Приложение № 29
к Приказу
Министерства финансов
Российской Федерации
от 28 декабря 2015 года № 217н
Данное приложение является неотъемлемой частью настоящего МСФО.
(С изменениями на 27 июня 2016 года.)
Данное приложение является неотъемлемой частью настоящего МСФО.
В1. Следующие исключения являются для организации обязательными:
(a) прекращение признания финансовых активов и финансовых обязательств (пункты В2 и ВЗ);
(b) учет хеджирования (пункты В4 – В6);
(c) неконтролирующие доли участия (пункт В7);
(d) классификация и оценка финансовых активов (пункт В8);
(e) встроенные производные инструменты (пункт В9).
(Пункт В1 в редакции, введенной в действие c 28 июля 2016 года МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года № 9. – См. предыдущую редакцию.)
В1 Следующие исключения являются для организации обязательными:
(а) прекращение признания финансовых активов и финансовых обязательств (пункты В2 и В3);
(b) учет хеджирования (пункты В4 – В6);
(с) неконтролирующие доли участия (пункт В7);
(d) классификация и оценка финансовых активов (пункт В8);
(е) встроенные производные инструменты (пункт В9); и
(f) займы, предоставленные государством (пункты В10 – В12).
(Пункт В1 дополнительно включен c 28 июля 2016 года МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IAS) 39) от 27 июня 2016 года.)
(Заголовок в редакции, введенной в действие c 28 июля 2016 года МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года № 9; в редакции, введенной в действие c 28 июля 2016 года МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IAS) 39) от 27 июня 2016 года. – См. предыдущую редакцию.)
В2. За исключением ситуации, описанной в пункте В3, организация, впервые применяющая МСФО, должна применять требования МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», касающиеся прекращения признания, перспективно к операциям, совершаемым на 1 января 2004 года или после этой даты. Например, если операция, в результате которой организация, впервые применяющая МСФО, прекратила признание непроизводных финансовых активов или финансовых обязательств в рамках ранее применявшихся ОПБУ, была совершена до 1 января 2004 года, то в соответствии с МСФО организация не должна признавать указанные активы и обязательства (кроме случаев, когда они начинают удовлетворять критериям признания в результате последующей операции или последующего события).
(Пункт в редакции, введенной в действие c 28 июля 2016 года МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года № 9. – См. предыдущую редакцию.)
В2. За исключением ситуации, описанной в пункте В3, организация, впервые применяющая МСФО, должна применять требования МСФО (IFRS) 9, касающиеся прекращения признания, перспективно к операциям, совершаемым на дату перехода на МСФО или после этой даты. Например, если операция, в результате которой организация, впервые применяющая МСФО, прекратила признание непроизводных финансовых активов или финансовых обязательств в рамках ранее применявшихся ОПБУ, была совершена до даты перехода на МСФО, то в соответствии с МСФО организация не должна признавать указанные активы и обязательства (кроме случаев, когда они начинают удовлетворять критериям признания в результате последующей операции или последующего события).
(Пункт в редакции, введенной в действие c 28 июля 2016 года МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IAS) 39) от 27 июня 2016 года. – См. предыдущую редакцию.)
В3. Несмотря на положения пункта В2, организация может применять требования к прекращению признания, предусмотренные МСФО (IFRS) 9, ретроспективно с любой выбранной организацией даты, при условии, что информация, необходимая для применения МСФО (IFRS) 9 к тем финансовым активам и финансовым обязательствам, признание которых было прекращено в результате прошлых операций, была получена тогда же, когда указанные операции первоначально были отражены в учете.
(Пункт в редакции, введенной в действие c 28 июля 2016 года МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года № 9; в редакции, введенной в действие c 28 июля 2016 года МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IAS) 39) от 27 июня 2016 года. – См. предыдущую редакцию.)
(Заголовок в редакции, введенной в действие c 28 июля 2016 года МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года № 9; в редакции, введенной в действие c 28 июля 2016 года МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IAS) 39) от 27 июня 2016 года. – См. предыдущую редакцию.)
В4. Согласно требованиям МСФО (IFRS) 9 по состоянию на дату перехода на МСФО организация должна:
(a) оценить все производные инструменты по справедливой стоимости; и
(b) элиминировать все убытки и прибыли с отложенным признанием, которые возникли по производным инструментам и в соответствии с ранее применявшимися ОПБУ отражались в отчетности, как если бы они представляли собой активы или обязательства.
(Пункт В4 в редакции, введенной в действие c 28 июля 2016 года МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года № 9; в редакции, введенной в действие c 28 июля 2016 года МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IAS) 39) от 27 июня 2016 года. – См. предыдущую редакцию.)
В5. Организация не должна отражать в своем вступительном отчете о финансовом положении по МСФО те отношения хеджирования, которые не отвечают требованиям МСФО (IAS) 39 для применения учета хеджирования (например, многие отношения хеджирования, в которых инструментом хеджирования является денежный инструмент или выпущенный опцион; либо в которых объектом хеджирования является нетто-позиция). Однако, если организация определила по собственному усмотрению нетто-позицию в качестве объекта хеджирования согласно ранее применявшимся ОПБУ, то в соответствии с МСФО она может по собственному усмотрению определить в качестве объекта хеджирования отдельную статью в составе этой нетто-позиции, при условии, что она сделает это не позже даты перехода на МСФО.
(Пункт в редакции, введенной в действие c 28 июля 2016 года МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года № 9. – См. предыдущую редакцию.)
В5. Организация не должна отражать в своем вступительном отчете о финансовом положении по МСФО те отношения хеджирования, которые не отвечают требованиям МСФО (IFRS) 9 для применения учета хеджирования (например, многие отношения хеджирования, в которых инструментом хеджирования является отдельный выпущенный опцион или нетто-выпущенный опцион; либо в которых объектом хеджирования является нетто-позиция в рамках хеджирования денежных потоков относительно иного риска, чем валютный риск). Однако если организация определила по собственному усмотрению нетто-позицию в качестве объекта хеджирования согласно ранее применявшимся ОПБУ, то в соответствии с МСФО она может по собственному усмотрению определить в качестве объекта хеджирования отдельную статью в составе этой нетто-позиции либо нетто-позицию, если она соответствует требованиям пункта 6.6.1 МСФО (IFRS) 9, при условии, что она сделает это не позже даты перехода на МСФО.
(Пункт в редакции, введенной в действие c 28 июля 2016 года МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IAS) 39) от 27 июня 2016 года. – См. предыдущую редакцию.)
В6. Если некая операция была по усмотрению организации определена до даты перехода на МСФО как хеджирование, но такое хеджирование не удовлетворяет условиям, предусмотренным МСФО (IFRS) 9 для применения учета хеджирования, организация должна применить пункты 6.5.6 и 6.5.7 МСФО (IFRS) 9 , чтобы прекратить учет хеджирования. Сделки, заключенные до даты перехода на МСФО, не могут ретроспективно определяться по усмотрению организации как хеджирование.
(Пункт в редакции, введенной в действие c 28 июля 2016 года МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IAS) 39) от 27 июня 2016 года. – См. предыдущую редакцию.)
В7. Организация, впервые применяющая МСФО, должна применять следующие требования МСФО (IFRS) 10 перспективно с даты перехода на МСФО:
(a) требование пункта В94 о необходимости отнесения общего совокупного дохода к собственникам материнской организации и к неконтролирующим долям участия, даже если это приводит к отрицательному сальдо по счету неконтролирующих долей участия;
(b) требования пунктов 23 и В93 о порядке учета изменений процентной доли владения материнской организации в дочерней организации, не приводящих к утрате контроля; и
(c) требования пунктов В97 – В99 о порядке учета утраты контроля над дочерней организацией и связанные с ними требования пункта 8А МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность».
Однако если организация, впервые применяющая МСФО, примет решение ретроспективно применить МСФО (IFRS) 3 к прошлым сделкам по объединению бизнесов, то она также должна применить МСФО (IFRS) 10 в соответствии с пунктом С1 настоящего МСФО.
В8. – В9. [Данные пункты касаются поправок, еще не вступивших в силу, и поэтому они не включены в настоящую редакцию.]
В10. Организация, впервые применяющая МСФО, должна классифицировать все займы, полученные ею от государства, как финансовое обязательство или долевой инструмент в соответствии с МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление». За исключением случаев, предусмотренных пунктом В11, организация, впервые применяющая МСФО, должна перспективно применять требования МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» и МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» к предоставленным государством займам, существующим у нее на дату перехода на МСФО, и не должна признавать как государственную субсидию соответствующую выгоду от займа, предоставленного государством по процентной ставке ниже рыночной. Следовательно, если организация, впервые применяющая МСФО, в рамках ранее применявшихся ОПБУ не признавала и не оценивала заем, предоставленный государством по процентной ставке ниже рыночной, в том порядке, который соответствует требованиям МСФО, то она должна использовать балансовую стоимость данного займа, определенную на дату перехода на МСФО согласно ранее применявшимся ОПБУ, в качестве балансовой стоимости данного займа во вступительном отчете о финансовом положении по МСФО. После даты перехода на МСФО организация должна применять МСФО (IFRS) 9 для оценки таких займов.
В11. Несмотря на требования пункта В10, организация может ретроспективно применить требования МСФО (IFRS) 9 и МСФО (IAS) 20 к любому займу, предоставленному ей государством до даты перехода на МСФО, при условии, что информация, необходимая для этого, была получена тогда же, когда указанный заем первоначально был отражен в учете.
В12. Требования и указания, предусмотренные пунктами В10 и В11, не препятствуют тому, чтобы организация могла воспользоваться освобождениями, описанными в пунктах D19 – D19D, и по собственному усмотрению классифицировать ранее признанные финансовые инструменты как оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток.
(Раздел дополнительно включен c 28 июля 2016 года МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года № 9; дополнительно включен c 28 июля 2016 года МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IAS) 39) от 27 июня 2016 года.)
В8. Организация должна оценить, отвечает ли финансовый актив условиям пункта 4.1.2 МСФО (IFRS) 9, исходя из фактов и обстоятельств, существующих на дату перехода на МСФО.
(Раздел дополнительно включен c 28 июля 2016 года МСФО (IFRS) от 27 июня 2016 года № 9; дополнительно включен c 28 июля 2016 года МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IAS) 39) от 27 июня 2016 года.)
В9. Организация, впервые применяющая МСФО, должна оценить необходимость отделения встроенного производного инструмента от основного договора и отражения его в учете в качестве производного инструмента, исходя из условий, существовавших на наиболее позднюю из следующих дат: дату, на которую организация впервые стала стороной по данному договору, и дату, на которую требуется повторный анализ в соответствии с пунктом В4.3.11 МСФО (IFRS) 9.