Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения, порядок применения бюджетных мер принуждения.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 120-ФЗ; дополнена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 27 декабря 2005 года № 197-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 августа 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 199-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 244-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Наименование в редакции, введенной Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)
1. Программа государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в иностранной валюте представляет собой перечень государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в иностранной валюте, предоставляемых в очередном финансовом году и плановом периоде, с указанием следующих сведений:
1) направления (цели) гарантирования с указанием объема гарантий по каждому направлению (цели), категорий (групп) и (или) наименований принципалов по каждому направлению (цели) гарантирования;
2) валюта обязательств по гарантиям и обеспечиваемым ими обязательствам;
3) общий объем гарантий;
4) наличие (отсутствие) права регрессного требования гаранта к принципалам;
5) иные условия предоставления и исполнения гарантий.
2. Государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия предоставляются в валюте, в которой выражены обязательства, обеспечиваемые государственной гарантией субъекта Российской Федерации, муниципальной гарантией.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3. Программа государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в иностранной валюте является приложением к соответствующему закону (решению) о бюджете.
Действие пункта 3 настоящей статьи приостановлено:
до 1 января 2021 года – см. часть 4 статьи 1 Федерального закона от 12 ноября 2019 года № 367-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 103-ФЗ, Федеральным законом от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ);
с 1 января 2022 года до 1 января 2023 года – см. пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 29 ноября 2021 года № 384-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 59-ФЗ);
с 1 января 2023 года до 1 января 2024 года – см. пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 ноября 2022 года № 448-ФЗ.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ.)
1. Программа муниципальных внешних заимствований на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год) представляет собой перечень бюджетных кредитов, привлекаемых в местный бюджет из федерального бюджета в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов и (или) погашаемых в иностранной валюте в очередном финансовом году и плановом периоде (очередном финансовом году).
2. Программой муниципальных внешних заимствований определяются:
1) объем привлечения средств в местный бюджет и сроки погашения долговых обязательств, возникающих по бюджетным кредитам, привлекаемым в очередном финансовом году и плановом периоде (очередном финансовом году) в местный бюджет из федерального бюджета в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов;
2) объем погашения долговых обязательств муниципального образования в очередном финансовом году и плановом периоде (очередном финансовом году), возникших по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет из федерального бюджета в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов.
3. Программа муниципальных внешних заимствований на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год) является приложением к решению о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год).
Действие пункта 3 настоящей статьи приостановлено до 1 января 2021 года, – см. часть 4 статьи 1 Федерального закона от 12 ноября 2019 года № 367-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 103-ФЗ, Федеральным законом от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ).
(Статья дополнительно включена Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ.)
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, – см. часть 4 Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ.
Ратификации подлежат договоры о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации с международными финансовыми организациями, учредительные документы которых ранее не были ратифицированы по основаниям, предусмотренным статьей 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».
(Статья в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 328-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период представляет собой перечень всех внутренних заимствований Российской Федерации в виде разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований.
Государственные внутренние заимствования Российской Федерации, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, предусматривающих в зависимости от условий их выпуска получение при погашении иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента, подлежат отражению в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации.
2. Проведение в соответствии со статьей 105 настоящего Кодекса реструктуризации государственного внутреннего долга Российской Федерации не отражается в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации.
3. Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период является приложением к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Программа государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (муниципальных внутренних заимствований на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год) представляет собой перечень государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации (муниципальных внутренних заимствований) по видам соответствующих долговых обязательств, осуществляемых и (или) погашаемых в очередном финансовом году и плановом периоде (в очередном финансовом году).
2. Программой государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации (муниципальных внутренних заимствований) определяются:
1) объемы привлечения средств в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) и предельные сроки погашения долговых обязательств, возникающих при осуществлении государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде (муниципальных внутренних заимствований в очередном финансовом году и плановом периоде (очередном финансовом году), по видам соответствующих долговых обязательств;
2) объемы погашения государственных долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных долговых обязательств), выраженных в валюте Российской Федерации, по видам соответствующих долговых обязательств.
3. Программа государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (муниципальных внутренних заимствований на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год) является приложением к закону (решению) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год).
Действие пункта 3 настоящей статьи приостановлено до 1 января 2021 года, – см. часть 4 статьи 1 Федерального закона от 12 ноября 2019 года № 367-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 103-ФЗ, Федеральным законом от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ).
4. Проведение в соответствии со статьей 105 настоящего Кодекса реструктуризации государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации (муниципального внутреннего долга) не отражается в программе государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации (муниципальных внутренних заимствований).
(Статья дополнительно включена с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, – см. часть 4 Федерального закона от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ.
1. Программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации представляет собой перечень государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации, предоставляемых в очередном финансовом году и плановом периоде, с указанием следующих сведений:
1) направления (цели) гарантирования с указанием объема гарантий по каждому направлению (цели), категорий (групп) и (или) наименований принципалов по каждому направлению (цели) гарантирования;
2) общий объем гарантий;
3) наличие (отсутствие) права регрессного требования гаранта к принципалам;
4) иные условия предоставления и исполнения гарантий.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Государственные (муниципальные) гарантии по обязательствам, выраженным в валюте Российской Федерации, предоставляются и исполняются только в валюте Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3. Программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации является приложением к соответствующему закону (решению) о бюджете.
Действие пункта 3 (в части государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации) настоящей статьи приостановлено:
до 1 января 2021 года – см. часть 4 статьи 1 Федерального закона от 12 ноября 2019 года № 367-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 103-ФЗ, Федеральным законом от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ);
с 1 января 2022 года до 1 января 2023 года – см. пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 29 ноября 2021 года № 384-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 59-ФЗ).
Действие пункта 3 настоящей статьи приостановлено с 1 января 2023 года до 1 января 2024 года – см. пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 ноября 2022 года № 448-ФЗ.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 ноября 2007 года № 247-ФЗ))
(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 104-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде или муниципального долга в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), утвержденный законом (решением) о соответствующем бюджете, по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15 процентов объема расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 244-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Часть дополнительно включена с 28 апреля 2007 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, утратила силу с 8 мая 2013 года – Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 104-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 августа 2000 года Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 116-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
С 1 января 2023 года статья 111 настоящего Федерального закона утрачивает силу – часть 3.1 статьи 4 Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 15 октября 2020 года № 327-ФЗ, Федеральным законом от 29 ноября 2021 года № 384-ФЗ).
Часть 3.1 статьи 4 Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ утратила силу – см. пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 21 ноября 2022 года № 448-ФЗ.
(Утратила силу с 1 января 2021 года – Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 15 октября 2020 года № 327-ФЗ). – См. предыдущую редакцию.)
1. Под возникшей вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления просроченной задолженностью по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования в целях настоящего Кодекса понимается задолженность субъекта Российской Федерации, муниципального образования, образовавшаяся ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения в установленный срок долговых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
2. Под объемом (размером) просроченной задолженности по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования в целях настоящего Кодекса понимается суммарный объем неисполненных в установленный срок долговых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования, срок исполнения которых наступил, включая объем обязательств по возврату суммы займа (кредита), по уплате процентов на сумму займа (кредита), иных платежей, предусмотренных условиями займа (кредита), соглашениями (договорами), заключенными от имени субъекта Российской Федерации, муниципального образования, объем обязательств по исполнению государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий и иных долговых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования. В объем просроченной задолженности субъекта Российской Федерации, муниципального образования также включается сумма неустойки (штрафов, пеней) и процентов, начисленных за просрочку исполнения долговых обязательств.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ.)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Поступления в бюджет средств от заимствований учитываются в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, – см. предыдущую редакцию.).
2. Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным или муниципальным ценным бумагам), учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Поступления в бюджет от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, поступления в бюджет, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также разница, возникшая в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга в текущем финансовом году.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3. Погашение основной суммы долга Российской Федерации, долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга, возникшего из государственных (муниципальных) заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
4. При исполнении обязательств по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации, предусматривающим в соответствии с условиями их выпуска передачу кредиторам иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента, размер государственного долга Российской Федерации уменьшается на величину основного долга (рассчитанную в денежном выражении) по погашаемым таким образом обязательствам.
Исполнение обязательств по указанным государственным ценным бумагам Российской Федерации учитывается в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
5. Пункт утратил силу с 1 января 2008 года, – Федеральный закон от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 августа 2000 года Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 116-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Наименование в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Предельные объемы размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации по номинальной стоимости устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с верхним пределом государственного долга Российской Федерации, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также в случае, установленном пунктом 14 статьи 241 настоящего Кодекса, с его превышением.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 декабря 2014 года Федеральным законом от 26 декабря 2014 года № 449-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Предельные объемы размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и каждый год планового периода или муниципальных ценных бумаг на очередной финансовый год и каждый год планового периода (очередной финансовый год) по номинальной стоимости устанавливаются соответственно высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, представительным органом муниципального образования в соответствии с верхними пределами государственного внутреннего и внешнего долга субъекта Российской Федерации, муниципального внутреннего долга, установленными законом (решением) о соответствующем бюджете.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 128-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3. Пункт утратил силу – Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Государственная (муниципальная) гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его денежных обязательств перед бенефициаром, возникших из договора или иной сделки (основного обязательства).
2. Государственная (муниципальная) гарантия не обеспечивает досрочное исполнение обязательств принципала, в том числе в случае предъявления принципалу требований об их досрочном исполнении (за исключением случая, указанного в пункте 4 статьи 115.1 настоящего Кодекса) либо наступления событий (обстоятельств), в силу которых срок исполнения обязательств принципала считается наступившим (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса).
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
3. Письменная форма государственной (муниципальной) гарантии является обязательной.
4. Государственная (муниципальная) гарантия предоставляется в валюте, в которой выражена сумма основного обязательства.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
5. Гарант по государственной (муниципальной) гарантии несет субсидиарную ответственность по обеспеченному им обязательству принципала в пределах суммы гарантии.
6. В государственной (муниципальной) гарантии указываются:
1) наименование гаранта (соответствующее публично-правовое образование – Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;
2) наименование бенефициара;
3) наименование принципала;
4) обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия (с указанием наименования, даты заключения и номера (при его наличии) основного обязательства, срока действия основного обязательства или срока исполнения обязательств по нему, наименований сторон, иных существенных условий основного обязательства);
5) объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;
6) основания выдачи гарантии;
7) дата вступления в силу гарантии или событие (условие), с наступлением которого гарантия вступает в силу;
8) срок действия гарантии;
9) определение гарантийного случая, срок и порядок предъявления требования бенефициара об исполнении гарантии;
10) основания отзыва гарантии;
11) порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;
12) основания уменьшения суммы гарантии при исполнении в полном объеме или в какой-либо части гарантии, исполнении (прекращении по иным основаниям) в полном объеме или в какой-либо части обязательств принципала, обеспеченных гарантией, и в иных случаях, установленных гарантией;
13) основания прекращения гарантии;
14) условия основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта;
15) наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении денежных средств, уплаченных гарантом бенефициару по государственной (муниципальной) гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);
16) иные условия гарантии, а также сведения, определенные настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.
7. Государственной (муниципальной) гарантией, не предусматривающей право регрессного требования гаранта к принципалу, могут обеспечиваться только обязательства хозяйственного общества, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит соответствующему публично-правовому образованию (гаранту), государственного (муниципального) унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности соответствующего публично-правового образования (гаранта), а государственной гарантией Российской Федерации, не предусматривающей право регрессного требования гаранта к принципалу, также могут обеспечиваться обязательства государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, учрежденных (созданных) Российской Федерацией.
(Пункт в редакции, введенной Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 416-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
8. Вступление в силу государственной (муниципальной) гарантии определяется календарной датой или наступлением определенного события (условия), указанного в гарантии.
9. Гарант не вправе без предварительного письменного согласия бенефициара изменять условия государственной (муниципальной) гарантии.
10. Принадлежащие бенефициару по государственной (муниципальной) гарантии права требования к гаранту не могут быть переданы (перейти по иным основаниям) без предварительного письменного согласия гаранта, за исключением передачи (перехода) указанных прав требования в установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах порядке в связи с переходом к новому владельцу (приобретателю) прав на облигации, исполнение обязательств принципала (эмитента) по которым обеспечивается государственной (муниципальной) гарантией.
11. Государственная (муниципальная) гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, в том числе облигационному), подлежит отзыву гарантом только в следующих случаях:
1) изменение без предварительного письменного согласия гаранта указанных в государственной (муниципальной) гарантии условий основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта;
2) нецелевое использование средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 244-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
12. Требование бенефициара об уплате денежных средств по государственной (муниципальной) гарантии (требование бенефициара об исполнении гарантии) может быть предъявлено гаранту только в случае, установленном гарантией (при наступлении гарантийного случая). Требование бенефициара об исполнении гарантии должно быть предъявлено гаранту в порядке, установленном гарантией, в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов.
13. Бенефициар не вправе предъявлять требования об исполнении гарантии ранее срока, установленного государственной (муниципальной) гарантией и договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии, в том числе в случае наступления событий (обстоятельств), в силу которых срок исполнения обеспеченных гарантией обязательств принципала считается наступившим.
14. Гарант обязан уведомить принципала о предъявлении требования бенефициара об исполнении гарантии и передать принципалу копию требования.
15. Гарант обязан в срок, определенный в государственной (муниципальной) гарантии, рассмотреть требование бенефициара об исполнении гарантии с приложенными к указанному требованию документами на предмет обоснованности и соответствия условиям гарантии требования и приложенных к нему документов.
16. Требование бенефициара об исполнении гарантии и приложенные к нему документы признаются необоснованными и (или) не соответствующими условиям гарантии и гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования в следующих случаях:
1) требование и (или) приложенные к нему документы предъявлены гаранту по окончании срока, на который выдана гарантия (срока действия гарантии);
2) требование и (или) приложенные к нему документы предъявлены гаранту с нарушением установленного гарантией порядка;
3) требование и (или) приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии;
4) бенефициар отказался принять надлежащее исполнение обеспеченных гарантией обязательств принципала, предложенное принципалом и (или) третьими лицами;
5) подпункт утратил силу – Федеральный закон от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
6) в иных случаях, установленных гарантией.
17. В случае признания необоснованными и (или) не соответствующими условиям государственной (муниципальной) гарантии требования бенефициара об исполнении гарантии и (или) приложенных к нему документов гарант обязан уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование.
18. Гарант вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, которые мог бы представить принципал. Гарант не теряет право на данные возражения даже в том случае, если принципал от них отказался или признал свой долг.
19. В случае признания требования бенефициара об исполнении гарантии и приложенных к нему документов обоснованными и соответствующими условиям государственной (муниципальной) гарантии гарант обязан исполнить обязательство по гарантии в срок, установленный гарантией.
20. Предусмотренное государственной (муниципальной) гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой денежных средств в объеме просроченных обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы гарантии.
21. Обязательство гаранта перед бенефициаром по государственной (муниципальной) гарантии прекращается:
1) с уплатой гарантом бенефициару денежных средств в объеме, определенном в гарантии;
2) с истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана (срока действия гарантии);
3) в случае исполнения принципалом и (или) третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией, либо прекращения указанных обязательств принципала по иным основаниям (вне зависимости от наличия предъявленного бенефициаром гаранту и (или) в суд требования к гаранту об исполнении гарантии) (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса);
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
4) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту и (или) письменного заявления бенефициара об освобождении гаранта от его обязательств по гарантии, вследствие возвращения принципалом гаранту предусмотренной статьей 115.1 настоящего Кодекса гарантии при условии фактического отсутствия бенефициаров по такой гарантии и оснований для их возникновения в будущем;
5) если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло в установленный срок;
6) с прекращением основного обязательства (в том числе в связи с ликвидацией принципала и (или) бенефициара после того, как бенефициар предъявил гаранту и (или) в суд требование к гаранту об исполнении гарантии) (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса) или признанием его недействительной сделкой;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
7) в случае передачи бенефициаром другому лицу или перехода к другому лицу по иным основаниям принадлежащих бенефициару прав требования к гаранту по гарантии, прав и (или) обязанностей по основному обязательству без предварительного письменного согласия гаранта (за исключением передачи (перехода) указанных прав требования (прав и обязанностей) в установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах порядке в связи с переходом к новому владельцу (приобретателю) прав на облигации, исполнение обязательств принципала (эмитента) по которым обеспечивается гарантией);
8) в случае передачи принципалом другому лицу или перехода к другому лицу по иным основаниям принадлежащих принципалу прав и (или) обязанностей (долга) по основному обязательству без предварительного письменного согласия гаранта;
9) вследствие отзыва гарантии в случаях и по основаниям, которые указаны в гарантии;
10) в иных случаях, установленных гарантией.
22. Удержание бенефициаром гарантии после прекращения обязательств гаранта по ней не сохраняет за бенефициаром каких-либо прав по указанной гарантии.
23. Гарант, которому стало известно о прекращении государственной (муниципальной) гарантии, обязан уведомить об этом бенефициара и принципала.
Бенефициар и принципал, которым стало известно о наступлении обстоятельств, влекущих отзыв или прекращение государственной (муниципальной) гарантии, обязаны уведомить об этом гаранта.
24. Если исполнение гарантом государственной (муниципальной) гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, денежные средства на исполнение такой государственной (муниципальной) гарантии учитываются в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета, а исполнение обязательств по такой государственной (муниципальной) гарантии отражается как предоставление бюджетного кредита.
25. Если исполнение гарантом государственной (муниципальной) гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, денежные средства на исполнение такой государственной (муниципальной) гарантии учитываются в расходах соответствующего бюджета.
26. Денежные средства, полученные гарантом в счет возмещения гаранту в порядке регресса денежных средств, уплаченных гарантом во исполнение в полном объеме или в какой-либо части обязательств по гарантии, или исполнения уступленных гаранту прав требования бенефициара к принципалу, отражаются как возврат бюджетных кредитов.
27. Кредиты и займы (в том числе облигационные), обеспечиваемые государственными (муниципальными) гарантиями, должны быть целевыми. Государственная (муниципальная) гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, за исключением облигационного), предоставляется при условии установления в кредитном договоре (договоре займа) и (или) договоре о предоставлении указанной государственной (муниципальной) гарантии обязательств кредитора (займодавца) осуществлять со своей стороны контроль за целевым использованием средств указанного кредита (займа).
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 244-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
28. В случае установления факта нецелевого использования средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, установленных договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии, принципал и бенефициар несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
1. Предоставление государственной (муниципальной) гарантии в обеспечение исполнения обязательств, по которым бенефициарами является неопределенный круг лиц, осуществляется с особенностями, установленными настоящей статьей.
2. Договор о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии в обеспечение исполнения обязательств, по которым бенефициарами является неопределенный круг лиц, заключается с принципалом, который выступает получателем (держателем) такой гарантии.
3. Удержание принципалом государственной (муниципальной) гарантии в случае прекращения обязательств гаранта по ней не сохраняет за принципалом или бенефициарами каких-либо прав по гарантии.
4. Допускается предоставление государственных гарантий Российской Федерации, обеспечивающих досрочное исполнение обязательств по облигациям по требованию их владельцев. Условия (обстоятельства), при наступлении которых государственная гарантия Российской Федерации обеспечивает досрочное исполнение обязательств по облигациям по требованию их владельцев, устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
5. К государственным (муниципальным) гарантиям, предоставляемым в обеспечение исполнения обязательств, по которым бенефициарами является неопределенный круг лиц, применяются нормы статьи 115 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из настоящей статьи, особенностей и существа данного вида гарантий.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 ноября 2007 года № 247-ФЗ); в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Допускается предоставление государственных гарантий Российской Федерации в обеспечение исполнения обязательств российских юридических лиц по кредитам (займам) международных финансовых организаций, участником которых является Российская Федерация, на условиях, отличных от установленных статьей 115 настоящего Кодекса, если документами международной финансовой организации, регулирующими ее деятельность, возможность принятия государственной гарантии Российской Федерации на условиях, установленных статьей 115 настоящего Кодекса, не предусмотрена. В этом случае нормы статьи 115 настоящего Кодекса в части, противоречащей указанным документам, не применяются.
2. Условия, порядок предоставления и исполнения государственных гарантий Российской Федерации, указанных в пункте 1 настоящей статьи, отличные от установленных статьей 115 настоящего Кодекса, определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ.)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на основании соответственно федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной Администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 128-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Действие пункта 1 настоящей статьи (в части предоставления государственных гарантий Российской Федерации на основании федерального закона о федеральном бюджете) приостановлено:
до 1 января 2021 года – см. часть 6 статьи 1 Федерального закона от 12 ноября 2019 года № 367-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25 мая 2020 года № 155-ФЗ);
с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года – см. часть 3 статьи 5 Федерального закона от 15 октября 2020 года № 327-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 448-ФЗ);
с 1 января 2022 года до 1 января 2023 года – см. пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 29 ноября 2021 года № 384-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 59-ФЗ);
с 1 января 2023 года до 1 января 2024 года – см. часть 1 статьи 8 Федерального закона от 21 ноября 2022 года № 448-ФЗ.
1.1. Предоставление государственных (муниципальных) гарантий осуществляется при соблюдении следующих условий (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом):
финансовое состояние принципала является удовлетворительным;
предоставление принципалом, третьим лицом до даты выдачи государственной (муниципальной) гарантии соответствующего требованиям статьи 115.3 настоящего Кодекса и гражданского законодательства Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу, возникающего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии;
отсутствие у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим публично-правовым образованием (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием), предоставляющим государственную (муниципальную) гарантию, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также просроченной (неурегулированной) задолженности принципала, являющегося публично-правовым образованием, по государственной (муниципальной) гарантии, ранее предоставленной в пользу соответствующего публично-правового образования, предоставляющего государственную (муниципальную) гарантию;
принципал не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении принципала не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ.)
2. Предоставление государственной (муниципальной) гарантии, а также заключение договора о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии осуществляется после представления принципалом и (или) бенефициаром в орган, осуществляющий предоставление соответственно государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов Российской Федерации или муниципальных гарантий, либо агенту, привлеченному в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, полного комплекта документов согласно перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной Администрацией и (или) органом, осуществляющим предоставление гарантии.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 22 октября 2014 года № 311-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 128-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3. Анализ финансового состояния принципала, проверка достаточности, надежности и ликвидности обеспечения, предоставляемого в соответствии с абзацем третьим пункта 1.1 настоящей статьи, при предоставлении государственной гарантии Российской Федерации осуществляются в соответствии с актами Правительства Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации либо агентом, привлеченным в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи. После предоставления государственной гарантии Российской Федерации мониторинг финансового состояния принципала, контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения осуществляются агентом, привлеченным в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, – Министерством финансов Российской Федерации.
Анализ финансового состояния принципала, проверка достаточности, надежности и ликвидности обеспечения, предоставляемого в соответствии с абзацем третьим пункта 1.1 настоящей статьи, при предоставлении государственной гарантии субъекта Российской Федерации или муниципальной гарантии, а также мониторинг финансового состояния принципала, контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии субъекта Российской Федерации или муниципальной гарантии осуществляются в соответствии с актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной Администрации соответственно финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования либо агентом, привлеченным в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 128-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
4. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, решением представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий соответственно. Общий объем бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены на исполнение государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных гарантий по возможным гарантийным случаям, указывается в текстовых статьях федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
5. Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, местная Администрация муниципального образования вправе на основании соответственно федерального закона о федеральном бюджете, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, решения о местном бюджете привлекать агентов по вопросам предоставления и исполнения государственных (муниципальных) гарантий, в том числе анализа финансового состояния принципалов, их поручителей (гарантов), ведения аналитического учета обязательств принципалов, их поручителей (гарантов) и иных лиц, возникающих в связи с предоставлением и исполнением государственных (муниципальных) гарантий, взыскания задолженности указанных лиц.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 128-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья дополнительно включена с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 ноября 2007 года № 247-ФЗ))
1. Государственная (муниципальная) гарантия предоставляется при условии предоставления принципалом, третьим лицом обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу, возникающего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части такой гарантии.
2. Способами обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной (муниципальной) гарантии могут быть только банковские гарантии и поручительства юридических лиц, государственные (муниципальные) гарантии, государственные гарантии иностранных государств, залог имущества. Обеспечение исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу должно иметь достаточную степень надежности (ликвидности), а также соответствовать требованиям, установленным абзацами третьим – шестым пункта 3 статьи 93.2 настоящего Кодекса. Объем (сумма) обеспечения регрессных требований определяется при предоставлении государственной (муниципальной) гарантии с учетом финансового состояния принципала.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3. Оценка рыночной стоимости и ликвидности передаваемого в залог имущества, надежности банковской гарантии, поручительства осуществляется в соответствии с абзацами седьмым и восьмым пункта 3 статьи 93.2 настоящего Кодекса.
4. Порядок определения при предоставлении государственной (муниципальной) гарантии минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной (муниципальной) гарантии в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной Администрацией муниципального образования.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 128-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
5. При выявлении недостаточности предоставленного обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу или иного несоответствия предоставленного обеспечения требованиям, установленным настоящим Кодексом, гражданским законодательством Российской Федерации и (или) актами соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной Администрации муниципального образования (в том числе в случае существенного ухудшения финансового состояния юридического лица, предоставившего в обеспечение исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу банковскую гарантию или поручительство, уменьшения рыночной стоимости предмета залога), принципал обязан в срок, установленный актами соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной Администрации муниципального образования, осуществить замену обеспечения (полную или частичную) либо предоставить дополнительное обеспечение в целях приведения состава и общего объема (суммы) обеспечения в соответствие с установленными требованиями. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принципалом указанной обязанности принципал несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии. Неисполнение принципалом указанной обязанности не является основанием для неисполнения государственной (муниципальной) гарантии (признания требования бенефициара об исполнении гарантии необоснованным и не подлежащим удовлетворению), прекращения государственной (муниципальной) гарантии.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 128-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
5.1. Неисполнение принципалом установленной пунктом 5 настоящей статьи обязанности приравнивается к неисполнению денежных обязательств перед публично-правовым образованием (гарантом). К принципалу, не исполнившему указанную обязанность, применяются положения, предусмотренные абзацем вторым пункта 1 статьи 93.2, абзацем четвертым пункта 1.1 статьи 115.2, пунктом 17 статьи 241 настоящего Кодекса для лиц, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед соответствующим публично-правовым образованием (гарантом).
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ.)
6. Пункт утратил силу – Федеральный закон от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
7. Нормы настоящей статьи не применяются к государственным гарантиям Российской Федерации и муниципальным гарантиям, предоставляемым по обязательствам субъектов Российской Федерации, а также к государственным гарантиям субъектов Российской Федерации и муниципальным гарантиям, предоставляемым по обязательствам Российской Федерации.
8. В случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, государственные гарантии Российской Федерации, государственные гарантии субъекта Российской Федерации могут быть предоставлены в обеспечение исполнения обязательств муниципального образования без предоставления им обеспечения исполнения обязательства по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу в связи с исполнением гарантии.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ.)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения в форме акта Правительства Российской Федерации о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период. Министерство финансов Российской Федерации вправе принимать решения о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации в размере и в случаях, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период и принятыми в соответствии с ним актами Правительства Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 310-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Действие пункта 1 настоящей статьи (в части права Правительства Российской Федерации принимать решения о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период) приостановлено до 1 января 2021 года – см. часть 6 статьи 1 Федерального закона от 12 ноября 2019 года № 367-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25 мая 2020 года № 155-ФЗ).
Действие абзаца первого пункта 1 настоящей статьи приостановлено в части права Правительства Российской Федерации принимать решения о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период:
с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года – см. часть 3 статьи 5 Федерального закона от 15 октября 2020 года № 327-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 448-ФЗ).
с 1 января 2022 года до 1 января 2023 года – см. пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 29 ноября 2021 года № 384-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 59-ФЗ);
с 1 января 2023 года до 1 января 2024 года – см. пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 ноября 2022 года № 448-ФЗ.
В акте Правительства Российской Федерации (акте Министерства финансов Российской Федерации) о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации должны быть указаны:
лицо, в обеспечение исполнения обязательств которого предоставляется государственная гарантия Российской Федерации;
основные условия обязательства, обеспечиваемого государственной гарантией Российской Федерации;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ.)
Абзац четвертый предыдущей редакции с 1 января 2020 года считается абзацем пятым настоящей редакции – Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ.
объем обязательств Российской Федерации по государственной гарантии Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Абзац пятый предыдущей редакции с 1 января 2020 года считается абзацем шестым настоящей редакции – Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ.
основные условия государственной гарантии Российской Федерации;
федеральный орган исполнительной власти, ответственный за осуществление контроля за целевым использованием средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного государственной гарантией Российской Федерации, и исполнением обязательств принципала по кредиту (займу, в том числе облигационному), обеспеченному государственной гарантией Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с актом Правительства Российской Федерации (актом Министерства финансов Российской Федерации) от имени Российской Федерации заключает договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, о переуступке гаранту прав требования бенефициара к принципалу, иные договоры (соглашения) в соответствии с актом Правительства Российской Федерации (актом Министерства финансов Российской Федерации) и выдает государственные гарантии Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации вправе предоставить должностным лицам агента, привлеченного в соответствии с пунктом 5 статьи 115.2 настоящего Кодекса, письменное уполномочие на подписание от имени Министерства финансов Российской Федерации государственных гарантий Российской Федерации, договоров (соглашений), указанных в абзаце первом настоящего пункта, а также иных договоров (соглашений) и документов, связанных с предоставлением и исполнением государственных гарантий Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 22 октября 2014 года № 311-ФЗ.)
Абзац второй пункта 2 предыдущей редакции считается абзацем третьим пункта 2 настоящей редакции – Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 311-ФЗ.
Порядок и сроки возмещения принципалом гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, определяются договором между гарантом и принципалом. При отсутствии соглашения сторон по этим вопросам удовлетворение регрессного требования гаранта к принципалу осуществляется в порядке и сроки, указанные в требовании гаранта.
3. Государственные гарантии Российской Федерации не предоставляются для обеспечения исполнения обязательств хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных (муниципальных) унитарных предприятий (за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения), некоммерческих организаций (за исключением государственных корпораций и государственных компаний), крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
4. Обязательства, вытекающие из государственной гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, включаются в состав соответственно государственного внутреннего долга Российской Федерации или государственного внешнего долга Российской Федерации в сумме фактически имеющихся у принципала обязательств, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации, но не более суммы государственной гарантии Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 434-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Положения пункта 4 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникающим при учете государственных (муниципальных) гарантий в составе государственного (муниципального) долга, с 1 января 2022 года, – см. пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ.
5. Предоставление и исполнение государственной гарантии Российской Федерации подлежат отражению в Государственной долговой книге Российской Федерации.
6. Министерство финансов Российской Федерации ведет учет выданных государственных гарантий Российской Федерации, увеличения государственного долга по ним, сокращения государственного долга вследствие исполнения принципалами либо третьими лицами в полном объеме или в какой-либо части обязательств принципала, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, прекращения по иным основаниям в полном объеме или в какой-либо части обязательств принципала, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, осуществления гарантом платежей по выданным государственным гарантиям Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных государственными гарантиями Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
7. Порядок и условия предоставления и исполнения государственных гарантий Российской Федерации, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в составе программы государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и программы государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, устанавливаются Правительством Российской Федерации по направлениям (целям) гарантирования.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 22 октября 2014 года № 311-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
8. В случае, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период, допускается предоставление государственной гарантии Российской Федерации, обеспечивающей исполнение обязательств российского юридического лица (принципала) по кредитному договору, срок исполнения которых в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» будет считаться наступившим в случае принятия арбитражным судом решения о признании принципала банкротом и об открытии в отношении его конкурсного производства. Предоставление и исполнение такой государственной гарантии Российской Федерации осуществляется со следующими особенностями:
Действие абзаца первого пункта 8 настоящей статьи (в части обязательности установления в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период случая, в котором допускается предоставление государственной гарантии Российской Федерации, обеспечивающей исполнение обязательств российского юридического лица (принципала) по кредитному договору, срок исполнения которых в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» будет считаться наступившим в случае принятия арбитражным судом решения о признании принципала банкротом и об открытии в отношении его конкурсного производства) приостановлено до 1 января 2021 года – см. часть 5 статьи 1 Федерального закона от 12 ноября 2019 года № 367-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25 мая 2020 года № 155-ФЗ).
1) в случае принятия арбитражным судом решения о признании принципала банкротом и об открытии в отношении его конкурсного производства требование бенефициара об исполнении указанной в настоящем пункте государственной гарантии Российской Федерации может быть предъявлено гаранту в общей сумме неисполненных обязательств принципала по кредитному договору, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации, срок исполнения которых в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» считается наступившим, независимо от установленных кредитным договором сроков (графика) исполнения указанных обязательств принципала. Указанное требование бенефициара об исполнении государственной гарантии Российской Федерации может быть предъявлено гаранту до завершения в отношении принципала конкурсного производства;
2) исполнение такой государственной гарантии Российской Федерации (удовлетворение указанного в подпункте 1 настоящего пункта требования бенефициара об исполнении государственной гарантии Российской Федерации) осуществляется в рассрочку в порядке, объеме (сумме) и в сроки, которые установлены государственной гарантией Российской Федерации, по мере наступления установленных кредитным договором сроков (графика) исполнения указанных обязательств принципала по кредитному договору, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации, как если бы государственная гарантия Российской Федерации подлежала исполнению в обычном порядке (если бы арбитражным судом не было принято решение о признании принципала банкротом и об открытии в отношении его конкурсного производства и если бы срок исполнения обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации обязательств принципала по кредитному договору в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не считался наступившим);
3) денежные средства на исполнение государственной гарантии Российской Федерации, в том числе предоставленной с правом регрессного требования гаранта к принципалу (удовлетворение указанного в подпункте 1 настоящего пункта требования бенефициара об исполнении государственной гарантии Российской Федерации), после завершения в отношении принципала конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации учитываются в расходах федерального бюджета;
4) к указанной в настоящем пункте государственной гарантии Российской Федерации не применяются положения пункта 2 (в части необеспечения государственной гарантией Российской Федерации обязательств принципала по кредитному договору, срок исполнения которых в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» считается наступившим в связи с принятием арбитражным судом решения о признании принципала банкротом и об открытии в отношении его конкурсного производства), пункта 13 (в части непредъявления бенефициаром требования об исполнении государственной гарантии Российской Федерации ранее срока, установленного государственной гарантией Российской Федерации и договором о ее предоставлении, в случае, когда срок исполнения обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации обязательств принципала по кредитному договору в соответствии с указанным Федеральным законом считается наступившим в связи с принятием арбитражным судом решения о признании принципала банкротом и об открытии в отношении его конкурсного производства), подпункта 3 (в части прекращения обязательств гаранта перед бенефициаром по государственной гарантии Российской Федерации в случае прекращения обязательств принципала по кредитному договору, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации, в связи с ликвидацией принципала после предъявления бенефициаром гаранту указанного в подпункте 1 настоящего пункта требования об исполнении государственной гарантии Российской Федерации) и подпункта 6 (в части прекращения обязательств гаранта перед бенефициаром по государственной гарантии Российской Федерации с прекращением основного обязательства в связи с ликвидацией принципала после предъявления бенефициаром гаранту указанного в подпункте 1 настоящего пункта требования об исполнении государственной гарантии Российской Федерации) пункта 21 статьи 115 настоящего Кодекса.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ.)
9. Правительство Российской Федерации вправе утвердить типовую форму государственной гарантии Российской Федерации, предоставляемой в обеспечение исполнения обязательств принципала по кредиту (займу).
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 22 апреля 2020 года № 120-ФЗ.)
10. В случае полного удовлетворения регрессного требования Российской Федерации к принципалу, возникшего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части государственной гарантии Российской Федерации, предоставленной в обеспечение исполнения обязательств страховщика (перестраховщика) по договору страхования (договору перестрахования), принадлежащие Российской Федерации права требования к лицу, ответственному за наступление страхового случая по указанному договору страхования (договору перестрахования) и причинение убытков, перешедшие к Российской Федерации при исполнении указанной государственной гарантии Российской Федерации, переходят в соответствующем объеме к лицу, удовлетворившему указанное регрессное требование Российской Федерации либо исполнившему обязательства по соответствующему договору (односторонней сделке) об обеспечении указанного регрессного требования Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 416-ФЗ.)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 ноября 2007 года № 247-ФЗ). – См. предыдущую редакцию.)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. От имени субъекта Российской Федерации государственные гарантии субъекта Российской Федерации предоставляются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в законе субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 244-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 128-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. От имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной Администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
3. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, местная Администрация муниципального образования заключают договоры о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации или муниципальных гарантий, об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, и выдают государственные гарантии субъекта Российской Федерации или муниципальные гарантии.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 128-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Порядок и сроки возмещения принципалом гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, определяются договором между гарантом и принципалом. При отсутствии соглашения сторон по этим вопросам удовлетворение регрессного требования гаранта к принципалу осуществляется в порядке и сроки, указанные в требовании гаранта.
4. Обязательства, вытекающие из государственной гарантии субъекта Российской Федерации, включаются в состав государственного долга субъекта Российской Федерации в сумме фактически имеющихся у принципала обязательств, обеспеченных государственной гарантией субъекта Российской Федерации, но не более суммы государственной гарантии субъекта Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Обязательства, вытекающие из муниципальной гарантии, включаются в состав муниципального долга в сумме фактически имеющихся у принципала обязательств, обеспеченных муниципальной гарантией, но не более суммы муниципальной гарантии.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Положения пункта 4 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникающим при учете государственных (муниципальных) гарантий в составе государственного (муниципального) долга, с 1 января 2022 года, – см. пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 26 марта 2022 года № 65-ФЗ.
5. Предоставление и исполнение государственной гарантии субъекта Российской Федерации подлежит отражению в государственной долговой книге субъекта Российской Федерации.
Предоставление и исполнение муниципальной гарантии подлежит отражению в муниципальной долговой книге.
6. Финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования ведут учет выданных гарантий, увеличения государственного (муниципального) долга по ним, сокращения государственного (муниципального) долга вследствие исполнения принципалами либо третьими лицами в полном объеме или в какой-либо части обязательств принципалов, обеспеченных гарантиями, прекращения по иным основаниям в полном объеме или в какой-либо части обязательств принципалов, обеспеченных гарантиями, осуществления гарантом платежей по выданным гарантиям, а также в иных случаях, установленных государственными (муниципальными) гарантиями.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
7. Государственные гарантии субъектов Российской Федерации, муниципальные гарантии не предоставляются для обеспечения исполнения обязательств хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных (муниципальных) унитарных предприятий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения и находится в государственной (муниципальной) собственности соответствующих субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), предоставляющих государственные (муниципальные) гарантии по обязательствам таких государственных (муниципальных) унитарных предприятий), некоммерческих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ.)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.
2. Выполнение Центральным банком Российской Федерации, кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) Правительства Российской Федерации по обслуживанию долговых обязательств Российской Федерации, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации.
3. Центральный банк Российской Федерации осуществляет функции генерального агента, указанные в пункте 2 настоящей статьи, безвозмездно.
4. Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных агентскими соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации, производится за счет средств федерального бюджета.
5. Выполнение кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) исполнительного органа субъекта Российской Федерации по размещению, выкупу, обмену долговых обязательств субъектов Российской Федерации осуществляется на основе государственного контракта, заключенного с исполнительным органом субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственные заимствования от имени субъекта Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 128-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
6. Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных государственными контрактами, заключенными с исполнительным органом субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственные заимствования от имени субъекта Российской Федерации, производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 128-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
7. Выполнение кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) местной Администрации по размещению, выкупу, обмену муниципальных долговых обязательств осуществляется на основе муниципального контракта, заключенного с местной Администрацией.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
8. Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных муниципальными контрактами, заключенными с местной Администрацией, производится за счет средств местного бюджета.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)