в размере среднемесячной арендной платы, полученной за 2021 год или за период с января 2022 года по 24 февраля 2022 года, если использование арендуемого имущества началось с 1 января 2022 года;
2) отказаться от исполнения договора аренды в одностороннем порядке при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:
а) арендатором не возобновлено использование арендованного имущества в соответствии с условиями договора аренды (субаренды) по истечении 10 рабочих дней со дня получения арендатором соответствующего требования;
б) арендатор отказался от исполнения требования, указанного в пункте 1 настоящей части, либо не исполнил указанное требование по истечении 10 рабочих дней со дня получения арендатором соответствующего требования.
Положения части 2 настоящей статьи распространяются на правоотношения по ранее заключенным договорам. Арендодатель вправе требовать внесения ежемесячной арендной платы, предусмотренной частью 2 статьи 21.2 настоящего Федерального закона, за период со дня вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ. – см. пункт 12 статьи 6 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ.
Положения части 2 настоящей статьи применяются до 31 декабря 2022 года включительно. – см. пункт 13 статьи 6 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ.
3. Под недружественным иностранным государством или территорией для целей настоящей статьи понимается государство или территория, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия и которые входят в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Положения части 3 настоящей статьи применяются до 31 декабря 2023 года включительно. – см. пункт 14 статьи 6 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ.
4. Под иностранным лицом, связанным с недружественным иностранным государством или территорией, для целей настоящей статьи понимается в том числе иностранное лицо, которое имеет гражданство этого государства либо местом регистрации которого, местом преимущественного ведения хозяйственной деятельности которого или местом преимущественного извлечения прибыли от деятельности которого является это государство или территория.
Положения части 4 настоящей статьи применяются до 31 декабря 2023 года включительно. – см. пункт 14 статьи 6 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ.
5. Для целей настоящей статьи признаки нахождения под контролем определяются в соответствии со статьей 81 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», со статьей 45 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Положения части 5 настоящей статьи применяются до 31 декабря 2023 года включительно. – см. пункт 14 статьи 6 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ.
6. Для целей настоящей статьи под существенным снижением размера арендной платы понимается уменьшение ее размера более чем на 50 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, а если в 2021 году арендная плата в аналогичном периоде не вносилась, – то уменьшение ее размера более чем на 50 процентов по сравнению с размером среднемесячной арендной платы, полученной за 2021 год.
Положения части 6 настоящей статьи применяются до 31 декабря 2022 года включительно. – см. пункт 13 статьи 6 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ.
7. Размер среднемесячной арендной платы, полученной за 2021 год, определяется путем деления суммы арендной платы за указанный расчетный период на 12, а в случае, если в 2021 году арендная плата арендатором вносилась за меньший расчетный период, – путем деления суммы арендной платы за полные месяцы такого периода на количество полных месяцев в таком периоде.
Положения части 7 настоящей статьи применяются до 31 декабря 2022 года включительно. – см. пункт 13 статьи 6 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ.
8. Если использование арендуемого имущества началось арендатором с 1 января 2022 года, под существенным снижением размера арендной платы понимается уменьшение ее размера более чем на 50 процентов по сравнению с размером среднемесячной арендной платы, рассчитанной за период до приостановления или прекращения использования таким арендатором арендуемого имущества для осуществления своей хозяйственной деятельности в соответствии с договором аренды (субаренды).
Положения части 8 настоящей статьи применяются до 31 декабря 2022 года включительно. – см. пункт 13 статьи 6 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ.
9. Арендодатель уведомляет арендатора о требовании внести ежемесячную арендную плату за период, в котором арендатор приостановил или прекратил использование арендуемого имущества, а арендатор извещает арендодателя о результатах рассмотрения данного требования способами, определенными договором аренды для направления сторонами юридически значимых сообщений по договору, либо, если такие способы не определены договором аренды, путем направления соответствующего извещения заказным письмом или вручения соответствующего извещения под роспись.
Положения части 9 настоящей статьи применяются до 31 декабря 2022 года включительно. – см. пункт 13 статьи 6 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ.
10. В случае отказа арендодателя от исполнения договора аренды в одностороннем порядке в соответствии с настоящей статьей ему не начисляются предусмотренные законом или договором неустойки (штрафы, пени) и к нему не применяются другие меры ответственности.
Положения части 10 настоящей статьи применяются до 31 декабря 2022 года включительно. – см. пункт 13 статьи 6 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ.
11. Право арендодателя на односторонний отказ от исполнения договора аренды, предусмотренное пунктом 2 части 2 настоящей статьи, не подлежит применению с даты прекращения контроля иностранного лица (иностранных лиц, включая несколько не аффилированных друг с другом лиц), связанного с недружественным иностранным государством или территорией, в отношении арендатора.
Положения части 11 настоящей статьи применяются по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ и до 31 декабря 2022 года включительно. – см. пункты 3 и 13 статьи 6 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ.
12. Изменение или расторжение договора аренды, заключенного до 24 февраля 2022 года включительно, по инициативе арендодателя не допускается по любому из следующих оснований:
1) арендатор, в отношении которого в период после 24 февраля 2022 года прекращен контроль иностранного лица (иностранных лиц, включая несколько не аффилированных друг с другом лиц), связанного с недружественным иностранным государством или территорией, изменил в указанный период фирменное наименование, и (или) коммерческое обозначение, и (или) товарный знак, и (или) знак обслуживания арендатора (субарендатора) либо товарные знаки и (или) знаки обслуживания для товаров, работ (услуг), реализуемых, производимых (оказываемых) арендатором (субарендатором);
2) в отношении арендатора в период после 24 февраля 2022 года прекращен контроль иностранного лица (иностранных лиц, включая несколько не аффилированных друг с другом лиц), связанного с недружественным иностранным государством или территорией, и установлен контроль российского юридического лица (российских юридических лиц) или гражданина (граждан) Российской Федерации либо иностранного юридического лица (иностранных юридических лиц), подконтрольного российскому юридическому лицу (российским юридическим лицам) или гражданину (гражданам) Российской Федерации.
Положения пункта 2 части 2 настоящей статьи применяются по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликованияФедерального закона от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ. – см. пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ.
Положения части 12 настоящей статьи распространяются на правоотношения по ранее заключенным договорам. Арендодатель вправе требовать внесения ежемесячной арендной платы, предусмотренной частью 2 статьи 21.2 настоящего Федерального закона, за период со дня вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ. – см. пункт 12 статьи 6 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ.
Положения части 12 настоящей статьи применяются до 31 декабря 2023 года включительно. – см. пункт 14 статьи 6 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ.
13. Положения настоящей статьи применяются также в случае, если часть размера арендной платы определяется в виде доли от полученных в результате использования арендованного имущества доходов либо в ином виде, зависящем от результатов хозяйственной деятельности арендатора.
Положения части 13 настоящей статьи применяются до 31 декабря 2022 года включительно. – см. пункт 13 статьи 6 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ.
14. Положения настоящей статьи не препятствуют взысканию с арендатора неустоек (штрафов, пеней) и применению других мер ответственности, предусмотренных договором аренды (субаренды) здания, сооружения, помещения в них, земельного участка, на котором расположено здание, сооружение.
(Статья дополнительно включена Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 332-ФЗ)
В 2022 и 2023 годах в отношении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций устанавливаются следующие особенности:
1) Правительство Российской Федерации в отношении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в федеральной собственности, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, орган местного самоуправления в отношении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности, вправе определить случаи предоставления отсрочки осуществления платежей по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также случаи снижения в 2022 году размера платежей по таким договорам. Предоставление отсрочки осуществления платежей по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не может устанавливаться на срок более одного года. Размер платежа по таким договорам в случае его снижения не может быть менее половины размера платежа, указанного в соответствующем договоре, и не может устанавливаться на срок более одного года;
2) до 1 марта 2023 года лицо, заключившее договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, либо на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в орган государственной власти, орган местного самоуправления с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее – дополнительное соглашение), предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от наличия или отсутствия задолженности по такому договору;
3) срок, на который увеличивается срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с дополнительным соглашением, составляет один год, если в заявлении о заключении дополнительного соглашения не указан меньший срок, на который должен быть увеличен срок действия такого договора. При этом общий срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с учетом дополнительного соглашения может превысить предельный срок действия договора, установленный в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»;
4) орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан без проведения торгов заключить дополнительное соглашение в срок не позднее пяти рабочих дней со дня поступления предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи заявления;
5) в случае заключения дополнительного соглашения орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа продлевает срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на срок, на который продлевается срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с дополнительным соглашением, на основании заявления лица, которому выдано данное разрешение, поданного в порядке, предусмотренном частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе». При этом такое продление срока не требует уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
(Статья дополнительно включена Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 286-ФЗ.)
1. В связи с недружественными и противоречащими международному праву действиями иностранных государств, государственных объединений, союзов и (или) международных организаций, связанными с введением ограничительных мер в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и граждан Российской Федерации, и в целях защиты национальных интересов, обеспечения финансовой стабильности и безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов российских юридических лиц и граждан Российской Федерации установить ограничение распространения контрсанкционной информации среди неопределенного круга лиц, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет» (далее – распространение контрсанкционной информации).
2. В целях настоящей статьи под контрсанкционной информацией понимаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о совершенных или планируемых к совершению российскими физическими и (или) юридическими лицами – участниками внешнеторговой деятельности сделках, осуществляемых в области внешней торговли товарами, работами, услугами, информацией и (или) интеллектуальной собственностью в целях обеспечения потребностей внутреннего рынка Российской Федерации, распространение которых может повлечь за собой введение в отношении сторон таких сделок иностранными государствами, государственными объединениями, союзами и (или) международными организациями, совершающими недружественные и противоречащие международному праву действия в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и граждан Российской Федерации, мер ограничительного характера.
3. Не являются контрсанкционной информацией следующие сведения:
1) сведения, составляющие государственную, коммерческую тайну, и иные сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа в соответствии с федеральными законами;
2) сведения, обязательные для размещения и использования в государственных, муниципальных и иных информационных системах в соответствии с федеральными законами или принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) сведения, обязательные к распространению в соответствии с федеральными законами.
4. Распространение контрсанкционной информации допускается только с письменного согласия ее обладателя – российского физического или юридического лица – участника внешнеторговой деятельности, совершившего или планирующего совершение сделки, указанной в части 2 настоящей статьи (далее для целей настоящей статьи – участник внешнеторговой деятельности).
5. Участник внешнеторговой деятельности вправе принимать дополнительные меры по ограничению доступа к контрсанкционной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, защищать в установленном законом порядке свои права в случае нарушения третьими лицами ограничения распространения контрсанкционной информации, предусмотренного настоящей статьей, и требовать возмещения убытков, причиненных в связи с распространением контрсанкционной информации без его согласия.
6. Требование о получении письменного согласия, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, их руководителей и заместителей, уполномоченных официальных представителей указанных органов, Председателя Банка России, его заместителей, а также на уполномоченного им представителя при осуществлении ими возложенных на них полномочий.
7. Установленные настоящей статьей ограничения распространения контрсанкционной информации прекращают свое действие со дня:
1) распространения контрсанкционной информации участником внешнеторговой деятельности или с его письменного согласия среди неопределенного круга лиц, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет»;
2) размещения участником внешнеторговой деятельности на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о прекращении действия ограничения на распространение контрсанкционной информации в отношении определенных сведений без раскрытия их содержания;
3) распространения контрсанкционной информации лицами, указанными в части 6 настоящей статьи, при осуществлении ими возложенных на них полномочий.
8. Участник внешнеторговой деятельности и лица, которым известно об отнесении информации к контрсанкционной информации, уведомляют лиц, которым они передают контрсанкционную информацию, о характере передаваемой информации и об ограничениях, связанных с ее распространением.
9. Распространение контрсанкционной информации с нарушением требований, установленных настоящей статьей, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации за разглашение информации с ограниченным доступом.
(Статья дополнительно включена Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 326-ФЗ.)
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Положения статей 6 и 7 Федерального закона от 3 апреля 2020 года № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие из кредитных договоров (договоров займа), которые заключены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
3. Пункты 5.1, 5.2 и 28.1 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» применяются до истечения двух лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. При исполнении контрактов, заключенных в соответствии с пунктом 5.1 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», применяются положения частей 13 и 14 статьи 94 указанного Федерального закона.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 16 апреля 2022 года № 104-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Президент
Российской Федерации
В. Путин
Москва, Кремль
8 марта 2022 года
№ 46-ФЗ