Порядок взаимоотношений Государственной Думы и Центрального банка Российской Федерации (Банка России) регулируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и настоящим Регламентом (статья дополнена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД).
1. Законопроекты о внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» по вопросам, касающимся налогообложения Банка России, взаимоотношений Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления, международной и внешнеэкономической деятельности Банка России, предварительно рассматриваются на заседании Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам (часть в редакции Постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 20 февраля 2004 года № 131-IV ГД; в редакции Постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 25 апреля 2008 года № 425-5 ГД – см. предыдущую редакцию).
2. Законопроекты о внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» по вопросам, касающимся организации наличного денежного обращения, банковского регулирования и надзора, взаимоотношений Банка России с кредитными организациями, организации безналичных расчетов, предварительно рассматриваются на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку (часть в редакции Постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 20 февраля 2004 года № 131-IV ГД; в редакции Постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 24 декабря 2007 года № 8-5 ГД – см. предыдущую редакцию).
3. Законопроекты о внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» по вопросам, касающимся статуса, полномочий и ответственности Банка России, капитала Банка России, органов управления Банком России, принципов организации Банка России, служащих Банка России, операций Банка России, отчетности Банка России, аудита Банка России, предварительно рассматриваются на совместном заседании Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. При рассмотрении в первом чтении законопроектов по вопросам, касающимся полномочий и ответственности Банка России, органов управления Банком России, распределения прибыли Банка России, принципов организации Банка России, служащих Банка России, Государственная Дума заслушивает содоклад представителя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку (часть в редакции Постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 20 февраля 2004 года № 131-IV ГД; в редакции Постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 24 декабря 2007 года № 8-5 ГД; в редакции Постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 25 апреля 2008 года № 425-5 ГД – см. предыдущую редакцию).
4. По вопросам, указанным в частях первой, второй и третьей настоящей статьи, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству готовит заключения, которые направляет в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитет Государственной Думы по финансовому рынку. При рассмотрении законопроектов по указанным вопросам Государственная Дума заслушивает содоклад представителя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.
(Часть в редакции Постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 2 апреля 2004 года № 329-IV ГД; в редакции Постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 24 декабря 2007 года № 8-5 ГД; в редакции Постановления Государственной Думы от 21 декабря 2011 года № 6-6 ГД; в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 5 октября 2016 года № 5-7 ГД. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья в редакции Постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД.)
1. В соответствии со статьей 83 (пункт «г») Конституции Российской Федерации кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации представляет Президент Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации представляет на рассмотрение Государственной Думы кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий Председателя Центрального банка Российской Федерации.
3. Кандидатура для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты (часть дополнительно включена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД; в редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД; в редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 24 декабря 2007 года № 8-5 ГД; в редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 25 апреля 2008 года № 425-5 ГД – см. предыдущую редакцию).
4. В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры, представленной для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации, Президент Российской Федерации в течение двух недель вновь представляет кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации. Одна кандидатура не может быть представлена более двух раз.
5. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации Президент Российской Федерации представляет на рассмотрение Государственной Думы кандидатуру для назначения на указанную должность в течение двух недель со дня освобождения от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.
1. Кандидат для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее.
2. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций и комитетов палаты (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2007 года постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 9 октября 2007 года № 5134-4 ГД, – см. предыдущую редакцию).
3. Председатель Центрального банка Российской Федерации считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.
4. Повторное рассмотрение той же кандидатуры или рассмотрение новой кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации проводится в порядке, предусмотренном статьями 167 и 168 настоящего Регламента (часть в редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД).
1. В соответствии со статьей 83 (пункт «г») Конституции Российской Федерации вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации ставится Президентом Российской Федерации.
2. Представление Президента Российской Федерации об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты (часть дополнительно включена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД; в редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД; в редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 24 декабря 2007 года № 8-5 ГД; в редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 25 апреля 2008 года № 425-5 ГД – см. предыдущую редакцию).
3. Решение об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.
1. Члены Совета директоров Центрального банка Российской Федерации (далее – Совет директоров) назначаются на должность Государственной Думой по представлению Председателя Центрального банка Российской Федерации, согласованному с Президентом Российской Федерации.
2. Кандидатура для назначения в Совет директоров предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты (часть дополнительно включена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД; в редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД; в редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 24 декабря 2007 года № 8-5 ГД; в редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 25 апреля 2008 года № 425-5 ГД – см. предыдущую редакцию).
3. Кандидат для назначения в Совет директоров выступает перед Государственной Думой с изложением своих взглядов на предстоящую деятельность.
4. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по обсуждаемой кандидатуре, выступать за или против нее.
5. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций и комитетов палаты (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2007 года постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 9 октября 2007 года № 5134-4 ГД, – см. предыдущую редакцию).
6. Член Совета директоров считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
7. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.
8. Часть исключена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД.
1. В случае, если срок полномочий членов Совета директоров не истек, они освобождаются от должности Государственной Думой по представлению Председателя Центрального банка Российской Федерации.
2. Представление Председателя Центрального банка Российской Федерации об освобождении от должности члена (членов) Совета директоров предварительно рассматривается на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты (часть дополнительно включена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД; в редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД; в редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 24 декабря 2007 года № 8-5 ГД; в редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 25 апреля 2008 года № 425-5 ГД – см. предыдущую редакцию).
3. Решение по данному вопросу принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
4. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.
1. Кандидатуры для избрания трех представителей Государственной Думы в состав Национального финансового совета – коллегиального органа Банка России выдвигаются депутатами Государственной Думы из числа депутатов Государственной Думы. Письма депутата (депутатов) Государственной Думы, руководителей фракций в Государственной Думе, содержащие предложения о кандидатурах в состав Национального финансового совета, направляются в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку в течение 30 дней со дня проведения первого заседания Государственной Думы нового созыва.
2. Срок полномочий представителя Государственной Думы в Национальном финансовом совете не может превышать срок полномочий Государственной Думы данного созыва.
3. Полномочия депутата Государственной Думы – представителя Государственной Думы в Национальном финансовом совете могут быть прекращены досрочно и он может быть отозван из Национального финансового совета на основании представления, внесенного Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты.
4. В случае досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы – представителя Государственной Думы в Национальном финансовом совете или в случае отзыва Государственной Думой представителя из Национального финансового совета письма депутата (депутатов) Государственной Думы, руководителей фракций в Государственной Думе, содержащие предложения о кандидатурах в состав Национального финансового совета, направляются в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку в течение 30 дней со дня принятия постановления Государственной Думы о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы или об отзыве представителя Государственной Думы из Национального финансового совета.
5. Кандидатуры в состав Национального финансового совета предварительно рассматриваются на заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку. Данный комитет вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты.
6. Кандидат в состав Национального финансового совета выступает перед Государственной Думой с изложением своих взглядов на предстоящую деятельность в качестве представителя Государственной Думы в Национальном финансовом совете.
7. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по обсуждаемой кандидатуре, выступать за или против нее.
8. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций и комитетов палаты.
9. Решение Государственной Думы по вопросу формирования Национального финансового совета считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Способ голосования определяется Государственной Думой в ходе обсуждения данного вопроса.
(Статья в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 9 ноября 2016 года № 172-7 ГД. – См. предыдущую редакцию.)
1. Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.
2. Государственная Дума направляет годовой отчет Банка России Президенту Российской Федерации, а также на заключение в Правительство Российской Федерации.
3. Государственная Дума рассматривает годовой отчет Банка России до 1 июля года, следующего за отчетным.
4. Годовой отчет Банка России предварительно рассматривается на заседаниях (совместных или раздельных) Комитета Государственной Думы по финансовому рынку и Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты. Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству готовит заключение по указанному вопросу, которое направляет в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку.
(Часть дополнительно включена Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД; в редакции Постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 25 апреля 2008 года № 425-5 ГД; в редакции Постановления Государственной Думы от 21 декабря 2011 года № 6-6 ГД; в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 5 октября 2016 года № 5-7 ГД. – См. предыдущую редакцию.)
5. При рассмотрении годового отчета Банка России Государственная Дума заслушивает доклад Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Банка России, а также содоклады представителей Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.
(Часть в редакции Постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД; в редакции Постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 2 апреля 2004 года № 329-IV ГД; в редакции Постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 24 декабря 2007 года № 8-5 ГД; в редакции Постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 25 апреля 2008 года № 425-5 ГД; в редакции Постановления Государственной Думы от 21 декабря 2011 года № 6-6 ГД; в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 5 октября 2016 года № 5-7 ГД. – См. предыдущую редакцию.)
6. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы Председателю Центрального банка Российской Федерации и его содокладчику (содокладчикам), высказывать свое мнение о деятельности Банка России и его годовом отчете.
7. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций и комитетов палаты (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2007 года Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 9 октября 2007 года № 5134-4 ГД, – см. предыдущую редакцию).
8. По итогам рассмотрения годового отчета Банка России Государственная Дума принимает постановление.
1. Банк России ежегодно не позднее 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период (часть в редакции Постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 2 апреля 2004 года № 329-IV ГД; в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 20 апреля 2007 года № 4464-4 ГД, – см. предыдущую редакцию).
2. Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (часть в редакции Постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 2 апреля 2004 года № 329-IV ГД; в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 20 апреля 2007 года № 4464-4 ГД, – см. предыдущую редакцию).
3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики предварительно рассматриваются на совместном заседании Комитета Государственной Думы по финансовому рынку и Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку вносит проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты. Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству готовит заключение по указанному вопросу, которое направляет в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку.
(Часть дополнительно включена Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД; в редакции Постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 25 апреля 2008 года № 425-5 ГД; в редакции Постановления Государственной Думы от 21 декабря 2011 года № 6-6 ГД; в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 5 октября 2016 года № 5-7 ГД. – См. предыдущую редакцию.)
4. При рассмотрении основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Государственная Дума заслушивает доклад Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Банка России, а также содоклады представителей Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.
(Часть в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 5 апреля 2001 года № 1338-III ГД; в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 2 апреля 2004 года № 329-IV ГД; в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 24 декабря 2007 года № 8-5 ГД; в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 25 апреля 2008 года № 425-5 ГД; в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 21 декабря 2011 года № 6-6 ГД; в редакции, введенной в действие Постановлением Государственной Думы от 5 октября 2016 года № 5-7 ГД. – См. предыдущую редакцию.)
5. Депутаты Государственной Думы, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы Председателю Центрального банка Российской Федерации и его содокладчику (содокладчикам), высказывать свое мнение по основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики и деятельности Банка России.
6. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям фракций и комитетов палаты (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2007 года Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 9 октября 2007 года № 5134-4 ГД, – см. предыдущую редакцию).
7. По итогам рассмотрения основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Государственная Дума принимает постановление.
(утратила силу – постановление Государственной Думы Федерального Собрания России от 2 апреля 2004 года № 329-IV ГД – см. предыдущую редакцию)