1. Заседания Государственной Думы проводятся в соответствии с разработанной Советом Государственной Думы и заблаговременно разосланной депутатам Государственной Думы примерной программой законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию, утверждаемой на одном из ее первых заседаний, с календарем рассмотрения вопросов Государственной Думой на текущий месяц, составленным Советом Государственной Думы по предложениям фракций, комитетов и комиссий Государственной Думы, и с порядком работы очередного заседания Государственной Думы, утверждаемыми Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Решения Государственной Думы об утверждении примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц оформляются соответствующими постановлениями палаты (часть в редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД; в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2007 года постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 9 октября 2007 года № 5134-4 ГД, – см. предыдущую редакцию).
2. Проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой и формируемый на его основе проект порядка работы очередного заседания Государственной Думы составляются, как правило, исходя из последовательности поступления законопроектов в Государственную Думу. В проект порядка работы Государственной Думы законопроекты включаются в следующей последовательности:
а) законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении;
б) законопроекты, рассматриваемые во втором чтении;
в) законопроекты, рассматриваемые в первом чтении.
3. Предложения о внесении изменений в календарь рассмотрения вопросов предварительно представляются в Совет Государственной Думы в письменной форме комитетами, комиссиями, фракциями, группами депутатов или отдельными депутатами. Совет Государственной Думы принимает решение о внесении изменений в календарь рассмотрения вопросов или об отклонении данного предложения. В случае отклонения Советом Государственной Думы указанного предложения инициатор предложения вправе внести его непосредственно на заседании Государственной Думы, при этом первым предоставляется слово представителям фракций (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2007 года постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 9 октября 2007 года № 5134-4 ГД, – см. предыдущую редакцию).
3.1. Перед обсуждением проекта порядка работы заседания Государственной Думы на основании обращения фракции ее представителю предоставляется слово для выступления по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам. Выступление представителя фракции не может превышать пять минут (часть дополнительно включена постановлением Государственной Думы от 20 января 2010 года № 3097-5 ГД).
4. При обсуждении проекта порядка работы заседания Государственной Думы депутаты Государственной Думы вправе вносить мотивированные предложения о внесении изменений в проект порядка работы заседания палаты. После внесения всех указанных предложений председательствующий ставит их на голосование в порядке поступления. Преимущественное право вносить предложения в проект порядка работы заседания Государственной Думы предоставляется представителям фракций (часть в редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД; в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2007 года постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 9 октября 2007 года № 5134-4 ГД, – см. предыдущую редакцию).
5. На обсуждение изменений, вносимых в проект порядка работы заседания Государственной Думы, отводится не более 25 минут. Это время может быть продлено решением палаты, принятым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (часть в редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД; в редакции постановления Государственной Думы от 20 января 2010 года № 3097-5 ГД – см. предыдущую редакцию).
6. В случае, если на заседании Государственной Думы порядок работы пленарного заседания был рассмотрен не в полном объеме, Совет Государственной Думы при формировании проекта порядка работы следующего заседания палаты включает эти вопросы в качестве первоочередных в соответствии с последовательностью, установленной статьями 50 и 51 настоящего Регламента.
1. Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат:
а) послания и обращения Президента Российской Федерации;
б) законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
в) проекты федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год и о бюджетной системе;
г) федеральные конституционные законы и федеральные законы, возвращенные в Государственную Думу на повторное рассмотрение в порядке, предусмотренном статьями 105 и 107 Конституции Российской Федерации;
д) нормативные правовые акты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, имеющие статус законодательной рекомендации Союза;
е) проекты федеральных законов о ратификации международных договоров Российской Федерации;
ж) проекты постановлений о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;
з) проекты постановлений Государственной Думы по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Государственной Думы;
и) проекты Регламента Государственной Думы и постановлений Государственной Думы о внесении в него изменений (пункт в редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 20 февраля 2004 года № 131-IV ГД – см. предыдущую редакцию).
2. Иные законопроекты и вопросы могут рассматриваться во внеочередном порядке только по решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа депутатов палаты.
1. Председательствующий на заседании Государственной Думы:
а) руководит общим ходом заседания в соответствии с настоящим Регламентом;
б) предоставляет слово для выступления в порядке поступления зарегистрированных заявок в соответствии с порядком работы Государственной Думы, требованиями настоящего Регламента либо в ином порядке, определенном решением Государственной Думы;
в) предоставляет слово вне порядка работы заседания Государственной Думы только для внесения процедурного вопроса и по порядку ведения заседания;
г) обеспечивает выполнение организационных решений Государственной Думы;
д) ставит на голосование каждое предложение депутатов Государственной Думы в порядке поступления;
е) проводит голосование и оглашает его результаты;
ж) контролирует ведение протоколов и стенограмм заседаний Государственной Думы и подписывает указанные протоколы.
2. Председательствующий на заседании Государственной Думы вправе:
а) в случае нарушения положений настоящего Регламента предупреждать депутата Государственной Думы, а при повторном нарушении лишать его слова. Депутат Государственной Думы, допустивший грубые, оскорбительные выражения в адрес председательствующего, других депутатов, лишается слова без предупреждения;
б) предупреждать депутата Государственной Думы, выступающего по порядку ведения заседания, в случае его отклонения от темы выступления, а при повторном нарушении лишать его слова. Под порядком ведения заседания понимается соблюдение председательствующим настоящего Регламента. Депутат Государственной Думы, выступающий по порядку ведения заседания, обязан указать, в чем выразилось нарушение Регламента председательствующим, с указанием нарушенной нормы;
в) указывать на допущенные в ходе заседания нарушения положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, настоящего Регламента, а также исправлять фактические ошибки, допущенные в выступлениях;
г) удалять из зала заседаний приглашенных лиц, мешающих работе Государственной Думы.
1. Председательствующий на заседании Государственной Думы не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления депутатов Государственной Думы, давать характеристику выступающим.
2. Если председательствующий считает необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он записывается в общем порядке для выступления и передает одному из заместителей Председателя Государственной Думы функции председательствующего до принятия решения по данному вопросу.
3. Участвуя в открытом голосовании без использования электронной системы, председательствующий голосует последним.
4. При нарушении председательствующим требований настоящего Регламента Государственная Дума вправе большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы назначить другого председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу.
1. Работа в Государственной Думе осуществляется на русском языке. Депутат Государственной Думы, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.
2. Депутат Государственной Думы выступает с трибуны, от установленного в зале микрофона или со своего рабочего места в зале заседаний.
3. Во время работы в Государственной Думе депутаты должны носить деловую одежду, соответствующую официальному характеру деятельности Государственной Думы.
1. Заседания Государственной Думы проводятся в рабочие дни:
а) утренние – с 10 до 14 часов с перерывом с 12 часов до 12 часов 30 минут;
б) вечерние – с 16 до 18 часов.
2. Палата может принять решение об ином времени проведения заседаний.
3. Председательствующий на заседании Государственной Думы вправе без голосования продлить заседание Государственной Думы до принятия окончательного решения по вопросу, обсуждение которого было начато в основное время заседания палаты (часть в редакции, введенной в действие с 30 августа 2010 года постановлением Государственной Думы от 9 июля 2010 года № 3996-5 ГД, – см. предыдущую редакцию).
1. Продолжительность докладов, содокладов и заключительного слова устанавливается председательствующим на заседании Государственной Думы по согласованию с докладчиками и содокладчиками, но не должна превышать 15 минут для доклада, 10 минут для содоклада и 10 минут для заключительного слова, если иное не установлено настоящим Регламентом (часть в редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 6 декабря 2000 года № 875-III ГД; дополнена постановлением Государственной Думы от 26 ноября 2010 года № 4502-5 ГД – см. предыдущую редакцию).
2. Выступающим в прениях предоставляется до десяти минут, для повторных выступлений в прениях – до пяти минут, для выступлений депутатов Государственной Думы по процедурным вопросам и выступлений с обоснованием необходимости принятия или отклонения внесенных ими поправок к законопроектам или проектам иных решений палаты, по кандидатурам, по мотивам голосования, для ответов на вопросы, сообщений, справок – до трех минут, для вопросов, выступлений по проекту порядка работы заседания Государственной Думы и порядку ведения заседания Государственной Думы, оглашения предложений о даче поручений Государственной Думы, а также выступлений с обоснованием необходимости отклонения предложений о даче поручений Государственной Думы – не более одной минуты (часть в редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 23 апреля 2004 года № 451-IV ГД; в редакции постановления Государственной Думы от 20 января 2010 года № 3097-5 ГД; дополнена постановлением Государственной Думы от 26 ноября 2010 года № 4502-5 ГД – см. предыдущую редакцию).
3. По истечении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего, а затем вправе прервать его выступление.
4. Каждый депутат Государственной Думы должен придерживаться темы обсуждаемого вопроса. Если он отклоняется от нее, председательствующий вправе напомнить ему об этом. Если замечание депутатом не учтено, председательствующий может прервать выступление депутата.
5. С согласия большинства присутствующих на заседании депутатов Государственной Думы председательствующий может установить общую продолжительность обсуждения вопроса, включенного в повестку заседания, время, отводимое на вопросы и ответы, продлить время выступления.
На заседании Государственной Думы один и тот же депутат может выступать в прениях по одному и тому же вопросу не более двух раз.
1. Никто не вправе выступать на заседании Государственной Думы без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается председательствующим слова без предупреждения.
2. Депутаты Государственной Думы, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные ими и завизированные председательствующим на заседании тексты выступлений к стенограмме заседания Государственной Думы (часть в редакции постановления Государственной Думы Федерального Собрания России от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД – см. предыдущую редакцию).
1. Прения по обсуждаемому вопросу могут быть прекращены по истечении времени, установленного палатой, либо по решению Государственной Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании.
2. Председательствующий, получив предложение о прекращении прений, информирует депутатов Государственной Думы о числе записавшихся и выступивших, выясняет, кто из записавшихся, но не выступивших представителей фракций настаивает на выступлении, и с одобрения депутатов предоставляет им слово (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2007 года постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 9 октября 2007 года № 5134-4 ГД, – см. предыдущую редакцию).
3. После принятия решения о прекращении прений докладчик и содокладчик имеют право на заключительное слово (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2007 года постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 9 октября 2007 года № 5134-4 ГД; в редакции постановления Государственной Думы от 26 ноября 2010 года № 4502-5 ГД – см. предыдущую редакцию).
1. В целях получения дополнительной информации для подготовки вопросов к рассмотрению палатой Государственная Дума вправе дать поручение Председателю Государственной Думы, его заместителям, комитетам, комиссиям, Руководителю Аппарата Государственной Думы. Такие поручения даются по предложению председательствующего на заседании палаты, а также по предложениям фракций, комитетов, комиссий, депутатов Государственной Думы (часть в редакции Постановления Государственной Думы от 20 января 2010 года № 3097-5 ГД – см. предыдущую редакцию).
2. Проекты поручений Государственной Думы, подписанные их инициаторами, распространяются среди депутатов Государственной Думы на заседаниях Государственной Думы (часть в редакции Постановления Государственной Думы от 20 января 2010 года № 3097-5 ГД – см. предыдущую редакцию).
2_1. Депутат Государственной Думы может передать другому депутату Государственной Думы право представлять инициированное им поручение Государственной Думы при рассмотрении его Государственной Думой в связи с отсутствием на заседании палаты по уважительным причинам, определенным частью четвертой статьи 44 настоящего Регламента. Заявление о передаче другому депутату Государственной Думы права представлять соответствующее поручение в связи с отсутствием на заседании палаты с указанием причины своего отсутствия депутат направляет на депутатском бланке на имя Председателя Государственной Думы (часть дополнительно включена Постановлением Государственной Думы от 14 января 2011 года № 4752-5 ГД).
3. Во время рассмотрения проекта поручения Государственной Думы его инициатор (если инициатором проекта поручения является комитет, комиссия, фракция, – представитель инициатора) или депутат Государственной Думы, которому передано право представлять поручение, оглашает текст проекта соответствующего поручения. В случае отсутствия инициатора (представителя инициатора) или депутата Государственной Думы, которому передано право представлять поручение, проект поручения Государственной Думы снимается с рассмотрения палаты. При наличии возражений соответствующий проект поручения ставится на голосование. Перед голосованием Председатель Государственной Думы, его заместитель, уполномоченный представитель комитета, комиссии, которым в соответствии с частью первой настоящей статьи предлагается дать поручение Государственной Думы, вправе выступить с обоснованием своей позиции. Решение о даче поручения Государственной Думы принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (часть в редакции Постановления Государственной Думы от 20 января 2010 года № 3097-5 ГД; дополнена Постановлением Государственной Думы от 14 января 2011 года № 4752-5 ГД – см. предыдущую редакцию).
Во время рассмотрения проекта поручения Государственной Думы его инициатор (если инициатором проекта поручения является комитет, комиссия, фракция, – представитель инициатора) оглашает текст проекта соответствующего поручения. В случае отсутствия инициатора (представителя инициатора) проект поручения Государственной Думы снимается с рассмотрения палаты. При наличии возражений соответствующий проект поручения ставится на голосование. Перед голосованием Председатель Государственной Думы, его заместитель, уполномоченный представитель комитета, комиссии, которым в соответствии с частью первой настоящей статьи предлагается дать поручение Государственной Думы, вправе выступить с обоснованием своей позиции. Решение о даче поручения Государственной Думы принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы – см. предыдущую редакцию).
4. Поручение оформляется протокольной записью, удостоверяемой председательствующим на заседании. Выписка из протокола в течение суток направляется Аппаратом Государственной Думы исполнителю, который не позднее чем через 15 дней или в иной установленный палатой срок со дня получения поручения информирует Председателя Государственной Думы и инициатора поручения о результатах его выполнения. Информация о результатах выполнения поручений размещается в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы (часть в редакции Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 февраля 2009 года № 1680-5 ГД – см. предыдущую редакцию).