Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
рассмотрев материалы о распространении ОАО «М» смс-рекламы посредством сети радиосвязи без предварительного согласия граждан с октября по декабрь 2014 г.,
в присутствии представителей лиц, участвующих в деле:
лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ОАО «М» (адрес: <...>) – <...> (доверенность № 0189/11 от 06.06.2011),
установила:
29.05.2015 года в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 01.06.2015.
В ФАС России поступили обращения граждан с претензиями к распространению смс-рекламы товаров и услуг различных организаций по сети подвижной радиотелефонной связи оператора сотовой связи ОАО «М» на принадлежащие им их мобильные телефоны без их согласия в период с октября по декабрь 2014 года.
Согласно обращениям граждан:
<...> т. <...> без его предварительного согласия поступала смс-реклама:
23.10.2014 в 12.36 от отправителя <...>: «+{;Увидел,/\значит,.работает!_СМС-реклама!/\Звоните:_<...>)_.».
24.10.2014 в 15:22 от отправителя <...>: «Такси!/\<...>/\Поездки/\ от 110_р. При звонке.код.»СМС».По/\СПб.и/\ЛО?'#».
29.10.2014 года в 9:48 от отправителя <...>: «Узнай стоимость ремонта квартиры от 10 лучших фирм <...>|'$».
24.11.2014 в 12:52 от отправителя <...>: «,{|Диагностическая карта(техосмотр) – 750 р. ОСАГО, КАСКО <...>».
01.11.2014 в 11:25 от отправителя <...>: «Теплое, холодное остекление балконов в рассрочку. Тел. <...>. QGJZ».
05.11.2014 в 11:48 от отправителя <...>: «Акция! До 21.11 в автосервисе незамерзайка в подарок <...>».
06.11.2014 в 11:52 от отправителя <...>: «Звоните по тел.: <...> Кредит Наличными до 3000000 рублей. 9FJ».
12.11.2014 в 10:20 от отправителя <...>: «ЗапчастИдляИномарокСдоставкойБезПредоплатыautozapross.ru <...>,+|».
12.11.2014 в 17:59 от отправителя <...>: «/~=Эффективная реклама по низкой цене! т. <...>».
19.11.2014 в 10:10 от отправителя <...>: «*)Работа в офисе. Можно совмещать. Тел. <...> Тамара Сергеевна».
22.11.2014 в 11:14 от отправителя <...>: «':только 4 студии 31 м2 по 1.69 млн. дом готов. Звоните <...>».
<...> т. <...> без его предварительного согласия неоднократно поступала смс-реклама:
18.11.2014 в 14.17 от отправителя <...>: «?./Домодедово-Шереметьево-Внуково 1000 р. 400 р. по городу <...>».
18.11.2014 в 10:13 от отправителя <...> «&?>SKIDKA 15% НА REMONT ПК И НОУТБУКА! ВЫЕЗД 0 РУБ. <...>».
10.12.2014 в 11.23 от отправителя <...>: «Получите 70000 за 1 час! Займы по паспорту <...> (бесплатно) LN 9W».
<...> т. <...> без его предварительного согласия неоднократно поступала смс-реклама:
28.11.2014 в 9.49 от отправителя <...>: «Мы стали доступней, мы стали быстрей, 1 километр за 10 рублей! HJw».
02.12.2014 в 12.33 от отправителя <...>: «Цены ниже, комфорт выше, звони скорей и сам проверь. TaxiMaxim <...> CSF».
05.12.2014 в 7.02 от отправителя <...>: «Информируем Вам об увеличении суммы займа до 50000 руб. Тел: <...>».
17.12.2014 в 12.22 от отправителя <...>: «GVYL Наличные в день обращения <...> centrzaimov.ru ООО МФО «С».
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, при этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.
Согласно пункту 6 статьи 45 Федерального закона «О связи» абонент вправе обратиться к оператору подвижной радиотелефонной связи с требованием о прекращении передачи на его пользовательское оборудование (оконечное оборудование) коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержатся в таких сообщениях и от получения которых абонент отказывается, за исключением сообщений, передача которых осуществляется оператором подвижной радиотелефонной связи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оператор подвижной радиотелефонной связи без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование (оконечное оборудование) абонента с абонентского номера или уникального кода идентификации, указанных в обращении абонента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона «О связи» оператор связи обязан прекратить оказание услуг по пропуску по своей сети трафика, содержащего осуществляемую с нарушением требований настоящего закона рассылку.
Из указанных норм следует, что отсутствие согласия абонента на получение рекламы предполагается, если иное не доказано рекламораспространителем, и абонент вправе отказаться от рассылки рекламы, направив требование оператору связи, который в свою очередь обязан бесплатно прекратить рассылку рекламы в его адрес.
<...> сообщили, что неоднократные обращения к оператору связи ОАО «М» с требованиями прекратить рассылку на их абонентские номера результатов не принесли, и рекламная рассылка продолжалась. При этом ОАО «М» предложило гражданам воспользоваться платной услугой «Черный список».
Таким образом, ОАО «М» не исполнило обязанности по прекращению рассылки рекламы в адрес лиц, обратившихся к нему с таким требованием, и распространение оператором сотовой связи ОАО «М» смс-рекламы в октябре – декабре 2014 года по сети электросвязи без согласия абонентов осуществлялось с признаками нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».
ОАО «М» (адрес: <...>) является рекламораспространителем указанной рекламы.
На основании части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия,
решила:
1. Признать действия ОАО «М» нарушающими часть 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ОАО «М» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «М».
Решение изготовлено в полном объеме 8 июня 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.