На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом ФАС России от 21.07.2016 № 1016/16 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок» Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия),
рассмотрев обращение Российской объединенной демократической партии «Я» (далее – Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Государственного учреждения «П» (далее – Заказчик), при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на: обеспечение проезда к месту служебной командировки (бронирование, оформление и доставка авиационных и железнодорожных проездных документов для работников «П», выезжающих в служебные командировки) (номер реестровой записи – 1770601611816000281) (далее – Закупка у единственного исполнителя № 1); обеспечение проезда к месту служебной командировки (бронирование, оформление и доставка авиационных и железнодорожных проездных документов для работников «П», выезжающих в служебные командировки) (номер реестровой записи – 1770601611815000243) (далее – Закупка у единственного исполнителя № 2); обеспечение проезда к месту служебной командировки (бронирование, оформление и доставка авиационных и железнодорожных проездных (номер реестровой записи – 1273100000114000279) (далее – Закупка у единственного исполнителя № 3); оказание услуг, связанных с направлением работников в служебные командировки (номер реестровой записи – 0273100000113000337) (далее – Закупка у единственного исполнителя № 4); обеспечение проезда к месту служебной командировки и обратно (бронирование, оформление и доставка авиационных и железнодорожных проездных документов для работников «П», выезжающих в служебные командировки) (номер реестровой записи – 0273100000113000334) (далее – Закупка у единственного исполнителя № 5); Наем жилого помещения (предоставление проживания работников «П») (номер реестровой записи – 273100000113000277) (далее – Закупка у единственного исполнителя № 6); оказание услуг связанные с направлением работников в служебную командировку (номер реестровой записи – 0273100000112000320) (далее – Закупка у единственного исполнителя № 7); обеспечение проезда к месту служебной командировки (бронирование, оформление и доставка авиационных и железнодорожных проездных документов для работников «П», выезжающих в служебные командировки) (номер реестровой записи – 0273100000112000307) (далее – Закупка у единственного исполнителя № 8); наем жилого помещения (услуги по предоставлению проживания работников «П») (номер реестровой записи – 0273100000112000302) (далее – Закупка у единственного исполнителя № 9); оказание услуг связанные с направлением работников в служебную командировку (номер реестровой записи – 0273100000111000332) (далее – Закупка у единственного исполнителя № 10); обеспечение проезда – к месту служебной командировки (бронирование, оформление и доставка авиационных и железнодорожных проездных документов для работников «П», выезжающих в служебные командировки) (номер реестровой записи – 0273100000111000292) (далее – Закупка у единственного исполнителя № 11); оказание услуг, связанных с направлением работников в служебные командировки (номер реестровой записи – 0273100000111000016) (далее – Закупка у единственного исполнителя № 12); обеспечение проезда к месту служебной командировки и обратно (приобретение авиационных и железнодорожных билетов для сотрудников «П», выезжающих в служебные командировки) (номер реестровой записи – 0273100000111000089) (далее – Закупка у единственного исполнителя № 13); (далее – Закупки у единственного исполнителя), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 21.07.2016 № 1016/16,
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Закупок у единственного поставщика.
По мнению Заявителя, Заказчиком не размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) извещения об осуществлении Закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Представители Заказчика не согласились с вышеуказанным доводом и сообщили, что при проведении Закупок у единственного поставщика Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания.
В силу части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 3, 6 – 8, 11 – 14, 16 – 19 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.
Поскольку Закупки у единственного исполнителя осуществлены Заказчиком на основании пункта 26 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, действия Заказчика, не разместившего в ЕИС извещения об осуществлении названных закупок, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу данного закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу данного закона, сохраняют свою силу.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о размещении заказов.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о размещении заказов решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
Частью 2 статьи 55 Закона о размещении заказов определен исчерпывающий перечень случаев возможности размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
При этом положениями Закона о размещении заказов не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 26 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа на оказание услуг по проезду к месту служебной командировки и обратно, найму жилого помещения, транспортному обслуживанию и обеспечению питания при направлении работника в служебную командировку осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Предметом государственных контрактов, заключенных по результатам осуществления Закупок у единственного исполнителя № 5, 8, 11, является, оказание услуг по организации чартерных и заказных авиарейсов, бронирование, оформление и доставка авиационных билетов.
Вместе с тем, услуги по бронированию и доставке авиа- и железнодорожных билетов, бронированию гостиниц и чартерных рейсов не подпадают под действие пункта 26 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в связи с чем размещение заказов на оказание данных услуг должно осуществляться с применением процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, заключившего указанные контракты по результатам проведения Закупок у единственного исполнителя № 5, 8, 11 на основании пункта 26 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, нарушают часть 3 статьи 10 Закона о размещении заказов.
3. Заказчик вправе заключить государственный контракт на приобретение авиационных и железнодорожных билетов для проезда сотрудников к месту служебных командировок и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания на основании пункта 26 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе только с организациями, которые непосредственно представляют данные услуги. Услуги по бронированию и доставке авиационных и железнодорожных билетов, бронированию гостиниц, чартерных рейсов, агентские услуги не попадают под действие пункта 26 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в связи с чем, осуществление закупки на оказание данных услуг должно осуществляться с применением конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе либо у единственного поставщика с учетом требований статьи 93 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что предметами Закупок у единственного поставщика с номерами 1 – 3 является оказание услуг по организации чартерных и заказных авиарейсов, бронирование, оформление и доставка авиационных билетов и железнодорожных проездных документов для работников «П», выезжающих в служебные командировки.
Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее – Перечень № 1).
Код общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности продукции по видам экономической деятельности 63 (далее – ОКПД) включает услуги туристических агентств, что входит в предмет Закупок у единственного поставщика № 2 – 3.
Распоряжением Правительства от 21 марта 2016 года № 471-р, утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее – Перечень № 2).
Код ОКПД 79.11 включает услуги туристических агентств, что входит в предмет Закупки у единственного поставщика № 1.
Таким образом, Заказчиком в объект Закупок у единственного поставщика № 1 – 3 включены, в том числе «услуги туристических агентств», которые входит в Перечень № 1, Перечень № 2.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно выбравшего способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Закупок у единственного исполнителя № 1 – 3, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, Комиссия приняла решение передать материалы дела соответствующему должностному лицу ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при заключении контракта по результатам осуществления Закупки у единственного исполнителя № 1.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 21.07.2016 № 1016/16, Комиссия
решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 10 Закона о размещении заказов.
3. В связи с тем, что Заказчиком по результатам осуществления Закупок у единственного исполнителя заключены государственные контракты, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела от 22.03.2017 № П-25/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.