Принят
Государственной Думой
31 марта 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
22 апреля 1999 года
(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ, – см. предыдущую редакцию)
1. Классификации и освидетельствованию подлежат суда, подлежащие государственной регистрации, а также суда, зарегистрированные в одном из реестров судов Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 460-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Классификация и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре или бербоут-чартерном реестре, осуществляются российскими организациями, полномочия которых определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации (далее – российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов), на возмездной основе за счет заявителей по тарифам, определяемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной Федеральным законом от 19 октября 2023 года № 503-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Классификация и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов и Российском открытом реестре судов, по выбору судовладельца осуществляются российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, наделенными Правительством Российской Федерации необходимыми полномочиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 460-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 31 января 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 296-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Классификация и освидетельствование спортивных парусных судов, а также маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ.)
3. Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, могут создаваться в форме федеральных автономных учреждений.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, освидетельствуются российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами на соответствие требованиям международных договоров Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Соответствие судов требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подтверждается документами, выданными российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, или иностранные классификационные общества в соответствии с их полномочиями присваивают класс судам, указанным в пункте 1 статьи 23 настоящего Кодекса.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, издают (в том числе в отношении автономных судов и судов, осуществляющих перевозки специального персонала) правила классификации и постройки судов, технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов и выдают классификационные свидетельства, подтверждающие соответствие судов этим правилам.
Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, при невыполнении этих правил не выдают классификационные свидетельства, приостанавливают или прекращают действие ранее выданных ими классификационных свидетельств.
Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, издают требования к техническим средствам по управлению автономными судами и выдают подтверждения соответствия технических средств по управлению автономными судами указанным требованиям.
Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, выдают свидетельство для перевозки специального персонала, подтверждающее соответствие судна правилам в отношении судов, осуществляющих перевозки специального персонала.
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Подлежащие государственной регистрации суда, за исключением судов, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Кодекса, должны иметь следующие судовые документы:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1) свидетельство (временное свидетельство) о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2) подпункт утратил силу с 6 июня 2021 года – Федеральный закон от 26 мая 2021 года № 142-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
3) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);
4) мерительное свидетельство;
5) свидетельство о грузовой марке;
6) свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью;
7) разрешение на судовую радиостанцию и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию);
8) судовая роль;
9) судовой журнал;
10) машинный журнал (для судов с механическим двигателем);
11) санитарный журнал;
12) судовое санитарное свидетельство о праве плавания;
13) иные судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
2. Судно, используемое для санитарного, карантинного и другого контроля, может не иметь свидетельство о грузовой марке и мерительное свидетельство. Вместимость такого судна может быть определена упрощенным способом с выдачей соответствующего удостоверения.
Абзац утратил силу с 25 мая 2012 года – Федеральный закон от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья утратила силу с 1 июля 2011 года – Федеральный закон от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Подлежащие государственной регистрации спортивные парусные суда, прогулочные суда и маломерные суда должны иметь следующие судовые документы:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1) судовой билет;
2) судовая роль.
2. Судовой билет, который должно иметь судно, указанное в пункте 1 настоящей статьи, удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности определенному субъекту, вместимость судна, годность судна к плаванию.
3. Судовой билет маломерного полностью автономного судна может не находиться на борту судна и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предъявляется судовладельцем в электронном виде.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ.)
4. Маломерное полностью автономное судно не должно иметь судовую роль, предусмотренную подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ.)
5. Предусмотренные пунктом 1 статьи 25 настоящего Кодекса судовой журнал, машинный журнал, радиожурнал и санитарный журнал полностью автономного судна ведутся владельцем полностью автономного судна в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ.)
6. Предусмотренные настоящим Кодексом судовые документы могут не находиться на борту полностью автономного судна и предъявляются судовладельцем в электронном виде при осуществлении государственного портового контроля, предусмотренного статьей 79 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 294-ФЗ.)
(Статья утратила силу с 1 июля 2011 года – Федеральный закон от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 460-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, судовой билет выдаются на имя судовладельца органом, осуществляющим государственную регистрацию судна.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ; в редакции, веденной в действие с 6 июня 2021 года Федеральным законом от 26 мая 2021 года № 142-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Разрешение на судовую радиостанцию выдается в отношении судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным органом исполнительной власти в области связи, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере электросвязи, в течение трех дней с даты получения сведений об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на судовую радиостанцию.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 460-ФЗ; в редакции, веденной в действие с 9 июля 2022 года Федеральным законом от 28 июня 2022 года № 194-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3. Судовое санитарное свидетельство о праве плавания выдается органами санитарно-эпидемиологического надзора на водном транспорте Российской Федерации.
4. За выдачу документов, указанных в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
5. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает перечень судовых документов, выдача которых осуществляется в форме электронных документов, порядок их выдачи (за исключением разрешения на судовую радиостанцию), подписания электронной подписью и подтверждения действительности. Порядок выдачи разрешений на судовую радиостанцию, а также порядок их подписания электронной подписью и подтверждения действительности устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
(Пункт дополнительно включен с 1 февраля 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 460-ФЗ.)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Признание судовых документов судна, плавающего под флагом иностранного государства и посещающего морские порты Российской Федерации, осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации.
(Утратила силу с 1 февраля 2018 года – Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 460-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Судовые документы, указанные в подпунктах 8 – 11 пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса, ведутся на бумажных и (или) электронных носителях в соответствии с правилами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 460-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Судовой журнал хранится на судне в течение двух лет со дня внесения в него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение в орган, в котором зарегистрировано судно. Данный орган обеспечивает хранение судового журнала не менее чем десять лет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
3. Судовой журнал предоставляется для ознакомления и копирования лицам, имеющим право на получение соответствующей информации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 460-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
В случае продажи судна за пределы Российской Федерации судовой журнал предоставляется для ознакомления и копирования лицам, имеющим право на получение соответствующей информации за период, предшествующий продаже судна.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2018 года Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 460-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)