Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу АО «П» (далее – Заявитель) на действия ФКУ «У» (далее – Заказчик) при проведении единой комиссией ФКУ «У» (далее – Единая комиссия), Заказчиком конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проекты по реконструкции ремонтонепригодных мостов (строительство и реконструкция мостов и путепроводов). Реконструкция путепровода на км 105+361 автомобильной дороги А-121 «Сортавала» Санкт-Петербург – Сортавала – автомобильная дорога Р-21 «Кола», Ленинградская область, с выполнением работ по разработке рабочей документации (номер извещения 0372100009917000084) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Единой комиссией, Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в порядке оценки заявок Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен показатель «Опыт участника закупки за последние четыре года по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в нарушение пункта 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок), согласно которому не допускается применение дополнительных требований в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в качестве критериев оценки заявок (предложений) в случае если в отношении участников закупки предъявляются такие дополнительные требования.
2. Заказчиком в порядке оценки заявок Конкурсной документации в показателе «Опыт участника закупки за последние четыре года по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» ненадлежащим образом установлена величина значимости вышеуказанного показателя.
3. Заказчиком в порядке оценки заявок Конкурсной документации в показателе «Опыт участника закупки за последние четыре года по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлены противоречивые сроки в отношении требуемого опыта участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
4. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлены показатели критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», такие как строительный генеральный план, календарный план производства работ по объекту, график движения рабочих кадров по объекту, в связи с тем, что данные показатели уже установлены Заказчиком в проектной документации.
5. Конкурсной комиссией Заказчика по показателям критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» неправомерно присваивается оценка в 0 баллов, в связи с тем, что заявки участников закупки при несоответствии представленных сведений требованиям Конкурсной документации, подлежат отклонению в соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
6. Заказчиком неправомерно выбран способ осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок – zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 22.08.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта – 1 185 813 310 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 22.09.2017;
5) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников Конкурса.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в порядке оценки заявок Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен показатель «Опыт участника закупки за последние четыре года по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в нарушение пункта 30 Правил, согласно которому не допускается применение дополнительных требований в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в качестве критериев оценки заявок (предложений) в случае если в отношении участников закупки предъявляются такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок).
Согласно пункту 2 Правил оценки заявок установлено, что Правила оценки заявок применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок «оценка» – процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 30 Правил оценки заявки установлено, что в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
В соответствии с пунктом 18 Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок участников Конкурса:
1. Цена контракта – значимость критерия 80%.
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки – значимость критерия 10% (далее – Критерий № 1).
3. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации – значимость критерия 10% (далее – Критерий № 2).
В соответствии с Конкурсной документацией оценка заявок по Критерию № 2 осуществляется, с учетом следующих показателей:
1. «Опыт участника закупки за последние четыре года по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (величина значимости показателя – значимость показателя 50% (далее – Показатель № 1).
2. Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами – значимость показателя 50% (далее – Показатель № 2)».
Вместе с тем, в рамках Показателя № 1 оцениваются сведения участника закупки за последние пять лет по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема представленными в составе заявки копиями успешно выполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования, заключенных за последние пять лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, с данным участником, копиями оформленных актов выполненных работ, оказанных услуг. Виды работ по выполненным контрактам (договорам) должны соответствовать основным видам работ по конкурсной документации, а стоимость работ по каждому из объектов выполненных контрактов (договоров) должна составлять не меньше пятидесяти процентов начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление Правительства № 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 и № 2 к Постановлению Правительства № 99.
Согласно пункту 5 приложения № 2 к Постановлению Правительства № 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд – 50 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится соответствующий конкурс.
Также пунктом 5 приложения № 2 к Постановлению Правительства № 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
В соответствии с пунктом 12.2. Конкурсной документации установлена следующая информация: «Дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации:
– наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе на выполнение работ по реконструкции одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится конкурс».
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в отношении участников закупки установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и пункта 5 приложения № 2 к Постановлению Правительства № 99 о предоставлении опыта исполнения контракта за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе на выполнение работ по реконструкции одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) со стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора).
При этом, по Показателю № 1 оценивается предоставление опыта исполнения контракта за последние пять лет на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования со стоимостью не меньше пятидесяти процентов начальной (максимальной) цены.
Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что наличие Показателя № 1 не противоречит пункту 30 Правил, обратного Заявителем не доказано.
2. По мнению Заявителя, в Показатели № 1 Критерия № 2 ненадлежащим образом установлена величина значимости вышеуказанного показателя.
Пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте «б» пункта 27 Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Согласно подпункту «б» пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
В соответствии с Показателем № 1 оценивается опыт исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлена величина значимости Показателя № 1, которая составляет 25% значимости всех нестоимостных критериев оценки, противоречащая пункту 11 Правил, что не соответствует пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя, в Показатели № 1 Критерия № 2 установлены противоречивые сроки в отношении требуемого опыта участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
В соответствии с пунктом 18.4 Конкурсной документации по Показателю № 1 оценивается опыт участника закупки за последние четыре года по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
При этом, согласно пункту 18.6.2 Конкурсной документации по Показателю № 1 оценивается опыт участника закупки за последние пять лет по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в пункте 18.4. допущена техническая ошибка, участникам закупки необходимо представить опыт участника закупки за последние пять лет по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлены показатели Критерия № 1, такие как строительный генеральный план, календарный план производства работ по объекту, график движения рабочих кадров по объекту (далее – Показатели), в связи с тем, что данные показатели уже установлены Заказчиком в проектной документации.
Вместе с тем, в рамках Критерия № 1 оценивается предоставление сведений в отношении Показателей.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что Показатели в Конкурсной документации установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правилам.
При этом на заседании Комиссии представителем Заявителя не представлены документы и сведения, подтверждающие, что установленные в Конкурсной документации Показатели противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правилам.
5. По мнению Заявителя, по показателям Критерия № 1, конкурсной комиссией Заказчика неправомерно присваивается оценка в 0 баллов, в связи с тем, что заявки участников закупки при несоответствии представленных сведений требованиям Конкурсной документации, подлежат отклонению в соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Конкурсной документацией оценка заявок по Критерию № 1 осуществляется, с учетом следующих показателей: строительный генеральный план, календарный план производства работ, график поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования, график движения рабочих кадров по объекту, график движения основных строительных машин по объекту, технологические карты на выполнение видов работ, пояснительная записка с предложением о качестве работ, содержащая подробную информацию о процессе выполнения работ с привязкой к объекту.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлен перечень сведений и документов, необходимых при составлении заявки на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 части 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 18.6.1 Конкурсной документации заявкам участников закупки не предоставивших, либо представивших сведения не в полном объеме присваивается 0 баллов.
Согласно пункту 12 Конкурсной документации установлен перечень требований, предъявляемых к участникам закупки.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 17 Конкурсной документации установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что согласно пункту 25 Правил, Критерий № 1 является одним из показателей нестоимостного критерия. В соответствии с требованиями Конкурсной документации, за непредоставление сведений, а также при представлении сведений не в полном объеме по показателям Критерия № 1 Конкурсная комиссия Заказчика присваивает заявке участника 0 баллов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по указанным показателям не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Правилам.
При этом на заседании Комиссии представителями Заявителя не представлены документы и сведения, подтверждающие, что установленные в Конкурсной документации показатели Критерия № 1 противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правилам.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также – электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе, если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден Постановлением № 99.
В соответствии с пунктом 5 Приложения 2 к Постановлению № 99 в случае выполнения работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд – 50 млн. рублей, у Заказчика имеются правовые основания для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Следовательно, для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное наличие двух названных условий, при этом выделение ценового критерия не служит единственным основанием для выбора указанного способа определения подрядчика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Согласно части 12 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства включается в том числе раздел: «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов».
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, опубликованным в ЕИС 22.08.2017, положениями Конкурсной документации, объектом закупки является выполнение работ по строительству и реконструкции мостов и путепроводов. Реконструкция путепровода на км 105+361 автомобильной дороги А-121 «Сортавала» Санкт-Петербург – Сортавала – автомобильная дорога Р-21 «Кола», Ленинградская область, с выполнением работ по разработке рабочей документации, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 185 813 310 рублей.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что проектно-сметная документация размещена в ЕИС не в полном объеме, а именно отсутствуют сметы.
Таким образом, учитывая изложенное, не представляется возможным сделать однозначный вывод в отношении правомерности выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в ЕИС проектно-сметную документацию в полном объеме, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу АО «П» обоснованной в части установления Заказчиком в Конкурсной документации неправомерной значимости величины Показателя № 1 Критерия № 2, а также противоречивых сроков в отношении опыта участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 26.09.2017 № К-1238/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.