Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО «П» (далее – Заявитель) на действия ГБУ «Г» (далее – Заказчик), «Д» (далее – Уполномоченный орган) при проведении единой комиссией Заказчика (далее – Единая комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом запроса предложений на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту Б. Москворецкого моста (номер извещения 0173200001417000592) (далее – Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя, содержащая информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом не внесены изменения в план-график закупок;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом сокращен срок подачи заявок;
3. В извещении о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Уполномоченный орган, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией объявлен перерыв в рассмотрении жалобы с 24.07.2017 до 25.07.2017.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении электронного Запроса предложений, извещении о проведении Запроса предложений, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru – 17.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта – 3 065 048 080 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений – 24.07.2017.
1. Согласно пункту 3 части 13 статьи 21 Закона о контрактной системе план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, в том числе в случае изменения даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;
В соответствии с частью 14 статьи 21 Закона о контрактной системе внесение в соответствии с частью 13 статьи 21 Закона о контрактной системе изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
Согласно части 4 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 Закона о контрактной системе, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 11 статьи 21 Закона о контрактной системе установлен запрет на осуществление закупки, не предусмотренной планом-графиком.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что при размещении в ЕИС изменений в план-график допущены технические ошибки при интеграции систем ЕАИСТ и ЕИС.
Согласно сведениям ЕИС, изменения в план-график в отношении проводимой закупки не внесены.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, осуществляющих закупку, не предусмотренную планом-графиком, нарушают положения части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Частью 3 статьи 83 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем за пять дней до даты проведения такого запроса.
Согласно сведениям ЕИС, извещение размещено в ЕИС 17.07.2017 с датой окончания подачи заявок 24.07.2017, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
3. Согласно пункту 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок (предложений) на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок (предложений).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, «оценка» – процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В извещении о проведении Запроса предложений установлен, в том числе критерий: «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» содержащего показатель «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера» (далее – Показатель), значимость – 100%, коэффициент значимости – 1.
По Показателю установлен порядок оценки содержащий, в том числе следующие положения: «Содержание: сведения об опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера – сведения о суммарной стоимости (в рублях) исполненных контрактов (договоров) по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Оценке подлежат контракты (договоры) с датой заключения начиная с 2015 года, исполненные без штрафных санкций, в том числе в части нарушения сроков, качества услуг и иных условий контрактов (договоров) по вине участника закупки. Подтверждается копиями контрактов (договоров) со всеми приложениями и актами выполненных работ. Подтверждающие опыт выполнения работ документы должны однозначно отражать стоимость (сумму) выполненных работ и период их выполнения. Под работами сопоставимого характера понимаются строительно-монтажные работы на объектах инженерной и транспортной инфраструктуры, строительно-монтажные работы по благоустройству территорий».
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что указанный порядок оценки заявок (в том числе условия оценки и присвоения баллов), указанный в извещении о проведении Запроса предложений установлен в соответствии с потребностью Заказчика исходя из особенностей предмета закупки.
Учитывая изложенное, а также, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 10.05.2017 № 618/17, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО «П» обоснованной в части не внесения изменений в план-график.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 25.07.2017 № К-938/17, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании Решения от 25.07.2017 № К-938/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по указанным нарушениям для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.