План мероприятий («дорожная карта») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке (далее – «дорожная карта») направлен на совершенствование механизмов государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и базируется на предложениях федеральных органов государственной власти и предпринимательского сообщества (представителей крупного, среднего и малого бизнеса).
«Дорожная карта» разработана в целях качественного изменения ситуации на алкогольном рынке Российской Федерации, в том числе путем поддержки добросовестной конкуренции.
Целями «дорожной карты» являются:
повышение эффективности государственного регулирования и конкуренции на алкогольном рынке Российской Федерации;
профилактика правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Российской Федерации.
Реализация указанных мер позволит достичь стабилизации ситуации в сфере государственного регулирования алкогольного рынка, противодействия нелегальному производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе нелегальной розничной продаже алкогольной продукции, а также нарушению антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Контрольный показатель |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Увеличение суммы начисленных акцизов на спирт этиловый, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, производимые на территории Российской Федерации, в том числе за счет увеличения объемов легального производства алкогольной продукции |
млрд. рублей |
302,9 |
316,7 |
338,6 |
357,1 |
–* |
* Показатель за 2018 год может быть определен после установления ставок акцизов на алкогольную продукцию. | ||||||
Сокращение количества документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на бумажном носителе |
штук |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
Уровень удовлетворенности участников рынка качеством государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции |
процентов |
70 |
75 |
78 |
80 |
82 |
Снижение потребления алкогольной продукции населением (в перерасчете на абсолютный алкоголь) |
литр на душу населения в год |
12 |
11,6 |
11,3 |
11 |
10,6 |
Снижение расхождения между объемом поступившей на рынок от производителей и импортеров водки и задекларированных объемов розничных продаж водки |
процентов |
22,5 |
20 |
15 |
12 |
10 |
Снижение расхождения между объемом поступивших на рынок от производителей и импортеров пивных напитков и задекларированных объемов розничных продаж пивных напитков |
процентов |
31,8 |
29 |
15 |
12 |
10 |
Наименование мероприятия |
Вид документа |
Ответственные исполнители (соисполнители) |
Ожидаемый результат |
Срок внесения в Правительство Российской Федерации | |
Раздел I. Меры по повышению эффективности государственного регулирования и конкуренции на алкогольном рынке Российской Федерации | |||||
1. |
Совершенствование порядка уплаты акциза на алкогольную продукцию |
федеральный закон |
Минфин России,
|
изменение порядка уплаты авансового платежа акциза на алкогольную продукцию с целью создания условий для взыскания суммы акциза с гаранта, представившего банковскую гарантию, в случае отсутствия реализации или частичной реализации налогоплательщиком алкогольной продукции в течение срока действия банковской гарантии и (или) неисполнения налогоплательщиком обязательств по уплате акцизов в полном объеме;
|
1 мая 2016 года |
(Позиция в редакции, введенной в действие Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 года № 643-р. – См. предыдущую редакцию.) | |||||
2. |
Усиление ответственности физических лиц за продажу алкогольной продукции, включая ограничение перемещения физическими лицами на территории Российской Федерации немаркированной в соответствии с законодательством Российской Федерации алкогольной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза |
федеральный закон |
Минфин России, Росалкогольрегулирование,
|
улучшение условий для конкуренции на рынке легальной алкогольной продукции;
|
1 мая 2016 года |
(Позиция в редакции, введенной в действие Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 года № 643-р. – См. предыдущую редакцию.) | |||||
3. |
Совершенствование регулирования розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, в части снижения административных барьеров для бизнеса и улучшения предпринимательской среды |
федеральный закон |
Росалкогольрегулирование,
|
введение отдельного лицензирования розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания с целью учета особенностей этого вида деятельности, уточнение мест, в которых запрещается розничная продажа алкогольной продукции |
I квартал 2016 года |
4. |
Сближение ставок акцизов на алкогольную продукцию в государствах – членах Евразийского экономического союза |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минфин России, Росалкогольрегулирование |
создание равных экономических условий для участников алкогольного рынка, исключение ценовых конкурентных преимуществ алкогольной продукции из стран Евразийского экономического союза |
ежегодно |
5. |
Совершенствование маркировки алкогольной продукции с целью отслеживания ее движения на всех стадиях нахождения в обороте |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Росалкогольрегулирование,
|
автоматизация учета оборота алкогольной продукции, минимизация участия человека в указанном действии; усиление защитного комплекса марок путем внедрения в них радиочастотных меток, позволяющего предотвратить их подделку |
IV квартал 2015 года |
6. |
Пресечение практики регионального протекционизма |
федеральный закон |
Минфин России, Росалкогольрегулирование |
установление законодательного запрета не только прямого, но и косвенного субсидирования производителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
1 мая 2016 года |
(Позиция в редакции, введенной в действие Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 года № 643-р. – См. предыдущую редакцию.) | |||||
7. |
Подготовка предложений по вопросу совершенствования лицензирования крестьянско-фермерских хозяйств и малых предприятий в сфере виноделия и виноградарства, возможности снижения государственной пошлины за выдачу лицензии на производство, хранение, поставки и розничную продажу винодельческой продукции крестьянско-фермерских хозяйств и малых предприятий |
доклад в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона |
Росалкогольрегулирование,
|
снижение затрат на логистику, увеличение объемов производства вина |
I квартал 2016 года |
8. |
Введение критериев выдачи лицензии на розничную продажу алкогольной продукции |
федеральный закон |
Минпромторг России, Минэкономразвития России,
|
оказание поддержки малому и среднему бизнесу и развитию конкуренции на алкогольном рынке, в том числе через дифференциацию подхода к уплате государственной пошлины за предоставление, продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции |
II квартал 2016 года |
Раздел II. Меры по профилактике правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции | |||||
9. |
Внедрение единой государственной автоматизированной информационной системы в оптовых и розничных точках продажи алкогольной продукции, в том числе в городских и сельских поселениях вне зависимости от численности их населения |
федеральный закон |
Минфин России, Росалкогольрегулирование,
|
повышение эффективности борьбы с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции; сокращение доли нелегальных продаж алкогольной продукции |
с 1 июля 2016 года по 1 июля 2017 года |
(Позиция в редакции, введенной в действие Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 года № 643-р. – См. предыдущую редакцию.) | |||||
10. |
Установление контроля за железнодорожными перевозками этилового спирта и спиртосодержащей продукции |
федеральный закон |
Минфин России, Росалкогольрегулирование,
|
установление требований к транспортным средствам и оборудованию для учета объема перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции при перевозке железнодорожным транспортом;
|
31 декабря 2016 года |
(Позиция в редакции, введенной в действие Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 года № 643-р. – См. предыдущую редакцию.) | |||||
11. |
Усиление уголовной и административной ответственности за незаконную продажу и хранение подакцизных товаров (алкогольной и табачной продукции) |
федеральный закон |
Минфин России, Росалкогольрегулирование,
|
сокращение незаконного производства и оборота подакцизных товаров, существенное усиление уголовной и административной ответственности за продажу алкогольной продукции без лицензии, усиление административной ответственности за продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции физическими лицами, а также введение уголовной ответственности в случае совершения указанного деяния повторно |
1 мая 2016 года |
(Позиция в редакции, введенной в действие Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 года № 643-р. – См. предыдущую редакцию.) | |||||
12. |
Введение ответственности за легализацию незаконно произведенных алкогольной и спиртосодержащей продукции |
федеральный закон |
Росалкогольрегулирование,
|
устранение возможности легализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящейся в незаконном обороте, в том числе путем неоднократной поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции по одному и тому же комплекту документов, сопровождающих оборот продукции, установление права лицензирующего органа требовать от соискателя лицензии документ, подтверждающий географические координаты места осуществления деятельности |
II квартал 2016 года |
13. |
Усиление ответственности за оборот поддельных федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции |
федеральный закон |
Минфин России, Росалкогольрегулирование,
|
усиление уголовной ответственности за изготовление и сбыт поддельных федеральных специальных марок по аналогии с изготовлением и сбытом поддельных денежных знаков; введение в качестве основания для отказа в выдаче федеральных специальных марок таких фактов, как аннулирование либо истечение срока действия извещения об уплате (об освобождении от уплаты) авансового платежа акциза, несоответствие сведений, указанных в документах, представленных для выдачи марок, сведениям, зафиксированным заявителем в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, наличие сведений, свидетельствующих о систематическом включении заявителями в налоговую декларацию по акцизам недостоверной (ложной) информации |
1 мая 2016 года |
(Позиция в редакции, введенной в действие Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 года № 643-р. – См. предыдущую редакцию.) | |||||
14.
|
Внедрение системы государственного учета в производстве, обороте, перевозках спиртосодержащих лекарственных средств, в том числе фармацевтической субстанции (этанола) и медицинских изделий |
|
|
усиление контроля за производством и оборотом этилового спирта для производства спиртосодержащих лекарственных средств и медицинских изделий; недопущение использования спиртосодержащих лекарственных средств и медицинских изделий не по назначению |
|
1-й этап – подготовка предложений по внедрению системы государственного учета в производстве, обороте, перевозках спиртосодержащих лекарственных средств, в том числе фармацевтической субстанции (этанола) и медицинских изделий |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минпромторг России, Росалкогольрегулирование,
|
|
IV квартал 2015 года | |
2-й этап – подготовка законопроекта по внедрению системы государственного учета в производстве, обороте, перевозках спиртосодержащих лекарственных средств, в том числе фармацевтической субстанции (этанола) и медицинских изделий |
федеральный закон |
Минпромторг России,
|
|
1 мая 2016 года | |
(Позиция в редакции, введенной в действие Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 года № 643-р. – См. предыдущую редакцию.) | |||||
15. |
Усиление контроля за производством пивных и солодовых напитков |
федеральный закон |
Минфин России, Росалкогольрегулирование |
введение лицензирования производства и оборота пивных и солодовых напитков |
1 мая 2016 года |
(Позиция в редакции, введенной в действие Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2016 года № 643-р. – См. предыдущую редакцию.) | |||||
Раздел III. Меры по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации | |||||
16. |
Анализ реализации Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2128-р |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минздрав России,
|
оценка эффективности реализации мер государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, мониторинг хода реализации задач, определенных Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2128-р |
IV квартал 2015 года |
17.
|
Разработка и реализация концепции по информированию населения Российской Федерации о вреде злоупотребления алкоголем |
|
|
повышение информированности населения Российской Федерации о вреде потребления алкогольной продукции |
|
1-й этап – разработка концепции по информированию населения Российской Федерации о вреде злоупотребления алкоголем, основанной на независимых от алкогольной индустрии исследованиях |
ведомственный акт |
Минздрав России,
|
|
II квартал 2016 года | |
2-й этап – реализация концепции по информированию населения Российской Федерации о вреде злоупотребления алкоголем |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минздрав России,
|
|
ежегодно | |
18.
|
Установление требований к объему тары выпускаемых спиртосодержащих лекарственных средств, а также их нормы отпуска |
|
|
снижение масштабов немедицинского потребления спиртосодержащих лекарственных средств населением |
|
1-й этап – установление требований к объему тары выпускаемых спиртосодержащих лекарственных средств |
постановление Правительства Российской Федерации |
Минздрав России, Росалкогольрегулирование, Минэкономразвития России,
|
|
I квартал 2016 года | |
2-й этап – внесение изменений в Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики, расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 735н, в части установления нормы отпуска спиртосодержащих лекарственных средств |
ведомственный акт
|
Минздрав России
|
|
IV квартал 2015 года
| |
19. |
Установление ответственности за незаконную реализацию алкогольной продукции дистанционным способом, предусматривающей в том числе внесудебную блокировку сайтов, распространяющих информацию о розничной продаже алкогольной продукции в информационно-
|
федеральный закон |
Росалкогольрегулирование, Минэкономразвития России,
|
снижение доступности алкогольной продукции, незаконно продаваемой с использованием информационно-
|
I квартал 2016 года |
20. |
Установление ответственности за реализацию спиртосодержащих лекарственных средств, медицинских изделий и этилового спирта по фармакопейным статьям, в том числе фармацевтической субстанции (этанола), дистанционным способом, предусматривающей в том числе внесудебную блокировку сайтов, распространяющих информацию о розничной продаже таких товаров в информационно-
|
федеральный закон |
Минздрав России, Росалкогольрегулирование, Минэкономразвития России,
|
снижение доступности спиртосодержащих лекарственных средств, медицинских изделий, этилового спирта по фармакопейным статьям, в том числе фармацевтической субстанции (этанола), незаконно продаваемых с использованием информационно-
|
I квартал 2016 года |
21. |
Запрет продажи «сухого алкоголя» на территории Российской Федерации и Евразийского экономического союза |
федеральный закон, решение Евразийской экономической комиссии |
Роспотребнадзор,
|
предотвращение распространения «сухого алкоголя» и других новых форм алкогольной продукции |
I квартал 2016 года |
22. |
Разработка мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, не связанных с алкогольной индустрией, деятельность которых направлена на профилактику и снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и алкоголизма, в том числе в молодежной среде, и на комплексную реабилитацию страдавших алкогольной зависимостью |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минздрав России,
|
снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, в том числе в молодежной среде |
IV квартал 2015 года |
23. |
Разработка программ повышения квалификации по вопросам профилактики алкоголизма, в том числе в молодежной среде, рекомендованных к применению при получении педагогическими работниками дополнительного профессионального образования |
доклад в Правительство Российской Федерации |
Минобрнауки России,
|
снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, в том числе в молодежной среде |
I квартал 2016 года |