135. Организация должна раскрывать информацию, которая:
(a) объясняет характеристики ее программ с установленными выплатами и связанные с ними риски (см. пункт 139);
(b) идентифицирует и объясняет суммы, представленные в ее финансовой отчетности, которые возникают в связи с ее программами с установленными выплатами (см. пункты 140 – 144); и
(c) описывает, как ее программы с установленными выплатами могут повлиять на сумму, сроки и неопределенность будущих денежных потоков организации (см. пункты 145 – 147).
136. Для достижения целей, изложенных в пункте 135, организация должна рассмотреть все перечисленные ниже аспекты:
(a) степень детализации, необходимую для выполнения требований к раскрытию информации;
(b) насколько большое значение следует придавать каждому из различных требований;
(c) необходимый уровень агрегирования или детализации информации; и
(d) нужна ли пользователям финансовой отчетности дополнительная информация для оценки раскрытой количественной информации.
137. Если информация, раскрытая в соответствии с требованиями настоящего стандарта и других МСФО, является недостаточной для достижения целей, изложенных в пункте 135, то организация должна раскрыть дополнительную информацию, необходимую для достижения данных целей. Например, организация может представить анализ приведенной стоимости обязательства по установленным выплатам, в котором разграничиваются характер, характеристики и риски, связанные с обязательствами. В такой раскрываемой информации могут разграничиваться:
(a) суммы, причитающиеся действующим участникам, участникам с отсроченной выплатой вознаграждений и пенсионерам;
(b) вступившие в силу права на вознаграждение и начисленные, но не вступившие в силу права на вознаграждение;
(c) условные вознаграждения, суммы, относимые на будущее увеличение заработной платы, и прочие вознаграждения.
138. Организация должна рассмотреть вопрос о необходимости детализации раскрываемой информации, полностью или частично, с целью разграничения программ или групп программ, характеризующихся существенно разными рисками. Например, организация может детализировать раскрываемую информацию о программах по одной или нескольким из следующих характеристик:
(a) различное географическое местоположение;
(b) различные характеристики, например программы на основе усредненной заработной платы, программы на основе последней заработной платы и программы медицинского обеспечения по окончании трудовой деятельности;
(c) различные нормативно-правовые базы;
(d) различные отчетные сегменты;
(е) различные схемы финансирования (например, полностью нефинансируемые, полностью или частично финансируемые).
139. Организация раскрывает:
(a) информацию о характеристиках своих программ с установленными выплатами, включая:
(i) характер вознаграждений, предоставляемых в соответствии с программой (например, программа с установленными выплатами на основе последней заработной платы или программа на основе взносов с гарантией);
(ii) описание нормативно-правовой базы, в рамках которой функционирует программа, например уровня минимальных требований к финансированию и влияния нормативно-правовой базы на программу, например, предельной величины активов (см. пункт 64);
(iii) описание обязанностей другой организации по управлению программой, например обязанности попечителей или членов правления программы;
(b) описание рисков, которым программа подвергает организацию, при этом особое внимание должно уделяться необычным, специфическим для организации или программы рискам, а также существенным концентрациям рисков. Так, если активы программы инвестируются, главным образом, в один класс инвестиций, например недвижимость, программа может подвергать организацию концентрации риска, связанного с рынком недвижимости;
(c) описание изменений, внесенных в программу, сокращений программы и погашения обязательств по программе.
140. Организация должна предоставить сверку остатка на начало периода с остатком на конец периода по каждому из следующих показателей (если применимо):
(a) чистое обязательство (актив) программы с установленными выплатами с отдельным раскрытием сверки:
(i) активов программы;
(ii) приведенной стоимости обязательства по установленным выплатам;
(iii) влияния предельной величины активов;
(b) права на возмещение. Организация должна также описать связь между правами на возмещение и соответствующими обязательствами.
141. В каждой сверке, перечисленной в пункте 140, должны указываться все перечисленные ниже аспекты (если применимо):
(a) стоимость услуг текущего периода;
(b) процентный доход или расход;
(c) переоценка чистого обязательства (актива) программы с установленными выплатами с отдельным отражением:
(i) дохода от активов программы, за исключением сумм, включенных в проценты в соответствии с подпунктом (b);
(ii) актуарных прибылей и убытков, возникающих в результате изменений демографических допущений (см. пункт 76(a));
(iii) актуарных прибылей и убытков, возникающих в результате изменений финансовых допущений (см. пункт 76(b));
(iv) изменений влияния ограничения чистого актива программы с установленными выплатами до величины предельной величины актива, за исключением сумм, включенных в проценты в соответствии с подпунктом (b). Организация должна также раскрыть то, как она определяет максимально доступную экономическую выгоду, то есть будет ли данная выгода получена в форме возвратов, сокращения будущих взносов или комбинации того и другого;
(d) стоимость услуг прошлых периодов и прибыли и убытки, возникающие в результате погашения обязательств по программе. В соответствии с пунктом 100 стоимость услуг прошлых периодов и прибыли и убытки, возникающие в результате погашения обязательств по программе, могут не разделяться, если они возникают вместе;
(e) влияние изменений валютных курсов;
(f) взносы в программу с отдельным указанием взносов со стороны работодателя и участников программы;
(g) платежи из средств программы с отдельным указанием сумм, выплаченных в связи с погашением обязательств;
(h) влияние объединений и выбытий бизнесов.
142. Организация должна разделить информацию о справедливой стоимости активов программы на классы в зависимости от характера данных активов и связанных с ними рисков, подразделяя каждый класс активов программы на активы, имеющие рыночную котировку на активном рынке (как этот термин определен в МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости»), и активы, не имеющие таковой. Например, учитывая уровень раскрытия информации, обсуждаемый в пункте 136, организация может выделять:
(a) денежные средства и их эквиваленты;
(b) долевые инструменты (распределенные по отраслям, размерам компаний, географическому местоположению и т. д.);
(c) долговые инструменты (распределенные по типам эмитентов, кредитному качеству, географическому местоположению и т. д.);
(d) объекты недвижимости (распределенные по географическому местоположению и т. д.);
(e) производные инструменты (распределенные по типам рисков, лежащих в основе договора: например, процентные договоры, валютные договоры, долевые договоры, кредитные договоры, свопы, компенсирующие риски того, что продолжительность жизни работников, охваченных программой, окажется дольше ожидаемой, и т. д.);
(f) инвестиционные фонды (распределенные по типам фондов);
(g) ценные бумаги, обеспеченные активами; и
(h) структурированный долг.
143. Организация раскрывает справедливую стоимость собственных переводных финансовых инструментов, удерживаемых в качестве активов программы, и справедливую стоимость активов программы, которые представляют собой занятую организацией недвижимость или другие используемые ею активы.
144. Организация раскрывает существенные актуарные допущения, использованные для определения приведенной стоимости обязательства по установленным выплатам (см. пункт 76). Такая информация должна раскрываться в абсолютном выражении (например, как абсолютное процентное соотношение, а не как маржа между разными процентами и прочими переменными). Если организация раскрывает информацию по группе программ в целом, она должна предоставлять такую информацию в виде средневзвешенных величин или значений в относительно узких диапазонах.
145. Организация раскрывает:
(a) анализ чувствительности по каждому существенному актуарному допущению (которое раскрывается в соответствии с пунктом 144) по состоянию на конец отчетного периода с раскрытием информации о том, как на обязательство по установленным выплатам повлияли бы обоснованно возможные на эту дату изменения соответствующего актуарного допущения;
(b) методы и допущения, использованные при подготовке анализа чувствительности, требуемого подпунктом (а), а также ограничения данных методов;
(c) изменения (по сравнению с предыдущим периодом) методов и допущений, использованных при подготовке анализа чувствительности, и причины таких изменений.
146. Организация описывает все стратегии по балансированию активов и обязательств, используемые программой или организацией для управления рисками, включая использование аннуитетов и других методик, таких как свопы, компенсирующие риски того, что продолжительность жизни работников, охваченных программой, окажется дольше ожидаемой.
147. Для того чтобы описать влияние программы с установленными выплатами на будущие денежные потоки организации, организация раскрывает следующую информацию:
(a) описание схем и политики финансирования, которые влияют на будущие взносы;
(b) взносы в программу, ожидаемые в следующем годовом отчетном периоде;
(c) информация о сроках погашения обязательства по установленным выплатам. Она должна включать средневзвешенную продолжительность обязательства по установленным выплатам и может включать иную информацию о распределении сроков выплаты вознаграждений, такую как анализ сроков выплаты вознаграждений.
148. Если организация участвует в совместной программе нескольких работодателей с установленными выплатами, она должна раскрыть следующее:
(a) описание схем финансирования, включая метод, использованный для определения размера взносов организации, и минимальные требования к финансированию;
(b) описание того, в какой степени организация может нести ответственность перед программой по обязательствам других организаций в соответствии с условиями совместной программы нескольких работодателей;
(c) описание согласованного распределения дефицита или профицита в случае:
(i) ликвидации программы; или
(ii) выхода организации из программы;
(d) если организация отражает данную программу как программу с установленными взносами в соответствии с пунктом 34, она должна раскрыть следующую информацию в дополнение к информации, требуемой подпунктами (а)-(с), и вместо информации, требуемой пунктами 139 – 147:
(i) тот факт, что данная программа является программой с установленными выплатами;
(ii) причину отсутствия достаточной информации для отражения данной программы как программы с установленными выплатами;
(iii) взносы в программу, ожидаемые в следующем годовом отчетном периоде;
(iv) информацию о дефиците или профиците программы, который может повлиять на сумму будущих взносов, включая основу, использованную для определения такого дефицита или профицита, и последствия для организации, при наличии таковых;
(v) степень участия организации в программе по сравнению с другими участвующими организациями. Примеры показателей, которые можно использовать для описания степени участия в программе, включают пропорциональную долю организации в общей сумме взносов в программу или пропорциональную долю организации в общем количестве активных работников – членов программы, вышедших на пенсию работников – членов программы и бывших работников – членов программы, имеющих право на получение вознаграждений, если такая информация имеется в наличии.
149. Если организация участвует в программе с установленными выплатами, которая разделяет риски между организациями, находящимися под общим контролем, она должна раскрыть следующую информацию:
(a) соглашение или заявленную политику в отношении распределения чистых затрат по программе с установленными выплатами или факт отсутствия такой политики;
(b) политику определения размера взносов, которые должны вноситься организацией;
(c) если организация отражает распределение чистых затрат по программе с установленными выплатами в соответствии с пунктом 41, всю информацию о программе в целом в соответствии с требованиями пунктов 135 – 147;
(d) если организация отражает взносы, подлежащие внесению в течение периода, в соответствии с пунктом 41, информацию о программе в целом в соответствии с требованиями пунктов 135 – 137,139,142 – 144 и 147 (а) и (b).
150. Информация, требуемая пунктами 149 (с) и (d), может быть раскрыта посредством перекрестной ссылки на информацию, раскрытую в финансовой отчетности другой организации группы, если:
(a) данная финансовая отчетность организации группы отдельно идентифицирует и раскрывает информацию, требуемую в отношении данной программы; и
(b) данная финансовая отчетность организации группы доступна для пользователей финансовой отчетности на тех же условиях, что и финансовая отчетность данной организации, и в те же сроки, что и финансовая отчетность данной организации, или более ранние сроки.
151. В соответствии с требованиями МСФО (IAS) 24 организация раскрывает информацию относительно:
(a) операций со связанными сторонами по программам вознаграждений по окончании трудовой деятельности; и
(b) вознаграждений по окончании трудовой деятельности для ключевого управленческого персонала.
152. В соответствии с требованиями МСФО (IAS) 37 организация раскрывает информацию об условных обязательствах, возникающих в связи с обязательствами по программе вознаграждений по окончании трудовой деятельности.