Принят Государственной Думой
16 октября 2007 года
Одобрен Советом Федерации
26 октября 2007 года
1. Государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется в целях обеспечения:
1) безопасности мореплавания, жизни и здоровья граждан;
2) обороны и безопасности государства;
3) порядка в морском порту, выявления, предупреждения и пресечения актов незаконного вмешательства в морском порту;
4) безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта;
5) комплексного развития морского порта;
6) эффективного использования объектов инфраструктуры морского порта, находящихся в государственной собственности;
7) равных условий для осуществления деятельности в морском порту;
8) равного доступа к услугам в морском порту;
9) предотвращения загрязнения окружающей среды, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов;
10) конкурентоспособности морского порта;
11) пункт утратил силу с 1 августа 2011 года – Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ – см. предыдущую редакцию.
2. Государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется посредством:
1) издания нормативных правовых актов по вопросам, связанным с осуществлением и развитием деятельности в морском порту, эксплуатацией объектов инфраструктуры морского порта, осуществлением государственного контроля и надзора за соблюдением установленных норм и правил;
2) лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых в морском порту;
3) технического регулирования в морском порту;
4) установления ставок портовых сборов и тарифов на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий;
5) установления порядка сдачи в аренду имущества в морском порту, находящегося в государственной собственности;
6) открытия и закрытия морского порта для оказания услуг;
7) возложения обязанностей по оказанию отдельных видов услуг или наложения запрета на оказание отдельных видов услуг на операторов морских терминалов, иных владельцев объектов инфраструктуры морского порта в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;
8) осуществления государственного контроля (надзора) в морских портах (пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ – см. предыдущую редакцию);
9) создания условий для равного доступа операторов морских терминалов и перевозчиков к объектам инфраструктуры морского порта;
10) осуществления навигационно-гидрографического обеспечения на подходах к морскому порту и в морском порту;
11) установления порядка сбора, накопления и анализа информации о деятельности в морском порту;
12) организации мобилизационной подготовки, проведения мобилизации и осуществления мероприятий по гражданской обороне в морском порту;
13) проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры морских портов;
14) пункт утратил силу с 1 августа 2011 года – Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
15) выполнения иных предусмотренных законодательством Российской Федерации функций.
3. Часть утратила силу с 1 августа 2011 года – Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ – см. предыдущую редакцию.
4. Часть утратила силу с 1 августа 2011 года – Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ – см. предыдущую редакцию.
5. Часть утратила силу с 1 августа 2011 года – Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ – см. предыдущую редакцию.
1. В целях обеспечения соблюдения в морских портах требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области торгового мореплавания, транспортной безопасности, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений, охраны труда и безопасности гидротехнических сооружений морских портов, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и администрациями морских портов (далее – органы государственного контроля (надзора) осуществляется государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в морских портах, проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в морских портах, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок указанных лиц, установленных законодательством Российской Федерации.
3. Содержание, средства и методы контроля, порядок его осуществления в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в морских портах устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Время работы пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации в морских портах устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и иных осуществляющих деятельность в морских портах хозяйствующих субъектов.
4. Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица не вправе создавать препятствия для осуществления не запрещенной законом деятельности в морском порту или возлагать на лиц, осуществляющих такую деятельность, исполнение каких-либо обязанностей, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений морских портов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственного транспортного надзора с учетом особенностей организации, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области эксплуатации гидротехнических сооружений.
(Статья дополнительно включена с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ.)
2. Ведение Реестра морских портов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
3. В Реестр морских портов Российской Федерации вносятся следующие сведения:
1) порядковый регистрационный номер морского порта;
2) наименование морского порта;
3) местонахождение морского порта;
4) дата и номер решения об открытии морского порта для оказания услуг;
5) перечень операторов морских терминалов, а также услуг, оказание которых осуществляется операторами морских терминалов;
6) основные технические характеристики морского порта, в том числе его возможности по перевалке грузов, обслуживанию судов и (или) обслуживанию пассажиров;
7) период навигации;
8) наименование и адрес администрации морского порта;
9) основание и дата исключения морского порта из Реестра морских портов Российской Федерации.
4. В случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, соответствующие изменения вносятся в Реестр морских портов Российской Федерации.
5. Исключение морского порта из Реестра морских портов Российской Федерации осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации о закрытии морского порта для оказания услуг не ранее чем через год со дня принятия такого решения.
2. Администрации морских портов являются федеральными государственными учреждениями.
3. Капитан морского порта возглавляет администрацию морского порта и является должностным лицом, осуществляющим установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функции по регистрации судов и выдаче соответствующих судовых документов, регистрации права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судов или строящихся судов и иных прав на них, выдаче соответствующих документов, обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту.
4. Обязательными требованиями к капитану морского порта являются наличие высшего профессионального образования в области морского судовождения, а также диплома, подтверждающего право занимать должность капитана морского судна валовой вместимостью три тысячи и более единиц валовой вместимости.
5. Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта могут быть установлены дополнительные требования к знаниям и навыкам капитана морского порта наряду с указанными в части 4 настоящей статьи требованиями.
6. Особенности осуществления административно-властных и иных полномочий в морском порту при наличии в нем морского терминала, предназначенного для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Администрация морского порта осуществляет следующие функции:
1) обеспечивает безопасность плавания судов в акватории морского порта, на подходах к нему, а также стоянки судов в морском порту;
2) обеспечивает порядок в морском порту;
3) принимает меры по защите морского судоходства и объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в границах морского порта;
4) взаимодействует с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам осуществления государственного портового, таможенного, пограничного, иммиграционного, санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного, экологического и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов государственного контроля (надзора) в морских портах (пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ – см. предыдущую редакцию);
5) руководит мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения;
6) предпринимает меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций в морском порту, участвует в организации работ по ликвидации таких ситуаций;
7) организует спасание людей, судов в границах акватории морского порта, ликвидацию пожаров на судах, находящихся в морском порту;
8) выдает разрешения на проведение дноуглубительных работ на акватории морского порта;
9) проводит мероприятия по обеспечению мобилизационной подготовки в морском порту;
10) осуществляет государственный портовый контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации о торговом мореплавании (пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ – см. предыдущую редакцию);
11) выполняет иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Акты администрации морского порта не должны противоречить Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
1) общие положения;
2) правила плавания судов и управления движением судов в акваториях морских портов и на подходах к ним, в том числе в зонах действия систем управления движением судов;
3) правила захода судов в морские порты и выхода судов из морских портов;
4) правила стоянки судов в морских портах и на подходах к ним;
5) правила обеспечения безопасности и сохранности портовых гидротехнических сооружений;
6) правила обеспечения экологической безопасности, соблюдения карантина в морских портах;
7) правила выполнения маневров, связанных с прохождением судов относительно морских дноуглубительных судов при встречном плавании;
8) правила ледокольной проводки судов;
9) сигналы, регулирующие заход судов в морские порты и выход судов из морских портов;
10) сигналы о приливах, об отливах и уровнях воды;
11) сигналы об ожидаемых штормах и сильных ветрах;
12) иную предусмотренную законодательством Российской Федерации в области торгового мореплавания информацию.
1. Обязательные постановления в морском порту разрабатываются на основании общих правил и отражают особенности определенного морского порта.
2. Обязательные постановления в морском порту утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и издаются на русском языке. Обязательные постановления в морском порту, открытом для международного сообщения и захода иностранных судов, издаются также на английском языке.
3. В случае, если морской порт и военно-морская база или пункт базирования военных кораблей, кораблей и катеров береговой охраны имеют смежные акватории, обязательные постановления в морском порту согласовываются соответственно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, и федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
4. Обязательные постановления в морском порту содержат:
1) описание морского порта;
2) правила захода судов в морской порт и выхода судов из морского порта;
3) правила плавания судов в акватории морского порта и на подходах к нему;
4) описание зоны действия систем управления движением судов и правила плавания судов в этих зонах;
5) правила стоянки судов в морском порту и указание мест их стоянки;
6) правила обеспечения экологической безопасности, соблюдения карантина в морском порту;
7) правила пользования специальными средствами связи на территории и акватории морского порта;
8) сведения о границах морского порта;
9) сведения о границах подходов к морскому порту;
10) сведения о границах морских районов А1 и А2 Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности;
11) сведения о технических возможностях морского порта в части приема судов;
12) сведения о периоде навигации;
13) сведения о районах обязательной и необязательной лоцманской проводки судов;
14) сведения о глубинах акватории морского порта и подходов к нему;
15) сведения о переработке опасных грузов;
16) сведения об организации плавания судов во льдах в морском порту и на подходах к нему;
17) сведения о передаче информации капитанами судов, находящихся в морском порту, при возникновении угрозы актов незаконного вмешательства в морском порту;
18) сведения о передаче навигационной и гидрометеорологической информации капитанам судов, находящихся в порту;
19) иную предусмотренную нормативными правовыми актами Российской Федерации в области торгового мореплавания информацию.
2. Операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны:
1) своевременно информировать администрацию морского порта о возникновении ситуаций, создающих угрозу безопасности мореплавания и (или) осуществлению деятельности в морском порту, а также об актах незаконного вмешательства в морском порту для принятия соответствующих мер;
2) соблюдать порядок в морском порту;
3) обеспечивать меры по предотвращению загрязнения акватории и территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами;
4) способствовать проведению объективного, полного и всестороннего расследования причин возникновения происшествий в морском порту.
3. Администрация морского порта обязана:
1) при получении информации о возникновении ситуаций, создающих угрозу безопасности деятельности, осуществляемой в морском порту, о загрязнении территории и (или) акватории морского порта, других подобных происшествиях своевременно сообщать о них в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для принятия соответствующих мер;
2) оказывать содействие уполномоченным федеральным органам исполнительной власти в обеспечении безопасности мореплавания и защиты от актов незаконного вмешательства в морском порту, а также в проведении объективного, полного и всестороннего расследования причин возникновения происшествий в морском порту.
4. Охрана объектов инфраструктуры морского порта может осуществляться подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта, соответствующими подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее – федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел), и (или) организациями, находящимися в его ведении, а также юридическими лицами, имеющими лицензии на оказание охранных услуг, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Охрану границ морского порта в целях выявления, предупреждения, пресечения террористических актов, а также иных противоправных действий, посягающих на общественный порядок и (или) общественную безопасность в морском порту, обеспечивают подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта, соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и (или) организации, находящиеся в его ведении.
6. Перечень морских портов, охрану границ которых обеспечивают подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта, и перечень морских портов, охрану границ которых обеспечивают соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и (или) организации, находящиеся в его ведении, утверждаются Правительством Российской Федерации.
1. Наряду с выполнением требований, установленных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны:
1) осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов;
2) осуществлять мероприятия, связанные с обеспечением защиты объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в морском порту;
3) обеспечить равный доступ к услугам в морских портах, открытость сведений о таких услугах;
4) не допускать действий (бездействия), признанных в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией.
2. Операторы морских терминалов и иные владельцы технологически взаимосвязанных объектов инфраструктуры морского порта обязаны заключать между собой соглашения, существенными условиями которых являются организация и обеспечение непрерывности технологического процесса оказания соответствующих услуг в морском порту, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, ответственность сторон, в том числе ответственность по обязательствам, вытекающим из договоров оказания соответствующих услуг в морском порту, перед пользователями.