В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие «Проверка исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год» в Федеральном агентстве по недропользованию, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Федеральное агентство по недропользованию (далее – Роснедра) недостаточно эффективно осуществляло бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, предусмотренные статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части обеспечения целевого характера использования выделенных бюджетных ассигнований.
Роснедрами не соблюден порядок применения бюджетной классификации расходов федерального бюджета при планировании и расходовании средств федерального бюджета на выполнение работ в сфере информационно-коммуникационных технологий по государственным контрактам, расходы по которым на общую сумму 240 773,0 тыс. рублей в нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, отражены по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», а не виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».
Таким образом, указанные средства были направлены на цели, не соответствующие целям, определенным сводной бюджетной росписью и бюджетной сметой Роснедр, что указывает на наличие признаков нецелевого использования бюджетных средств, определенных статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, из них:
– по государственному контракту от 6 марта 2014 г. № ОК-03-34/22, заключенному с НАО «С», предметом которого являлось выполнение работ по интеграции существующих информационных ресурсов и информационных систем в сфере геологического изучения недр, – 18 229,1 тыс. рублей;
– по государственному контракту от 24 июня 2013 г. № АМ-02-34/24, заключенному с ФГУНПП «А», предметом которого являлись актуализация и развитие интерактивной электронной карты недропользования Российской Федерации, – 19 500,7 тыс. рублей (стоимость работ, предусмотренная пунктами 2.1.3 и 2.1.4 Технического (геологического) задания на выполнение работ на 2015 год по объекту № 14-02/13 «Актуализация и развитие интерактивной электронной карты недропользования Российской Федерации», являющегося приложением 1 к Дополнительному соглашению от 4 февраля 2015 г. № 2 к указанному государственному контракту);
– по государственному контракту от 22 декабря 2014 г. № ОК-03-34/31, заключенному с ФГУП ГНЦ РФ «В», предметом которого являлось создание единой системы данных об объектах ресурсной базы подземных вод, их состоянии и использовании, – 27 488,1 тыс. рублей;
– по государственному контракту от 22 мая 2015 г. № АМ-02-34/2, заключенному с ФГУНПП «Р», предметом которого являлись формирование и ведение федерального фонда геологической информации и государственного банка цифровой геологической информации, – 175 555,1 тыс. рублей (стоимость работ, предусмотренная пунктами 2.1.1.1.1, 2.1.1.1.5, 2.1.1.1.6, 2.1.1.2.4, 2.1.1.3, 2.1.1.4, 2.1.2.2.8, 2.1.3.5, 2.1.3.8, 2.1.3.10, 2.1.3.12, 2.1.3.13, 2.1.3.14, 2.1.4.1.2, 2.1.4.1.3, 2.1.4.2.8, 2.1.4.3.3, 2.1.4.4.2, 2.1.4.5.1.5, 2.1.5.1 Технического (геологического) задания на выполнение работ по объекту «Формирование и ведение федерального фонда геологической информации и государственного банка цифровой геологической информации», являющегося приложением 1 к указанному государственному контракту).
В соответствии с разъяснениями Минкомсвязи России (от 19 апреля 2015 г. № П8-1-7845) выполненные работы по указанным выше государственным контрактам возможно отнести к сфере информационно-коммуникационных технологий.
2. Роснедра в нарушение пункта 5 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. № 671, предусматривающего формирование нового государственного задания при изменении размера бюджетных ассигнований, дополнительными соглашениями от 11 марта 2015 года со всеми подведомственными учреждениями (кроме ФБУ «П») изменили объемы финансового обеспечения государственных заданий в сторону увеличения (от 5,1% для ФБУ «З» до 15,8% для ФБУ «У») без внесения изменений в показатели государственных заданий, которые были переутверждены.
3. Роснедрами не соблюдены требования законодательства по использованию средств федерального бюджета при реализации мероприятий по обеспечению информационно-коммуникационными технологиями федеральных органов исполнительной власти.
3.1. Роснедрами нарушен срок утверждения Плана информатизации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее – План информатизации), установленный пунктом 10 Графика подготовки и утверждения федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации планов информатизации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденного Приказом Минкомсвязи России от 5 июня 2014 г. № 152 (до 16 февраля 2015 года).
План информатизации Роснедрами утвержден 31 декабря 2015 года Приказом № 887.
3.2. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 365 (далее – Правила подготовки планов информатизации), Роснедрами в 2015 году осуществлено финансирование мероприятий по информатизации за счет средств федерального бюджета в размере 112 778,6 тыс. рублей в отсутствие утвержденного Плана информатизации.
3.3. В нарушение пункта 30 Правил подготовки планов информатизации Роснедра в 2015 году разместили заказы и заключили контракты (договоры), необходимые для реализации мероприятий по информатизации, в отсутствие утвержденного Плана информатизации.
В 2015 году по КБК 04904042810000242 были заключены государственные контракты (договоры) на сумму 9 164,7 тыс. рублей; осуществлены малые закупки (без заключения договоров) на сумму 1 038,0 тыс. рублей.
4. Роснедрами не соблюдены требования подпункта «а» пункта 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» о принятии правового акта о передаче территориальным органам Федерального казначейства полномочий получателя средств федерального бюджета по перечислению в бюджеты субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов в течение 3 недель со дня утверждения Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. № 2745-р перечня межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в форме субвенций в бюджеты Республики Крым и г. Севастополя на осуществление части полномочий Российской Федерации в сфере недропользования.
Приказ № 271 «О передаче Федеральным агентством по недропользованию полномочий получателя бюджетных средств федерального бюджета по перечислению субвенций на осуществление части переданных полномочий Российской Федерации в сфере недропользования» Роснедрами издан 8 апреля 2015 года.
5. В нарушение пункта 1.4 Соглашений о предоставлении в 2015 году субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Крым на осуществление части переданных полномочий Российской Федерации по организации государственного геологического изучения недр и осуществлению государственного мониторинга состояния недр от 20 марта 2015 г. № ВП-05-47/03, № ВП-05-47/02 Роснедрами субвенции перечислены 16 апреля 2015 года, а не в течение 7 календарных дней после подписания указанных соглашений.
6. В нарушение части 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Роснедрами осуществлены закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 83 661,1 тыс. рублей, или 6,1% совокупного годового объема закупок в сумме 1 381 398,7 тыс. рублей, что составляет менее 15%, установленных указанной нормой, и влечет за собой ответственность, предусмотренную частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Выявлены риски несоблюдения Роснедрами требований пункта 28 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. № 193, в части обеспечения функциональной независимости субъекта внутреннего финансового аудита, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
В соответствии с Приказом Роснедр от 22 апреля 2015 г. № 304 полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита возложены на Управление финансово-экономического обеспечения (далее – Управление), которое является структурным подразделением центрального аппарата Роснедр.
Вместе с тем функциями Управления в соответствии с Положением об Управлении финансово-экономического обеспечения, утвержденным Приказом Роснедр от 22 октября 2004 г. № 322, являются формирование и утверждение сметы доходов и расходов; формирование и утверждение распределения лимитов бюджетных обязательств по бюджетополучателям; подготовка предложений о внесении изменений в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета; обеспечение соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины в центральном аппарате Роснедр; ведение операций по лицевым счетам центрального аппарата Роснедр; ведение оперативного бухгалтерского и статистического учета финансово-хозяйственных операций центрального аппарата Роснедр.
Таким образом, Управление является и объектом, и субъектом внутреннего финансового аудита, что создает риски отсутствия объективности и независимости при осуществлении аудиторских проверок.
8. В ходе проверки выявлены недостатки в реализации Роснедрами полномочий по контролю за деятельностью подведомственных унитарных предприятий и бюджетных учреждений, предусмотренных пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и подпунктом 1 пункта 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
___________________________
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 122-ФЗ имеет дату 21.07.1997, а не 21.06.1997.
___________________________
Так, по состоянию на 31 декабря 2015 года в нарушение пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июня 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» федеральными государственными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями, отнесенными к ведению Роснедр, не обеспечена государственная регистрация права хозяйственного ведения, права оперативного управления на 140 объектов недвижимости и прав пользования на 26 земельных участков.
9. Роснедра в соответствии с государственными контрактами на воспроизводство минерально-сырьевой базы осуществляли в 2015 году оплату выполненных подрядчиками работ на основании актов, в которые были включены работы, выполнявшиеся субподрядными организациями (до 90% от общей стоимости выполненных работ), без указания наименования работ и затрат, количественных показателей, предусмотренных формой акта.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» Роснедрам необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Принять меры к недопущению размещения заказов и заключению государственных контрактов (договоров) на обеспечение информационно-коммуникационными технологиями федеральных органов исполнительной власти в отсутствие утвержденного Плана информатизации.
2. Организовать надлежащий контроль за приемкой работ, выполняемых субподрядными организациями в рамках заключенных государственных контрактов по воспроизводству минерально-сырьевой базы.
3. Принять меры, обеспечивающие проведение внутреннего финансового аудита структурными подразделениями и (или) должностными лицами, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита в соответствии с действующим законодательством.
4. Принять меры по обеспечению подведомственными организациями государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и земельные участки.
5. Привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения в ходе исполнения Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 мая 2016 г. 24К(1099)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» руководителю Федерального агентства по недропользованию, или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по выполнению настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года.
Аудитор
Б.-Ж. Жамбалнимбуев