Принят Государственной Думой
27 сентября 2002 года
Одобрен Советом Федерации
16 октября 2002 года
1. Все операции по продаже имущества негосударственного пенсионного фонда, в которое размещены средства пенсионных резервов и инвестированы средства пенсионных накоплений, подлежат учету специализированным депозитарием.
Порядок проведения специализированным депозитарием учетных операций устанавливается контрольным органом.
2. Ценные бумаги, принадлежащие негосударственному пенсионному фонду и допущенные к организованным торгам, подлежат продаже на указанных торгах.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 327-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3. Расходы, связанные с продажей ценных бумаг, в которые размещены средства пенсионных резервов и инвестированы средства пенсионных накоплений, на организованных торгах, погашаются соответственно за счет средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 327-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
Предусмотренные настоящим Федеральным законом продажа предприятия и замещение активов негосударственного пенсионного фонда не допускаются.
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
(Статья утратила силу с 27 июля 2010 года – Федеральный закон от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Особенности банкротства финансовых организаций, установленные статьями 183.1 – 183.26 настоящего Федерального закона, а также особенности банкротства негосударственных пенсионных фондов, установленные статьями 186.2 – 186.11 настоящего Федерального закона, распространяются на негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие или осуществлявшие деятельность по обязательному пенсионному страхованию, с учетом положений статей 187.2 – 187.12 настоящего Федерального закона.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ.)
1. Дополнительными основаниями для применения мер по предупреждению банкротства негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, наряду с основаниями, предусмотренными статьей 186.2 настоящего Федерального закона, являются:
1) неисполнение обязанности по восполнению средств выплатного резерва и (или) средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата в случае, предусмотренном Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;
2) недостаточность резерва по обязательному пенсионному страхованию и имущества для обеспечения уставной деятельности (собственных средств) фонда для восполнения недостатка средств на счете застрахованного лица в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;
3) неисполнение обязанности по восстановлению величины резерва по обязательному пенсионному страхованию в случае, предусмотренном Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».
2. В случае возникновения оснований для применения мер по предупреждению банкротства, предусмотренных настоящим Федеральным законом, негосударственный пенсионный фонд в течение пятнадцати календарных дней с даты их возникновения обязан направить в контрольный орган уведомление об этом с приложением плана восстановления его платежеспособности, если при этом отсутствуют признаки банкротства негосударственного пенсионного фонда.
3. Финансирование мероприятий, связанных с предупреждением банкротства негосударственных пенсионных фондов, может осуществляться в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральными законами, с участием контрольного органа и Агентства по страхованию вкладов (далее также – Агентство).
(Статья дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ.)
1. Дополнительными основаниями для назначения контрольным органом временной администрации негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, являются:
1) основания, указанные в пункте 1 статьи 187.2 настоящего Федерального закона, при отсутствии уведомления о наличии соответствующих обстоятельств;
2) запрет на проведение всех или части операций негосударственного пенсионного фонда;
3) аннулирование лицензии на осуществление деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (далее также – лицензия), за исключением аннулирования лицензии по заявлению лицензиата об отказе от лицензии, в связи с признанием лицензиата банкротом и открытием конкурсного производства либо в связи с реорганизацией или ликвидацией негосударственного пенсионного фонда;
4) принятие арбитражным судом к производству заявления должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом.
2. В случае неисполнения негосударственным пенсионным фондом обязанности по уведомлению контрольного органа о наличии оснований для применения мер по предупреждению банкротства, указанных в пункте 1 статьи 187.2 настоящего Федерального закона, в случае аннулирования у него лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, за исключением аннулирования лицензии по заявлению лицензиата об отказе от лицензии, в связи с признанием лицензиата банкротом и открытием конкурсного производства либо в связи с реорганизацией или ликвидацией негосударственного пенсионного фонда назначение временной администрации является обязательным.
3. Руководителем временной администрации, членами временной администрации негосударственного пенсионного фонда назначаются служащие контрольного органа. Руководитель временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов негосударственного пенсионного фонда осуществляет деятельность от имени негосударственного пенсионного фонда без доверенности.
Состав временной администрации определяется Приказом контрольного органа, включаемым контрольным органом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее следующего рабочего дня с даты принятия указанного акта. Руководитель временной администрации распределяет обязанности между членами временной администрации и несет ответственность за ее деятельность.
В состав временной администрации по согласованию с Агентством могут включаться его работники.
Предусмотренное статьей 183.6 настоящего Федерального закона вознаграждение руководителю и членам временной администрации негосударственного пенсионного фонда не выплачивается.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2014 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 432-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
4. В случае назначения временной администрации в связи с обстоятельствами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, полномочия исполнительных органов негосударственного пенсионного фонда приостанавливаются.
С даты назначения временной администрации высший орган управления негосударственного пенсионного фонда не вправе принимать решение о ликвидации или реорганизации негосударственного пенсионного фонда.
5. Временная администрация негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, принимает меры по покрытию недостаточности средств пенсионных накоплений и исполнению обязательств указанного фонда перед застрахованными лицами.
6. В течение одного месяца со дня своего назначения временная администрация:
1) формирует реестр обязательств негосударственного пенсионного фонда перед застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;
2) в течение месяца со дня своего назначения составляет смету текущих расходов негосударственного пенсионного фонда и представляет ее для утверждения контрольным органом в соответствии со статьей 187.5 настоящего Федерального закона.
7. Временная администрация вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании сделок негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний негосударственного пенсионного фонда недействительными, а также об оспаривании их действий по основаниям, предусмотренным главой III.1 настоящего Федерального закона.
Периоды, в течение которых совершены сделки, которые могут быть признаны недействительными, или возникли обязательства негосударственного пенсионного фонда, указанные в статьях 61.2, 61.3 и пункте 4 статьи 61.6 настоящего Федерального закона, исчисляются начиная с даты назначения временной администрации.
В деле, возбужденном по заявлению руководителя временной администрации негосударственного пенсионного фонда, в случае прекращения деятельности временной администрации истцом признается негосударственный пенсионный фонд, а в случае принятия арбитражным судом решения о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства – конкурсный управляющий.
8. Временная администрация вправе подавать в арбитражный суд заявления о неисполнении и ненадлежащем исполнении специализированными депозитариями, актуариями, аудиторскими организациями, организациями, осуществляющими ведение пенсионных счетов, обязательств по договорам, заключенным с негосударственным пенсионным фондом, и возмещении убытков негосударственному пенсионному фонду.
9. Временная администрация вправе заявить отказ от исполнения договоров, заключенных негосударственным пенсионным фондом, за исключением договоров об обязательном пенсионном страховании, пенсионных договоров, в соответствии со статьей 102 настоящего Федерального закона.
10. В случае, если по результатам анализа финансового состояния негосударственного пенсионного фонда временной администрацией представлен в контрольный орган план восстановления платежеспособности, срок реализации которого превышает срок, на который назначена временная администрация, контрольный орган вправе продлить срок деятельности временной администрации на срок, необходимый для реализации указанного плана.
11. Временная администрация вправе запрашивать и получать у работников негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний, специализированных депозитариев, актуариев, аудиторских организаций, организаций, осуществляющих ведение пенсионных счетов, актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности негосударственного пенсионного фонда, любую информацию, касающуюся деятельности негосударственного пенсионного фонда, включая сведения, охраняемые федеральным законом (в том числе сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну).
Лица, указанные в настоящем пункте, обязаны представлять информацию по запросу временной администрации в срок не позднее десяти рабочих дней с даты получения запроса.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ.)
1. Временная администрация, назначенная контрольным органом после аннулирования у негосударственного пенсионного фонда лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, осуществляет те же функции и обладает полномочиями, которые предоставлены временной администрации в соответствии с настоящим Федеральным законом в случае приостановления полномочий исполнительных органов негосударственного пенсионного фонда, за исключением функций по принятию мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) негосударственного пенсионного фонда, разработке мер по восстановлению его платежеспособности, организации и контролю их реализации, а также принятия мер по покрытию недостаточности средств пенсионных накоплений и исполнения обязательств перед застрахованными лицами.
2. В случае, если по итогам анализа финансового состояния негосударственного пенсионного фонда, у которого аннулирована лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, временная администрация приходит к выводу об отсутствии признаков банкротства у негосударственного пенсионного фонда, контрольный орган в течение пятнадцати календарных дней с даты получения заключения о финансовом состоянии негосударственного пенсионного фонда обращается в арбитражный суд с заявлением о принудительной ликвидации негосударственного пенсионного фонда и назначении ликвидатора.
В случае введения процедуры принудительной ликвидации негосударственного пенсионного фонда пункт 3статьи 183.11 настоящего Федерального закона не применяется.
3. С даты назначения временной администрации негосударственного пенсионного фонда:
1) не допускаются переход застрахованного лица в другой негосударственный пенсионный фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации, отказ застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, а также регистрация соответствующих изменений в едином реестре застрахованных лиц Пенсионным фондом Российской Федерации;
2) прекращается рассмотрение заявлений застрахованных лиц о назначении накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты за счет средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии и поступивших в негосударственный пенсионный фонд.
4. С даты своего назначения временная администрация осуществляет функции, предусмотренные статьей 7.2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» для негосударственного пенсионного фонда, у которого аннулирована лицензия.
5. При проведении финансового анализа временная администрация определяет наличие признаков преднамеренного банкротства негосударственного пенсионного фонда.
Временная администрация при рассмотрении арбитражным судом заявления контрольного органа о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом представляет в арбитражный суд и в контрольный орган заключение о финансовом состоянии должника, составе кредиторов и наличии признаков преднамеренного банкротства.
Заключение временной администрации, указанное в настоящем пункте, в течение трех рабочих дней со дня его получения включается контрольным органом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
6. Временная администрация в случае недостаточности денежных средств для осуществления текущих платежей негосударственного пенсионного фонда, связанных с обеспечением сохранности его имущества и защитой интересов кредиторов негосударственного пенсионного фонда, имеет право обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о снятии ранее наложенных арестов на находящиеся на банковских счетах денежные средства в размере, необходимом для обеспечения функционирования негосударственного пенсионного фонда, согласно смете расходов, утверждаемой контрольным органом.
7. Кредиторы вправе заявить свои требования к негосударственному пенсионному фонду в любой момент в период деятельности временной администрации.
Требования кредиторов, предъявленные к негосударственному пенсионному фонду в период деятельности в нем временной администрации, передаются по описи конкурсному управляющему или ликвидатору негосударственного пенсионного фонда в порядке, установленном пунктом 4 статьи 183.14 настоящего Федерального закона.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ.)
1. В целях настоящей статьи под текущими платежами негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, понимаются:
1) обязанности по оплате задолженности, образовавшейся до дня назначения временной администрации, которая назначена после аннулирования лицензии, или даты возбуждения производства по делу о банкротстве (в зависимости от того, какая дата наступила ранее), за произведенные работы (оказанные услуги), связанные с продолжением функционирования негосударственного пенсионного фонда, в пределах сметы расходов, утвержденной в соответствии с настоящей статьей;
2) денежные обязательства, основания которых возникли в период с даты назначения временной администрации, которая назначена после аннулирования лицензии, либо даты возбуждения производства по делу о банкротстве (в зависимости от того, какая дата наступила ранее) до дня завершения конкурсного производства, в том числе:
обязательства по оплате расходов, связанных с продолжением функционирования негосударственного пенсионного фонда, включая оплату труда лиц, работающих по трудовому договору, выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения, с учетом особенностей, установленных пунктом 2.1 статьи 134 настоящего Федерального закона;
судебные расходы негосударственного пенсионного фонда, расходы на включение сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование сообщений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также иные вытекающие из настоящего Федерального закона расходы, связанные с деятельностью временной администрации и проведением конкурсного производства;
3) обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в период с даты назначения временной администрации или даты возбуждения производства по делу о банкротстве (в зависимости от того, какая дата наступила ранее) до дня открытия конкурсного производства, а также обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в ходе деятельности временной администрации или в ходе конкурсного производства при оплате труда работников негосударственного пенсионного фонда;
4) обязанности по удержанию денежных средств из заработной платы работников негосударственного пенсионного фонда, выплаченной в связи с исполнением обязанностей, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, в период с даты назначения временной администрации либо даты возбуждения производства по делу о банкротстве (в зависимости от того, какая дата наступила ранее) и до дня завершения конкурсного производства, а также обязанности по перечислению сумм таких удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации (алименты, налог на доходы физических лиц, профсоюзные взносы и иные платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом).
2. Расходы на осуществление текущих платежей негосударственного пенсионного фонда включаются в смету текущих расходов негосударственного пенсионного фонда и осуществляются временной администрацией и конкурсным управляющим на основании такой сметы.
3. Если иное не установлено настоящей статьей, смета текущих расходов негосударственного пенсионного фонда утверждается (изменяется) контрольным органом в ходе временной администрации, а также конкурсным управляющим в ходе конкурсного производства.
4. Смета текущих расходов негосударственного пенсионного фонда в ходе конкурсного производства в части расходов, производимых после проведения первого собрания кредиторов, подлежит утверждению (изменению) собранием кредиторов, а в случае, если им образован комитет кредиторов, – комитетом кредиторов по представлению конкурсного управляющего.
Смета текущих расходов негосударственного пенсионного фонда должна быть представлена для утверждения первому собранию кредиторов, а в случае, если им образован комитет кредиторов, – комитету кредиторов не позднее трех рабочих дней со дня его образования. В случае неутверждения (отказа в утверждении) собранием кредиторов или комитетом кредиторов сметы текущих расходов негосударственного пенсионного фонда собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о разрешении возникших разногласий между конкурсным управляющим и собранием кредиторов или комитетом кредиторов. По итогам рассмотрения указанных разногласий арбитражный суд утверждает смету текущих расходов негосударственного пенсионного фонда, производимых после вынесения соответствующего судебного акта о ее утверждении.
5. В ходе конкурсного производства смета текущих расходов негосударственного пенсионного фонда, утвержденная собранием кредиторов, комитетом кредиторов или арбитражным судом в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, может быть изменена собранием кредиторов или комитетом кредиторов по представлению конкурсного управляющего, а при наличии разногласий между ними по вопросу внесения изменений в указанную смету – арбитражным судом в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи.
6. До утверждения (изменения) сметы текущих расходов собранием кредиторов, комитетом кредиторов или арбитражным судом в порядке, предусмотренном пунктами 4 и 5 настоящей статьи, действует смета текущих расходов негосударственного пенсионного фонда, утвержденная (измененная) конкурсным управляющим.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ.)
1. При рассмотрении дела о банкротстве негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, предусмотренные настоящим Федеральным законом наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение не применяются.
2. В случае возбуждения производства по делу о банкротстве негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, по заявлению должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа контрольный орган вправе назначить временную администрацию.
3. В случае, если на момент принятия к производству арбитражным судом заявления должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом контрольным органом назначена временная администрация либо временная администрация назначена контрольным органом в ходе рассмотрения дела о банкротстве, арбитражный суд приостанавливает производство по делу о банкротстве до прекращения деятельности временной администрации по основаниям, указанным в пункте 1 статьи 183.14 настоящего Федерального закона.
4. Лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, до даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства или до даты прекращения дела о банкротстве наряду с лицами, указанными в статье 183.18 настоящего Федерального закона, является Агентство по страхованию вкладов.
5. Копии определения арбитражного суда о принятии заявления о признании негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, банкротом направляются арбитражным судом заявителю, в негосударственный пенсионный фонд, контрольный орган, Пенсионный фонд Российской Федерации, а также в Агентство по страхованию вкладов не позднее рабочего дня, следующего после дня его вынесения.
6. В заявлении о признании негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, банкротом кандидатура арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации не указываются.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ.)
1. Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве.
2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, банкротом и об открытии конкурсного производства:
прекращаются договоры об обязательном пенсионном страховании. Последствия прекращения указанных договоров определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом;
не допускается передача (перевод) в Пенсионный фонд Российской Федерации или другой негосударственный пенсионный фонд средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, за исключением случаев, установленных статьей 187.11 настоящего Федерального закона;
не допускается отказ застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, а также регистрация соответствующих изменений в едином реестре застрахованных лиц Пенсионным фондом Российской Федерации;
прекращается рассмотрение заявлений застрахованных лиц о назначении накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты за счет средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии и поступивших в негосударственный пенсионный фонд.
Средства пенсионных накоплений и средства пенсионных резервов не включаются в конкурсную массу негосударственного пенсионного фонда.
3. В течение двух месяцев с даты опубликования сведений о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства конкурсный управляющий:
составляет реестр требований кредиторов путем включения в него требований, заявленных в ходе деятельности временной администрации, и требований кредиторов, заявленных в ходе конкурсного производства;
в случае, если негосударственный пенсионный фонд одновременно осуществлял деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию, определяет и отдельно учитывает в реестре требований кредиторов:
обязательства по пенсионным договорам (в том числе обязательства по выплате назначенных негосударственных пенсий);
состав кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов.
Установление требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 183.26 настоящего Федерального закона. Ведение реестра требований кредиторов негосударственного пенсионного фонда осуществляется конкурсным управляющим.
4. С даты открытия конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет ведение реестра обязательств негосударственного пенсионного фонда перед застрахованными лицами, предусмотренного Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» (далее – реестр обязательств).
Сумма обязательств перед застрахованными лицами подлежит уменьшению на сумму произведенного гарантийного возмещения при наступлении гарантийного случая в отношении негосударственного пенсионного фонда и отражается в реестре обязательств.
5. В течение трех месяцев с даты продажи имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, конкурсный управляющий осуществляет расчеты по обязательствам перед застрахованными лицами (их правопреемниками) путем передачи средств (части средств), вырученных от продажи указанного имущества, в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
6. Конкурсный управляющий обязан использовать отдельный специальный счет должника для зачисления средств пенсионных накоплений, а также средств, вырученных от продажи имущества, составляющего пенсионные накопления.
С указанного специального счета должника – негосударственного пенсионного фонда осуществляются расчеты по обязательствам перед застрахованными лицами (их правопреемниками), а также кредиторами, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений в соответствии со статьей 187.11 настоящего Федерального закона.
Счета должника, предусмотренные статьей 186.6 настоящего Федерального закона и настоящим пунктом, в ходе конкурсного производства в отношении негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, открываются в Агентстве по страхованию вкладов.
7. Для поступлений в конкурсную массу (в состав имущества должника) денежных средств в иностранной валюте конкурсный управляющий использует счета негосударственного пенсионного фонда, открытые до даты признания его банкротом и открытия в отношении его конкурсного производства в кредитных организациях – резидентах, и (или) при необходимости открывает в кредитных организациях – резидентах иные счета в иностранной валюте, соответствующие валютам имеющихся требований негосударственного пенсионного фонда к третьим лицам, в установленном контрольным органом порядке.
8. Для целей осуществления функций конкурсного управляющего, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации открывает Агентству по страхованию вкладов счета для денежных средств в валюте Российской Федерации.
9. Требования Агентства по страхованию вкладов, приобретенные им в связи с выплатой гарантийного возмещения в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», включаются в реестр требований кредиторов независимо от даты закрытия реестра требований кредиторов и удовлетворяются в порядке, установленном статьей 187.11 настоящего Федерального закона.
10. С даты открытия конкурсного производства в отношении негосударственного пенсионного фонда не применяются положения пункта 1 статьи 32 и статьи 32.1 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах».
Порядок предоставления конкурсным управляющим отчетов, а также иной информации о ходе конкурсного производства и требования к их составу устанавливаются контрольным органом.
11. Конкурсный управляющий вправе запрашивать и получать у управляющих компаний, специализированных депозитариев, аудиторских организаций, организаций, осуществляющих ведение пенсионных счетов, и актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности негосударственного пенсионного фонда, любую информацию, касающуюся деятельности негосударственного пенсионного фонда, включая сведения, охраняемые федеральным законом (в том числе сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну).
Лица, указанные в настоящем пункте, обязаны представлять информацию по запросу конкурсного управляющего в срок не позднее десяти рабочих дней с даты получения запроса.
12. Конкурсный управляющий вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании сделок негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний негосударственного пенсионного фонда недействительными по основаниям, предусмотренным главой III.1 настоящего Федерального закона. При этом, если до признания негосударственного пенсионного фонда банкротом назначалась временная администрация, периоды, в течение которых совершены сделки, которые могут быть признаны недействительными, или возникли обязательства негосударственного пенсионного фонда, указанные в статьях 61.2, 61.3 и пункте 4 статьи 61.6 настоящего Федерального закона, исчисляются начиная с даты назначения временной администрации.
Конкурсный управляющий вправе подавать в арбитражный суд заявления о неисполнении и ненадлежащем исполнении специализированными депозитариями, актуариями, аудиторскими организациями, организациями, осуществляющими ведение пенсионных счетов, обязательств по договорам, заключенным с негосударственным пенсионным фондом, и возмещении убытков негосударственному пенсионному фонду.
13. Для обеспечения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей в деле о банкротстве конкурсный управляющий вправе привлекать на договорной основе бухгалтеров, аудиторов, специализированных депозитариев, оценщиков, актуариев, операторов электронных площадок и иных лиц с оплатой их услуг за счет имущества негосударственного пенсионного фонда в размере, установленном сметой текущих расходов негосударственного пенсионного фонда.
14. При недостаточности имущества негосударственного пенсионного фонда для возмещения расходов, связанных с включением в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликованием указанных в настоящем Федеральном законе сведений, если дело о банкротстве негосударственного пенсионного фонда возбуждено по заявлению временной администрации или контрольного органа, их опубликование осуществляется в официальном издании Центрального банка Российской Федерации – «Вестнике Банка России» и они включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без взимания платы.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ.)
1. Конкурсным управляющим в деле о банкротстве негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, является Агентство по страхованию вкладов.
В решении арбитражного суда о признании банкротом негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, и об открытии в отношении его конкурсного производства указываются наименование Агентства по страхованию вкладов и его адрес для направления корреспонденции.
2. Агентству по страхованию вкладов за исполнение предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий конкурсного управляющего вознаграждение не выплачивается.
3. Агентство по страхованию вкладов осуществляет полномочия конкурсного управляющего через назначенного ему из числа своих работников представителя (представителей), действующего на основании доверенности.
4. Представитель Агентства по страхованию вкладов при исполнении им обязанностей представителя конкурсного управляющего может быть отстранен арбитражным судом от исполнения указанных обязанностей в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение представителем Агентства по страхованию вкладов обязанностей представителя конкурсного управляющего при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы либо повлекло за собой убытки для негосударственного пенсионного фонда или его кредиторов.
Определение арбитражного суда об отстранении представителя Агентства по страхованию вкладов от исполнения обязанностей представителя конкурсного управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
5. Конкурсный управляющий вправе авансировать затраты, связанные с исполнением возложенных на него полномочий, в том числе затраты на оплату услуг лиц, привлечение которых для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, из собственных средств с последующим возмещением этих затрат за счет конкурсной массы в составе требований кредиторов по текущим платежам в соответствии с очередностью, установленной для соответствующего вида затрат, отнесенных к текущим платежам.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ.)
1. В ходе конкурсного производства негосударственного пенсионного фонда конкурсный управляющий осуществляет продажу имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, для обеспечения расчетов по обязательствам перед застрахованными лицами и их правопреемниками, а также кредиторами негосударственного пенсионного фонда, требования которых подлежат удовлетворению в соответствии со статьей 187.11 настоящего Федерального закона.
2. Продажа имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и с учетом положений настоящей статьи.
3. При наличии в составе имущества ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах, их стоимость определяется в соответствии со статьей 130 настоящего Федерального закона с привлечением оценщика.
4. Продажа ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах, осуществляется на организованных торгах.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ.)
В случае, если негосударственный пенсионный фонд одновременно осуществлял деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию, передача обязанности негосударственного пенсионного фонда по выплате негосударственной пенсии и средств пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, может быть осуществлена с учетом следующих особенностей:
1) негосударственный пенсионный фонд, которому передаются обязательства по выплате негосударственной пенсии, и имущество, составляющее пенсионные резервы, определяются конкурсным управляющим путем конкурсного отбора, порядок и условия которого устанавливаются Агентством;
2) при проведении конкурсного отбора его участникам предоставляются сведения о составе передаваемых обязательств по выплате негосударственной пенсии и средств пенсионных резервов, о составе и стоимости активов, в которые они размещены;
3) условием допуска негосударственного пенсионного фонда к участию в конкурсном отборе является финансовое положение, достаточное для исполнения им получаемых обязательств, а также выполнения им нормативных требований, установленных контрольным органом;
4) информация о негосударственных пенсионных фондах, участвующих в конкурсном отборе, направляется в контрольный орган. Контрольный орган вправе запретить передачу обязательств по выплате негосударственной пенсии и имущества, составляющего пенсионные резервы, в случае несоответствия негосударственного пенсионного фонда, участвующего в конкурсном отборе, требованиям, установленным подпунктом 3 настоящей статьи;
5) негосударственный пенсионный фонд, которому передаются обязательства по выплате негосударственной пенсии и имущество, составляющее пенсионные резервы, и конкурсный управляющий заключают договор передачи указанных обязательств и имущества, в котором указываются условия передачи;
6) договор передачи обязательств и имущества может предусматривать изменение условий и размера выплаты негосударственных пенсий, а также последствия передачи негосударственному пенсионному фонду имущества ненадлежащего качества;
7) после передачи имущества, составляющего пенсионные резервы, другому негосударственному пенсионному фонду последний обязан исполнить обязательства по выплате негосударственных пенсий и (или) выкупных сумм на условиях, предусмотренных договором передачи указанных обязательств и имущества;
8) средства пенсионных резервов считаются переданными другому негосударственному пенсионному фонду со дня подписания передаточного акта обеими сторонами. С этого момента другому негосударственному пенсионному фонду переходит риск случайной гибели или случайного повреждения полученного имущества.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ.)
1. Для целей настоящего Федерального закона под требованиями застрахованных лиц и их правопреемников понимаются обязательства негосударственного пенсионного фонда перед застрахованными лицами и их правопреемниками, которые определяются конкурсным управляющим в размере обязательств, учтенных в реестре обязательств перед застрахованными лицами. За счет средств, вырученных от продажи имущества, составляющего пенсионные накопления, удовлетворяются требования застрахованных лиц и их правопреемников, требования Агентства по страхованию вкладов, приобретенные в результате выплаченного гарантийного возмещения, а также требования иных кредиторов, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».
2. Требования, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений, удовлетворяются в следующем порядке:
1) в первую очередь – требования Агентства по страхованию вкладов, приобретенные в результате выплаты гарантийного возмещения;
2) во вторую очередь – требования застрахованных лиц и их правопреемников в части, превышающей размер гарантируемых средств, путем передачи в Пенсионный фонд Российской Федерации средств пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
3) в третью очередь – требования кредиторов негосударственного пенсионного фонда, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».
3. Если средств пенсионных накоплений недостаточно для удовлетворения требований, указанных в пункте 2 настоящей статьи, такие требования подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы в следующем порядке:
1) в составе требований кредиторов первой очереди, предусмотренных настоящим Федеральным законом, удовлетворяются требования Агентства по страхованию вкладов, приобретенные в результате выплаты гарантийного возмещения, требования застрахованных лиц в части, превышающей размер гарантируемых средств, не удовлетворенные за счет средств пенсионных накоплений, а также требования правопреемников застрахованных лиц;
2) в составе требований кредиторов третьей очереди, предусмотренных настоящим Федеральным законом, удовлетворяются требования кредиторов негосударственного пенсионного фонда, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» и не удовлетворенные за счет средств пенсионных накоплений.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ.)
1. В целях настоящего параграфа к контролирующим лицам негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, относятся лица, имеющие или имевшие в течение менее чем двух лет до даты назначения временной администрации либо до даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом (в зависимости от того, какая дата наступила ранее) право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом.
2. Контролирующие должника лица по заявлению временной администрации могут быть привлечены арбитражным судом к ответственности в форме возмещения убытков, причиненных негосударственному пенсионному фонду их виновными действиями (бездействием).
3. Денежные средства, взысканные с лиц, привлеченных к ответственности в соответствии с настоящей статьей по заявлению временной администрации, включаются в состав имущества для обеспечения уставной деятельности (собственных средств) негосударственного пенсионного фонда.
С 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ настоящая статья будет дополнена пунктом 4.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ.)
(Статья утратила силу с 27 июля 2010 года – Федеральный закон от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья утратила силу с 27 июля 2010 года – Федеральный закон от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Особенности банкротства финансовых организаций, установленные статьями 183.1 – 183.26 настоящего Федерального закона, распространяются на кредитные кооперативы с учетом положений настоящей статьи и статей 189.2 – 189.6 настоящего Федерального закона.
2. В случае, если в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» контроль за деятельностью кредитного кооператива не осуществляется непосредственно контрольным органом, право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитного кооператива банкротом возникает у контрольного органа с даты обнаружения им признаков банкротства кредитного кооператива или, если временная администрация кредитного кооператива не назначена, со дня получения ходатайства саморегулируемой организации кредитных кооперативов, членом которой является такой кредитный кооператив, о необходимости подачи указанного заявления.
Порядок подачи контрольным органом заявления о признании кредитного кооператива банкротом по ходатайству саморегулируемой организации кредитных кооперативов, членом которой является такой кредитный кооператив, устанавливается контрольным органом.
3. Если настоящим параграфом не установлено иное, с даты принятия арбитражным судом заявления о признании кредитного кооператива банкротом не допускается удовлетворение требований членов кредитного кооператива (пайщиков) о возврате паенакоплений (паев), в том числе требований, связанных с прекращением членства в кредитном кооперативе.
4. При проведении собрания кредиторов кредитного кооператива члены кредитного кооператива (пайщики), включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов кредитного кооператива, вправе принять участие в таком собрании или направить заполненные бюллетени для голосования арбитражному управляющему по адресу, указанному в уведомлении о проведении собрания кредиторов кредитного кооператива, посредством почтовой связи, электронной почты или иной связи.
Надлежащим уведомлением о проведении собрания кредиторов кредитного кооператива признается опубликование арбитражным управляющим сообщения о проведении такого собрания в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.
Одновременно с включением в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений об опубликовании сообщения о проведении собрания кредиторов кредитного кооператива включению в указанный реестр подлежат бюллетени для голосования без опубликования в официальном издании.
При подведении итогов голосования и принятии собранием кредиторов кредитного кооператива решений учитываются бюллетени для голосования, заполненные членами кредитного кооператива (пайщиками) и полученные арбитражным управляющим не позднее даты проведения такого собрания.
(Статья дополнительно включена с 5 марта 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 390-ФЗ.)1. Дополнительными основаниями для применения мер по предупреждению банкротства кредитного кооператива являются:
1) неоднократное нарушение финансовых нормативов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере кредитной кооперации, в течение двенадцати месяцев с даты выявления первого такого нарушения;
2) вынесение контрольным органом предписания о запрете кредитному кооперативу осуществлять привлечение денежных средств, прием новых членов и выдачу займов.
2. При возникновении оснований для применения мер по предупреждению банкротства кредитного кооператива он направляет план восстановления своей платежеспособности в контрольный орган в случае, если контроль за деятельностью такого кредитного кооператива в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» осуществляется непосредственно контрольным органом, или в других случаях в саморегулируемую организацию кредитных кооперативов, членом которой является такой кредитный кооператив.
(Статья дополнительно включена с 5 марта 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 390-ФЗ.)1. Наряду с предусмотренными статьей 183.5 настоящего Федерального закона основаниями назначения временной администрации контрольный орган назначает временную администрацию кредитного кооператива, если контрольным органом или в случае неосуществления в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» контроля за деятельностью кредитного кооператива непосредственно контрольным органом саморегулируемой организацией кредитных кооперативов, членом которой является такой кредитный кооператив, выявлено хотя бы одно из оснований, указанных в пункте 1 статьи 189.2 настоящего Федерального закона, при отсутствии уведомления таким кредитным кооперативом контрольного органа или этой саморегулируемой организации кредитных кооперативов соответственно о наличии данных обстоятельств.
Решение о назначении временной администрации кредитного кооператива должно быть мотивированным.
2. Наряду с предусмотренными статьей 183.6 настоящего Федерального закона требованиями к составу временной администрации в состав временной администрации кредитного кооператива входят представители саморегулируемой организации кредитных кооперативов, членом которой является такой кредитный кооператив.
3. Со дня назначения временной администрации кредитного кооператива отчуждение имущества кредитного кооператива, за исключением погашения коммунальных платежей, эксплуатационных платежей, иных платежей, необходимых для осуществления деятельности кредитного кооператива, денежных обязательств об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ, обязательных платежей, в том числе осуществление выплат в связи с прекращением членства в кредитном кооперативе, предусмотренных частью 4 статьи 14 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», допускается только по решению временной администрации кредитного кооператива.
4. Решение о назначении временной администрации кредитного кооператива, контроль за деятельностью которого в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»осуществляется непосредственно контрольным органом, принимается контрольным органом на основании результатов проверки деятельности кредитного кооператива, проведенной контрольным органом не более чем за один месяц до даты принятия решения о назначении временной администрации кредитного кооператива.
Решение контрольного органа о назначении временной администрации кредитного кооператива может быть принято в порядке, установленном контрольным органом, до завершения проверки деятельности кредитного кооператива, если в ходе этой проверки выявлены основания для обязательного назначения временной администрации кредитного кооператива.
5. В случае, если саморегулируемой организацией кредитных кооперативов выявлены основания, указанные впункте 1 статьи 183.2 и пункте 1 статьи 189.2 настоящего Федерального закона, саморегулируемая организация кредитных кооперативов в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня выявления указанных оснований, обязана направить в контрольный орган в порядке, установленном контрольным органом, ходатайство о назначении временной администрации кредитного кооператива.
В этом случае контрольный орган назначает временную администрацию кредитного кооператива в течение тридцати рабочих дней со дня получения ходатайства о назначении временной администрации кредитного кооператива, направленного в контрольный орган саморегулируемой организацией кредитных кооперативов, членом которой является такой кредитный кооператив. Порядок назначения контрольным органом временной администрации кредитного кооператива по ходатайству саморегулируемой организации кредитных кооперативов устанавливается контрольным органом.
(Статья дополнительно включена с 5 марта 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 390-ФЗ.)