Утверждены
приказом Минтранса России
от 28 июня 2007 года № 82
218. Реализации или уничтожению подлежит груз в случае, если он признан невостребованным, а также в случае, указанном в пункте 194 настоящих Правил.
219. Решение о реализации либо уничтожении груза принимается комиссией, образованной перевозчиком.
В состав комиссии включаются представители обслуживающей организации, экспертной организации, а в случае реализации груза – также оценщик.
В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в состав комиссии могут включаться представители государственных органов.
220. Комиссия должна проверить наличие документов и материалов, подтверждающих своевременность и полноту принятых мер по выявлению принадлежности груза, и установить, что имеющихся материалов достаточно для принятия решения о реализации либо уничтожении груза.
221. При решении вопроса о реализации либо уничтожении груза комиссия в обязательном порядке рассматривает следующие документы:
акт, предусмотренный пунктом 181 настоящих Правил;
грузовая накладная (при ее наличии);
розыскное дело (за исключением случая, указанного в пункте 194 настоящих Правил);
акты экспертной организации по экспертизе груза;
распоряжения грузоотправителя, документы об отказе грузополучателя от получения груза (при их наличии);
другие документы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
222. Решение комиссии о реализации либо уничтожении груза оформляется актом о реализации или актом на уничтожение.
223. Грузы реализуются по оценке, устанавливаемой комиссией. Реализация производится через торговые организации.
224. Для уничтожения груз передается в специализированные организации.
225. При реализации груза перевозчик имеет право удержать из полученных сумм все причитающиеся ему и другим лицам суммы на возмещение расходов, связанных с неполучением груза, а оставшуюся сумму перевести грузоотправителю (абзац в редакции Приказа Минтранса России от 25 октября 2010 года № 231 – см. предыдущую редакцию).
Реализация груза не освобождает грузоотправителя от возмещения перевозчику и другим лицам расходов, не покрытых за счет средств, полученных от реализации груза.
(Наименование в редакции Приказа Минтранса России от 25 октября 2010 года № 231. – См. предыдущую редакцию.)
226. Пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
227. Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае:
отмены или задержки рейса, указанного в билете;
изменения перевозчиком маршрута перевозки;
выполнения рейса не по расписанию;
несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с пунктом 81 настоящих Правил времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 сентября 2014 года Приказом Минтранса России от 16 июля 2014 года № 187. – См. предыдущую редакцию.)
Болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, является основанием для вынужденного отказа пассажира от перевозки при наличии подтверждаемых медицинскими документами противопоказаний к полету на дату отправления воздушного судна, указанную в билете.
(Абзац дополнительно включен с 28 сентября 2014 года Приказом Минтранса России от 16 июля 2014 года № 187.)
Требования к таким медицинским документам, подлежащим предоставлению в связи с болезнью пассажира, члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, определяются правилами перевозчика
(Абзац дополнительно включен с 28 сентября 2014 года Приказом Минтранса России от 16 июля 2014 года № 187.)
непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.
Перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях.
Под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками – дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры*».
(Абзац дополнительно включен с 28 сентября 2014 года Приказом Минтранса России от 16 июля 2014 года № 187.)
* Пункт 3 статьи 108 Федерального закона от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 1999, № 28, ст. 3483; 2004, № 35, ст. 3607, № 45, ст. 4377; 2005, № 13, ст. 1078; 2006, № 30, ст. 3290, 3291; 2007, № 1 (ч. I), ст. 29, № 27, ст. 3213, № 46, ст. 5554, № 49, ст. 6075, № 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, № 29 (ч. I), ст. 3418, № 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17, № 29, ст. 3616; 2010, № 30, ст. 4014; 2011, № 7, ст. 901, № 15, ст. 2019, 2023, 2024, № 30 (ч. I), ст. 4590, № 48, ст. 6733, № 50, ст. 7351; 2012, № 25, ст. 3268, № 31, ст. 4318, № 53 (ч. I), ст. 7585; 2013, № 23, ст. 2882, № 27, ст. 3477; 2014, № 16, ст. 1830, ст. 1836, № 30 (ч. I), ст. 4254).
(Сноска дополнительно включена с 28 сентября 2014 года Приказом Минтранса России от 16 июля 2014 года № 187.)
228. В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки или вынужденного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, указанные в пункте 227 или пункте 41 настоящих Правил (пункт в редакции Приказа Минтранса России от 25 октября 2010 года № 231 – см. предыдущую редакцию).
229. Отказ пассажира от перевозки в случаях, не предусмотренных в пункте 227 настоящих Правил, признается добровольным отказом от перевозки.
230. Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в следующих случаях:
1) нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;
2) отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;
3) если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;
4) отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа в размере и на условиях, которые предусмотрены договором воздушной перевозки пассажира;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2017 года Приказом Минтранса России от 5 октября 2017 года № 409. – См. предыдущую редакцию.)
5) отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации;
6) нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 Воздушного кодекса Российской Федерации;
7) наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ12.
12 Пункт 1 статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации.
230.1. Добровольное изменение пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза осуществляется по согласованию между перевозчиком и пассажиром, грузоотправителем в соответствии с условиями примененного тарифа.
Изменение пассажиром маршрута перевозки (изменение пунктов, между которыми выполняется перевозка, изменение установленной в перевозочном документе последовательности пунктов, между которыми выполняется перевозка, отказ от полета на одном или нескольких участках маршрута перевозки), изменение даты или времени вылета, изменение класса обслуживания, примененного тарифа и другие изменения условий договора воздушной перевозки пассажира производятся в пределах срока действия обязательства по перевозке пассажира, кроме случаев вынужденного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира.
Перерасчет провозной платы при изменении пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 года № 155 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 года, регистрационный № 12793), с изменениями, внесенными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 39 (зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2009 года, регистрационный № 13698).
(Пункт дополнительно включен Приказом Минтранса России от 25 октября 2010 года № 231.)
231. Возврат провозной платы, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика (абзац в редакции Приказа Минтранса России от 25 октября 2010 года № 231 – см. предыдущую редакцию).
Возврат провозной платы в связи с прекращением операционной деятельности перевозчика, приостановлением действия сертификата эксплуатанта, аннулированием сертификата эксплуатанта, приостановлением действия лицензий, аннулированием лицензии, прекращением действия лицензии осуществляется перевозчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац дополнительно включен Приказом Минтранса России от 25 октября 2010 года № 231).
232. Возврат провозной платы производится на основании неиспользованного (частично использованного) перевозочного документа лицу, указанному в перевозочном документе, при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, или управомоченному лицу – при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего право на получение денежных сумм (пункт в редакции Приказа Минтранса России от 25 октября 2010 года № 231 – см. предыдущую редакцию).
233. В случае предварительной оплаты перевозки в соответствии с пунктом 36 настоящих Правил, возврат провозной платы производится лицу, оплатившему перевозку, при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, и на основании ордера разных сборов, электронного многоцелевого документа (пункт в редакции Приказа Минтранса России от 25 октября 2010 года № 231 – см. предыдущую редакцию).
234. Требование о возврате провозной платы предъявляется в порядке, установленном правилами перевозчика, и договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза (пункт в редакции Приказа Минтранса России от 25 октября 2010 года № 231 – см. предыдущую редакцию).
235. Возврат пассажирам провозной платы производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 года № 155 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 года, регистрационный № 12793), с изменениями, внесенными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 39 (зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2009 года, регистрационный № 13698) (пункт в редакции Приказа Минтранса России от 25 октября 2010 года № 231 – см. предыдущую редакцию).
236. Пункт исключен Приказом Минтранса России от 25 октября 2010 года № 231. – См. предыдущую редакцию.
237. Пункт исключен Приказом Минтранса России от 25 октября 2010 года № 231. – См. предыдущую редакцию.
238. Пункт исключен Приказом Минтранса России от 25 октября 2010 года № 231. – См. предыдущую редакцию.
239. Пункт исключен Приказом Минтранса России от 25 октября 2010 года № 231. – См. предыдущую редакцию.
240. Возврат пассажирам денежных сумм, уплаченных за перевозку, выполняемую по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), производится лицом, которому пассажир оплатил стоимость перевозки, выполняемой по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт в редакции Приказа Минтранса России от 25 октября 2010 года № 231 – см. предыдущую редакцию).