Настоящий Федеральный закон определяет права, обязанности и ответственность депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее соответственно – депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы), предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими депутатской деятельности.
Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы имеют право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
а) законопроектов и поправок к ним;
б) законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов;
в) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу.
Группа численностью не менее одной пятой депутатов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
Перечисленные в частях первой и второй настоящей статьи законодательные инициативы подлежат обязательному рассмотрению в Государственной Думе в установленном порядке.
Порядок осуществления права законодательной инициативы депутатом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатой Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами которой они являются, а также комитетом, комиссией данной палаты, членами которых они являются.
Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы реализуют на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, соответствующих комитета, комиссии данной палаты предоставленные им права в соответствии с регламентами Совета Федерации и Государственной Думы.
Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы принимают личное участие в заседании палаты Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами которой они являются, комитета, комиссии, членами которых они являются.
При невозможности присутствовать на заседании соответствующих палаты, комитета, комиссии по уважительной причине депутат заблаговременно информирует об этом соответственно Председателя палаты, председателя комитета, комиссии.
Депутат Совета Федерации вправе присутствовать на всех заседаниях Государственной Думы.
Депутат Государственной Думы вправе присутствовать на всех заседаниях Совета Федерации.
Депутат, группа депутатов Совета Федерации и депутат, группа депутатов Государственной Думы вправе обращаться с запросом к Правительству Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов.
Запрос вносится на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации в письменной форме.
Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной, установленный палатой срок.
Запрос, внесенный в письменной форме, и письменный ответ на запрос оглашаются председательствующим на заседании палаты или доводятся до сведения депутатов данной палаты иным путем.
Депутат, группа депутатов Государственной Думы вправе обращаться с вопросом к любому члену Правительства Российской Федерации на заседании Государственной Думы.
В порядке работы Государственной Думы предусматривается время для обращения депутатов Государственной Думы с вопросами к членам Правительства Российской Федерации и ответов на них.
Вопрос в письменной форме заблаговременно передается депутатом, группой депутатов в соответствующий орган палаты, что является основанием для приглашения соответствующего члена Правительства Российской Федерации.
В случае, если приглашенный член Правительства Российской Федерации не имеет возможности прибыть на заседание Государственной Думы, он в обязательном порядке дает письменный ответ на предварительно заданный вопрос. В этом случае ответ члена Правительства Российской Федерации доводится до сведения депутатов председательствующим на заседании палаты.
По вопросам своей депутатской деятельности депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы пользуются правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы в установленном порядке обеспечиваются документами, принятыми палатами Федерального Собрания Российской Федерации, а также документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, иными государственными органами и общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами.
При обращении депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации должностные лица обеспечивают депутатов по вопросам, связанным с их депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют им необходимую информацию и документацию независимо от степени их секретности в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне.
Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы имеют преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в государственных средствах массовой информации. При этом материалы, представляемые депутатом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы по поручению соответствующих палат, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутатских объединений в Государственной Думе, подлежат обязательному опубликованию или распространению через государственные средства массовой информации в срок, согласованный с депутатом, но не позднее семи дней после обращения. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.Все органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, а также предприятия, учреждения и организации, должностные лица, к которым обратился депутат Совета Федерации или депутат Государственной Думы по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, обязаны дать депутату ответ на его обращение или предоставить запрашиваемые им документы или сведения безотлагательно.
В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов руководители органов и должностные лица, указанные в части первой настоящей статьи, обязаны сообщить об этом депутату в трехдневный срок со дня получения обращения депутата. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 20 дней со дня получения обращения депутата.
Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы имеют право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных ими в обращении вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня.
Вмешательство депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы в деятельность органов дознания, следователей и судов не допускается.
Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением им депутатских обязанностей.
Для получения согласия на привлечение к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Генеральный прокурор Российской Федерации вносит в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление.
Признаны не соответствующими положения части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (часть 1), 19 (часть 1), 52 и 98.
(Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 года № 5-П.)
Совет Федерации или Государственная Дума не позднее чем в недельный срок со дня внесения представления Генерального прокурора Российской Федерации рассматривает это представление в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты, принимает по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора Российской Федерации. При необходимости от Генерального прокурора Российской Федерации могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса в Совете Федерации или в Государственной Думе вправе участвовать соответственно депутат Совета Федерации или депутат Государственной Думы, в отношении которого внесено представление.
О прекращении уголовного дела либо о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении депутата Совета Федерации или депутата Государственной Думы орган дознания, следователь либо суд в трехдневный срок сообщают соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации.Жизнь и здоровье депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения соответствующего депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы.
Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:
а) гибели (смерти) депутата, если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или причинения иного повреждения его здоровья в связи с осуществлением им депутатских полномочий;
б) причинения депутату в связи с осуществлением им депутатских полномочий увечья или иного повреждения здоровья, как не повлекших стойкой утраты трудоспособности, так и повлекших стойкую утрату трудоспособности.
В случае причинения депутату Совета Федерации и депутату Государственной Думы в связи с осуществлением ими депутатских полномочий увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, им ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением депутата Государственной Думы на момент выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию.
Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы освобождаются на срок их полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы.
Освобождение от занимаемой должности депутата Совета Федерации, находящегося на государственной службе, производится только с согласия Совета Федерации.
Срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий.
Депутату Государственной Думы по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации.
Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, по окончании срока депутатских полномочий вправе продолжить военную службу (службу в органах внутренних дел, органах прокуратуры) или досрочно уволиться с военной службы (службы в органах внутренних дел, органах прокуратуры). По окончании депутатских полномочий им предоставляется прежняя должность или с их согласия другая должность по прежнему либо с их согласия по иному месту службы.
Супруге (супругу) депутата Государственной Думы, уволенной (уволенному) в связи с переездом депутата для выполнения депутатских полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняются: место работы (службы); стаж работы (службы) по специальности; стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждения по итогам работы предприятий, учреждений, организаций за год, а также на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если это лицо на момент переезда занимало должность, работало по профессии либо работало (служило) в местности, которые предусматривают предоставление данной льготы.
Освобождение депутата Совета Федерации от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы (для депутата Совета Федерации, являющегося одновременно депутатом иного представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, – откомандирование) на время осуществления депутатской деятельности производится на основании официального уведомления о вызове в Совет Федерации. При этом требование каких-либо других документов не допускается.
На депутатов Совета Федерации, освобожденных от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности, распространяются гарантии трудовых прав депутата Государственной Думы, установленные статьей 24 настоящего Федерального закона.
Депутату Совета Федерации, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы или обязанностей депутата иного представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления на время осуществления депутатской деятельности в Совете Федерации или в его органах, а также на время его работы с избирателями, за это время выплачивается по его выбору средний заработок по основному месту работы либо денежное вознаграждение депутата Совета Федерации, размер которого определяется исходя из денежного вознаграждения депутата Государственной Думы; размер денежного вознаграждения Председателя Совета Федерации определяется исходя из должностного оклада Председателя Правительства Российской Федерации и надбавок к нему.
Депутату Совета Федерации ежемесячно со дня избрания возмещаются расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности, в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда.
При этом выплаты по возмещению расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, не облагаются подоходным налогом.
Депутату Совета Федерации возмещаются связанные с проживанием вне его постоянного места жительства в связи с осуществлением им депутатской деятельности расходы по проживанию в гостинице или найму жилого помещения и суточные (кроме случаев проживания на служебной или нанимаемой жилой площади).
Депутату Совета Федерации, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатских полномочий, а также членам его семьи возмещаются расходы, связанные с переездом в город Москву, предусмотренные частями восьмой и девятой статьи 28 настоящего Федерального закона.
В случае роспуска Государственной Думы в соответствии со статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации депутаты Государственной Думы, кроме депутатов, являющихся членами Правительства Российской Федерации, получают единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока полномочий депутатов первого созыва, из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий; в этом случае на депутатов Государственной Думы распространяются гарантии трудовых прав, изложенные в частях второй, третьей и четвертой статьи 24 настоящего Федерального закона.
Депутату Государственной Думы и проживающим совместно с ним членам его семьи, находящимся на день роспуска Государственной Думы вне своего постоянного места жительства, обеспечиваются бесплатный проезд и бесплатный провоз принадлежащего им имущества (в контейнерах общим весом до 10 тонн) к постоянному месту жительства депутата.
Депутату Государственной Думы, имеющему трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по старости (включая пенсии на льготных условиях), полномочия которого прекращены в связи с роспуском Государственной Думы, с его согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации пенсионного возраста. При этом размер пенсии не может составлять менее 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения данного депутата. Выплата государственной пенсии в этом случае производится за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
Все депутаты Государственной Думы независимо от занимаемой в Государственной Думе должности, за исключением Председателя Государственной Думы, получают одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение, которое состоит из должностного оклада и надбавок к нему.
Депутату Государственной Думы устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада федерального министра и надбавок к этому окладу.
Председателю Госуда рственной Думы устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада Председателя Правительства Российской Федерации и надбавок к этому окладу.
Депутату Государственной Думы ежемесячно возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, в сумме, равной пяти минимальным размерам оплаты труда.
При этом выплаты по возмещению расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, не облагаются подоходным налогом.
Ежемесячное денежное вознаграждение депутата Государственной Думы выплачивается ему со дня избрания, но не ранее даты увольнения с предыдущего места работы или временного приостановления его службы, а средства по возмещению расходов, связанных с депутатской деятельностью, – со дня его избрания.
Депутату Государственной Думы возмещаются связанные с проживанием вне его постоянного места жительства в связи с осуществлением им депутатской деятельности расходы по проживанию в гостинице или найму жилого помещения, а также суточные (кроме случаев проживания на служебной или нанимаемой жилой площади).
Депутату Государственной Думы и членам его семьи оплачиваются расходы, связанные с переездом в город Москву для выполнения депутатом его полномочий, а также расходы, связанные с их переездом к постоянному месту жительства депутата по прекращении его депутатских полномочий.
При переезде в город Москву депутату и членам его семьи выплачивается единовременное денежное пособие: депутату – в размере одного ежемесячного должностного оклада, каждому члену его семьи – по 0,5 указанного оклада.
Депутатам Государственной Думы, одновременно являющимся членами Правительства Российской Федерации, денежное вознаграждение в связи с осуществлением депутатских полномочий в Государственной Думе не выплачивается.
Депутату Совета Федерации и депутату Государственной Думы предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней с выплатой пособия на лечение в размере его двойного ежемесячного денежного вознаграждения.
В случаях, предусмотренных действующим законодательством, депутату Совета Федерации предоставляется отпуск продолжительностью, превышающей продолжительность, установленную в части первой настоящей статьи.
Депутату Совета Федерации и депутату Государственной Думы медицинское и бытовое обеспечение предоставляется на условиях, установленных для членов Правительства Российской Федерации.
Депутату Совета Федерации и депутату Государственной Думы для осуществления депутатской деятельности в здании соответствующей палаты предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи, в том числе правительственной.