1. Государственная функция по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета1 документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации2.
1Органами регистрационного учета являются подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России на районном уровне, в том числе отделов (отделений, пунктов) полиции, входящих в состав территориальных органов МВД России на районном уровне.
2Далее – «государственная функция».
2. Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации3, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации1 устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых должностными лицами МВД России и территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях2 при исполнении государственной функции.
3Далее – «лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов».
1Далее – «Административный регламент».
2Далее – «сотрудники».
Наименование федерального органа исполнительной власти, исполняющего государственную функцию
3. Государственная функция исполняется Министерством внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами МВД России на региональном и районном уровнях3.
3Далее, если не указано иное – «территориальные органы МВД России».
4. Методическое обеспечение и координация деятельности по исполнению государственной функции в отношении территориальных органов МВД России осуществляется Главным управлением по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации4.
4Далее – «ГУВМ МВД России».
5. При исполнении государственной функции осуществляется взаимодействие с иными правоохранительными органами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями (в том числе подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями) 5, а также должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.
5Далее – «государственные органы, органы местного самоуправления и организации».
6. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:
6.1. Конституцией Российской Федерации.
6Российская газета, 1993, № 237; Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 1, ст. 1, 2; 2014, № 6, ст. 548; № 30, ст. 4202.
6.2. Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» 1.
1Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 32, ст. 1227; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 45, ст. 4377; 2006, № 31, ст. 3420; 2010, № 31, ст. 4196; 2011, № 27, ст. 3880; № 50, ст. 7341; 2012, № 53, ст. 7638; 2013, № 48, ст. 6165; № 51, ст. 6696; № 52, ст. 6952; 2014, № 52, ст. 7557; 2015, № 1, ст. 78; № 27, ст. 3988; № 48, ст. 6724; 2016, № 23, ст. 3276; 2017, № 15, ст. 2140.
6.3. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях2.
2Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2018, № 1, ст. 21, 36, 40, 48, 83; № 7, ст. 973; № 11, ст. 1577. Далее – «КоАП».
6.4. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 3.
3Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060; 2010, № 27, ст. 3410; № 31, ст. 4196; 2012, № 31, ст. 4470; 2013, № 19, ст. 2307; № 27, ст. 3474; 2014, № 48, ст. 6638; 2015, № 45, ст. 6206; 2017, № 49, ст. 7327.
6.5. Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 4.
4Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249; 2009, № 18, ст. 2140; № 29, ст. 3601; № 48, ст. 5711; № 52, ст. 6441; 2010, № 17, ст. 1988; № 18, ст. 2142; № 31, ст. 4160, 4193, 4196; № 32, ст. 4298; 2011, № 1, ст. 20; № 17, ст. 2310; № 23, ст. 3263; № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6728; 2012, № 19, ст. 2281; № 26, ст. 3446; № 31, ст. 4320, 4322; № 47, ст. 6402; 2013, № 9, ст. 874; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4041; № 44, ст. 5633; № 48, ст. 6165; № 49, ст. 6338; № 52, ст. 6961, 6979, 6981; 2014, № 11, ст. 1092, 1098; № 26, ст. 3366; № 30, ст. 4220, 4235, 4243, 4256; № 42, ст. 5615; № 48, ст. 6659; 2015, № 1, ст. 53, 64, 72, 85; № 14, ст. 2022; № 18, ст. 2614; № 27, ст. 3950; № 29, ст. 4339, 4362, 4372, 4389; № 45, ст. 6207; № 48, ст. 6707; 2016, № 11, ст. 1495; № 18, ст. 2503; № 27, ст. 4160, 4187, 4287; № 50, ст. 6975; 2017, № 9, ст. 1276; № 18, ст. 2673; № 45, ст. 6582; № 49, ст. 7304.
6.6. Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» 5.
5Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 7, ст. 776; 2011, № 29, ст. 4291; 2016, № 11, ст. 1493; 2018, № 1, ст. 7.
6.7. Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» 6.
6Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900; № 27, ст. 3880, 3881; № 30, ст. 4595; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7018, 7020, 7067; № 50, ст. 7352; 2012, № 26, ст. 3441; № 50, ст. 6967; 2013, № 14, ст. 1645; № 26, ст. 3207; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6953; 2014, № 6, ст. 558, 559, 566; № 30, ст. 4259; № 42, ст. 5615; № 52, ст. 7542; 2015, № 7, ст. 1021, 1022, 1105; № 10, ст. 1393; № 14, ст. 2008; № 29, ст. 4374; 2016, № 26, ст. 3870; № 27, ст. 4160, 4238; 2017, № 22, ст. 3071; № 25, ст. 3591; № 31, ст. 4821; 2018, № 11, ст. 1591.
6.8. Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» 7.
7Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 52, ст. 7614.
6.9. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» 1.
1Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 30, ст. 2939; 1996, № 18, ст. 2144; 1997, № 8, ст. 952; 1998, № 6, ст. 783; 2000, № 13, ст. 1370; 2002, № 34, ст. 3294; 2004, № 52, ст. 5493; 2008, № 14, ст. 1412; 2010, № 37, ст. 4701; № 46, ст. 6024; 2011, № 44, ст. 6282; 2012, № 17, ст. 1986; № 22, ст. 2866; 2014, № 26, ст. 3577; № 34, ст. 4667; 2015, № 1, ст. 262; № 11, ст. 1601; 2016, № 7, ст. 982; 2017, № 1, ст. 195; № 23, ст. 3330. Далее – «Правила регистрации».
6.10. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 2.
2Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 28, ст. 3706; 2012, № 2, ст. 301; № 53, ст. 7958; 2015, № 49, ст. 6964; 2016, № 1, ст. 234; № 30, ст. 4928; № 35, ст. 5326; № 38, ст. 5542.
6.11. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» 3.
3Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3168; 2012, № 23, ст. 3008; № 36, ст. 4908; 2013, № 16, ст. 1972; № 21, ст. 2648; № 31, ст. 4216; № 39, ст. 4979; 2014, № 8, ст. 811; № 9, ст. 919; № 14, ст. 1627; № 40, ст. 5428; № 47, ст. 6550; № 52, ст. 7773; 2015, № 9, ст. 1316; № 37, ст. 5153; 2016, № 1, ст. 244; № 27, ст. 4501; 2017, № 2, ст. 338; № 11, ст. 1557; № 27, ст. 4052; № 38, ст. 5628.
6.12. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» 4.
4Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3169; № 35, ст. 5092; 2012, № 28, ст. 3908; № 36, ст. 4903; № 50, ст. 7070; № 52, ст. 7507; 2014, № 5, ст. 506; 2017, № 44, ст. 6523; 2018, № 6, ст. 880.
6.13. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок» 5.
5Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 19, ст. 2825; 2016, № 51, ст. 7406.
6.14. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 323 «О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в Распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия» 6.
6Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 17, ст. 2418.
6.15. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения» 1.
1Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 8, ст. 1239.
6.16. Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 2.
2Зарегистрирован в Минюсте России 13 мая 2009 года, регистрационный № 13915, с изменениями, внесенными Приказом Минэкономразвития России от 24 мая 2010 г. № 199 (зарегистрирован в Минюсте России 6 июля 2010 года, регистрационный № 17702), Приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2011 г. № 532 (зарегистрирован в Минюсте России 10 ноября 2011 года, регистрационный № 22264), Приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2016 г. № 620 (зарегистрирован в Минюсте России 24 октября 2016 года, регистрационный № 44118).
6.17. Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» 3.
3Зарегистрирован в Минюсте России 19 марта 2013 года, регистрационный № 27763, с изменениями, внесенными Приказом МВД России от 8 сентября 2016 г. № 526 (зарегистрирован в Минюсте России 25 ноября 2016 года, регистрационный № 44426).
6.18. Приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» 4.
4Зарегистрирован в Минюсте России 6 ноября 2014 года, регистрационный № 34570, с изменениями, внесенными Приказом МВД России от 7 ноября 2016 г. № 708 (зарегистрирован в Минюсте России 1 декабря 2016 года, регистрационный № 44510).
6.19. Приказом МВД России от 5 июня 2017 г. № 355 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» 5.
5Зарегистрирован в Минюсте России 12 июля 2017 года, регистрационный № 47380.
6.20. Приказом МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» 6.
6Зарегистрирован в Минюсте России 19 октября 2017 года, регистрационный № 48613.
7. Предметом контроля является соблюдение гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, Правил регистрации.
8. Контроль за соблюдением Правил регистрации осуществляется в целях обеспечения выполнения обязательных требований к регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации:
гражданами Российской Федерации1, обязанными зарегистрироваться по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации;
1Далее также – «граждане».
нанимателями (собственниками)2 жилых помещений, предоставляющими их для постоянного или временного проживания;
2Под собственниками жилых помещений понимаются физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов;
администрациями гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, медицинских организаций или других подобных учреждений, осуществляющих регистрацию граждан по месту пребывания.
9. При осуществлении контроля выявляются следующие лица3:
3Далее – «проверяемые лица».
граждане, проживающие по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации;
наниматели (собственники) жилых помещений, допустившие проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без регистрации;
наниматели (собственники) жилых помещений, нарушившие без уважительных причин установленные законодательством Российской Федерации сроки уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина Российской Федерации без регистрации по месту пребывания или по месту жительства или представившие в органы регистрационного учета заведомо недостоверные сведения о регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства;
лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в случае нарушения ими установленных законодательством Российской Федерации сроков представления в органы регистрационного учета документов для регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства либо представления в орган регистрационного учета заведомо недостоверных документов для регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства;
наниматели (собственники) жилых помещений, зарегистрировавшие гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо по месту жительства без намерения предоставить ему это жилое помещение для постоянного или временного проживания;
должностные лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели, допустившие иные нарушения Правил регистрации.
10. Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, Правил регистрации включает в себя действия сотрудников (сотрудника) по установлению фактов исполнения (неисполнения) законодательства Российской Федерации в сфере регистрационного учета и осуществляется:
10.1. В отношении граждан Российской Федерации, нанимателей (собственников) жилых помещений, являющихся физическими лицами, лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», а также при предоставлении государственных услуг в сфере регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
10.2. В отношении лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, исполняющих такие обязанности от имени юридического лица, собственников жилых (нежилых) помещений, являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, путем проведения выездных и документарных (плановых и внеплановых) проверок в порядке, предусмотренном Административным регламентом1.
1Далее – «проверка».
10.3. В отношении должностных лиц организаций, независимо от организационно-правовой формы, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регистрационный учет граждан по месту пребывания, путем проведения проверок.
11. Сотрудники, уполномоченные на исполнение государственной функции, имеют право:
11.1. Проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, являющихся предметом контроля.
11.2. Запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу от государственных органов, органов местного самоуправления и органгоаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.
11.3. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.
11.4. Составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
11.5. Использовать информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.
11.6. Вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений.
11.7. Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с проверкой государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами.
11.8. Требовать от руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя:
11.8.1. Документы и сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации в сфере регистрационного учета, подтверждающие надлежащее исполнение гражданами, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, Правил регистрации.
11.8.2. Иные документы и сведения, относящиеся к предмету проверки и необходимые для целей проверки.
11.9. Запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки.
11.10. Запрашивать и получать от иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций документы и (или) информацию, в Распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации1.
1Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 724-р об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, в Распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация. Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 18, ст. 2647; № 42, ст. 5972; 2017, № 32, ст. 5152; № 35, ст. 5385.
11.11. Выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
11.12. Направлять предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
11.13. Сотрудники, имеющие специальные звания полиции, при исполнении государственной функции реализуют права, закрепленные в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
12. При исполнении государственной функции сотрудники обязаны:
12.1. Выявлять причины административных правонарушений в сфере регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению.
12.2. Пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
12.3. Изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам.
12.4. Уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.
12.5. В ходе исполнения государственной функции сотрудники, осуществляющие проверку, обязаны:
12.5.1. Своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований.
12.5.2. Соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится.
12.5.3. Проводить проверку на основании Распоряжения руководителя (начальника), заместителя руководителя (начальника) органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением.
12.5.4. Проводить проверку только во время исполнения служебных (должностных) обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебного удостоверения и копии Распоряжения о проведении проверки по типовой форме Распоряжения или Приказа органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя1, изданного в соответствии с требованиями Административного регламента, и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», копии документа о согласовании проведения проверки.
1Утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (зарегистрирован в Минюсте России 13 мая 2009 года, регистрационный № 13915), с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 24 мая 2010 г. № 199 (зарегистрирован в Минюсте России 6 июля 2010 года, регистрационный № 17702), от 30 сентября 2011 г. № 532 (зарегистрирован в Минюсте России 10 ноября 2011 года, регистрационный № 22264) и от 30 сентября 2016 г. № 620 (зарегистрирован в Минюсте России 24 октября 2016 года, регистрационный № 44118). Далее – «типовая форма».
12.5.5. Не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
12.5.6. Предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки.
12.5.7. Знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки.
12.5.8. Знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
12.5.9. Учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.
12.5.10. Доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
12.5.11. Соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
12.5.12. Не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
12.5.13. Перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями Административного регламента (при его наличии).
12.5.14. Осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя.
12.5.15. При выявлении в ходе проверки признаков состава преступления принимать решение в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации1.
1Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2018, № 1, ст. 52, 53, 84, 85; № 9, ст. 1284, 1288. Далее – «УПК».
12.5.16. Сотрудники, имеющие специальные звания полиции, при исполнении государственной функции выполняют обязанности, закрепленные в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
13. При проведении проверки сотрудники не вправе:
13.1. Проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям полиции.
13.2. Проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации.
13.3. Проверять выполнение обязательных требований, установленных правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
13.4. Осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения внеплановой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
13.5. Требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.
13.6. Распространять информацию, полученную в результате проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
13.7. Превышать установленные сроки проведения проверки.
13.8. Осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
13.9. Требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в Распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень.
13.10. Требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Территориальный орган МВД России после издания Распоряжения или Приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (проверки)
14. Лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, имеют право:
14.1. Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации1, приведшие к нарушению их прав и свобод, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации или в суд2.
1Далее – «органы внутренних дел».
2Статья 53 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
14.2. На возмещение в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, вреда, причиненного противоправными действиями или бездействием должностных лиц органов внутренних дел3.
3Часть 3 статьи 33 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
14.3. Не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников4.
4Часть 1 статьи 51 Конституции Российской Федерации.
14.4. Давать показания на родном языке или на языке, которым владеет, а также пользоваться услугами переводчика.
5Часть 2 статьи 24.2, статья 25.6 КоАП, статьи 18, 42, 44, 46, 47, 54, 56 УПК.
14.5. Пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
15. Лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, обязаны:
15.1. Соблюдать относящиеся к ним требования Правил регистрации.
15.2. Выполнять законные требования сотрудника (сотрудников), осуществляющего (осуществляющих) мероприятия по контролю.
15.3. Представлять по требованию сотрудников:
15.3.1. Документы, удостоверяющие личность гражданина.
15.3.2. Документы, подтверждающие основания их нахождения (проживания) в жилом помещении (помещении).
15.4. Не препятствовать законному посещению помещений и другим мероприятиям по контролю.
16. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель, при проведении проверки имеют право:
16.1. Непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
16.2. Получать от органов внутренних дел, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
16.3. Знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами внутренних дел, их должностными лицами в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в Распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация.
16.4. Представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в органы внутренних дел по собственной инициативе.
16.5. Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями сотрудников.
16.6. Обжаловать действия (бездействие) сотрудников, повлекшие за собой нарушение их прав при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16.7. Привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
17. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в отношении которых осуществляется проверка, обязаны:
17.1. Выполнять законные требования сотрудника (сотрудников), осуществляющего (осуществляющих) проверку.
17.2. Обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц при проведении проверки; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований.
17.3. Предоставить сотрудникам, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки.
17.4. Обеспечить доступ проводящих выездную проверку сотрудников на территорию, в используемые при осуществлении деятельности здания, строения, помещения.
18. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители, индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения законодательства Российской Федерации, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
19. Нарушение (неисполнение) физическим лицом обязанностей в сфере регистрационного учета, в том числе непредставление информации или документов, необходимых для осуществления проверки, влечет привлечение его к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
20. Результатом исполнения государственной функции является:
20.1. Обеспечение выполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере регистрационного учета.
20.2. Выявление административных правонарушений и преступлений в сфере регистрационного учета.
20.3. Привлечение лиц, виновных в совершении административных правонарушений в сфере регистрационного учета, к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
20.4. Выявление и принятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений и преступлений в сфере регистрационного учета.