Принят
Государственной Думой
26 июля 2018 года
Одобрен
Советом Федерации
28 июля 2018 года
Таможенные органы обязаны:
1) соблюдать международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании;
2) осуществлять контроль и надзор за соблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании;
3) руководствоваться письменными разъяснениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, по вопросам применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании;
4) обеспечивать выполнение задач и функций, возложенных на них международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, путем реализации полномочий, определенных Кодексом Союза, настоящим Федеральным законом и иным законодательством Российской Федерации.
1. Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают следующими правами:
1) принимают меры, предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации в области таможенного дела, а также иным законодательством Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в целях обеспечения лицами соблюдения этих актов;
2) требуют документы и сведения, в том числе по телекоммуникационным каналам связи через личный кабинет, представление которых предусмотрено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации в области таможенного дела, а также иным законодательством Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в целях обеспечения лицами соблюдения этих актов;
3) требуют от лиц подтверждения полномочий на осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела или совершение определенных действий;
4) используют в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений, предварительное расследование по уголовным делам о которых отнесено уголовно-процессуальным законодательством к компетенции таможенных органов, для преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный ущерб, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
5) задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) используют в своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, формируют, ведут и используют банки данных о лицах, товарах (предметах) и фактах;
7) обмениваются информацией, имеющейся в распоряжении таможенных органов, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также в соответствии с настоящим Федеральным законом с таможенными органами иностранных государств по вопросам таможенного дела;
8) осуществляют в пределах компетенции информационное взаимодействие с органами государственной власти, иными органами и организациями;
9) разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты информации, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления:
а) о взыскании таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенных сборов, процентов и пеней и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
б) об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенных сборов;
в) о признании имущества бесхозяйным;
г) о ликвидации организаций любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
д) о признании сделок недействительными и применении последствий их недействительности;
е) в иных случаях, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;
11) беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения посещают в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке материалов, сообщений и заявлений о преступлениях, а также материалов, сообщений и заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие административного правонарушения, рассмотрение которых отнесено к компетенции таможенных органов, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомятся с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке материалов, сообщений и заявлений о преступлениях, а также материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
12) проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела;
13) реализуют иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
14) привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Права таможенных органов, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, могут быть использованы исключительно при осуществлении задач и функций, возложенных на таможенные органы.
1. При осуществлении таможенного контроля с использованием водных и воздушных судов таможенных органов эти органы вправе:
1) при обнаружении признаков того, что на транспортном средстве незаконно перемещаются товары, подлежащие таможенному контролю, останавливать такое транспортное средство и проводить его таможенный досмотр;
2) задерживать находящихся на транспортном средстве лиц, подозреваемых в совершении преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
3) преследовать и задерживать за пределами территориального моря Российской Федерации водные суда, убывшие с территории Российской Федерации без разрешения таможенных органов, в прилежащей зоне Российской Федерации до захода их в территориальное море иностранного государства, если преследование было начато во внутренних водах, в территориальном море Российской Федерации после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно;
4) при обнаружении признаков административного правонарушения в области таможенного дела задерживать транспортные средства для их последующего изъятия или ареста в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) в случаях, предусмотренных Кодексом Союза и настоящим Федеральным законом, осуществлять сопровождение транспортных средств, в том числе с размещением на них должностных лиц таможенных органов.
2. Экипажам водных и воздушных судов таможенных органов предоставляется право:
1) безвозмездного использования водного и воздушного пространства Российской Федерации, акваторий морских и речных портов, их причалов и иных водных причальных сооружений, а также аэропортов, аэродромов (посадочных площадок) на территории Российской Федерации независимо от их принадлежности и предназначения;
2) безвозмездного пользования преимущественным правом входа в порт и выхода из порта в порядке, согласованном с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
3) безвозмездного получения навигационной, гидрометеорологической, гидрографической и иной информации;
4) безвозмездного обеспечения полетов и судовождения.
1. Таможенные органы вправе останавливать автомобильные транспортные средства, в том числе не осуществляющие международных перевозок товаров, в целях проверки соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации путем проверки автомобильных транспортных средств, находящихся в них товаров и документов на них.
2. Самостоятельно таможенные органы вправе останавливать автомобильные транспортные средства:
1) в зонах таможенного контроля, созданных вдоль Государственной границы Российской Федерации;
2) в специально обозначенных местах на территории Российской Федерации с соблюдением правил и требований по обеспечению безопасности дорожного движения в случае, если технически допустимая максимальная масса автомобильного транспортного средства составляет три с половиной тонны и более.
3. В случаях, не предусмотренных частью 2 настоящей статьи, остановка автомобильных транспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при взаимодействии с мобильной группой или отдельными должностными лицами таможенных органов.
4. В случае, предусмотренном пунктом 2 части 2 настоящей статьи, остановку автомобильных транспортных средств осуществляет мобильная группа. Порядок действий мобильной группы при остановке автомобильных транспортных средств определяется настоящей статьей и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
5. Остановка автомобильного транспортного средства в соответствии с частью 2 настоящей статьи осуществляется по требованию должностного лица таможенного органа, а в случаях, не предусмотренных частью 2 настоящей статьи, по требованию уполномоченного должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных в области обеспечения безопасности дорожного движения.
6. Лицо, управляющее автомобильным транспортным средством, обязано по требованию должностных лиц, указанных в части 5 настоящей статьи, остановить автомобильное транспортное средство и предъявить автомобильное транспортное средство, находящиеся в нем товары и документы на них должностному липу таможенного органа для проведения таможенного контроля.
7. Время проверки мобильной группой автомобильного транспортного средства, находящихся в нем товаров и документов на них вне зон таможенного контроля не должно превышать два часа с момента остановки автомобильного транспортного средства по требованию должностных лиц, указанных в части 5 настоящей статьи, до момента вручения лицу, управляющему автомобильным транспортным средством, акта об остановке автомобильного транспортного средства, предусмотренного частью 8 настоящей статьи. До вручения такого акта лицо, управляющее автомобильным транспортным средством, не должно покидать место остановки автомобильного транспортного средства, автомобильное транспортное средство и находящиеся в нем товары должны оставаться в месте остановки автомобильного транспортного средства.
8. Акт об остановке автомобильного транспортного средства составляется в двух экземплярах, один экземпляр которого подлежит вручению лицу, управляющему автомобильным транспортным средством, второй экземпляр остается у должностного лица таможенного органа. Форма такого акта и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
9. Вручение лицу, управляющему автомобильным транспортным средством, акта, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, свидетельствует о завершении таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений. В таком акте отражаются результаты проверки таможенных, иных документов и (или) сведений.
10. В случае, если для предъявления лицом, управляющим автомобильным транспортным средством, находящихся в автомобильном транспортном средстве товаров требуется замена средств идентификации, наложенных на грузовой отсек, эта замена осуществляется должностным лицом таможенного органа или с его разрешения. О замене средств идентификации составляется акт, предусмотренный абзацем вторым пункта 5 статьи 341 Кодекса Союза, либо проставляется отметка о замене средств идентификации на предъявленных транспортных (перевозочных), коммерческих или таможенных документах.
11. В случае принятия должностным лицом таможенного органа с учетом положений пункта 4 статьи 310 Кодекса Союза решения о проведении таможенного досмотра автомобильного транспортного средства и (или) находящихся в нем товаров лицо, управляющее автомобильным транспортным средством, обязано по требованию должностного лица таможенного органа доставить автомобильное транспортное средство и находящиеся в нем товары в место хранения.
12. В целях применения настоящей статьи под местом хранения понимаются ближайшие к месту остановки автомобильного транспортного средства и являющиеся постоянными зонами таможенного контроля помещение и (или) открытая площадка, находящиеся во владении и (или) в пользовании таможенных органов и предназначенные для хранения автомобильных транспортных средств и (или) товаров и проведения в отношении их таможенного контроля, либо склад временного хранения, общий объем предназначенных для использования в качестве склада временного хранения помещений (частей помещений) и (или) общая площадь предназначенных для использования в качестве склада временного хранения открытых площадок которого позволяют разместить автомобильное транспортное средство и (или) товары на хранение в соответствии с настоящей статьей.
13. В случае, предусмотренном частью 11 настоящей статьи, должностное лицо таможенного органа в месте остановки автомобильного транспортного средства одновременно с актом, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, вручает лицу, управляющему автомобильным транспортным средством, требование о доставке автомобильного транспортного средства и находящихся в нем товаров в место хранения.
14. Копии уведомления о проведении таможенного досмотра вручаются лицу, управляющему автомобильным транспортным средством, и иному лицу, обладающему полномочиями в отношении автомобильного транспортного средства и (или) находящихся в нем товаров (его уполномоченному представителю), при условии, что такое иное лицо (его уполномоченный представитель) присутствует в месте остановки автомобильного транспортного средства.
15. Доставка автомобильного транспортного средства и находящихся в нем товаров в место хранения осуществляется лицом, управляющим автомобильным транспортным средством, в сопровождении должностных лиц таможенных органов.
16. Требование, предусмотренное частью 13 настоящей статьи, считается выполненным лицом, управляющим автомобильным транспортным средством, с момента пересечения автомобильным транспортным средством и находящимися в нем товарами границы места хранения. В целях применения настоящей статьи под границей места хранения понимается граница постоянной зоны таможенного контроля, созданной в месте хранения.
17. В случае отказа лица, управляющего автомобильным транспортным средством, выполнить требование, предусмотренное частью 13 настоящей статьи, либо невыполнения им такого требования автомобильное транспортное средство и находящиеся в нем товары подлежат предварительному изъятию в порядке, определенном частью 18 настоящей статьи.
18. Изъятие автомобильного транспортного средства и (или) товаров производит должностное лицо таможенного органа на основании Постановления об изъятии. Изъятие автомобильного транспортного средства и (или) товаров производится с применением видеозаписи либо в присутствии двух понятых. Об изъятии автомобильного транспортного средства и (или) товаров составляется акт (далее – акт об изъятии). Акт об изъятии подписывается должностным лицом таможенного органа, производившим изъятие, лицом, управляющим автомобильным транспортным средством, и иным лицом, обладающим полномочиями в отношении автомобильного транспортного средства и (или) товаров (его уполномоченным представителем) (в случае его присутствия), и понятыми (в случае их присутствия). В случае отказа лица, управляющего автомобильным транспортным средством, и (или) иного лица, обладающего полномочиями в отношении автомобильного транспортного средства и (или) товаров (его уполномоченного представителя), от подписания акта об изъятии об этом в акте об изъятии проставляется отметка. Копии акта об изъятии вручаются лицу, управляющему автомобильным транспортным средством, и иному лицу, обладающему полномочиями в отношении автомобильного транспортного средства и (или) товаров (его уполномоченному представителю) (в случае его присутствия), под роспись. Формы Постановления и акта об изъятии и порядок их заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
19. В случаях, предусмотренных частью 17 настоящей статьи, должностные лица таможенных органов организуют перевозку (транспортировку) изъятых в порядке, определенном частью 18 настоящей статьи, автомобильного транспортного средства и находящихся в нем товаров в место хранения. Перевозка (транспортировка) таких автомобильного транспортного средства и находящихся в нем товаров осуществляется путем буксировки автомобильного транспортного средства с использованием автомобиля-эвакуатора и сопровождается должностными лицами таможенных органов.
20. Вознаграждение за перевозку (транспортировку) и перегрузку (погрузку, разгрузку) автомобильного транспортного средства и находящихся в нем товаров, изъятых в порядке, определенном частью 18 настоящей статьи, в случае, предусмотренном частью 19 настоящей статьи, выплачивается таможенным органом за счет средств федерального бюджета и возмещается лицом, управляющим автомобильным транспортным средством, или иным лицом, обладающим полномочиями в отношении автомобильного транспортного средства и (или) находящихся в нем товаров, в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
21. Автомобильное транспортное средство и (или) товары, изъятые в порядке, определенном частью 18 настоящей статьи, должностные лица таможенных органов размещают на хранение в место хранения. При передаче автомобильного транспортного средства и (или) товаров на хранение составляется акт приема-передачи в двух экземплярах, один экземпляр которого остается у таможенного органа, второй экземпляр – у владельца склада временного хранения или таможенного органа, осуществляющего хранение автомобильного транспортного средства и (или) товаров. Форма такого акта и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. На складе временного хранения изъятые автомобильное транспортное средство и (или) товары размещаются на основании договора хранения, заключенного таможенным органом с владельцем склада временного хранения.
22. В случае выполнения требования, предусмотренного частью 13 настоящей статьи, лицо, управляющее автомобильным транспортным средством, по требованию должностного лица таможенного органа обязано разместить в срок, установленный таким требованием, ввезенные в место хранения автомобильное транспортное средство и (или) находящиеся в нем товары на хранение. При этом в случае, если в месте хранения присутствует иное лицо, обладающее полномочиями в отношении автомобильного транспортного средства и (или) находящихся в нем товаров (его уполномоченный представитель), обязанность по требованию должностного лица таможенного органа разместить в срок, установленный этим требованием, ввезенные в место хранения автомобильное транспортное средство и (или) находящиеся в нем товары на хранение возлагается на такое иное лицо (его уполномоченного представителя).
23. В случае, если решение о проведении таможенного досмотра принято только в отношении товаров, находящихся в автомобильном транспортном средстве, обязанность, установленная частью 22 настоящей статьи, возникает только в отношении таких товаров.
24. Должностное лицо таможенного органа в месте хранения вручает лицу, на которое возложена обязанность, установленная частью 22 настоящей статьи, требование о размещении автомобильного транспортного средства и (или) находящихся в нем товаров на хранение в место хранения.
25. Требование, предусмотренное частью 24 настоящей статьи, считается выполненным лицом, на которое возложена обязанность, установленная частью 22 настоящей статьи, с момента передачи автомобильного транспортного средства и (или) находящихся в нем товаров на хранение в место хранения в порядке, определенном частью 27 настоящей статьи.
26. Формы требований, предусмотренных частями 13 и 24 настоящей статьи, и порядок их заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
27. Размещение автомобильного транспортного средства и (или) находящихся в нем товаров на хранение в место хранения осуществляется лицом, на которое возложена обязанность, установленная частью 22 настоящей статьи, на основании договора хранения, заключенного с владельцем склада временного хранения или таможенным органом, осуществляющим хранение автомобильного транспортного средства и (или) товаров. При передаче автомобильного транспортного средства и (или) находящихся в нем товаров на хранение составляется акт приема-передачи в двух экземплярах, один экземпляр которого остается у лица, на которое возложена обязанность, установленная частью 22 настоящей статьи, второй экземпляр – у владельца склада временного хранения или таможенного органа, осуществляющего хранение автомобильного транспортного средства и (или) товаров.
28. В случае отказа лица, на которое возложена обязанность, установленная частью 22 настоящей статьи, выполнить требование, предусмотренное частью 24 настоящей статьи, а также в случае невыполнения им такого требования автомобильное транспортное средство и (или) находящиеся в нем товары подлежат предварительному изъятию в порядке, определенном частью 18 настоящей статьи, и размещению должностными лицами таможенных органов на хранение в место хранения в порядке, определенном частью 21 настоящей статьи. Вознаграждение за перегрузку (погрузку, разгрузку) изъятых автомобильного транспортного средства и (или) находящихся в нем товаров выплачивается таможенным органом за счет средств федерального бюджета и возмещается лицом, управляющим автомобильным транспортным средством, или иным лицом, обладающим полномочиями в отношении автомобильного транспортного средства и (или) находящихся в нем товаров, в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
29. Автомобильное транспортное средство и (или) товары, размещенные на хранение в соответствии с настоящей статьей, при условии, что такие автомобильное транспортное средство и (или) товары не изъяты и не арестованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях либо уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и не подлежат изъятию в соответствии со статьей 318 или 319 настоящего Федерального закона, хранятся в месте хранения в течение сроков проведения таможенного досмотра таких автомобильного транспортного средства и (или) товаров и фиксации его результатов до возврата лицу, разместившему такие автомобильное транспортное средство и (или) товары на хранение, или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких автомобильного транспортного средства и (или) товаров (его уполномоченному представителю).
30. В случае, если решение о проведении таможенного досмотра принято только в отношении товаров, находящихся в автомобильном транспортном средстве, и автомобильное транспортное средство не изъято и не арестовано в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях либо уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и не подлежит изъятию в соответствии со статьей 318 или 319 настоящего Федерального закона, оно находится в месте хранения в течение времени, необходимого для его разгрузки.
31. Срок проведения таможенного досмотра автомобильного транспортного средства и (или) товаров, размещенных на хранение в соответствии с настоящей статьей, не может превышать тридцать дней со дня размещения автомобильного транспортного средства и (или) товаров на хранение.
32. Срок проведения таможенного досмотра, предусмотренный частью 31 настоящей статьи, может быть продлен начальником таможенного органа или должностным лицом таможенного органа, им уполномоченным, на срок, необходимый для завершения указанного таможенного досмотра, но не более чем на девяносто дней в случае применения в отношении автомобильного транспортного средства и (или) товаров, размещенных на хранение в соответствии с настоящей статьей, иных форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. О продлении срока проведения таможенного досмотра автомобильного транспортного средства и (или) товаров таможенный орган уведомляет лицо, разместившее автомобильное транспортное средство и (или) товары на хранение, или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении автомобильного транспортного средства и (или) товаров (его уполномоченного представителя), если такое иное лицо установлено (сведения о таком ином лице, в том числе о его адресе, представлены таможенному органу при размещении автомобильного транспортного средства и (или) товаров на хранение или их предварительном изъятии либо содержатся в документах, представленных таможенному органу до завершения таможенного контроля), не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о продлении срока проведения указанного таможенного досмотра по почте заказным письмом либо лично под роспись.
33. Фиксация результатов таможенного досмотра автомобильного транспортного средства и (или) товаров, размещенных на хранение в соответствии с настоящей статьей, осуществляется в день его завершения. По результатам указанного таможенного досмотра в месте хранения составляется акт, предусмотренный статьей 328 Кодекса Союза.
34. В случае отсутствия лица, разместившего автомобильное транспортное средство и (или) товары на хранение, или иного лица, обладающего полномочиями в отношении автомобильного транспортного средства и (или) товаров (его уполномоченного представителя), при завершении таможенного досмотра автомобильного транспортного средства и (или) товаров, размещенных на хранение в соответствии с настоящей статьей, таможенный орган не позднее трех рабочих дней со дня составления акта, предусмотренного статьей 328 Кодекса Союза, уведомляет лицо, разместившее автомобильное транспортное средство и (или) товары на хранение, или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении автомобильного транспортного средства и (или) товаров (его уполномоченного представителя), если такое иное лицо установлено (сведения о таком ином лице, в том числе о его адресе, представлены таможенному органу при размещении автомобильного транспортного средства и (или) товаров на хранение или их предварительном изъятии либо содержатся в документах, представленных таможенному органу до завершения таможенного контроля), о завершении указанного таможенного досмотра путем направления такого акта по почте заказным письмом. При направлении акта, предусмотренного статьей 328 Кодекса Союза, по почте заказным письмом такой акт считается полученным:
1) в день вручения, указанный в почтовом уведомлении о вручении письма адресату либо других источниках информации, в случае, если данное почтовое уведомление (информация) получено до наступления срока, указанного в пункте 2 настоящей части;
2) на шестой рабочий день со дня направления заказного письма в случае непоступления в указанный срок в таможенный орган почтового уведомления (информации), содержащего дату вручения письма адресату.
35. В случае, если по результатам проведения таможенного контроля автомобильного транспортного средства и (или) товаров, размещенных на хранение в соответствии с настоящей статьей, выявлены признаки нарушений законодательства Российской Федерации, не относящихся к компетенции таможенных органов, такие автомобильное транспортное средство и (или) товары подлежат изъятию в день завершения таможенного досмотра автомобильного транспортного средства и (или) товаров и фиксации его результатов в порядке, определенном частью 18 настоящей статьи, если ранее они не были изъяты в соответствии с настоящей статьей, и передаче государственному органу, к компетенции которого относится нарушение, признаки которого выявлены таможенным органом, по акту приема-передачи. До передачи автомобильного транспортного средства и (или) товаров государственному органу, к компетенции которого относится нарушение, признаки которого выявлены таможенным органом, возмещаются расходы на их хранение в месте хранения. Порядок возмещения расходов на хранение определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
36. Возврат автомобильного транспортного средства и (или) товаров, размещенных на хранение в соответствии с настоящей статьей, лицу, разместившему автомобильное транспортное средство и (или) товары на хранение, или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении автомобильного транспортного средства и (или) товаров (его уполномоченному представителю), из места хранения осуществляется:
1) не позднее десяти рабочих дней со дня завершения таможенного досмотра автомобильного транспортного средства и (или) товаров и фиксации его результатов в случае присутствия при завершении указанного таможенного досмотра лица, разместившего автомобильное транспортное средство и (или) товары на хранение, или иного лица, обладающего полномочиями в отношении автомобильного транспортного средства и (или) товаров (его уполномоченного представителя);
2) не позднее десяти рабочих дней со дня получения акта, предусмотренного статьей 328 Кодекса Союза, в случае отсутствия при завершении таможенного досмотра автомобильного транспортного средства и (или) товаров лица, разместившего автомобильное транспортное средство и (или) товары на хранение, или иного лица, обладающего полномочиями в отношении автомобильного транспортного средства и (или) товаров (его уполномоченного представителя).
37. Автомобильное транспортное средство и (или) товары, размещенные на хранение в соответствии с настоящей статьей, не подлежат возврату в сроки, предусмотренные частью 36 настоящей статьи, лицу, разместившему автомобильное транспортное средство и (или) товары на хранение, или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении автомобильного транспортного средства и (или) товаров (его уполномоченному представителю), в следующих случаях:
1) автомобильное транспортное средство и (или) товары изъяты или арестованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях либо уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) автомобильное транспортное средство и (или) товары подлежат изъятию в соответствии со статьей 318 или 319 настоящего Федерального закона;
3) автомобильное транспортное средство и (или) товары подлежат передаче государственному органу, к компетенции которого относится нарушение законодательства Российской Федерации, признаки которого выявлены и отражены таможенным органом в акте, предусмотренном статьей 328 Кодекса Союза.
38. Возврат из места хранения лицу, разместившему автомобильное транспортное средство и (или) товары на хранение, или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении автомобильного транспортного средства и (или) товаров (его уполномоченному представителю), автомобильного транспортного средства и (или) товаров, изъятых в порядке, определенном частью 18 настоящей статьи, производится должностным лицом таможенного органа на основании Постановления о возврате таких автомобильного транспортного средства и (или) товаров по акту о возврате изъятых автомобильного транспортного средства и (или) товаров. Формы указанных Постановления и акта и порядок их заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Постановление о возврате изъятых автомобильного транспортного средства и (или) товаров составляется в двух экземплярах, один из которых вручается лицу, которому возвращаются такие автомобильное транспортное средство и (или) товары (его уполномоченному представителю), под роспись. Копия Постановления о возврате изъятых автомобильного транспортного средства и (или) товаров вручается владельцу склада временного хранения или уполномоченному лицу таможенного органа, осуществляющего хранение автомобильного транспортного средства и (или) товаров, под роспись. Акт о возврате изъятых автомобильного транспортного средства и (или) товаров составляется в трех экземплярах и подписывается должностным лицом таможенного органа, лицом, которому возвращаются изъятые автомобильное транспортное средство и (или) товары (его уполномоченным представителем), и владельцем склада временного хранения или таможенным органом, осуществляющим хранение автомобильного транспортного средства и (или) товаров. Один экземпляр остается у должностного лица таможенного органа, второй экземпляр – у лица, которому возвращены изъятые автомобильное транспортное средство и (или) товары (его уполномоченного представителя), третий экземпляр – у владельца склада временного хранения или таможенного органа, осуществляющего хранение автомобильного транспортного средства и (или) товаров.
39. Перемещение автомобильных транспортных средств и (или) товаров через границу места хранения или в ее пределах осуществляется с разрешения таможенного органа, предусмотренного частью 23 статьи 217 настоящего Федерального закона.
40. В случае, если по результатам проведения таможенного контроля автомобильного транспортного средства и (или) товаров, не изъятых и размещенных на хранение в помещениях и (или) на открытых площадках, находящихся во владении и (или) в пользовании таможенных органов и предназначенных для хранения автомобильных транспортных средств и (или) товаров, и проведения в отношении их таможенного контроля таможенным органом выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации, расходы на хранение таких автомобильного транспортного средства и (или) товаров возмещаются таможенному органу лицом, разместившим автомобильное транспортное средство и (или) товары на хранение, в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, и размере, определенном в соответствии с частью 3.2 статьи 94 настоящего Федерального закона.
41. В случае, если по результатам проведения таможенного контроля автомобильного транспортного средства и (или) товаров, не изъятых и размещенных на хранение, таможенным органом не выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации, расходы на хранение таких автомобильного транспортного средства и (или) товаров возмещаются таможенным органом. Порядок возмещения расходов на хранение таких автомобильного транспортного средства и (или) товаров определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
42. С момента наступления событий, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 37 настоящей статьи, предварительное изъятие автомобильного транспортного средства и (или) товаров, произведенное должностным лицом таможенного органа в порядке, определенном частью 18 настоящей статьи, считается снятым.
43. Автомобильное транспортное средство и (или) товары, не востребованные из места хранения в сроки, предусмотренные частью 36 настоящей статьи, хранятся в месте хранения. При этом в случае, если ранее такие автомобильное транспортное средство и (или) товары не были изъяты в соответствии с настоящей статьей, они подлежат изъятию в порядке, определенном частью 18 настоящей статьи, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей частью, и размещению должностными лицами таможенных органов на хранение в место хранения в порядке, определенном частью 21 настоящей статьи. Акт об изъятых автомобильном транспортном средстве и (или) товарах подписывается должностным лицом таможенного органа, производившим изъятие, и владельцем склада временного хранения или уполномоченным лицом таможенного органа, осуществляющего хранение автомобильного транспортного средства и (или) товаров. Об изъятых автомобильном транспортном средстве и (или) товарах лицо, разместившее автомобильное транспортное средство и (или) товары на хранение, или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении автомобильного транспортного средства и (или) товаров (его уполномоченный представитель), уведомляется в порядке, определенном частью 44 настоящей статьи.
44. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем истечения сроков, предусмотренных частью 36 настоящей статьи, обеспечивает размещение на своем официальном сайте в сети «Интернет» на срок, составляющий шестьдесят дней, сведений об автомобильном транспортном средстве и (или) о товарах, указанных в части 43 настоящей статьи. Перечень таких сведений определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
45. В случае, если по истечении шестидесяти дней со дня размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, сведений об автомобильном транспортном средстве и (или) о товарах, указанных в части 43 настоящей статьи, автомобильное транспортное средство и (или) товары, размещенные на хранение в соответствии с настоящей статьей, не востребованы из места хранения лицом, разместившим автомобильное транспортное средство и (или) товары на хранение, или иным лицом, обладающим полномочиями в отношении автомобильного транспортного средства и (или) товаров (его уполномоченным представителем):
1) автомобильное транспортное средство подлежит передаче государственному органу, определенному Правительством Российской Федерации, по акту приема-передачи;
2) товары обращаются в федеральную собственность на основании решения суда (арбитражного суда) в соответствии с главой 56 настоящего Федерального закона.
46. Взаимодействие таможенных органов при реализации полномочий, предусмотренных настоящей статьей, и иных государственных органов, к компетенции которых относится осуществление контроля и надзора в определенной сфере деятельности, осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 13 октября 2022 года Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 253-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Законные требования таможенных органов и их должностных лиц при исполнении ими должностных обязанностей обязательны для исполнения всеми лицами.
2. Неисполнение законных требований таможенных органов и их должностных лиц и совершение действий (бездействия), препятствующих исполнению ими должностных обязанностей, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
1. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, вышестоящий таможенный орган при наличии поводов вправе провести ведомственный контроль решений, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа. В случае выявления по результатам ведомственного контроля не соответствующего требованиям международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании решения нижестоящего таможенного органа вышестоящий таможенный орган обязан отменить полностью или частично такое решение, за исключением случаев, когда допущенные нарушения при принятии решения нижестоящим таможенным органом не могут быть устранены либо срок для принятия нового решения истек.
2. В случае, если после отмены (частичной отмены) в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа требуется принятие нового решения, такое решение принимается таможенным органом по результатам таможенного контроля в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании в течение тридцати календарных дней с момента получения результатов указанного таможенного контроля при условии, что иной срок не предусмотрен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также настоящим Федеральным законом.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, определяет порядок проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия), а также форму решения, принимаемого по результатам ведомственного контроля.
4. Проведение ведомственного контроля осуществляется таможенными органами в связи с наличием поводов. К поводам для проведения ведомственного контроля относятся:
1) исковые заявления (заявления) граждан и организаций, определения, иные документы судебных органов, поступившие в таможенные органы в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
2) обращения граждан и организаций в таможенные органы;
3) обращения, поступившие в таможенные органы из государственных органов, органов прокуратуры и иных органов;
4) обращения, поступившие в таможенные органы из аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также из аппаратов уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации;
5) поводы, возникающие в связи с реализацией таможенными органами или должностными лицами таможенных органов своих задач и функций, в том числе при:
а) проведении таможенного контроля и (или) реализации решений по результатам таможенных проверок;
б) проведении служебных, комплексных, функциональных и целевых проверок;
в) производстве по уголовным делам, делам об административных правонарушениях;
г) оказании государственных услуг по ведению реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
д) мониторинге и анализе баз данных и информационных ресурсов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов;
е) наличии возражения по акту таможенной проверки.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, вправе определить иные поводы для проведения ведомственного контроля.
1. Таможенные органы осуществляют консультирование лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Начальник таможенного органа (лицо, его замещающее) определяет должностных лиц таможенного органа, уполномоченных на проведение консультаций.
2. Консультирование таможенными органами осуществляется бесплатно в устной, письменной и электронной формах. По письменному и электронному запросу лица таможенный орган обязан предоставить информацию в возможно короткие сроки, но не позднее одного месяца со дня получения указанного запроса.
3. Информация, предоставленная лицам при осуществлении консультирования, не является основанием для принятия решения или совершения действий (бездействия) таможенным органом или его должностным лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров.
4. Если запрашиваемая информация была предоставлена несвоевременно или в недостоверном виде, что привело к убыткам лица, обратившегося за консультацией, возмещение убытков осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Порядок и сроки осуществления консультирования таможенными органами определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере таможенного дела.
6. Таможенные органы принимают предварительные решения о классификации и происхождении товаров, по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, а также по иным вопросам, определяемым Комиссией.
7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, устанавливает порядок принятия предварительных решений по вопросам, определяемым Комиссией, если такой порядок не определен Комиссией.
1. Лицо, в отношении которого таможенным органом либо его должностным лицом принято решение или совершено действие, а также лицо, в отношении которого решение не принято или подлежащее совершению действие не совершено в течение установленного срока, вправе обратиться с запросом в этот таможенный орган о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения, бездействия, если это затрагивает права и законные интересы указанных лиц непосредственно и индивидуально.
2. Запрос должен быть подан в течение шести месяцев со дня принятия решения, совершения действия (бездействия) либо истечения срока их принятия или совершения либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии).
3. Заинтересованное лицо может обратиться с запросом о предоставлении необходимой информации как в устной, так и в письменной форме. Устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день его получения. При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме в течение десяти дней со дня его получения.
1. Основными критериями оценки работы таможенных органов являются:
1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;
2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;
3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, в том числе исходя из указанных в части 1 настоящей статьи основных критериев оценки работы таможенных органов, определяет перечень показателей оценки эффективности деятельности таможенных органов, порядок и методику их мониторинга, порядок участия в таком мониторинге лиц, указанных в части 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также контролирует исполнение показателей оценки эффективности деятельности таможенных органов.
3. Информация о результатах мониторинга показателей оценки эффективности деятельности таможенных органов доводится до общего сведения путем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в сети «Интернет» и (или) иным способом.