Принят
Государственной Думой
31 марта 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
22 апреля 1999 года
1. Капитан морского порта осуществляет возложенные на него настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации административно-властные полномочия в морском порту.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Капитан морского порта действует в соответствии с положением о капитане морского порта, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (пункт в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
(Утратила силу с 21 января 2014 года – Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ, – см. предыдущую редакцию.)
На капитана морского порта возлагается осуществление следующих функций:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания и в области трудовых отношений в морском судоходстве;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2017 года Федеральным законом от 20 декабря 2017 года № 400-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
государственная регистрация судов и выдача соответствующих судовых документов;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
регистрация права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на них, выдача соответствующих документов;
выдача дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждений их выдачи и удостоверений личности моряка членам экипажей судов (часть в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2008 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 322-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
проверка судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств;
контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта;
оформление прихода судов в морские порты и выхода их из морских портов (абзац в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
контроль за деятельностью лоцманской службы и системой управления движением судов;
контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акватории порта;
согласование проведения строительных, гидротехнических и иных работ с учетом условий плавания судов в акватории морского порта и иных факторов, влияющих на безопасность мореплавания в морском порту;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 177-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 470-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
абзац утратил силу с 1 июля 2011 года – Федеральный закон от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятие мер по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта;
(Абзац дополнительно включен с 4 февраля 2014 года Федеральным законом от 3 февраля 2014 года № 15-ФЗ.)
информирование уполномоченных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту;
(Абзац дополнительно включен с 4 февраля 2014 года Федеральным законом от 3 февраля 2014 года № 15-ФЗ.)
издание распоряжений, касающихся удаления затонувшего имущества;
(Абзац дополнительно включен с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 470-ФЗ.)
ведение учета сообщений о затонувшем имуществе, распоряжений и документации по удалению затонувшего имущества, распоряжений о порядке проведения работ по удалению затонувшего имущества, сообщений о завершении работ по удалению затонувшего имущества в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
(Абзац дополнительно включен с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 470-ФЗ.)
(Утратила силу с 25 ноября 2007 года – Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
Распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 460-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Государственный портовый контроль за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведение централизованного учета такого контроля осуществляются капитаном морского порта в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, в том числе документов, удостоверяющих наличие предусмотренного международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб, а также проверки соблюдения требований в области трудовых отношений в морском судоходстве.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 132-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2017 года Федеральным законом от 20 декабря 2017 года № 400-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. В случае отсутствия судовых документов или наличия достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям, касающимся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, а также в случае, если на судне не соблюдаются требования в области трудовых отношений в морском судоходстве, капитан морского порта подвергает судно осмотру.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2017 года Федеральным законом от 20 декабря 2017 года № 400-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3. В целях проверки устранения недостатков, выявленных в ходе осмотра судна, капитан морского порта проводит контрольный осмотр судна.
4. Порядок осуществления государственного портового контроля за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведения централизованного учета такого контроля утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
5. Капитан морского порта в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, может запретить заход судна в морской порт или постановку судна на якорь на подходах к морскому порту в случае существенного несоответствия судна требованиям, касающимся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.
6. Капитан морского порта в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, запрещает заход иностранного судна в морской порт в случае, если такое судно включено в список судов, деятельность которых связана с осуществлением рыболовства с нарушением правил и требований, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, за исключением захода такого судна в морской порт вследствие бедствия судна, обстоятельств непреодолимой силы, оказания помощи людям или судам, находящимся в опасности или терпящим бедствие, либо получения капитаном морского порта от федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности сообщения о необходимости проведения осмотра такого судна в морском порту.
Список судов, указанный в абзаце первом настоящего пункта, направляется капитанам морских портов федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Капитан морского порта направляет информацию о запрете захода иностранного судна в морской порт, предусмотренном настоящим пунктом, в федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в срок не более трех рабочих дней с даты запрета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
(Пункт дополнительно включен с 21 мая 2023 года Федеральным законом от 21 ноября 2022 года № 454-ФЗ.)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Каждое судно до выхода из морского порта обязано получить разрешение капитана морского порта на выход из морского порта.
Капитан морского порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из морского порта в случае:
1) непригодности судна к плаванию, нарушения требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде, а также несоблюдения требований в области трудовых отношений в морском судоходстве;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2017 года Федеральным законом от 20 декабря 2017 года № 400-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2) нарушения требований, предъявляемых к судовым документам;
3) предписания санитарно-карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов федеральной службы безопасности и других уполномоченных на то государственных органов (подпункт дополнен с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
4) неуплаты установленных портовых сборов.
2. Расходы, связанные с осуществлением капитаном морского порта прав, предусмотренных настоящей статьей (на осмотр, освидетельствование и другое), несет судовладелец.
(Наименование в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Капитан морского порта по просьбе лица, имеющего требование, возникающее в связи с осуществлением спасательных операций, со столкновением судов, с повреждением портовых сооружений, водных бассейнов, судоходных путей и средств навигационной обстановки или в связи с иным причинением вреда, может задержать судно и груз впредь до предоставления судовладельцем и грузовладельцем достаточного обеспечения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Ответственность за убытки, причиненные необоснованным задержанием судна и груза, несет лицо, по требованию которого состоялось задержание.
2. Распоряжение капитана морского порта о задержании судна и груза по требованиям, перечисленным в пункте 1 настоящей статьи, действительно в течение 72 часов, за исключением дней, официально рассматриваемых как нерабочие. В случае, если в течение указанного срока не вынесено постановление о наложении ареста на судно и груз судом, арбитражным судом или управомоченным законом налагать арест третейским судом по морским делам, судно и груз подлежат немедленному освобождению.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Строительство в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, и федеральным органом исполнительной власти в области обороны, а в случаях, предусмотренных абзацем одиннадцатым статьи 76 настоящего Кодекса, с капитаном морского порта.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 января 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 525-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. В случае осуществления строительства в зоне действия средств навигационной обстановки Северного морского пути такое строительство должно быть также согласовано с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»
(Пункт дополнительно включен с 8 января 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 525-ФЗ.)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
По требованию капитана морского порта находящиеся в порту суда обязаны участвовать в спасании людей и судов, терпящих бедствие в пределах акватории порта.
За нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту, капитан морского порта вправе налагать административные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации.