Принят Государственной Думой
16 октября 2007 года
Одобрен Советом Федерации
26 октября 2007 года
1. Государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется в целях обеспечения:
1) безопасности мореплавания, жизни и здоровья граждан;
2) обороны и безопасности государства;
3) транспортной безопасности;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
4) безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта;
5) комплексного развития морского порта;
6) эффективного использования объектов инфраструктуры морского порта, находящихся в государственной собственности;
7) равных условий для осуществления деятельности в морском порту;
8) равного доступа к услугам в морском порту;
9) предотвращения загрязнения окружающей среды, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов;
10) конкурентоспособности морского порта;
11) пункт утратил силу с 1 августа 2011 года – Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ – см. предыдущую редакцию.
2. Государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется посредством:
1) издания нормативных правовых актов по вопросам, связанным с осуществлением и развитием деятельности в морском порту, эксплуатацией объектов инфраструктуры морского порта;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 июня 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
2) лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых в морском порту;
3) технического регулирования в морском порту;
4) установления ставок портовых сборов и тарифов на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий;
5) установления порядка сдачи в аренду имущества в морском порту, находящегося в государственной собственности;
6) открытия и закрытия морского порта для оказания услуг;
7) возложения обязанностей по оказанию отдельных видов услуг или наложения запрета на оказание отдельных видов услуг на операторов морских терминалов, иных владельцев объектов инфраструктуры морского порта в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;
8) осуществление в морском порту государственного контроля (надзора);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 июня 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
9) создания условий для равного доступа операторов морских терминалов и перевозчиков к объектам инфраструктуры морского порта;
10) осуществления навигационно-гидрографического обеспечения на подходах к морскому порту и в морском порту;
11) установления порядка сбора, накопления и анализа информации о деятельности в морском порту;
12) организации мобилизационной подготовки, проведения мобилизации и осуществления мероприятий по гражданской обороне в морском порту;
13) проведения государственной экспертизы проектной документации для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры морских портов;
14) пункт утратил силу с 1 августа 2011 года – Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
15) выполнения иных предусмотренных законодательством Российской Федерации функций.
3. Часть утратила силу с 1 августа 2011 года – Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ – см. предыдущую редакцию.
4. Часть утратила силу с 1 августа 2011 года – Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ – см. предыдущую редакцию.
5. Часть утратила силу с 1 августа 2011 года – Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ – см. предыдущую редакцию.
(Наименование в редакции, введенной в действие с 25 июня 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
1. В целях обеспечения соблюдения в морском порту требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области торгового мореплавания, транспортной безопасности, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений, охраны труда и безопасности гидротехнических сооружений морских портов, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и капитанами морских портов (далее – органы государственного контроля (надзора) осуществляется государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 июня 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию)
2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в морском порту, проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в морском порту, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля « с учетом особенностей организации и проведения проверок указанных лиц, установленных законодательством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 июня 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
3. Содержание, средства и методы контроля, порядок его осуществления в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в морском порту устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Время работы пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации в морском порту устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и иных осуществляющих деятельность в морском порту хозяйствующих субъектов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 25 июня 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
4. Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица не вправе создавать препятствия для осуществления не запрещенной законом деятельности в морском порту или возлагать на лиц, осуществляющих такую деятельность, исполнение каких-либо обязанностей, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении гидротехнических сооружений морского порта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственного транспортного надзора с учетом особенностей организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
(Часть в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
(Статья дополнительно включена с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ.)
1. Морские порты подлежат государственной регистрации в Реестре морских портов Российской Федерации.
2. Ведение Реестра морских портов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ – см. предыдущую редакцию).
3. В Реестр морских портов Российской Федерации вносятся следующие сведения:
1) порядковый регистрационный номер морского порта;
2) наименование морского порта;
3) местонахождение морского порта;
4) дата и номер решения об открытии морского порта для оказания услуг;
5) перечень операторов морских терминалов, а также услуг, оказание которых осуществляется операторами морских терминалов;
6) основные технические характеристики морского порта, в том числе его возможности по перевалке грузов, обслуживанию судов и (или) обслуживанию пассажиров;
7) период навигации;
8) наименование и адрес администрации морских портов;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
9) основание и дата исключения морского порта из Реестра морских портов Российской Федерации.
4. В случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, соответствующие изменения вносятся в Реестр морских портов Российской Федерации.
5. Исключение морского порта из Реестра морских портов Российской Федерации осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации о закрытии морского порта для оказания услуг не ранее чем через год со дня принятия такого решения.
1. Капитан морского порта осуществляет возложенные на него настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации административно-властные полномочия в морском порту.
2. Капитан морского порта является должностным лицом, возглавляет службу капитана морского порта, входящую в состав администрации морских портов, непосредственно подчиняется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, и действует на основании положения о капитане морского порта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Функции капитана морского порта осуществляются капитаном морского порта или по его поручению должностными лицами службы капитана морского порта.
3. Обязательным требованием к капитану морского порта является наличие высшего образования в области морского судовождения и стажа плавания не менее чем двадцать четыре месяца в должности капитана морского судна валовой вместимостью три тысячи и более. Иные требования к капитану морского порта (его знаниям и навыкам, профессиональному обучению, дополнительному профессиональному образованию, порядку его назначения на должность) устанавливаются положением о капитане морского порта, указанным в части 2 настоящей статьи.
(Статья в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
Капитан морского порта осуществляет следующие функции:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
1) обеспечивает безопасность плавания и стоянки судов в акватории морского порта и на подходах к нему;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
2) обеспечивает транспортную безопасность акватории морского порта, в том числе принимает меры по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
3) информирует уполномоченные в области транспортной безопасности федеральные органы исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
4) взаимодействует с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам осуществления таможенного, пограничного, иммиграционного, санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного, экологического и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов государственного контроля (надзора);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 июня 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
5) руководит мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения;
6) предпринимает меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций в морском порту, участвует в организации работ по ликвидации таких ситуаций;
7) организует спасание людей, судов в границах акватории морского порта, ликвидацию пожаров на судах, находящихся в морском порту;
8) выдает разрешения на проведение дноуглубительных работ на акватории морского порта;
9) проводит мероприятия по обеспечению мобилизационной подготовки в морском порту;
10) осуществляет государственный портовый контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации о торговом мореплавании (пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ – см. предыдущую редакцию);
11) выполняет иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Наименование в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию)
1. В целях осуществления функций, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, капитан морского порта в порядке, установленном положением о капитане морского порта, указанным в части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, издает акты ненормативного характера, подлежащие исполнению капитанами судов и лицами, которые находятся и (или) осуществляют деятельность в морском порту и которым указанные акты адресованы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
2. Акты капитана морского порта не должны противоречить Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
1. Администрация морских портов создается в отношении двух и более морских портов в Российской Федерации в форме федерального государственного бюджетного учреждения и действует в соответствии с положением об администрации морских портов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Перечень морских портов, входящих в соответствующую администрацию морских портов, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
2. Администрацию морских портов возглавляет руководитель администрации морских портов. Обязательным требованием к руководителю администрации морских портов является наличие стажа работы не менее чем три года в должности капитана морского порта либо при условии выполнения требований, предъявляемых к капитану морского порта, в должности заместителя капитана морского порта. Иные требования к руководителю администрации морских портов (его знаниям и навыкам, профессиональному обучению, дополнительному профессиональному образованию, порядку его назначения на должность) устанавливаются положением об администрации морских портов, указанным в части 1 настоящей статьи.
3. Администрация морских портов осуществляет организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение исполнения капитанами морских портов функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также оказывает услуги в морском порту пользователям в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Перечень услуг в морских портах, оказываемых администрацией морских портов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
4. Руководитель администрации морских портов не вправе вмешиваться в деятельность капитана морского порта и должностных лиц службы капитана морского порта при осуществлении ими функций капитана морского порта.
(Статья дополнительно включена с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ.)Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним (далее – общие правила) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и содержат (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ – см. предыдущую редакцию):
1) общие положения;
2) правила плавания судов и управления движением судов в акваториях морских портов и на подходах к ним, в том числе в зонах действия систем управления движением судов;
3) правила захода судов в морские порты и выхода судов из морских портов;
4) правила стоянки судов в морских портах и на подходах к ним;
5) правила обеспечения безопасности и сохранности портовых гидротехнических сооружений;
6) правила обеспечения экологической безопасности, соблюдения карантина в морских портах;
7) правила выполнения маневров, связанных с прохождением судов относительно морских дноуглубительных судов при встречном плавании;
8) правила ледокольной проводки судов;
9) пункт утратил силу с 21 января 2014 года – Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
10) пункт утратил силу с 21 января 2014 года – Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
11) пункт утратил силу с 21 января 2014 года – Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
12) иную предусмотренную законодательством Российской Федерации в области торгового мореплавания информацию.
1. Обязательные Постановления в морском порту разрабатываются на основании общих правил и отражают особенности определенного морского порта.
2. Обязательные Постановления в морском порту утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и после их официального опубликования издаются администрацией морских портов на русском и английском языках.
(Часть в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
3. В случае, если морской порт и военно-морская база или пункт базирования военных кораблей, кораблей и катеров береговой охраны имеют смежные акватории, обязательные Постановления в морском порту согласовываются соответственно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, и федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
3.1. В случае, если в границах акватории морского порта или на подходах к нему сформированы рыбопромысловые участки, обязательные Постановления в морском порту согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
(Часть дополнительно включена с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ.)
4. Обязательные Постановления в морском порту содержат:
1) описание морского порта, сведения о рыбопромысловых участках (при их наличии) в акватории морского порта и на подходах к нему;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
2) правила захода судов в морской порт и выхода судов из морского порта, в том числе меры обеспечения безопасности мореплавания для захода судов в морской порт, выхода судов из морского порта;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
3) правила плавания судов в акватории морского порта и на подходах к нему;
4) описание зоны действия систем управления движением судов и правила плавания судов в этих зонах;
5) правила стоянки судов в морском порту и указание мест их стоянки;
6) правила обеспечения экологической безопасности, соблюдения карантина в морском порту;
7) правила пользования специальными средствами связи на территории и акватории морского порта;
8) сведения о границах морского порта;
9) сведения о подходах к морскому порту;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
10) сведения о границах морских районов А1 и А2 Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности;
11) сведения о технических возможностях морского порта в части приема судов;
12) сведения о периоде навигации;
13) сведения о районах обязательной и необязательной лоцманской проводки судов;
14) сведения о глубинах акватории морского порта и подходов к нему;
15) сведения о переработке опасных грузов;
16) сведения об организации плавания судов во льдах в морском порту и на подходах к нему;
17) сведения о передаче информации капитанами судов, находящихся в морском порту, при возникновении угрозы актов незаконного вмешательства в морском порту;
18) сведения о передаче навигационной и гидрометеорологической информации капитанам судов, находящихся в порту;
19) иную предусмотренную нормативными правовыми актами Российской Федерации в области торгового мореплавания информацию.
(Наименование в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
1. В целях обеспечения безопасности деятельности, осуществляемой в морских портах и на подходах к ним, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта устанавливаются требования к радиолокационным системам управления движением судов, объектам инфраструктуры морского порта, необходимым для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, объектам и средствам автоматической информационной системы, службе контроля судоходства и управления судоходством.
(Часть в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
2. Операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны:
1) незамедлительно информировать капитана морского порта о возникновении ситуаций, создающих угрозу безопасности мореплавания и (или) осуществлению деятельности в морском порту, а также об угрозе совершения и (или) о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту и на подходах к нему в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
2) выполнять требования безопасности мореплавания, транспортной безопасности морских терминалов, акваторий морских портов;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
3) обеспечивать меры по предотвращению загрязнения акватории и территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами;
4) способствовать проведению объективного, полного и всестороннего расследования причин возникновения происшествий в морском порту.
3. Капитан морского порта обязан:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
1) при получении информации о возникновении ситуаций, создающих угрозу безопасности деятельности, осуществляемой в морском порту, о загрязнении территории и (или) акватории морского порта, других подобных происшествиях своевременно сообщать о них в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для принятия соответствующих мер;
2) оказывать содействие уполномоченным федеральным органам исполнительной власти в обеспечении безопасности мореплавания и защиты от актов незаконного вмешательства в морском порту, а также в проведении объективного, полного и всестороннего расследования причин возникновения происшествий в морском порту.
4. Часть утратила силу с 21 января 2014 года – Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.
5. Защита морских терминалов и акваторий морских портов от актов незаконного вмешательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности.
(Часть в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
6. Часть утратила силу с 21 января 2014 года – Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ – см. предыдущую редакцию.
1. Наряду с выполнением требований, установленных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны:
1) осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов;
2) осуществлять мероприятия, связанные с обеспечением защиты объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в морском порту;
3) обеспечить равный доступ к услугам в морских портах, открытость сведений о таких услугах;
4) не допускать действий (бездействия), признанных в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией.
2. Операторы морских терминалов и иные владельцы технологически взаимосвязанных объектов инфраструктуры морского порта обязаны заключать между собой соглашения, существенными условиями которых являются организация и обеспечение непрерывности технологического процесса оказания соответствующих услуг в морском порту, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, ответственность сторон, в том числе ответственность по обязательствам, вытекающим из договоров оказания соответствующих услуг в морском порту, перед пользователями.