Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО «Н» (далее – Заявитель) на действия «М» (далее – Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО «С» (далее – Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку вакцины для профилактики гриппа инактивированная (для взрослых) (номер извещения 0173100012517000340) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего требования к техническим характеристикам товара, которые ограничивают количество участников закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 13.07.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта – 9 044 800 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 03.08.2017;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона – 10.08.2017;
6) дата проведения Аукциона – 14.08.2017.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
В соответствии с пунктом 9.2 описания объекта закупки документации об Аукционе к вакцине для профилактики гриппа инактивированной установлены следующие требования: «вакцина для профилактики гриппа инактивированная (для взрослых) в шприц-дозе. Сплит-вакцина, без консервантов, приготовлена из актуальных штаммов вирусов гриппа, рекомендованных ВОЗ и Роспотребнадзором РФ на эпидсезон 2017 – 2018 гг.».
В составе жалобы Заявителя представлены пояснения относительно аналогичности фармакологических свойств вакцины для профилактики гриппа видов «сплит-вакцина» и «субъединичная вакцина». При этом указано, что вакцины видов «сплит-вакцина» и «субъединичная вакцина» иммуноэквиваленты, имеют одинаковое функциональное назначение, сходные показания к применению, противопоказания и побочные действия, применяются для одних и тех же групп населения.
Кроме того, учитывая, что зарегистрированные лекарственные препараты в рамках одного международного непатентованного наименования или группировочного (химического) наименования согласно Государственному реестру лекарственных средств «Вакцина для профилактики гриппа [инактивированная]» являются взаимозаменяемыми, требования к химическому составу, свойствам и принципам действия поставляемой вакцины для профилактики гриппа, установленные Заказчиком в документации об Аукционе, нарушают положения Закона о контрактной системе, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, включившего в документацию об аукционе требования к товару, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО «Н» обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела от 07.08.2017 № К-999/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.