Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения, порядок применения бюджетных мер принуждения.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 120-ФЗ; дополнена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 27 декабря 2005 года № 197-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 августа 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 199-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 244-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Глава в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 120-ФЗ, – см. предыдущую редакцию.)
1. Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Абзац утратил силу с 8 мая 2013 года – Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 104-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
2. Пункт утратил силу с 14 августа 2019 года – Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
3. Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
Нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
(Абзац дополнительно включен с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ.)
Условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
(Абзац дополнительно включен с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ.)
Действие абзаца третьего пункта 3 настоящей статьи приостановлено:
до 1 января 2021 года – см. часть 4 статьи 1 Федерального закона от 12 ноября 2019 года № 367-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 103-ФЗ);
с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года в части наличия бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств – см. часть 3 статьи 5 Федерального закона от 15 октября 2020 года № 327-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 448-ФЗ).
Абзац второй предыдущей редакции с 14 августа 2019 года считается абзацем четвертым настоящей редакции – Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ.
Абзац дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 244-ФЗ, утратил силу с 14 августа 2019 года – Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
Абзац третий предыдущей редакции с 14 августа 2019 года считается абзацем пятым настоящей редакции – Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ.
Предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не допускается.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
Предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований предусматривается в соответствии с перечнем субсидий бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, утверждаемым законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
(Абзац дополнительно включен с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ.)
Действие абзаца шестого пункта 3 настоящей статьи приостановлено:
до 1 января 2021 года – см. часть 4 статьи 1 Федерального закона от 12 ноября 2019 года № 367-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 103-ФЗ);
с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года – см. часть 3 статьи 5 Федерального закона от 15 октября 2020 года № 327-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 448-ФЗ).
Предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, не соответствующих указанному перечню, за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации, субсидий, предоставление которых обусловлено увеличением бюджетных ассигнований в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 95 настоящего Кодекса, не допускается.
(Абзац дополнительно включен с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 246-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 17-ФЗ установлено, что до 1 января 2010 года действие пункта 3 настоящей статьи не распространяется на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и на предоставление субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам по решениям, принимаемым соответственно Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации мер по поддержке рынка труда и отраслей экономики Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.
О порядке вступления в силу Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 17-ФЗ см. статью 2 указанного документа.
Действие пункта 3 настоящей статьи до 1 января 2011 года не применяется к предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и к предоставлению субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам по решениям, принимаемым соответственно Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики Российской Федерации, рынка труда и отраслей социальной сферы, по социальному обеспечению населения, в случаях, установленных федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, – см. часть 4 статьи 8 Федерального закона от 17 декабря 2009 года № 314-ФЗ.
Действие абзаца седьмого пункта 3 настоящей статьи приостановлено:
до 1 января 2021 года – см. часть 4 статьи 1 Федерального закона от 12 ноября 2019 года № 367-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 103-ФЗ);
с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года – см. часть 3 статьи 5 Федерального закона от 15 октября 2020 года № 327-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 448-ФЗ).
4. Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями (за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе, а также субсидий за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и субсидий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Действие абзаца первого пункта 4 настоящей статьи приостановлено:
до 1 января 2021 года – см. часть 4 статьи 1 Федерального закона от 12 ноября 2019 года № 367-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 103-ФЗ);
с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года – см. часть 3 статьи 5 Федерального закона от 15 октября 2020 года № 327-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 448-ФЗ).
Повторное распределение между муниципальными образованиями субсидий, предоставление которых было осуществлено в отчетном финансовом году и в текущем финансовом году обусловлено увеличением бюджетных ассигнований в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 95 настоящего Кодекса, не осуществляется.
(Абзац дополнительно включен с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 246-ФЗ.)
Абзацы второй – четвертый предыдущей редакции с 12 июля 2021 года считаются соответственно абзацами третьим – пятым настоящей редакции – Федеральный закон от 1 июля 2021 года № 246-ФЗ.
В случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации (кроме закона о бюджете), актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, без внесения изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период могут быть внесены изменения в распределение объемов субсидий между муниципальными образованиями.
Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, распределяемых между муниципальными образованиями на конкурсной основе, а также субсидий за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и субсидий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом допускается утверждение не распределенного между муниципальными образованиями объема субсидий в размере не более 5 процентов общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на первый год планового периода, и не более 10 процентов общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на второй год планового периода.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 17-ФЗ установлено, что до 1 января 2010 года действие пункта 4 настоящей статьи не распространяется на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и на предоставление субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам по решениям, принимаемым соответственно Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации мер по поддержке рынка труда и отраслей экономики Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.
О порядке вступления в силу Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 17-ФЗ см. статью 2 указанного документа.
4.1. Соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной финансовым органом субъекта Российской Федерации. В случае софинансирования из федерального бюджета расходного обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субсидии местному бюджету в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения указанное соглашение должно соответствовать требованиям, установленным правилами, предусмотренными абзацем первым пункта 3 статьи 132 настоящего Кодекса.
Заключение соглашений о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий местным бюджетам, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, осуществляется до 15 февраля очередного финансового года, за исключением соглашений о предоставлении субсидий, бюджетные ассигнования на предоставление которых предусмотрены в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и которые заключаются не позднее 30 дней после дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 246-ФЗ.)
Соглашение о предоставлении субсидии заключается на срок, который не может быть менее срока, на который в установленном порядке утверждено распределение субсидий между муниципальными образованиями.
(Абзац дополнительно включен с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 246-ФЗ.)
В случае нарушения сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, бюджетные ассигнования бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренные на текущий финансовый год на соответствующие цели, могут направляться на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации для оказания финансовой помощи местным бюджетам в размере субсидии, в отношении которой не заключено соглашение о ее предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 246-ФЗ.)
(Пункт дополнительно включен с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ.)
5. Заключение соглашений о предоставлении субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, осуществляется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами.
(Пункт дополнительно включен с 19 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 178-ФЗ.)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
Иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются местным бюджетам на основании законов субъектов Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований:
1) в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления, не урегулированных федеральными законами и (или) законами субъекта Российской Федерации;
2) в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
3) в случае предоставления бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются резервные фонды Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также резервный фонд высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) в случаях, установленных законами субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и закона субъекта Российской Федерации о внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период).
(Част ь в редакции, введенной в действие с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 246-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
Действие части первой настоящей статьи (в части случаев, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации) приостановлено:
до 1 января 2021 года – см. часть 4 статьи 1 Федерального закона от 12 ноября 2019 года № 367-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 103-ФЗ);
с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года – см. часть 3 статьи 5 Федерального закона от 15 октября 2020 года № 327-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 448-ФЗ).
Методика распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 30 ноября 2014 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
Общий объем иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам и дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов из бюджета субъекта Российской Федерации не может превышать 15 процентов общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц.
(Часть дополнительно включена с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ.)
Действие части третьей настоящей статьи приостановлено:
до 1 января 2021 года – см. часть 4 статьи 1 Федерального закона от 12 ноября 2019 года № 367-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 103-ФЗ);
с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года – см. часть 3 статьи 5 Федерального закона от 15 октября 2020 года № 327-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 448-ФЗ).
Распределение иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации, между муниципальными образованиями утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним до 15 февраля очередного финансового года нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением иных межбюджетных трансфертов:
1) источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
2) предоставление которых осуществляется за счет иным образом зарезервированных в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований, которые подлежат распределению актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации до 1 октября текущего финансового года;
3) предоставление которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и которые подлежат распределению актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 30 дней после дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации;
4) предоставляемых в целях поощрения муниципальных образований, в том числе за достижение наилучших значений показателей социально-экономического развития и (или) лучшие практики деятельности органов местного самоуправления;
5) предоставляемых на возмещение фактически осуществленных расходов местных бюджетов;
6) объемы которых обусловлены поступлением доходов федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации;
7) распределяемых на конкурсной основе.
(Часть дополнительно включена с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 246-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
Повторное распределение между муниципальными образованиями иных межбюджетных трансфертов, предоставление которых было осуществлено в отчетном финансовом году и в текущем финансовом году обусловлено увеличением бюджетных ассигнований в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 95 настоящего Кодекса, не осуществляется.
(Часть дополнительно включена с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 246-ФЗ.)
При этом допускается утверждение не распределенного между муниципальными образованиями объема иных межбюджетных трансфертов в размере не более 5 процентов общего объема соответствующего иного межбюджетного трансферта, утвержденного на первый год планового периода, и не более 10 процентов общего объема указанного иного межбюджетного трансферта, утвержденного на второй год планового периода.
(Часть дополнительно включена с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 246-ФЗ.)
Если нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливающими порядок (правила) предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, предусмотрено заключение соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, такие соглашения заключаются до 15 февраля очередного финансового года, за исключением соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, бюджетные ассигнования на предоставление которых предусмотрены в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и которые заключаются не позднее 30 дней после дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 246-ФЗ.)
Соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам и дополнительные соглашения к указанным соглашениям, предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми финансовым органом субъекта Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 246-ФЗ.)
Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта заключается на срок, который не может быть менее срока, на который в установленном порядке утверждено распределение иных межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями.
(Часть дополнительно включена с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 246-ФЗ.)
В случае нарушения сроков, предусмотренных частью седьмой настоящей статьи, бюджетные ассигнования бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренные на текущий финансовый год на соответствующие цели, могут направляться на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации для оказания финансовой помощи местным бюджетам в размере иного межбюджетного трансферта, в отношении которого не заключено соглашение о его предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 246-ФЗ.)
Часть пятая предыдущей редакции с 12 июля 2021 года считается частью одиннадцатой настоящей редакции – Федеральный закон от 1 июля 2021 года № 246-ФЗ.
Ограничение, установленное настоящей статьей, может быть превышено на сумму межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации в целях поощрения муниципальных образований, в том числе за достижение наилучших значений показателей социально-экономического развития, ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на сумму иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на указанные цели.
(Часть дополнительно включена с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ.)
Часть третья предыдущей редакции с 14 августа 2019 года считается частью шестой настоящей редакции – Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ.
Часть шестую предыдущей редакции с 12 июля 2021 года считается частью двенадцатой настоящей редакции – Федеральный закон от 1 июля 2021 года № 246-ФЗ.
Положения настоящей статьи не распространяются на субъекты Российской Федерации – города федерального значения Москву, Санкт-Петербург и Севастополь в части установления пределов общего объема иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации местным бюджетам, и в части установления срока распределения не более 15 процентов общего объема иных межбюджетных трансфертов, предоставление которых местным бюджетам осуществляется за счет иным образом зарезервированных в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований.
(Часть дополнительно включена с 19 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 178-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 246-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
(Статья дополнительно включена с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ.)
Частью 6 статьи 7 Федерального закона от 9 апреля 2009 года № 58-ФЗ установлено, что до 1 января 2012 года ограничение, установленное настоящей статьей, может быть превышено на объем дотаций из бюджета субъекта Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Установлено, что до 1 января 2016 года ограничение, установленное настоящей статьей (в редакции Федерального закона от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ), может быть превышено на объем дотаций из бюджета субъекта Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, – часть 6 Федерального закона от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ.
1. Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Абзац утратил силу с 8 мая 2013 года – Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 104-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
2. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации за счет:
1) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти;
1.1) субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставленных на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации, в случае передачи субъектами Российской Федерации таких полномочий органам местного самоуправления в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
(Подпункт дополнительно включен с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ.)
2) собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
2.1. Законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок определения общего объема субвенций для осуществления переданных полномочий и показатели (критерии) распределения между муниципальными образованиями общего объема таких субвенций.
(Пункт дополнительно включен с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ.)
3. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Использование при распределении субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации показателей, характеризующих собственные доходы местных бюджетов, не допускается.
Указанные методики в части положений о распределении субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции бюджету субъекта Российской Федерации, предоставленные из федерального бюджета, должны соответствовать требованиям порядков определения и распределения между субъектами Российской Федерации общего объема субвенций, утверждаемых федеральными законами, и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 133 настоящего Кодекса.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
4. В случае наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления городских, сельских поселений (внутригородских районов) законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению субвенций бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов).
Указанным законом должны быть установлены соответствующие требованиям настоящей статьи порядок (методика) расчета субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) и порядок (методика) расчета органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) субвенций из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) на осуществление соответствующих государственных полномочий.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2014 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
5. Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями, за исключением субвенций, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации, а также за счет резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 263-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
Действие абзаца первого пункта 5 настоящей статьи приостановлено до 1 января 2021 года – см. часть 4 статьи 1 Федерального закона от 12 ноября 2019 года № 367-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 103-ФЗ).
Повторное распределение между муниципальными образованиями субвенций, предоставление которых было осуществлено в отчетном финансовом году и в текущем финансовом году обусловлено увеличением бюджетных ассигнований в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 95 настоящего Кодекса, не осуществляется.
(Абзац дополнительно включен с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года № 246-ФЗ.)
Абзацы второй – пятый предыдущей редакции с 12 июля 2021 года считаются соответственно абзацами третьим – шестым настоящей редакции – Федеральный закон от 1 июля 2021 года № 246-ФЗ.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении двух и более государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления, могут быть объединены в единую субвенцию местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, порядок формирования и предоставления которой утверждается законом субъекта Российской Федерации с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ.)
Абзацы второй – четвертый предыдущей редакции с 14 августа 2019 года считаются соответственно абзацами третьим – пятым настоящей редакции – Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ.
В случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) полномочиями по расчету и предоставлению субвенций бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) распределение указанных субвенций между бюджетами городских, сельских поселений (внутригородских районов) утверждается решением представительного органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением) о бюджете муниципального района (городского округа с внутригородским делением).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2014 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
Допускается утверждение на плановый период не распределенного между муниципальными районами (городскими округами с внутригородским делением) объема субвенций на исполнение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотации бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) в размере не более 20 процентов общего объема указанных субвенций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20 процентов общего объема указанных субвенций, утвержденного на второй год планового периода.
(Абзац дополнительно включен с 30 ноября 2014 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ.)
Абзац третий предыдущей редакции с 30 ноября 2014 года считается абзацем четвертым настоящей редакции – Федеральный закон от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ.
При этом допускается утверждение не распределенной между муниципальными образованиями субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема соответствующей субвенции, которая может быть распределена между местными бюджетами в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на те же цели в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации без внесения изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
6. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок предоставления субвенций местным бюджетам, источником финансового обеспечения которых являются субвенции бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, должен соответствовать установленному Правительством Российской Федерации порядку предоставления субвенций из федерального бюджета.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
7. Положения настоящей статьи применяются при предоставлении субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам федеральных территорий в целях финансового обеспечения расходных обязательств федеральных территорий, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления федеральным территориям в случаях, установленных федеральными законами.
(Пункт дополнительно включен с 22 июня 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 195-ФЗ.)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
(Статья утратила силу с 1 января 2008 года, – Федеральный закон от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:
дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
дотаций из бюджетов городских округов с внутригородским делением на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов;
субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений в случаях, установленных статьями 133 и 140 настоящего Кодекса;
субвенций из бюджетов городских округов с внутригородским делением бюджетам внутригородских районов в случаях, установленных статьями 133 и 140 настоящего Кодекса;
субсидий бюджетам муниципальных образований;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в случаях, установленных статьей 142.2 настоящего Кодекса;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
иных межбюджетных трансфертов.
Межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений (за исключением межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) предоставляются при соблюдении органами местного самоуправления городских, сельских поселений условий, установленных правилами предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений.
(Часть в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Межбюджетные трансферты из бюджетов городских округов с внутригородским делением бюджетам внутригородских районов предоставляются при соблюдении органами местного самоуправления внутригородских районов условий, установленных правилами предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов городских округов с внутригородским делением бюджетам внутригородских районов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов), которые предоставляются за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) на осуществление полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов), предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления городских, сельских поселений (внутригородских районов) основных условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам, предусмотренных статьей 136 настоящего Кодекса.
(Часть дополнительно включена с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ.)
Цели, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливаются муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, принятыми в соответствии с законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ.)
(Статья в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2014 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, – см. предыдущую редакцию.)
1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации.
Абзац утратил силу с 14 августа 2019 года, – Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Абзац утратил силу с 1 января 2008 года, – Федеральный закон от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
Порядок определения общего объема и распределения между муниципальными образованиями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3. Объем и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района утверждаются решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
В случае, если проект бюджета муниципального района утверждается на очередной финансовый год и плановый период, допускается утверждение на плановый период не распределенного между городскими, сельскими поселениями объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета муниципального района не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на второй год планового периода.
(Абзац дополнительно включен с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ.)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, – см. предыдущую редакцию.)
4. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района, за исключением дотаций, предоставляемых в порядке, установленном пунктом 5 статьи 137 настоящего Кодекса, предоставляются городским и сельским поселениям, расчетная бюджетная обеспеченность которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений данного муниципального района.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2014 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Расчетная бюджетная обеспеченность поселений определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом городского и сельского поселения исходя из налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичного показателя в среднем по поселениям данного муниципального района с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторах и условиях, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2014 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности определяется по городским и сельским поселениям по единой методике, обеспечивающей сопоставимость налоговых доходов городских и сельских поселений, перечня бюджетных услуг и показателей, характеризующих факторы и условия, влияющие на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя, по поселениям и может устанавливаться отдельно для городских и сельских поселений.
(Абзац дополнительно включен с 30 ноября 2014 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ.)
Абзац третий предыдущей редакции с 30 ноября 2014 года считается абзацем четвертым настоящей редакции, – Федеральный закон от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ.
Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов отдельных поселений не допускается.
Абзац третий пункта 4 настоящей статьи вступает в силу в следующем порядке. В переходный период, установленный частью 1.1 статьи 83 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положения о распределении между поселениями средств районного фонда финансовой поддержки поселений вступают в силу в следующем порядке:
при формировании и утверждении проектов бюджетов муниципальных районов на 2006, 2007 и 2008 годы средства районных фондов финансовой поддержки поселений могут распределяться с использованием показателей фактических доходов и расходов за отчетный период или прогнозируемых на плановый период доходов и расходов бюджетов поселений.
– См. часть 6 статьи 2 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 120-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 12 октября 2005 года № 129-ФЗ).
Абзац четвертый предыдущей редакции с 30 ноября 2014 года считается абзацем пятым настоящей редакции, – Федеральный закон от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ.
Абзац утратил силу с 30 ноября 2014 года, – Федеральный закон от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
4.1. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено, что при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений помимо налоговых доходов, указанных в абзаце втором пункта 4 настоящей статьи, могут учитываться неналоговые доходы бюджетов поселений, формируемые в соответствии с настоящим Кодексом, и (или) законами субъектов Российской Федерации, и (или) муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных районов за счет:
1) платы за негативное воздействие на окружающую среду;
2) платы за передачу в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков;
3) платы за передачу в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков (за исключением земельных участков, предоставленных муниципальным предприятиям, в том числе казенным, муниципальным бюджетным и автономным учреждениям).
(Пункт дополнительно включен с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ.)
5. Пункт утратил силу с 1 января 2008 года, – Федеральный закон от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
6. В случае предоставления дотаций, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, финансовый орган муниципального района вправе заключать с главами местных администраций (руководителями исполнительно-распорядительных органов) муниципальных образований, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района, соглашения, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов поселения.
Порядок, сроки заключения соглашений и требования к соглашениям, которые указаны в настоящем пункте, устанавливаются местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом) муниципального района.
(Пункт дополнительно включен с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ.)
(Статья дополнительно включена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 120-ФЗ.)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, – см. предыдущую редакцию.)
1. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из бюджетов городских, сельских поселений (внутригородских районов) и (или) муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 01 октября 2020 года № 311-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Указанный уровень определяется по городским, сельским поселениям (внутригородским районам) по единой для указанных видов муниципальных образований методике, обеспечивающей сопоставимость расчетных налоговых доходов городских, сельских поселений (внутригородских районов) без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, и по муниципальным районам (муниципальным округам, городским округам, городским округам с внутригородским делением) по единой для указанных видов муниципальных образований методике, обеспечивающей сопоставимость расчетных налоговых доходов муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, и не может быть установлен ниже 1,3-кратного среднего уровня в расчете на одного жителя соответственно по городским, сельским поселениям (внутригородским районам) и соответственно по муниципальным районам (муниципальным округам, городским округам, городским округам с внутригородским делением) субъекта Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 01 октября 2020 года № 311-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1.1. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено, что при определении указанного уровня помимо налоговых доходов, указанных в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, могут учитываться неналоговые доходы бюджетов поселений (внутригородских районов), муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением), формируемые в соответствии с настоящим Кодексом, и (или) законами субъектов Российской Федерации, и (или) муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) за счет:
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 01 октября 2020 года № 311-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1) платы за негативное воздействие на окружающую среду;
2) платы за передачу в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков;
3) платы за передачу в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков (за исключением земельных участков, предоставленных муниципальным предприятиям, в том числе казенным, муниципальным бюджетным и автономным учреждениям).
(Пункт дополнительно включен с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ.)
2. Порядок расчета и предоставления субсидий бюджету субъекта Российской Федерации из местных бюджетов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Субсидии из бюджетов городских, сельских поселений (внутригородских районов), перечисляемые в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, учитываются в доходах бюджета субъекта Российской Федерации и при формировании объемов бюджетных ассигнований на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) из бюджета субъекта Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2014 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
В случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) указанные субсидии из бюджетов городских, сельских поселений (внутригородских районов), входящих в состав территорий муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением), учитываются в доходах и расходах бюджета субъекта Российской Федерации для распределения между бюджетами муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) в порядке, установленном абзацем вторым пункта 5 статьи 137 настоящего Кодекса.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2014 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Субсидии из бюджетов муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением), перечисляемые в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, учитываются в доходах бюджета субъекта Российской Федерации и при формировании объемов бюджетных ассигнований на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) из бюджета субъекта Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 01 октября 2020 года № 311-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3. Объем субсидий, подлежащих перечислению из местных бюджетов в бюджет субъекта Российской Федерации, рассчитывается пропорционально превышению расчетных налоговых доходов уровня, установленного законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Объем указанной субсидии для отдельного муниципального образования в расчете на одного жителя не может превышать 50 процентов разницы между расчетными налоговыми доходами местного бюджета (без учета доходов по дополнительным нормативам отчислений) в расчете на одного жителя и 1,3-кратным средним уровнем расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя в отчетном финансовом году.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2014 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Расчетные налоговые доходы муниципального образования в расчете на одного жителя после исключения субсидии, подлежащей перечислению в бюджет субъекта Российской Федерации, не могут быть меньше расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя иного муниципального образования, которое до исключения указанной субсидии имело более низкий уровень расчетных налоговых доходов в расчете на одного жителя.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
4. Объем субсидий, подлежащих перечислению из местных бюджетов в бюджет субъекта Российской Федерации, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
5. Субсидии, указанные в пункте 4 настоящей статьи, предусматриваются в местном бюджете в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации. В случае невыполнения представительным органом муниципального образования указанных требований и (или) невыполнения органами местного самоуправления решения представительного органа муниципального образования о бюджете муниципального образования в части перечисления субсидий в бюджет субъекта Российской Федерации объем субсидий взыскивается за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования, местных налогов и сборов в порядке, определяемом финансовым органом субъекта Российской Федерации с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2014 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Порядок предоставления субсидий из бюджетов внутригородских муниципальных образований бюджетам субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя определяется законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 22 октября 2014 года № 311-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Положения абзаца второго пункта 5 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 22 октября 2014 года № 311-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов), – см. часть 6 статьи 4 Федерального закона от 22 октября 2014 года № 311-ФЗ.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 120-ФЗ.)
1. В случаях и порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, бюджетам других муниципальных образований могут быть предоставлены субсидии из бюджета муниципального образования в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
2. Цели и условия предоставления указанных в настоящей статье субсидий устанавливаются соглашениями между местными администрациями, заключаемыми в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования, из бюджета которого предоставляется субсидия.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 120-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2014 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
В случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации, бюджетам городских, сельских поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ; дополнена с 1 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 310-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2014 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2014 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
В случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа городского, сельского поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, бюджетам муниципальных районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов городских, сельских поселений на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 310-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2014 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
В случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа городского округа с внутригородским делением, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими этим требованиям законами субъекта Российской Федерации, бюджетам внутригородских районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета городского округа с внутригородским делением.
(Статья дополнительно включена с 30 ноября 2014 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ.)
В случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа внутригородского района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, бюджетам городских округов с внутригородским делением могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов внутригородских районов.
(Статья дополнительно включена с 30 ноября 2014 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ.)
1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением могут предоставляться внутригородским районам, входящим в состав данного городского округа с внутригородским делением, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа городского округа с внутригородским делением, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими этим требованиям законами субъекта Российской Федерации.
Абзац утратил силу с 14 августа 2019 года, – Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
2. Порядок определения общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением и их распределения устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3. Объем и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением утверждаются решением представительного органа городского округа с внутригородским делением о бюджете городского округа с внутригородским делением на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
В случае, если проект бюджета городского округа с внутригородским делением утверждается на очередной финансовый год и плановый период, допускается утверждение на плановый период не распределенного между внутригородскими районами объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета городского округа с внутригородским делением не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на второй год планового периода.
(Абзац дополнительно включен с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ.)
4. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением, за исключением дотаций, предоставляемых в порядке, установленном пунктом 5 статьи 137 настоящего Кодекса, предоставляются внутригородским районам, расчетная бюджетная обеспеченность которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности внутригородских районов данного городского округа с внутригородским делением.
Расчетная бюджетная обеспеченность внутригородских районов определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом внутригородского района исходя из налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичного показателя в среднем по внутригородским районам данного городского округа с внутригородским делением с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.
Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности внутригородских районов показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов отдельных внутригородских районов не допускается.
5. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено, что при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности внутригородских районов помимо налоговых доходов, указанных в абзаце втором пункта 4 настоящей статьи, могут учитываться неналоговые доходы бюджетов внутригородских районов, формируемые в соответствии с настоящим Кодексом, и (или) законами субъектов Российской Федерации, и (или) муниципальными правовыми актами представительных органов городских округов с внутригородским делением за счет:
1) платы за негативное воздействие на окружающую среду;
2) платы за передачу в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков;
3) платы за передачу в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков (за исключением земельных участков, предоставленных муниципальным предприятиям, в том числе казенным, муниципальным бюджетным и автономным учреждениям).
(Пункт дополнительно включен с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ.)
6. В случае предоставления дотаций, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, финансовый орган городского округа с внутригородским делением вправе заключать с главами местных администраций (руководителями исполнительно-распорядительных органов) муниципальных образований, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением, соглашения, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов внутригородского района.
Порядок, сроки заключения соглашений и требования к соглашениям, которые указаны в настоящем пункте, устанавливаются местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом) городского округа с внутригородским делением.
(Пункт дополнительно включен с 14 августа 2019 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 307-ФЗ.)
(Статья дополнительно включена с 30 ноября 2014 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ.)