В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг.
2. Установить, что общие требования, утвержденные настоящим постановлением, не распространяются на нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации:
субсидий в целях реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, концессионных соглашений, заключаемых в порядке, определенном соответственно законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях;
субсидий юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества;
грантов в форме субсидий.
(Пункт 2 в редакции Постановления Правительства РФ от 17 октября 2017 года № 1263.)
2(1). Установить, что положения подпункта «д» пункта 4 общих требований, утвержденных настоящим постановлением, в части заключения между главными распорядителями бюджетных средств и юридическими лицами (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами – производителями товаров, работ, услуг соглашения (договора) о предоставлении субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования для соответствующего вида субсидии, применяются с 1 января 2017 г.
(Пункт 2(1) введен Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2016 года № 1218.)
3. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить приведение в соответствие с настоящим постановлением нормативных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, при первом внесении изменений в указанные нормативные правовые акты, но не позднее 1 июня 2017 г.
Рекомендовать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления привести в соответствие с настоящим постановлением нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, при первом внесении изменений в указанные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, но не позднее 1 июня 2017 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 сентября 2016 года № 887
1. Настоящий документ определяет общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (далее соответственно – получатели субсидий, субсидии).
2. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или акты уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты местной Администрации или акты уполномоченных ею органов местного самоуправления, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации (далее – правовые акты), содержат:
а) общие положения о предоставлении субсидий;
б) условия и порядок предоставления субсидий;
в) требования к отчетности;
г) требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.
3. В целях определения общих положений о предоставлении субсидий указываются:
а) понятия, используемые для целей правового акта (при необходимости);
б) цели предоставления субсидий;
в) наименование органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, организации, до которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателям бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) (далее – главный распорядитель как получатель бюджетных средств);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2017 года № 483. – См. предыдущую редакцию.)
г) категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса, с указанием в правовом акте порядка проведения такого отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете).
4. При определении условий и порядка предоставления субсидий указывается следующая информация:
а) перечень документов, предоставляемых получателем субсидии главному распорядителю как получателю бюджетных средств для получения субсидии, а также при необходимости требования к указанным документам;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2017 года № 483. – См. предыдущую редакцию.)
б) порядок и сроки рассмотрения главным распорядителем как получателем бюджетных средств документов, указанных в подпункте «а» настоящего пункта;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2017 года № 483. – См. предыдущую редакцию.)
в) основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии:
несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным подпунктом «а» настоящего пункта, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов;
недостоверность представленной получателем субсидии информации;
иные основания для отказа, определенные правовым актом (при необходимости);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2018 года Постановлением Правительством Российской Федерации от 20 ноября 2018 года № 1389. – См. предыдущую редакцию.)
в.1) порядок предоставления субсидии в очередном финансовом году получателю субсидии, соответствующему категориям и (или) критериям отбора, указанным в подпункте «г» пункта 3 настоящего документа, в случае невозможности ее предоставления в текущем финансовом году в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств, указанных в подпункте «в» пункта 3 настоящего документа, без повторного прохождения проверки на соответствие указанным категориям и (или) критериям отбора (при необходимости);
(Подпункт дополнительно включен с 30 ноября 2018 года Постановлением Правительством Российской Федерации и от 20 ноября 2018 года № 1389 )
г) размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения;
д) условия и порядок заключения между главным распорядителем как получателем бюджетных средств и получателем субсидии, а также иной организацией (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом) соглашения (договора) о предоставлении субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования для соответствующего вида субсидии (далее – соглашение);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2017 года № 483; в редакции, введенной в действие с 22 августа 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2017 года № 954. – См. предыдущую редакцию.)
е) требования, которым должны соответствовать получатели субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2017 года № 592. – См. предыдущую редакцию.)
у получателей субсидий должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2017 года № 592. – См. предыдущую редакцию.)
у получателей субсидий должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2017 года № 592. – См. предыдущую редакцию.)
получатели субсидий – юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а получатели субсидий – индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2017 года № 592. – См. предыдущую редакцию.)
получатели субсидий не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
получатели субсидий не должны получать средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в подпункте «б» пункта 3 настоящего документа;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2017 года № 592. – См. предыдущую редакцию.)
ж) при необходимости иные требования, определенные правовым актом, которым должны соответствовать получатели субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2017 года № 592; в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2018 года Постановлением Правительством Российской Федерации от 20 ноября 2018 года № 1389. – См. предыдущую редакцию.)
з) установление показателей результативности и (или) порядка расчета показателей результативности и право главного распорядителя как получателя бюджетных средств устанавливать в соглашении конкретные показатели результативности на основании указанного порядка (при необходимости);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2017 года № 483. – См. предыдущую редакцию.)
и) сроки (периодичность) перечисления субсидии;
к) счета, на которые перечисляется субсидия;
л) иная информация, определенная правовым актом (при необходимости).
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2018 года Постановлением Правительством Российской Федерации от 20 ноября 2018 года № 1389. – См. предыдущую редакцию.)
5. Требования к отчетности предусматривают определение порядка, сроков и формы представления получателем субсидии отчетности о достижении показателей, указанных в подпункте «з» пункта 4 настоящего документа, или право главного распорядителя как получателя бюджетных средств устанавливать в соглашении сроки и формы представления получателем субсидии указанной отчетности (при установлении таких показателей и (или) порядка их расчета).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2017 года № 483; в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2018 года Постановлением Правительством Российской Федерации от 20 ноября 2018 года № 1389. – См. предыдущую редакцию.)
6. Требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение включают:
а) требование об обязательной проверке главным распорядителем как получателем бюджетных средств и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидий;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2017 года № 483. – См. предыдущую редакцию.)
б) следующие меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий:
порядок и сроки возврата субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2017 года № 592. – См. предыдущую редакцию.)
в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2017 года № 483. – См. предыдущую редакцию.)
в случае недостижения показателей, указанных в подпункте «з» пункта 4 настоящего документа (при установлении таких показателей и (или) порядка их расчета);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2018 года Постановлением Правительством Российской Федерации от 20 ноября 2018 года № 1389. – См. предыдущую редакцию.)
штрафные санкции (при необходимости);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2017 года № 483. – См. предыдущую редакцию.)
иные меры ответственности, определенные правовым актом (при необходимости).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2018 года Постановлением Правительством Российской Федерации от 20 ноября 2018 года № 1389. – См. предыдущую редакцию.)
7. Правовой акт, регулирующий предоставление из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, дополнительно к положениям, указанным в пунктах 2 -6 настоящего документа, содержит положения:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2016 года № 1218. – См. предыдущую редакцию.)
а) в части, касающейся условий и порядка предоставления субсидий:
о направлениях расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
о запрете приобретения получателями субсидий – юридическими лицами за счет полученных из федерального бюджета средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных правовым актом;
о возможности осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются не использованные в отчетном финансовом году остатки субсидий (за исключением субсидий, указанных в пункте 8 настоящего документа ), и включении таких положений в соглашение при принятии главным распорядителем как получателем бюджетных средств по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования решения о наличии потребности в указанных средствах;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2016 года № 1218; в редакции, введенной в действие с 4 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2017 года № 483. – См. предыдущую редакцию.)
о перечислении субсидии на расчетные или корреспондентские счета, открытые получателям субсидий в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях (за исключением субсидий, подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению);
(Абзац дополнительно включен с 30 ноября 2018 года Постановлением Правительством Российской Федерации от 20 ноября 2018 года № 1389 )
б) в части, касающейся требований к отчетности, – о порядке, сроках и форме представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, или о праве главного распорядителя как получателя бюджетных средств определять сроки и форму представления указанной отчетности в соглашении;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2017 года № 483. – См. предыдущую редакцию.)
в) в части, касающейся требований об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение, – о порядке и сроках возврата субсидий (остатков субсидий) в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом (за исключением субсидий, указанных в пункте 8 настоящего документа ), и включении указанных положений в соглашение в случае образования не использованного в отчетном финансовом году остатка субсидии на финансовое обеспечение затрат и отсутствия решения главного распорядителя как получателя бюджетных средств, принятого по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования, о наличии потребности в указанных средствах.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2016 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2016 года № 1218; в редакции, введенной в действие с 4 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2017 года № 483; в редакции, введенной в действие с 30 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2017 года № 592. – См. предыдущую редакцию.)
8. Правовой акт, регулирующий предоставление из федерального бюджета субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению, дополнительно к положениям, указанным в пунктах 2 -7 настоящего документа, в части, касающейся условий и порядка предоставления субсидий, содержит положения:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2018 года Постановлением Правительством Российской Федерации от 20 ноября 2018 года № 1389. – См. предыдущую редакцию.)
о перечислении субсидии на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся участниками бюджетного процесса;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2018 года Постановлением Правительством Российской Федерации от 20 ноября 2018 года № 1389. – См. предыдущую редакцию.)
о перечислении субсидии не позднее второго рабочего дня после представления в территориальный орган Федерального казначейства получателем субсидии платежных документов для оплаты денежного обязательства получателя субсидии;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2018 года Постановлением Правительством Российской Федерации от 20 ноября 2018 года № 1389. – См. предыдущую редакцию.)
об открытии получателю субсидии лицевого счета для учета операций со средствами юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся участниками бюджетного процесса, в территориальном органе Федерального казначейства;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2018 года Постановлением Правительством Российской Федерации от 20 ноября 2018 года № 1389. – См. предыдущую редакцию.)
абзац утратил силу с 30 ноября 2018 года – Постановление Правительством Российской Федерации от 20 ноября 2018 года № 1389 – см. предыдущую редакцию .
9. Правовой акт, регулирующий предоставление субсидий в порядке возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, дополнительно к положениям, указанным в пунктах 2 -6 настоящего документа, в части, касающейся условий и порядка предоставления субсидий, содержит положения:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2018 года Постановлением Правительством Российской Федерации от 20 ноября 2018 года № 1389. – См. предыдущую редакцию.)
о перечислении субсидии не позднее десятого рабочего дня после принятия главным распорядителем как получателем бюджетных средств по результатам рассмотрения им документов, указанных в подпункте «а» пункта 4 настоящего документа, в сроки, установленные подпунктом «б» пункта 4 настоящего документа, решения;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2017 года № 483. – См. предыдущую редакцию.)
о перечислении субсидии на расчетные или корреспондентские счета, открытые получателям субсидий в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2017 года № 483. – См. предыдущую редакцию.)
о направлениях затрат (недополученных доходов), на возмещение которых предоставляется субсидия;
о перечне документов, подтверждающих фактически произведенные затраты (недополученные доходы), а также при необходимости о требованиях к таким документам.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 мая 2017 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2017 года № 483. – См. предыдущую редакцию.)