Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (преамбула в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 120-ФЗ; дополнена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 27 декабря 2005 года № 197-ФЗ – см. предыдущую редакцию).
(Статья утратила силу с 1 января 2008 года – Федеральный закон от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.)
Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
с 1 января по 31 декабря 2006 года (статья 126 Федерального закона от 26 декабря 2005 года № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год»);
с 1 января по 31 декабря 2007 года (статья 136 Федерального закона от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год»).
По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта Российской Федерации необходимого для их осуществления имущества.
с 1 января по 31 декабря 2006 года (статья 126 Федерального закона от 26 декабря 2005 года № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год»);
с 1 января по 31 декабря 2007 года (статья 136 Федерального закона от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год»).
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации с учетом положений статей 38.2 и 156 настоящего Кодекса счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, предусмотренным частью пятой настоящей статьи (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
(Статья дополнительно включена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 120-ФЗ.)
(Статья утратила силу с 1 января 2008 года – Федеральный закон от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом.
Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.
2. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджетов государственных внебюджетных фондов устанавливается органом управления государственного внебюджетного фонда.
3. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 310-ФЗ, – см. предыдущую редакцию):
в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств – с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году;
в случае изменения состава или полномочий (функций) главных распорядителей бюджетных средств (подведомственных им казенных учреждений), вступления в силу законов, предусматривающих осуществление полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, использования средств резервных фондов и иным образом зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований, распределения бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств на конкурсной основе и по иным основаниям, связанным с особенностями исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, установленным законом (решением) о бюджете, – в пределах объема бюджетных ассигнований (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
в случае перераспределения бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом – в пределах предусмотренных законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период главному распорядителю бюджетных средств на соответствующий финансовый год общего объема бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг и общего объема бюджетных ассигнований по соответствующим разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов на текущий финансовый год и плановый период;
в случае увеличения бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг – в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств в текущем финансовом году на оказание государственных (муниципальных) услуг при условии, что увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не превышает 10 процентов;
в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете (абзац дополнительно включен с 25 июля 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 141-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2009 года Федеральным законом от 9 апреля 2009 года № 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2009 года Федеральным законом от 28 ноября 2009 года № 283-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
в случае проведения реструктуризации государственного (муниципального) долга в соответствии с настоящим Кодексом;
в случае размещения бюджетных средств на банковских депозитах в соответствии с настоящим Кодексом (абзац дополнительно включен с 26 ноября 2008 года Федеральным законом от 24 ноября 2008 года № 205-ФЗ);
в случае перераспределения бюджетных ассигнований между видами источников финансирования дефицита бюджета при образовании экономии в ходе исполнения бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год;
в случае изменения типа государственных (муниципальных) учреждений и организационно-правовой формы государственных (муниципальных) унитарных предприятий (абзац дополнительно включен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ).
При изменении показателей сводной бюджетной росписи по расходам, утвержденным в соответствии с ведомственной структурой расходов, уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств и обслуживание государственного (муниципального) долга, для увеличения иных бюджетных ассигнований без внесения изменений в закон (решение) о бюджете не допускается.
4. Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи может быть предусмотрено утверждение показателей сводной бюджетной росписи по кодам расходов классификации операций сектора государственного управления, в том числе дифференцированно для разных видов расходов бюджета и (или) главных распорядителей бюджетных средств.
Указанные показатели могут быть изменены в ходе исполнения бюджета при изменении показателей сводной бюджетной росписи, утвержденных в соответствии с ведомственной структурой расходов, а также по представлению главного распорядителя бюджетных средств в случае образования экономии по использованию бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг в пределах, установленных порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи.
5. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 настоящего Кодекса.
Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи должны быть установлены предельные сроки внесения изменений в сводную бюджетную роспись, в том числе дифференцированно по различным видам оснований, указанным в настоящей статье.
6. В сводную бюджетную роспись включаются бюджетные ассигнования по источникам финансирования дефицита бюджета.
7. В ходе исполнения федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями Министра финансов Российской Федерации без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете:
в случае осуществления выплат, сокращающих долговые обязательства в соответствии со статьей 94 настоящего Кодекса, а также за счет средств Резервного фонда;
по результатам использования средств государственных внешних заимствований Российской Федерации, а также в случае неполного освоения средств кредитов (займов) международных финансовых организаций и средств, предназначенных для софинансирования проектов, осуществляемых за счет кредитов международных финансовых организаций.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 ноября 2007 года № 247-ФЗ). – См. предыдущую редакцию.)
1. Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.
2. Финансовый орган устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана.
Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации).
(Статья дополнительно включена с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ.)
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;
возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований настоящего Кодекса.
2. Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
принятие бюджетных обязательств;
подтверждение денежных обязательств;
санкционирование оплаты денежных обязательств;
подтверждение исполнения денежных обязательств.
3. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 310-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
4. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий и осуществлением мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в соответствии с платежными документами.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 352-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)
5. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.
6. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – См. предыдущую редакцию).
1. Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом.
Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.
Бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств.
2. Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.
Показатели бюджетной росписи по расходам доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 настоящего Кодекса.
3. Порядок составления и ведения бюджетных росписей может устанавливать право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых бюджетной росписью показателей по расходам по кодам классификации операций сектора государственного управления.
4. Изменение показателей, утвержденных бюджетной росписью по расходам главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи, без внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись не допускается.
Изменение показателей, утвержденных бюджетной росписью по расходам распорядителя бюджетных средств в соответствии с показателями бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, без внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись главного распорядителя бюджетных средств не допускается.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ.)
Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Санкционирование оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета, осуществляется в порядке, установленном финансовым органом.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ.)
(Статья утратила силу с 1 января 2008 года – Федеральный закон от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
(Статья дополнительно включена с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ.)
1. Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
2. Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
В бюджетной смете казенного учреждения дополнительно должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы казенного учреждения, могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья утратила силу с 1 января 2008 года – Федеральный закон от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья утратила силу с 1 января 2008 года – Федеральный закон от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья утратила силу с 1 января 2008 года – Федеральный закон от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья утратила силу с 1 января 2008 года – Федеральный закон от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья утратила силу с 1 января 2008 года – Федеральный закон от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. В случае и порядке, установленных финансовым органом, при организации исполнения бюджета по расходам может предусматриваться утверждение и доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (предельные объемы финансирования).
2. Предельные объемы финансирования устанавливаются в целом в отношении главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств помесячно или поквартально нарастающим итогом с начала текущего финансового года либо на соответствующий квартал на основе заявок на финансирование главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ.)
(Статья утратила силу с 1 января 2008 года – Федеральный закон от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья утратила силу с 1 января 2008 года – Федеральный закон от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)