Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.
Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, экологической безопасности.
(В редакции, введенной Федеральным законом от 3 апреля 2023 года № 107-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. В целях настоящего Кодекса под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.
2. Создание на территории Российской Федерации авиационного предприятия с участием иностранного капитала допускается при условиях, если доля участия иностранного капитала не превышает сорок девять процентов уставного капитала авиационного предприятия, его руководитель является гражданином Российской Федерации и количество иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не превышает одну треть состава руководящего органа.
3. Эксплуатант – гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.
4. Использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа (пункт в редакции, введенной в действие с 31 июля 2006 года Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 114-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
(Утратила силу с 29 февраля 2020 года, – Федеральный закон от 18 февраля 2020 года № 21-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
2. Пункт утратил силу с 29 февраля 2020 года, – Федеральный закон от 18 февраля 2020 года № 21-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
3. В отношении иностранного авиационного предприятия признается действительным сертификат (свидетельство) эксплуатанта или эквивалентный сертификату (свидетельству) документ, выданные уполномоченным органом иностранного государства и соответствующие международным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, а также международным договорам Российской Федерации.
4. Иностранные авиационные предприятия могут открывать свои представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) международными договорами Российской Федерации.
5. Иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели не имеют права:
принимать на территории Российской Федерации на борт воздушных судов пассажиров, багаж, грузы и почту для воздушных перевозок на территорию иностранного государства или перевозить их на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разовыми разрешениями уполномоченного органа в области гражданской авиации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию.);
принимать на территории Российской Федерации на борт воздушных судов пассажиров, багаж, грузы и почту для воздушных перевозок в пределах территории Российской Федерации без разрешений уполномоченного органа в области гражданской авиации, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию.).
1. Оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
2. Порядок взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
2.1. Порядок взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов, должен содержать в том числе:
1) порядок расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа по маршруту перевозки;
2) порядок расчета денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира;
3) порядок расчета неустойки, взимаемой в случаях, установленных статьями 107 и 108 настоящего Кодекса, и случаи, при которых неустойка не взимается;
4) порядок расчета денежной суммы при возврате пассажиру или доплате пассажиром в случае изменения договора воздушной перевозки пассажира.
2.2. Порядок установления аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и взимания рассчитанной на их основе платы утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, в отношении сборов и тарифов, взимаемых:
1) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы, полеты авиации общего назначения, организаций экспериментальной и государственной авиации;
2) с осуществляющих деятельность в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса организаций иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, предусматривающие положения о взимании тех же сборов и тарифов, которые установлены для российских лиц;
3) с осуществляющих деятельность в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса организаций иностранных государств, с которыми у Российской Федерации отсутствуют заключенные международные договоры, указанные в подпункте 2 настоящего пункта.
2.3. Порядок, предусмотренный пунктом 2.2 настоящей статьи, должен содержать в том числе:
1) порядок установления сборов, тарифов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обслуживание воздушных судов в аэропортах, и юридическими лицами, осуществляющими аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации;
2) перечень сборов и тарифов с указанием услуг (работ), за оказание (выполнение) которых они взимаются;
3) порядок взимания платы, рассчитанной на основе сборов и тарифов, включая случаи, когда плата, рассчитанная на основе сборов и тарифов, не взимается либо взимается однократно за оказание нескольких услуг.
3. Тарифы на относящиеся к сфере естественной монополии услуги в области гражданской авиации и сборы за данные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
4. Сборы за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.
Государственное регулирование тарифов и сборов за оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации:
порядком государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства;
порядком государственного регулирования тарифов за предоставление государственным поставщиком услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем;
порядком расчета, уплаты, формирования, аккумулирования средств на капитальный ремонт аэродромов гражданской авиации, установку светосигнального оборудования и размещение некапитальных сооружений на аэродромах гражданской авиации, являющихся составной частью сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, устанавливаемых в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, а также порядком расходования указанных средств.
Расчет, формирование, аккумулирование, расходование средств, указанных в абзаце пятом настоящего пункта, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, или подведомственной ему организацией в случае принятия указанным федеральным органом исполнительной власти решения о возложении на эту организацию функций по расчету, формированию, аккумулированию и расходованию средств, указанных в абзаце пятом настоящего пункта.
5. Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.
6. Плата за воздушные перевозки, осуществляемые на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), устанавливается на договорной основе.
(Статья в редакции, введенной федеральными законами от 30 января 2024 года № 2-ФЗ, от 8 августа 2024 года № 289-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Контроль за деятельностью авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных авиационных предприятий, международных эксплуатационных агентств и иностранных индивидуальных предпринимателей, осуществляет уполномоченный орган в области гражданской авиации. Контроль осуществляется за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, а также требований соответствующих сертификатов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 февраля 2020 года Федеральным законом от 18 февраля 2020 года № 21-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. В случае, если авиационным предприятием или индивидуальным предпринимателем не соблюдены указанные в пункте 1 настоящей статьи требования, к такому предприятию или такому индивидуальному предпринимателю могут быть применены следующие меры воздействия:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 февраля 2020 года Федеральным законом от 18 февраля 2020 года № 21-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1) лишение соответствующего сертификата либо приостановление или ограничение его действия;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 29 февраля 2020 года Федеральным законом от 18 февраля 2020 года № 21-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2) иные установленные законодательством Российской Федерации меры воздействия.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 258-ФЗ, – см. предыдущую редакцию.)
3. Пункт дополнительно включен с 25 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 258-ФЗ, утратил силу с 29 февраля 2020 года, – Федеральный закон от 18 февраля 2020 года № 21-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
4. В целях осуществления государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации федеральным государственным гражданским служащим уполномоченным Правительством Российской Федерации органом выдаются удостоверения инспектора гражданской авиации Российской Федерации.
(Пункт дополнительно введен Федеральным законом от 19 декабря 2022 года № 547-ФЗ.)
5. Удостоверение инспектора гражданской авиации Российской Федерации используется для целей допуска федеральных государственных гражданских служащих, осуществляющих контроль, указанный в пункте 4 настоящей статьи, на объекты транспортной инфраструктуры, на борт воздушных судов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности.
(Пункт дополнительно введен Федеральным законом от 19 декабря 2022 года № 547-ФЗ.)
6. Удостоверение инспектора гражданской авиации Российской Федерации может быть аннулировано выдавшим его органом по заявлению обладателя указанного удостоверения, по решению руководителя уполномоченного органа в области гражданской авиации, выдавшего указанное удостоверение, а также в случае изменения должностных обязанностей федерального государственного гражданского служащего и прекращения осуществления им контроля, указанного в пункте 4 настоящей статьи, или в случае увольнения федерального государственного гражданского служащего с федеральной государственной гражданской службы.
(Пункт дополнительно введен Федеральным законом от 19 декабря 2022 года № 547-ФЗ.)
7. Порядок оформления, выдачи, учета, аннулирования и изъятия удостоверения инспектора гражданской авиации Российской Федерации и форма указанного удостоверения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно введен Федеральным законом от 19 декабря 2022 года № 547-ФЗ.)