Принят Государственной Думой
31 марта 1999 года
Одобрен Советом Федерации
22 апреля 1999 года
Лоцманская проводка судов на подходах к морским портам, в пределах акватории морских портов, между морскими портами, а также в открытом море осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
Лоцманская проводка судов осуществляется в целях:
обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами;
защиты морской среды.
1. Лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах.
2. Морским лоцманом (далее – лоцман) является гражданин Российской Федерации, удовлетворяющий требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июня 2011 года Федеральным законом от 3 июня 2011 года № 113-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов, осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере транспорта.
2. В порядке осуществления государственного надзора за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов, федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере транспорта вправе принимать решение:
об осуществлении обязательной лоцманской проводки судов лоцманами таких организаций в соответствующем районе и о ее объеме;
об обращении в арбитражный суд с заявлением о ликвидации таких организаций, неоднократно или грубо нарушающих требования к их оснащенности, численности и квалификации их работников, установленные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта для определенных статьей 86 настоящего Кодекса целей лоцманской проводки судов.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает районы обязательной и районы необязательной лоцманской проводки судов в обязательных постановлениях в морских портах.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. В районах обязательной лоцманской проводки судов капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта в установленном порядке.
Капитан судна, нарушивший установленное настоящим пунктом правило, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в обязательных постановлениях в морских портах (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
3. Порядок лоцманской проводки судов в морском порту устанавливается капитаном морского порта (пункт в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
1. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан судна может взять на судно лоцмана, если в этом есть необходимость.
2. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает категории судов, которые сами или перевозимые которыми грузы могут создавать угрозу причинения ущерба морской среде и лоцманская проводка которых обязательна. Категории таких судов устанавливаются в обязательных постановлениях в морских портах (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
3. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан морского порта может устанавливать обязательную лоцманскую проводку судов, которые имеют серьезные повреждения корпусов, механизмов или оборудования, что может существенно влиять на безопасность мореплавания в морском порту. В этом случае капитан судна уведомляется о том, что его судно должно следовать под лоцманской проводкой (пункт дополнительно включен с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ).
Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщать капитану морского порта о:
любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания;
любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами в обслуживаемом им районе;
невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.