1. Заседания Государственной Думы проводятся в соответствии с примерной программой законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию, календарем рассмотрения вопросов Государственной Думой на текущий месяц и порядком работы очередного (дополнительного) заседания Государственной Думы.
(Часть в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 25 января 2013 года № 1672-6 ГД. – См. предыдущую редакцию.)
1.1. Примерная программа законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию формируется Советом Государственной Думы по предложениям фракций, комитетов Государственной Думы. Примерная программа законопроектной работы Государственной Думы включает в себя примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, и программу законопроектной работы комитетов Государственной Думы. Примерная программа законопроектной работы Государственной Думы в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, подлежит утверждению Государственной Думой на одном из первых заседаний текущей сессии. Соответствующее решение палаты оформляется Постановлением Государственной Думы. Программа законопроектной работы комитетов Государственной Думы утверждается решениями комитетов Государственной Думы. В течение сессии комитеты Государственной Думы вносят в Совет Государственной Думы предложения о включении в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы законопроектов, внесенных в Государственную Думу. Предложения о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, вносятся с учетом положений части первой-2 настоящей статьи. Контроль за соблюдением сроков подготовки законопроектов, включенных в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы, по поручению Председателя Государственной Думы осуществляется заместителями Председателя Государственной Думы. По поручению заместителей Председателя Государственной Думы комитеты Государственной Думы представляют отчеты о выполнении ими примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию.
(Часть дополнительно включена Постановлением Государственной Думы от 25 января 2013 года № 1672-6 ГД; в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 2 июля 2014 года № 4718-6 ГД; в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 18 декабря 2015 года № 7895-6 ГД. – См. предыдущую редакцию.)
1.2. В примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, включаются:
а) законопроекты, внесенные в Государственную Думу Президентом Российской Федерации;
б) проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
в) законопроекты, внесенные в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в случае необходимости оперативного законодательного регулирования в социально-экономической сфере;
г) проекты федеральных законов о ратификации, прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 21 декабря 2017 года № 3227-7 ГД. – См. предыдущую редакцию.)
д) законопроекты, необходимость принятия которых вытекает из федеральных конституционных законов и федеральных законов или из решений Конституционного Суда Российской Федерации;
е) законопроекты, внесенные в Государственную Думу во исполнение ежегодных посланий Федеральному Собранию Российской Федерации и поручений Президента Российской Федерации;
е.1) законопроекты, внесенные в Государственную Думу Советом Федерации;
(Пункт дополнительно включен Постановлением Государственной Думы от 02.12.2016 № 334-7 ГД.)
е.2) законопроекты, внесенные в Государственную Думу совместно членом Совета Федерации, являющимся Председателем Совета Федерации, и депутатом Государственной Думы, являющимся Председателем Государственной Думы;
(Пункт дополнительно включен Постановлением Государственной Думы от 02.12.2016 № 334-7 ГД.)
ж) законопроекты, внесенные в Государственную Думу во исполнение поручений Председателя Государственной Думы;
з) иные законопроекты по решению Совета Государственной Думы.
(Часть дополнительно включена Постановлением Государственной Думы от 25 января 2013 года № 1672-6 ГД; в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 2 июля 2014 года № 4718-6 ГД. – См. предыдущую редакцию.)
1.3. Фракции, комитеты Государственной Думы вправе предлагать для включения в проект указанной в части первой.2 настоящей статьи примерной программы иные законопроекты, внесенные в Государственную Думу. Законопроекты включаются в примерную программу с указанием тематических блоков (государственное строительство и конституционные права граждан; экономическая политика; социальная политика; бюджетное, налоговое, финансовое законодательство; оборона и безопасность; ратификация международных договоров Российской Федерации).
(Часть дополнительно включена Постановлением Государственной Думы от 25 января 2013 года № 1672-6 ГД.)
2. Проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц формируется Советом Государственной Думы по предложениям комитетов Государственной Думы на основе примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию. Включение законопроектов в проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой осуществляется, как правило, исходя из последовательности поступления законопроектов в Государственную Думу. Законопроекты, рассматриваемые в первом чтении, включаются в календарь рассмотрения вопросов с указанием тематических блоков, определенных частями первой.2 и первой.3 настоящей статьи. Календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц утверждается на заседании палаты. Соответствующее решение палаты оформляется Постановлением Государственной Думы. Обоснованные предложения о внесении изменений в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой предварительно представляются в Совет Государственной Думы в письменной форме комитетами, комиссиями, фракциями, депутатами Государственной Думы. Совет Государственной Думы принимает решение о внесении изменений в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой или об отклонении данного предложения.
(Часть в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 25 января 2013 года № 1672-6 ГД; в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 18 декабря 2015 года № 7895-6 ГД. – См. предыдущую редакцию.)
3. Проект порядка работы очередного (дополнительного) заседания Государственной Думы формируется Советом Государственной Думы по предложениям комитетов Государственной Думы на основе примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на текущий месяц с учетом положений части первой статьи 51 настоящего Регламента. В проект порядка работы заседания Государственной Думы законопроекты включаются в следующей последовательности:
(Абзац в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 2 июля 2014 года № 4718-6 ГД. – См. предыдущую редакцию.)
а) законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении;
б) законопроекты, рассматриваемые во втором чтении;
в) законопроекты, рассматриваемые в первом чтении.
(Часть в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 25 января 2013 года № 1672-6 ГД. – См. предыдущую редакцию.)
3.1. Часть дополнительно включена Постановлением Государственной Думы от 20 января 2010 года № 3097-5 ГД, утратила силу – Постановление Государственной Думы от 20 сентября 2017 года № 2242-7 ГД. – См. предыдущую редакцию.
4. При обсуждении проекта порядка работы заседания Государственной Думы депутаты Государственной Думы вправе вносить мотивированные предложения о внесении изменений в проект порядка работы заседания палаты. При наличии таких предложений проект порядка работы пленарного заседания принимается за основу большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После внесения всех указанных предложений председательствующий ставит их на голосование в порядке поступления. Порядок работы пленарного заседания утверждается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
(Часть в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 2 июля 2014 года № 4718-6 ГД. – См. предыдущую редакцию.)
5. На обсуждение изменений, вносимых в проект порядка работы заседания Государственной Думы, отводится не более 25 минут. Это время может быть продлено решением палаты, принятым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (часть в редакции Постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД; в редакции Постановления Государственной Думы от 20 января 2010 года № 3097-5 ГД – см. предыдущую редакцию).
6. В случае, если на заседании Государственной Думы порядок работы пленарного заседания был рассмотрен не в полном объеме, Совет Государственной Думы при формировании проекта порядка работы следующего заседания палаты включает эти вопросы в качестве первоочередных в соответствии с последовательностью, установленной статьями 50 и 51 настоящего Регламента.
1. В первоочередном порядке на заседании Государственной Думы рассматриваются:
а) законопроекты, подлежащие первоочередному рассмотрению в соответствии с примерной программой законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;
б) федеральные конституционные законы и федеральные законы, возвращенные в Государственную Думу на повторное рассмотрение в порядке, предусмотренном статьями 105 и 107 Конституции Российской Федерации;
в) нормативные правовые акты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, имеющие статус законодательной рекомендации Союза;
г) проекты постановлений о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;
д) проекты постановлений Государственной Думы по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Государственной Думы;
е) проекты постановлений Государственной Думы о Регламенте Государственной Думы и о внесении в него изменений.
(Часть в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 2 июля 2014 года № 4718-6 ГД. – См. предыдущую редакцию.)
2. Иные законопроекты и вопросы могут рассматриваться в первоочередном порядке по решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа депутатов палаты.
(Часть в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 2 июля 2014 года № 4718-6 ГД. – См. предыдущую редакцию.)
1. Председательствующий на заседании Государственной Думы:
а) руководит общим ходом заседания в соответствии с настоящим Регламентом;
б) предоставляет слово для выступления в порядке поступления зарегистрированных заявок в соответствии с порядком работы Государственной Думы, требованиями настоящего Регламента либо в ином порядке, определенном решением Государственной Думы;
в) предоставляет слово вне порядка работы заседания Государственной Думы только для внесения процедурного вопроса и по порядку ведения заседания;
г) обеспечивает выполнение организационных решений Государственной Думы;
д) ставит на голосование каждое предложение депутатов Государственной Думы в порядке поступления;
е) проводит голосование и оглашает его результаты;
ж) контролирует ведение протоколов и стенограмм заседаний Государственной Думы и подписывает указанные протоколы.
2. Председательствующий на заседании Государственной Думы вправе:
а) в случае нарушения положений настоящего Регламента предупреждать депутата Государственной Думы, а при повторном нарушении лишать его слова. Депутат Государственной Думы, допустивший грубые, оскорбительные выражения в адрес председательствующего, других депутатов, лишается слова без предупреждения;
б) предупреждать депутата Государственной Думы, выступающего по порядку ведения заседания, в случае его отклонения от темы выступления, а при повторном нарушении лишать его слова. Под порядком ведения заседания понимается соблюдение председательствующим настоящего Регламента. Депутат Государственной Думы, выступающий по порядку ведения заседания, обязан указать, в чем выразилось нарушение Регламента председательствующим, с указанием нарушенной нормы;
в) указывать на допущенные в ходе заседания нарушения положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, настоящего Регламента, а также исправлять фактические ошибки, допущенные в выступлениях;
г) удалять из зала заседаний приглашенных лиц, мешающих работе Государственной Думы.
1. Председательствующий на заседании Государственной Думы не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления депутатов Государственной Думы, давать характеристику выступающим.
2. Если председательствующий считает необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он записывается в общем порядке для выступления и передает одному из заместителей Председателя Государственной Думы функции председательствующего до принятия решения по данному вопросу.
3. Участвуя в открытом голосовании без использования электронной системы, председательствующий голосует последним.
4. При нарушении председательствующим требований настоящего Регламента Государственная Дума вправе большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы назначить другого председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу.
1. Работа в Государственной Думе осуществляется на русском языке. Депутат Государственной Думы, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.
2. Депутат Государственной Думы выступает с трибуны, от установленного в зале микрофона или со своего рабочего места в зале заседаний.
3. Во время работы в Государственной Думе депутаты должны носить деловую одежду, соответствующую официальному характеру деятельности Государственной Думы.
1. Заседания Государственной Думы проводятся в рабочие дни:
а) по вторникам с 10 до 18 часов с перерывами с 12 часов до 12 часов 30 минут и с 15 до 16 часов;
(Пункт в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 20 сентября 2017 года № 2242-7 ГД; в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 23 марта 2018 года № 3657-7 ГД. – См. предыдущую редакцию.)
б) по четвергам с 10 до 15 часов с перерывом с 12 часов до 12 часов 30 минут.
(Пункт в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 20 сентября 2017 года № 2242-7 ГД; в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 23 марта 2018 года № 3657-7 ГД. – См. предыдущую редакцию.)
2. Государственная Дума и Совет Государственной Думы могут принять решение об ином времени проведения заседаний Государственной Думы.
(Часть в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 21 сентября 2012 года № 822-6 ГД. – См. предыдущую редакцию.)
3. Председательствующий на заседании Государственной Думы вправе без голосования продлить заседание Государственной Думы до принятия окончательного решения по вопросу, обсуждение которого было начато в основное время заседания палаты (часть в редакции, введенной в действие с 30 августа 2010 года Постановлением Государственной Думы от 9 июля 2010 года № 3996-5 ГД, – см. предыдущую редакцию).
1. Продолжительность докладов, содокладов и заключительного слова устанавливается председательствующим на заседании Государственной Думы по согласованию с докладчиками и содокладчиками, но не должна превышать 15 минут для доклада, пять минут для содоклада и пять минут для заключительного слова, если иное не установлено настоящим Регламентом.
(Часть в редакции Постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 6 декабря 2000 года № 875-III ГД; дополнена Постановлением Государственной Думы от 26 ноября 2010 года № 4502-5 ГД; в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 13 апреля 2012 года № 268-6 ГД – см. предыдущую редакцию.)
2. Выступающему в ходе обсуждения вопроса на заседании Государственной Думы предоставляется до семи минут, если иное не установлено настоящим Регламентом. Для выступлений депутата Государственной Думы по процедурным вопросам и выступлений с обоснованием необходимости принятия или отклонения внесенных им поправок к законопроекту или проекту иного решения палаты, по кандидатурам, по мотивам голосования, для ответов на вопросы, сообщений, справок предоставляется до трех минут, для вопросов, выступлений по проекту порядка работы заседания Государственной Думы и порядку ведения заседания Государственной Думы, оглашения номера поправки (номеров поправок) при наличии возражений против рекомендаций ответственного комитета об их принятии или отклонении, оглашения предложений о даче поручений Государственной Думы, выступлений с обоснованием необходимости отклонения предложений о даче поручений Государственной Думы – не более одной минуты.
(Часть в редакции Постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 23 апреля 2004 года № 451-IV ГД; в редакции Постановления Государственной Думы от 20 января 2010 года № 3097-5 ГД; дополнена Постановлением Государственной Думы от 26 ноября 2010 года № 4502-5 ГД; в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 13 апреля 2012 года № 268-6 ГД; в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 21 сентября 2012 года № 822-6 ГД – см. предыдущую редакцию.)
3. По истечении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего, а затем вправе прервать его выступление.
4. Каждый депутат Государственной Думы должен придерживаться темы обсуждаемого вопроса. Если он отклоняется от нее, председательствующий вправе напомнить ему об этом. Если замечание депутатом не учтено, председательствующий может прервать выступление депутата.
5. С согласия большинства присутствующих на заседании депутатов Государственной Думы председательствующий может установить общую продолжительность обсуждения вопроса, включенного в порядок работы заседания Государственной Думы, продлить время выступления.
(Часть в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 13 апреля 2012 года № 268-6 ГД – см. предыдущую редакцию.)
(утратила силу – Постановление Государственной Думы от 13 апреля 2012 года № 268-6 ГД – см. предыдущую редакцию)
1. Никто не вправе выступать на заседании Государственной Думы без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается председательствующим слова без предупреждения.
2. Депутаты Государственной Думы, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные ими и завизированные председательствующим на заседании тексты выступлений к стенограмме заседания Государственной Думы (часть в редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД – см. предыдущую редакцию).
1. Обсуждение вопроса, включенного в порядок работы заседания Государственной Думы, может быть прекращено по истечении времени, установленного палатой, либо по решению Государственной Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании.
(Часть в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 13 апреля 2012 года № 268-6 ГД – см. предыдущую редакцию.)
2. Председательствующий, получив предложение о прекращении обсуждения вопроса, информирует депутатов Государственной Думы о числе записавшихся и выступивших, выясняет, кто из записавшихся, но не выступивших представителей фракций настаивает на выступлении, и с одобрения депутатов предоставляет им слово.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2007 года Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 9 октября 2007 года № 5134-4 ГД; в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 13 апреля 2012 года № 268-6 ГД – см. предыдущую редакцию.)
3. По окончании обсуждения вопроса докладчик и содокладчик имеют право на заключительное слово.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2007 года Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 9 октября 2007 года № 5134-4 ГД; в редакции Постановления Государственной Думы от 26 ноября 2010 года № 4502-5 ГД; в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 13 апреля 2012 года № 268-6 ГД – см. предыдущую редакцию.)
4. Депутаты Государственной Думы, которые не смогли выступить в связи с принятием решения о прекращении обсуждения вопроса, вправе приобщить подписанные ими и завизированные председательствующим на заседании тексты выступлений к стенограмме заседания Государственной Думы.
(Часть дополнительно включена Постановлением Государственной Думы от 13 апреля 2012 года № 268-6 ГД.)
1. В целях получения дополнительной информации для подготовки вопросов к рассмотрению палатой Государственная Дума вправе дать поручение Председателю Государственной Думы, его заместителям, комитетам, комиссиям, Руководителю Аппарата Государственной Думы. Такие поручения даются по предложению председательствующего на заседании палаты, а также по предложениям фракций, комитетов, комиссий, депутатов Государственной Думы (часть в редакции Постановления Государственной Думы от 20 января 2010 года № 3097-5 ГД – см. предыдущую редакцию).
2. Проекты поручений Государственной Думы, подписанные их инициаторами, распространяются среди депутатов Государственной Думы на заседаниях Государственной Думы (часть в редакции Постановления Государственной Думы от 20 января 2010 года № 3097-5 ГД – см. предыдущую редакцию).
2.1. Часть дополнительно включена Постановлением Государственной Думы от 14 января 2011 года № 4752-5 ГД; утратила силу – Постановление Государственной Думы от 21 октября 2016 года № 68-7 ГД. – См. предыдущую редакцию.
3. Во время рассмотрения проекта поручения Государственной Думы его инициатор (если инициатором проекта поручения является комитет, комиссия, фракция, – представитель инициатора) или депутат Государственной Думы, которому передано право представлять поручение, оглашает текст проекта соответствующего поручения. В случае отсутствия инициатора (представителя инициатора) или депутата Государственной Думы, которому передано право представлять поручение, проект поручения Государственной Думы снимается с рассмотрения палаты. При наличии возражений соответствующий проект поручения ставится на голосование. Перед голосованием Председатель Государственной Думы, его заместитель, уполномоченный представитель комитета, комиссии, которым в соответствии с частью первой настоящей статьи предлагается дать поручение Государственной Думы, вправе выступить с обоснованием своей позиции. Решение о даче поручения Государственной Думы принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (часть в редакции Постановления Государственной Думы от 20 января 2010 года № 3097-5 ГД; дополнена Постановлением Государственной Думы от 14 января 2011 года № 4752-5 ГД – см. предыдущую редакцию).
4. Поручение оформляется протокольной записью, удостоверяемой председательствующим на заседании. Выписка из протокола в течение суток направляется Аппаратом Государственной Думы исполнителю, который не позднее чем через 15 дней или в иной установленный палатой срок со дня получения поручения информирует Председателя Государственной Думы и инициатора поручения о результатах его выполнения. Информация о результатах выполнения поручений размещается в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы (часть в редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 февраля 2009 года № 1680-5 ГД – см. предыдущую редакцию).