Принят Государственной Думой
16 октября 2007 года
Одобрен Советом Федерации
26 октября 2007 года
1. Морские порты, в которых на день вступления в силу настоящего Федерального закона осуществляется оказание услуг (далее – действующие морские порты), считаются открытыми для оказания услуг независимо от даты присвоения им порядкового регистрационного номера в Реестре морских портов Российской Федерации. При этом сведения о действующих морских портах вносятся в Реестр морских портов Российской Федерации в установленном порядке.
2. Земельные участки в границах территории действующего морского порта могут относиться к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения или к другой категории земель с разрешенным использованием для размещения объектов инфраструктуры морского порта.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 177-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3. Земельные участки для обеспечения деятельности в морском порту, решение о строительстве которого принято Правительством Российской Федерации после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения с разрешенным использованием для размещения объектов инфраструктуры морского порта.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 177-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
4. До установления границ территории морского порта Правительством Российской Федерации под указанными границами понимаются сложившиеся границы территории морского порта. Под сложившимися границами территории морского порта понимаются границы территории морского порта, сведения о которых содержатся в обязательных постановлениях в морском порту или опубликованы в «Извещениях мореплавателям».
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 177-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
5. Часть утратила силу с 28 мая 2011 года – Федеральный закон от 21 апреля 2011 года № 72-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
6. До утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта, но не позднее 31 декабря 2012 года решение о строительстве нового или расширении действующего морского порта принимается на основании утвержденной документации по планировке территории (часть в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2009 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 351-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
7. Часть утратила силу с 25 марта 2011 года – Федеральный закон от 20 марта 2011 года № 41-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
8. Объекты инфраструктуры морского порта, указанные в части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона и созданные или приобретенные за счет средств юридических лиц или индивидуальных предпринимателей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут находиться в их собственности.
(Часть дополнительно включена с 1 ноября 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 177-ФЗ.)
«услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;».
Внести в статью 5 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3833; 2004, № 35, ст. 3607) следующие изменения:
1) абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:
«1. Правовой режим морских портов в Российской Федерации является единым для всех портов, находящихся на территории Российской Федерации.»;
2) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Должностным лицом, регулирующим заход судов в морской порт и выход судов из морского порта и отвечающим в морском порту за безопасность мореплавания, является капитан морского порта.»;
3) пункт 4 признать утратившим силу;
4) пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Функции и полномочия капитана морского порта устанавливаются и регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применимыми к морским портам.».
Внести в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2207; 2005, № 52, ст. 5581; 2006, № 50, ст. 5279) следующие изменения:
1) абзац шестой пункта 3 статьи 6 признать утратившим силу;
2) статью 9 изложить в следующей редакции:
«Статья 9. Морские порты. Портовые власти
1. Под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
Абзац утратил силу с 21 января 2014 года – Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.
3. Деятельность в морских портах осуществляется в соответствии с федеральным законом.»;
3) абзац второй пункта 4 статьи 33 изложить в следующей редакции:
«Правила регистрации судов и прав на них в морских портах утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. «;
4) в статье 35:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Регистрация судов, указанных в пункте 2 статьи 23 настоящего Кодекса, осуществляется капитаном морского порта.
Информация о зарегистрированных судах рыбопромыслового флота и правах на них ежеквартально представляется капитаном морского порта в федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства.»;
б) в пункте 3 слово «торговых « исключить;
5) в абзаце втором пункта 3 статьи 37 слово «торговых» исключить;
6) в пункте 2 статьи 53:
а) абзац второй изложить в следующей редакции:
«Свидетельство о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, выдается капитаном морского порта, осуществившим регистрацию судна.»;
б) в абзаце третьем слова «торговых портах и морских рыбных» исключить;
7) в статье 54:
а) в пункте 2 слово «соответственно» и слова «торговых портов и капитанами морских рыбных» исключить;
б) в пункте 3 слово «соответственно» и слова «торговых портов и капитанов морских рыбных» исключить;
8) пункт 2 статьи 74 изложить в следующей редакции:
«2. Капитан морского порта действует в соответствии с положением о капитане морского порта, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.»;
9) пункт утратил силу с 21 января 2014 года – Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
10) в статье 76:
а) наименование изложить в следующей редакции:
«Статья 76. Функции капитана морского порта «;
б) абзац первый изложить в следующей редакции:
«На капитана морского порта возлагается осуществление следующих функций по обеспечению в морских портах безопасности мореплавания и порядка:»;
в) абзац восьмой изложить в следующей редакции:
«оформление прихода судов в морские порты и выхода их из морских портов;»;
11) статью 77 признать утратившей силу;
12) пункт 3 статьи 90 изложить в следующей редакции:
«3. Порядок лоцманской проводки судов в морском порту устанавливается капитаном морского порта.»;
13) в статье 108:
а) в пункте 1 слова «торгового порта или капитана ближайшего морского рыбного» исключить;
б) в пункте 2 слова «торгового порта или капитан морского рыбного» и слова «торгового порта или капитана морского рыбного» исключить;
14) в статье 109:
а) в пункте 1 слова «торгового порта или капитана морского рыбного» исключить;
б) в абзацах первом и втором пункта 2 слова «торгового порта или капитан морского рыбного» исключить;
15) в абзаце третьем пункта 1 статьи 111 слова «деятельности порта « заменить словами «деятельности в порту»;
16) в статье 114 слова «торговый порт или ближайший морской рыбный» исключить;
17) пункт 4 статьи 376 изложить в следующей редакции:
«4. Реестр строящихся судов, которые после постройки считаются морскими судами, ведется в морских портах, расположенных вблизи судостроительных организаций.
Правила регистрации прав на строящиеся суда в морских портах утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.».
Внести в статью 340 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 33, ст. 3429; 2002, № 22, ст. 2026) следующие изменения:
1) в абзаце пятом пункта 2 слова «услуг портов» заменить словами «услуг в портах»;
2) в абзаце четвертом пункта 3 слова «услуг портов» заменить словами «услуг в портах».
«8. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:
лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.».
Пункт 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст. 5276; 2006, № 23, ст. 2380; № 52, ст. 5498) после слов «местоположения водных объектов» дополнить словами «, в том числе связанных с созданием искусственных земельных участков в случаях, предусмотренных федеральными законами,».
Внести в Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30, ст. 3126) следующие изменения:
1) пункт 4 части 1 статьи 4 после слов «в том числе» дополнить словами «искусственные земельные участки, предназначенные для создания и (или) реконструкции гидротехнических сооружений портов,»;
2) статью 11 дополнить частью 1.1 следующего содержания:
«1.1. Договор аренды (субаренды) земельного участка, указанного в пункте 4 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, должен быть заключен с концессионером не позднее чем через шестьдесят рабочих дней после проведения государственного кадастрового учета земельного участка.».
2. Статья 36 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добычу полезных ископаемых.
Президент
Российской Федерации
В. Путин
Москва, Кремль
8 ноября 2007 года
№ 261-ФЗ