Принят Государственной Думой
23 июня 1997 года
Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:
обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;
представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 445-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;
осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;
необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
абзац утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
(Наименование в редакции, введенной в действие с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 445-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 445-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 445-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения (абзац в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года № 118-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 445-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 445-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
(Абзац дополнен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 октября 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 255-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 октября 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 255-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
абзац утратил силу с 10 января 2014 года – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 445-ФЗ – см. предыдущую редакцию ;
содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2012 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 226-ФЗ.)
осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям;
(Абзац дополнительно включен с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 445-ФЗ.)
обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2019 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 271-ФЗ.)
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 445-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
(Абзац дополнительно включен с 3 октября 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 255-ФЗ.)
Работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений (далее – работники), в целях подтверждения знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений обязаны не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
Аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится в объеме требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.
Первичная аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится не позднее одного месяца:
при назначении на соответствующую должность;
при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;
при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.
Внеочередная аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.
При аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится проверка знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с областями аттестации, определяемыми уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, или аттестационными комиссиями, формируемыми организациями, осуществляющими деятельность по проектированию, строительству, капитальному ремонту, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации, а также по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту гидротехнических сооружений.
Категории работников, проходящих аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти, определяются Правительством Российской Федерации.
Если в указанной организации аттестационная комиссия не сформирована, аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится аттестационной комиссией, формируемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Порядок проведения аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений устанавливается Правительством Российской Федерации.
Работники, не прошедшие аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, не допускаются к работе на гидротехнических сооружениях.
Работники, не прошедшие аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, вправе обжаловать решения соответствующей аттестационной комиссии в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2019 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 271-ФЗ.)
Часть утратила силу с 3 октября 2016 года – Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 255-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения (часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
(Часть в редакции, введенной в действие с 3 октября 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 255-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации.
(Часть дополнительно включена с 3 октября 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 255-ФЗ.)
Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.
(Часть дополнительно включена с 3 октября 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 255-ФЗ.)
(Наименование дополнено с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2012 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года № 337-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)
Экспертиза проектной документации гидротехнических сооружений, содержащей декларацию безопасности гидротехнических сооружений, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Государственная экспертиза декларации безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в эксплуатации, проводится в соответствии с положениями настоящей статьи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2012 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года № 337-ФЗЗ; в редакции, введенной в действие с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 445-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений могут привлекаться научно-исследовательские и проектные организации.
Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений проводится по инициативе собственников гидротехнических сооружений и (или) эксплуатирующих организаций, в том числе в случае их несогласия с предписаниями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.
(Часть в редакции, введенной в действие с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 445-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на основании заключения государственной экспертизы могут быть приняты решения об утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения, о выдаче соответствующего разрешения или об отказе в выдаче такого разрешения (часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
В случае несогласия собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации с решением уполномоченных федеральных органов исполнительной власти решение может быть обжаловано в судебном порядке.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 445-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений осуществляется за плату.
За выдачу разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть дополнительно включена с 29 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ).
По каждому факту аварии гидротехнического сооружения проводится техническое расследование ее причин.
Техническое расследование причин аварии гидротехнического сооружения проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.
В состав указанной в части второй настоящей статьи комиссии также включаются:
представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территориях которых расположено гидротехническое сооружение;
представители собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей его организации;
представители страховщика, с которым собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая его организация заключили договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
другие представители в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации может принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии гидротехнического сооружения.
Комиссия по техническому расследованию причин аварии гидротехнического сооружения может привлекать к расследованию экспертные организации и специалистов в области безопасности гидротехнических сооружений, инженерных изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая его организация обязаны представлять в комиссию по техническому расследованию причин аварии гидротехнического сооружения всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий.
Результаты проведения технического расследования причин аварии гидротехнического сооружения заносятся в акт, в котором указываются причины и обстоятельства аварии гидротехнического сооружения, характер и размер причиненного вреда, выявленные нарушения обязательных требований, работники, допустившие эти нарушения, а также меры, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии гидротехнического сооружения, и предложения по предупреждению подобных аварий.
Материалы технического расследования причин аварии направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, или в его территориальный орган, в иные заинтересованные государственные органы, членам комиссии по техническому расследованию причин аварии.
Порядок проведения технического расследования причин аварии гидротехнического сооружения и оформления акта технического расследования причин аварии гидротехнического сооружения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.
Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии гидротехнического сооружения осуществляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей его организацией, а гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, – федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.
(Статья дополнительно включена с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 445-ФЗ.)
Консервация и ликвидация гидротехнического сооружения осуществляются собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей его организацией, а гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Консервация и ликвидация гидротехнического сооружения считаются завершенными после обследования гидротехнического сооружения и территории этого гидротехнического сооружения комиссией, формируемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае консервации гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, указанная в части второй настоящей статьи комиссия формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В состав комиссии в обязательном порядке включаются представители федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с их компетенцией, органов местного самоуправления, на территориях которых расположены эти гидротехнические сооружения.
(Статья дополнительно включена с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 445-ФЗ.)