Принят Государственной Думой
31 марта 1999 года
Одобрен Советом Федерации
22 апреля 1999 года
1. Функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту осуществляет капитан морского порта.
2. Капитан морского порта действует в соответствии с положением о капитане морского порта, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (пункт в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Капитан морского порта подчиняется непосредственно федеральному органу исполнительной власти в области транспорта (статья в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
(Наименование в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ, – см. предыдущую редакцию.)
На капитана морского порта возлагается осуществление следующих функций по обеспечению в морских портах безопасности мореплавания и порядка (абзац в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ, – см. предыдущую редакцию):
контроль за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании;
государственная регистрация судов и выдача соответствующих судовых документов;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
регистрация права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на них, выдача соответствующих документов;
выдача дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждений их выдачи и удостоверений личности моряка членам экипажей судов (часть в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2008 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 322-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
проверка судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств;
контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта;
оформление прихода судов в морские порты и выхода их из морских портов (абзац в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
контроль за деятельностью лоцманской службы и системой управления движением судов;
контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акватории порта;
выдача разрешений на подъем затонувшего в море имущества и проведение в порту строительных, гидротехнических и иных работ.
(Абзац утратил силу с 1 июля 2011 года – Федеральный закон от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
(Утратила силу с 25 ноября 2007 года – Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ – см. предыдущую редакцию.)
Распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан.
1. Государственный портовый контроль за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведение централизованного учета такого контроля осуществляются капитаном морского порта в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, в том числе документов, удостоверяющих наличие предусмотренного международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года № 132-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. В случае отсутствия судовых документов или наличия достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, капитан морского порта подвергает судно осмотру.
3. В целях проверки устранения недостатков, выявленных в ходе осмотра судна, капитан морского порта проводит контрольный осмотр судна.
4. Порядок осуществления государственного портового контроля за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведения централизованного учета такого контроля утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
5. Капитан морского порта в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, может запретить заход судна в морской порт или постановку судна на якорь на подходах к морскому порту в случае существенного несоответствия судна требованиям, касающимся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Каждое судно до выхода из морского порта обязано получить разрешение капитана морского порта на выход из морского порта.
Капитан морского порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из морского порта в случае:
1) непригодности судна к плаванию, нарушения требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде;
2) нарушения требований, предъявляемых к судовым документам;
3) предписания санитарно-карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов федеральной службы безопасности и других уполномоченных на то государственных органов (подпункт дополнен с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ – см. предыдущую редакцию);
4) неуплаты установленных портовых сборов.
2. Расходы, связанные с осуществлением капитаном морского порта прав, предусмотренных настоящей статьей (на осмотр, освидетельствование и другое), несет судовладелец.
1. Портовые власти по просьбе лица, имеющего требование, возникающее в связи с осуществлением спасательных операций, со столкновением судов, с повреждением портовых сооружений, водных бассейнов, судоходных путей и средств навигационной обстановки или в связи с иным причинением вреда, могут задержать судно и груз впредь до предоставления судовладельцем и грузовладельцем достаточного обеспечения.
Ответственность за убытки, причиненные необоснованным задержанием судна и груза, несет лицо, по требованию которого состоялось задержание.
2. Распоряжение портовых властей о задержании судна и груза по требованиям, перечисленным в пункте 1 настоящей статьи, действительно в течение 72 часов, за исключением дней, официально рассматриваемых как нерабочие. В случае, если в течение указанного срока не вынесено постановление о наложении ареста на судно и груз судом, арбитражным судом или управомоченным законом налагать арест третейским судом по морским делам, судно и груз подлежат немедленному освобождению.
Строительство в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, и федеральным органом исполнительной власти в области обороны, а в случаях, предусмотренных абзацем одиннадцатым статьи 76 настоящего Кодекса, с капитаном морского порта.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
По требованию капитана морского порта находящиеся в порту суда обязаны участвовать в спасании людей и судов, терпящих бедствие в пределах акватории порта.
За нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту, капитан морского порта вправе налагать административные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации.