Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу МОО «***» (далее – Заявитель) на действия Министерства (далее – Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Министерства (далее – Аукционная комиссия), ОАО «***» (далее – Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию фондов комплексов Министерства, используемых в интересах Министерства в 2017 – 2018 годах (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) ***) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),
установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно объединено в один лот оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию фондов санаторно-курортных комплексов Министерства технологически и функционально не связанных между собой;
2. Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен объем выполняемых работ;
3. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены этапы оплаты оказанных услуг;
4. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей сырья, компонентного состава товаров, используемого при выполнении работ, а также показателей результатов испытания таких товаров;
5. Заказчиком неправомерно объединены в один лот лицензируемые и нелицензируемые виды работ.
Представители Заказчика частично согласились с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукцион размещено в ЕИС – 03.10.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта – 258 200 092,38 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона – 27.10.2017.
1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком неправомерно объединено в один лот оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию фондов комплексов Министерства технологически и функционально не связанных между собой.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно извещению об Аукционе, Приложению № 11 к проекту государственного контракта документации об Аукционе объектом закупки является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию фондов комплексов Министерства, включающих в себя 22 объекта, расположенных в 11 субъектах Российской Федерации.
Кроме того, в пункте 2.2 Приложения № 2 Технического задания документации об Аукционе установлено, что «для централизованного контроля работоспособности, регулирования и управления оборудованием и инженерными системами зданий (электроснабжение и силовое электрооборудование, тепловые пункты, системы отопления, горячего и холодного водоснабжения, лифты, системы вентиляции, пожарной сигнализации, пожаротушения, освещения лестничных клеток), а также для учета заявок Заказчика (Потребителя) и контроля устранения неисправностей оборудования инженерных систем и элементов зданий Исполнителем создается круглосуточная диспетчерская служба. Исполнитель должен обеспечить прием и учет исполнения заявок от Заказчика (Потребителя) на устранение неисправностей в работе обслуживаемых систем и оборудования, а также заявки по ликвидации аварий по телефонам и факсам собственной диспетчерской службы (круглосуточно)».
Следовательно, Заказчиком неправомерно в один объект закупки объединено комплексное техническое обслуживание и санитарное содержание 22 объектов фондов комплексов Министерства, расположенных в 11 субъектах Российской Федерации технологически и функционально не связанных между собой, что приводит к увеличению объема выполняемых работ, начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и влечет к ограничению количества участников Аукциона.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен объем выполняемых работ.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что пунктами 2.18, 2.19, 3.5 Приложения № 2 (НиООЗ) Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлен перечень работ, услуг и периодичность их выполнения по устранению аварийных ситуаций, техническому обслуживанию, санитарному содержанию. Кроме того, Приложением № 11 к проекту государственного контракта документации об Аукционе установлен перечень объектов, подлежащих комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию с указанием площади таких объектов. При этом стоимость и объем работ рассчитывается исходя из площади помещений, указанных в Приложении № 11 к проекту государственного контракта документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил и не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен объем выполняемых работ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены этапы оплаты оказанных услуг.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Пунктом 1.1.10 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что «расчетный период – установленный Контрактом регулярный и периодичный отрезок времени (один календарный месяц, начало которого определяется с 00.00 часов 1-го дня календарного месяца и заканчивается в 24.00 часа последнего дня этого месяца), по окончании которого производятся расчеты за оказанные Исполнителем Услуги».
Пунктом 9.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что «оплата за фактически оказанные Услуги осуществляется Заказчиком в пределах средств, установленных в подпункте 4.1.1 пункта 4.1 Контракта, в срок не более 30 (тридцати) дней с даты подписания РПГЗ Акта сдачи-приемки оказанных Услуг, но не ранее 25 января 2018 г., при условии предоставления Исполнителем Заказчику, с учетом соблюдения сроков, установленных в разделе 7 Контракта, следующих документов:
Сводных актов за расчетный период (месяц) в 1 (одном) экземпляре;
Счета-фактуры по каждому Сводному акту;
Сводного счета на сумму, указанную в реестре счетов-фактуры;
Реестра счетов-фактур.
На всех документах, указанных в настоящем разделе Контракта, обязательно должны быть указаны наименования Заказчика, Исполнителя, номер и дата Контракта, даты оформления и подписания документов. Одновременно должны быть предоставлены электронные копии документов на диске CD-R, указанных в настоящем разделе Контракта, а также копия Контракта (при первом предъявлении документов на оплату), созданные посредством сканирования в соответствии с требованиями Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 221н, в формате JPEG (изображение черно-белое, размер одной отсканированной страницы формата А4 не более – 1 240 точек на 1 754 точки, разрешение сканирования не более 150 DPI на дюйм)».
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что приемка и оплата выполненных работ осуществляется ежемесячно на основании документов, установленных в пункте 9.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе, при этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика устанавливать этапы оплаты оказанных услуг при осуществлении закупки на техническое обслуживание и санитарное содержание зданий.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил и не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены этапы оплаты оказанных услуг.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, технологических процессов изготовления указанных товаров, а также показателей результатов испытания таких товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Таблице 1 Приложения А Технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, например, следующие требования к товарам:
– пункт 11 «Противогололедное средство»: «Плавящая способность более 5 г/г. Плотность средства не менее 0,8 – не более 1,2 г/см3»;
В Таблице 2 Приложения А Технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, например, следующие требования к товарам:
– пункт 4 «Огнезащитная пропитка»: «Плотность пропитки более 1 – не более 1,1 г/см3. pH пропитки более 5 – не более 7»;
– пункт 11 «Огнезащитная краска»: «Действие краски должно быть основано на вспучивании нанесенного покрытия под воздействием высоких температур и образования пористого теплоизолирующего слоя. Дисперсность краски менее 60 мкм. Летучие органические вещества в краске должны отсутствовать. Время наступления предельного состояния краски не менее 45 мин»;
– пункт 24 «Монтажная пена»: «Вторичное расширение однокомпонентной пены должно быть менее 150%. Плотность пены должна быть менее 35 кг/м3. Теплопроводность пены менее 0,05 Вт/(м-К).»;
– пункт 61 «Мастика гидроизоляционная»: «Прочность сцепления с бетоном должна быть не менее 0,5 МПа. Условная прочность должна быть не менее 3,5 кгс/см2».
– пункт 68 «Доводчик дверной»: «Максимальный момент открывания между 0° и 60° не более 215 и не менее 83 Н-м. Минимальный момент закрывания между 88° и 90° более 9 и не более 29 Н-м. КПД доводчика между 0° и 4° не менее 65%. Момент закрывания между 0° и 4° не менее 37 – не более 140 Н-м»;
– пункт 71 «Краска водно-дисперсионная тип 2»: «pH краски не менее 7,5 и не более 9. Эластичность пленки краски при изгибе должна быть 1 мм»;
– пункт 89 «Стекло листовое»: «Коэффициент направленного пропускания света не менее 0,87. Оптические искажения в отраженном свете не более 5 мм. Показатель преломления не более 1,5. Прочность на сжатие не более 900 и более 700 МПа»;
– пункт 91 «Портландцемент»: «Массовая доля оксида магния в клинкере менее 3%. Массовая доля ангидрида серной кислоты не более 4% по массе» и другие.
На заседании Комиссии представители Заказчика согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении закупки допущена техническая ошибка.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также технологических процессов изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, результатах испытаний такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, оказании услуг, технологических процессов изготовления указанных товаров, а также показателей результатов испытания таких товаров в документации об Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один лот лицензируемые и не лицензируемые виды работ, а именно услуги по вывозу твердых коммунальных отходов и услуги по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию фондов санаторно-курортных комплексов.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности осуществляется на основании лицензии в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно подпункту 5 пункта 5 извещения об Аукционе, пункту 4 Приложения № 2 Технического задания документации об Аукционе в объект закупки включены услуги по вывозу твердых коммунальных отходов.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что объект закупки установлен в соответствии с потребностью Заказчика. При этом в состав услуг по вывозу твердых коммунальных отходов входит только вывоз отходов V класса опасности, в связи с чем указанный вид деятельности не подлежит лицензированию.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей не обеспечил и не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот лицензируемые и не лицензируемые виды работ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу МОО «***» обоснованной в части установления Заказчиком требований к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, технологических процессов изготовления указанных товаров, а также показателей результатов испытания таких товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 24.10.2017 по делу № К-1413/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.