6. Для целей настоящего технического регламента используются понятия, установленные Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г., а также применяются термины, которые означают следующее:
«автоматическое (аварийное) торможение» – торможение прицепа, выполняемое тормозной системой без управляющего воздействия водителя при разрыве тормозных магистралей тормозного привода;
«автопоезд» – транспортное средство, образованное автомобилем и буксируемым им полуприцепом или прицепом (прицепами);
«антиблокировочная тормозная система» – тормозная система транспортного средства с автоматическим регулированием в процессе торможения степени проскальзывания колес транспортного средства в направлении их вращения;
«аппаратура спутниковой навигации» – аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на транспортное средство для определения его текущего местоположения, направления и скорости движения по сигналам не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, обмена данными с дополнительным бортовым оборудованием, а также для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи;
(Абзац введен Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 года № 6.)
«база транспортного средства» – расстояние между центрами колес осей при максимальной массе транспортного средства (для полуприцепа – расстояние между осью шкворня и первой от шкворня осью);
«базовое транспортное средство» – выпущенное в обращение транспортное средство, которое в целом или его основные компоненты в виде кузова или шасси были использованы для создания другого транспортного средства;
«безопасность транспортного средства» – состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде;
«блокирование колеса» – прекращение качения колеса при его перемещении по опорной поверхности;
«броневая защита» – совокупность броневых преград, предназначенных для полной или частичной нейтрализации воздействия средств поражения;
«бронестойкость» – устойчивость броневой защиты к воздействию средств поражения заданного типа;
«брызговик» – гибкий компонент системы защиты от разбрызгивания, устанавливаемый позади колеса и предназначенный для отражения воды и уменьшения опасности от выброса мелких предметов, захватываемых шиной;
«вентиляция» – обеспечение воздухообмена в кабине и пассажирском помещении транспортного средства;
«внедорожные большегрузные транспортные средства» – механические транспортные средства, по конструкции и назначению специально предназначенные для перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов преимущественно вне автомобильных дорог общего пользования, у которых один из параметров превышает допустимые нормы, установленные законодательством для проезда по автомобильным дорогам общего пользования, а масса, приходящаяся хотя бы на одну ось, превышает 10 т;
«внесение изменений в конструкцию транспортного средства» – исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения;
«внешние световые приборы» – устройства для освещения дороги, государственного регистрационного знака, а также устройства световой сигнализации;
«восстановление соответствия» – комплекс мер, принимаемых на производстве в том случае, когда допущен выпуск продукции, не соответствующей требованиям настоящего технического регламента;
«вредные вещества» – содержащиеся в воздухе примеси, оказывающие неблагоприятное действие на здоровье человека, – оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, углеводороды алифатические предельные, формальдегид и дисперсные частицы;
«время срабатывания тормозной системы» – интервал времени от начала торможения до момента, в который замедление транспортного средства принимает установившееся значение при проверках в дорожных условиях, либо до момента, в который тормозная сила при проверках на стендах принимает максимальное значение или происходит блокировка колеса транспортного средства на роликах стенда;
«вспомогательная тормозная система» – износостойкая (бесконтактная) тормозная система, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы транспортного средства;
«выбросы» – выбрасываемые в атмосферный воздух вредные вещества, содержащиеся в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания и испарениях топлива транспортных средств, которыми являются оксид углерода (CO), углеводороды (HC), оксиды азота (NOx), дисперсные частицы;
«выдвижная ось» – ось, которая может быть с помощью устройства разгрузки оси поднята над опорной поверхностью во время обычных условий эксплуатации транспортного средства;
«выпуск в обращение» – разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством (шасси) или партией компонентов на единой таможенной территории Таможенного союза;
«гибридное транспортное средство» – транспортное средство, имеющее не менее двух различных преобразователей энергии (двигателей) и двух различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства;
«грязезащитный кожух» – жесткий или полужесткий компонент системы защиты от разбрызгивания, предназначенный для отражения воды, выбрасываемой шинами при движении, выполненный полностью или частично как одно целое с кузовом либо другими частями транспортного средства (кабина, нижняя часть погрузочной платформы и т. д.);
«двигатель внутреннего сгорания» – тепловой двигатель, в котором химическая энергия топлива, сгорающего в рабочей полости, преобразуется в механическую работу;
«двигатель с принудительным зажиганием» – двигатель внутреннего сгорания, в котором воспламенение рабочей смеси инициируется электрической искрой;
«дефект» – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям;
«дизель» – двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу воспламенения от сжатия;
«дисперсные частицы» – любая субстанция, собранная на специальном фильтрующем материале после разбавления отработавших газов чистым фильтрованным воздухом при температуре не более 52 °C;
«документ, идентифицирующий транспортное средство (шасси)» – документ, выпускаемый уполномоченным органом государства – члена Таможенного союза на каждое транспортное средство (шасси) и содержащий сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (шасси), экологическом классе транспортного средства (шасси) и о документе, удостоверяющем соответствие транспортного средства (шасси) требованиям настоящего технического регламента;
«единичное транспортное средство» – транспортное средство:
– изготовленное в государствах – членах Таможенного союза:
в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение; или
вне серийного производства в индивидуальном порядке из сборочного комплекта; или
являющееся результатом индивидуального технического творчества; или
выпускаемое в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу;
– ввозимое на единую таможенную территорию Таможенного союза:
физическим лицом для собственных нужд; или
ранее участвовавшее в дорожном движении в государствах, не являющихся членами Таможенного союза, при условии, что с момента изготовления транспортного средства прошло более трех лет;
«запасная (аварийная) тормозная система» – тормозная система, предназначенная для снижения скорости транспортного средства при выходе из строя рабочей тормозной системы;
«зона, очищенная от обледенения» – зона наружной поверхности ветрового или заднего стекла, имеющая сухую поверхность или поверхность, покрытую растаявшим или частично растаявшим инеем, который может быть удален с наружной поверхности стеклоочистителем (эта зона не включает поверхность стекла, покрытую сухим нерастаявшим инеем);
«идентификация» – установление тождественности заводской маркировки, имеющейся на транспортном средстве (шасси) и его компонентах, и данных, содержащихся в представленной заявителем документации либо в удостоверяющих соответствие документах, проводимое без разборки транспортного средства (шасси) или его компонентов;
«изготовитель» – лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси) или его компонентов с намерением выпуска их в обращение для реализации либо собственного пользования;
«инновационное транспортное средство» – транспортное средство, в котором применены новые конструктивные решения, качественно изменяющие его основные эксплуатационные показатели, и которое не может быть оценено в соответствии с настоящим техническим регламентом;
«источник света» – один или более элементов для генерирования электромагнитного излучения в оптической области спектра, которые могут использоваться в сборе с одной или более прозрачными оболочками и цоколем для механического крепежа и электрического соединения. Источником света также является крайний элемент световода;
«исходная ось» – линия, проходящая через ось симметрии лампы накаливания светового прибора, или линия, перпендикулярная плоскости, касающейся поверхности светового прибора в его геометрическом центре, определяющая ориентацию направления светоиспускания;
«категория транспортного средства» – классификационная характеристика транспортного средства, применяемая в целях установления в настоящем техническом регламенте требований;
«класс защиты» – показатель бронестойкости;
«класс источника света» – характеристика физического принципа излучения света: лампа накаливания (класс 0); лампа накаливания с наполнением колбы галогеносодержащими газами (класс H), газоразрядная лампа (класс D), светоизлучающий диод (класс LED);
«коммерческие перевозки» – перевозки пассажиров или грузов колесными транспортными средствами, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза;
«комплектное транспортное средство» – транспортное средство, пригодное для эксплуатации в соответствии с его назначением;
«компоненты транспортного средства» – составные части конструкции транспортного средства, поставляемые на сборочное производство транспортных средств и (или) в качестве сменных (запасных) частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации;
«кондиционирование» – обеспечение регулируемого охлаждения воздуха в обитаемом помещении транспортного средства до уровня или ниже температуры внешней среды;
«контрольные испытания» – периодические испытания в целях подтверждения стабильности характеристик изготавливаемых транспортных средств и компонентов транспортных средств, в отношении типов которых была проведена оценка соответствия требованиям настоящего технического регламента;
«контурная маркировка» – серия светоотражающих полос, предназначенная для нанесения таким образом, чтобы они указывали очертания транспортного средства сбоку и сзади;
«корректор света фар» – устройство для регулирования вручную с места водителя или в автоматическом режиме угла наклона светового пучка фары ближнего и (или) дальнего света в зависимости от загрузки транспортного средства, и (или) профиля дороги, и (или) условий видимости;
«малая партия транспортных средств (шасси)» – установленное в зависимости от категории транспортного средства (шасси) количество транспортных средств (шасси) одного типа, включая все модификации. Предельный объем малой партии для категорий L1 – L7, M1, O1 – O2 составляет 150 штук, для категорий M2, N1 – N3, O3 – O4 – 100 штук, для категории M3 – 50 штук;
«марка» – используемое изготовителем продукции обозначение, помещаемое на изделии или его упаковке;
«масса транспортного средства в снаряженном состоянии» – определенная изготовителем масса комплектного транспортного средства с водителем без нагрузки. Масса включает не менее 90% топлива;
«междугородное сообщение» – перевозка пассажиров автобусами, осуществляемая за пределы границы населенного пункта на расстояние более 50 км;
«модельный год» – определяемый изготовителем период времени, в течение которого он не вносит существенных изменений в конструкцию производимых транспортных средств и который может не совпадать с календарным годом по началу, окончанию и продолжительности, но не может превышать 730 дней;
«модификация» – вариант конструкции, отличающийся от других вариантов, относящихся к тому же типу;
«не завершенное изготовлением транспортное средство» – транспортное средство, которому требуется достройка для его эксплуатации;
«нейтральное положение рулевого колеса (управляемых колес)» – положение рулевого колеса (управляемых колес), соответствующее прямолинейному движению транспортного средства при отсутствии возмущающих воздействий;
«непросматриваемые зоны» – ограничивающие переднюю обзорность невидимые зоны, создаваемые непрозрачными элементами конструкции кабины, внутреннего и наружного оборудования;
«несоответствие» – невыполнение установленного требования;
«обзорность» – свойство конструкции транспортного средства, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления транспортным средством;
«обитаемое помещение» – внутренняя часть транспортного средства, используемая для размещения водителя (экипажа) и пассажиров;
«одобрение типа» – форма оценки соответствия транспортного средства (шасси) требованиям настоящего технического регламента, установленным в отношении типа транспортного средства (шасси);
«одобрение типа транспортного средства» – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента;
«одобрение типа шасси» – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение шасси, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента;
«опознавательные знаки» – графическое изображение информации о ведомственной принадлежности и (или) функциональном назначении транспортного средства (гербы, эмблемы, логотипы и т. д.);
«оптическая ось прибора для проверки и регулировки фар» – линия, проходящая через центр объектива на экране, встроенном в прибор для проверки и регулировки фар;
«оптический центр (центр отсчета)» – обозначение на рассеивателе точки пересечения его наружной поверхности осью отсчета светового прибора;
«орган управления» – конструктивный элемент транспортного средства, на который воздействует водитель для изменения функционирования транспортного средства или его частей;
«оригинальные компоненты» – компоненты, поставляемые на сборочное производство транспортных средств;
«ось отсчета» – линия пересечения плоскостей, проходящих через оптический центр светового прибора параллельно продольной центральной плоскости транспортного средства и опорной поверхности;
«откидное сиденье» – дополнительное сиденье, которое предназначено для нерегулярного использования и обычно находится в сложенном состоянии;
«отопление» – регулируемое повышение и поддержание на заданном уровне температуры в обитаемом помещении;
«передаточное число рулевого управления» – отношение угла поворота рулевого колеса к среднему углу поворота управляемых колес;
«подтекание» – появление жидкости на поверхности и в соединениях деталей герметичных систем транспортного средства, воспринимаемое на ощупь;
«подушка безопасности» – мешок из эластичного материала, наполняемый газом при срабатывании пиротехнического газогенератора, предназначенный для повышения пассивной безопасности транспортного средства путем фиксации положения водителя и пассажиров относительно кузова;
(В редакции Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 года № 6.)
«представитель изготовителя» – юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке в государстве – члене Таможенного союза, которое определено изготовителем на основании соглашения с ним для осуществления действий от его имени при оценке соответствия и размещении продукции на единой таможенной территории Таможенного союза, а также для возложения солидарной с изготовителем ответственности за несоответствие продукции требованиям настоящего технического регламента;
«продолжительность свечения» – период времени, в течение которого сила света вспышки специального светового сигнала превышает 10% максимальной силы света;
«продольная центральная (средняя) плоскость транспортного средства» – плоскость, перпендикулярная плоскости опорной поверхности и проходящая через середину колеи транспортного средства;
«прозрачная часть переднего и боковых окон» – часть стекла переднего и боковых окон, свободная от непрозрачных элементов конструкции, имеющая светопропускание не менее 70%;
«работоспособность» – состояние, при котором транспортное средство или его компоненты могут выполнять свои функции в соответствии с эксплуатационной документацией;
«рабочая тормозная система» – тормозная система, предназначенная для снижения скорости и (или) остановки транспортного средства;
«разгружаемая ось» – ось, нагрузка на которую может изменяться без отрыва оси от опорной поверхности с помощью устройства разгрузки оси;
«разрешенная максимальная масса» – установленная настоящим техническим регламентом или иными нормативными правовыми актами в зависимости от конструктивных особенностей максимальная масса транспортного средства;
«рассеиватель» – наиболее удаленный элемент светового прибора, который пропускает свет через освещающую поверхность;
«режим промышленной сборки» – способ организации производства, создаваемого с участием изготовителя комплектных транспортных средств или их компонентов, основанный на инвестиционном соглашении, утвержденном уполномоченным органом государственного управления в установленном порядке;
«рулевой механизм» – механизм, преобразующий вращение рулевого колеса в поступательное перемещение рулевого привода, вызывающее поворот управляемых колес;
«рулевой привод» – система тяг и рычагов, осуществляющая связь управляемых колес автомобиля с рулевым механизмом;
«самоуправляемая ось» – ось, шарнирно закрепленная в своей центральной части таким образом, что она может описывать дугу в горизонтальной плоскости (для целей настоящего технического регламента ось, оснащенная управляемыми колесами, также является самоуправляемой осью);
«самоустанавливающиеся колеса» – колеса, не приводимые в действие системой рулевого управления транспортного средства, но которые могут поворачиваться за счет трения в зоне контакта шины с опорной поверхностью;
«самоходное шасси» – шасси транспортного средства категории N, оснащенное кабиной и двигателем, которое может с ограничениями временно участвовать в дорожном движении;
«сборочный комплект» – группа составных частей, поставляемых изготовителем транспортного средства другому изготовителю для окончательной сборки транспортных средств;
«световой модуль» – светоизлучающая часть устройства освещения и световой сигнализации транспортного средства, состоящая из оптических, механических и электрических элементов, предназначенная для формирования или усиления светового пучка от источника света;
«свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства» – документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего технического регламента;
«сепаратор «воздух – вода» – компонент, образующий часть наружной боковины и (или) брызговика, который может пропускать воздух, одновременно уменьшая разбрызгивание воды;
«сертификационные испытания» – испытания репрезентативного образца (образцов) транспортного средства или компонента транспортного средства, на основании результатов которых делается заключение о соответствии требованиям настоящего технического регламента типа транспортного средства или типа компонента транспортного средства, объединяющего модификации, включенные в техническое описание, представляемое заявителем при проведении сертификационных испытаний;
«система вызова экстренных оперативных служб» – система, выполняющая функции устройства вызова экстренных оперативных служб, обеспечивающая передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в автоматическом режиме;
(Абзац введен Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 года № 6.)
«система защиты от разбрызгивания» – устройства, предназначенные для защиты от разбрызгивания воды, выбрасываемой шинами движущегося транспортного средства;
«система нейтрализации отработавших газов» – совокупность компонентов, обеспечивающих снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя;
«система омывания» – система, состоящая из устройства для хранения жидкости и подачи ее на наружную поверхность стекла, а также органов управления для приведения в действие и остановки устройства;
«система очистки» – система, состоящая из устройства для очистки наружной поверхности стекла, а также дополнительных приспособлений и органов управления для приведения в действие и остановки устройства;
«скорость транспортного средства» – линейная скорость центра масс транспортного средства;
«сообщение об официальном утверждении типа» – документ, выдаваемый на основании Соглашения 1958 года, удостоверяющий соответствие транспортного средства или его компонента требованиям Правил ООН;
(В редакции Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 16 февраля 2018 года № 29.)
«сочлененное транспортное средство» – транспортное средство, которое состоит из двух или более жестких секций, шарнирно сочлененных друг с другом, разделение которых выполнимо только с помощью специального оборудования;
«специализированное пассажирское транспортное средство» – транспортное средство категории M2G или M3G, изготовленное на шасси транспортного средства повышенной проходимости категории N1G, N2G или N3G;
«специализированное транспортное средство» – транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т. д.);
«специальное транспортное средство» – транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т. д.);
«стабилизация рулевого управления» – свойство рулевого управления, заключающееся в самостоятельном возвращении выведенных из нейтрального положения управляемых колес и рулевого колеса в это положение после снятия усилия с рулевого колеса при движении транспортного средства;
«степень очистки нормативной зоны» – отношение площади поверхности нормативной зоны, очищаемой щетками стеклоочистителей, к общей площади поверхности соответствующей нормативной зоны, выраженное в процентах;
«стойки переднего окна» – опоры крыши кабины с примыкающими непрозрачными элементами дверей, уплотнителей или непрозрачной полосой по краям вклеиваемых стекол (средняя стойка переднего окна может не являться опорой крыши кабины);
«стояночная тормозная система» – тормозная система, предназначенная для удержания транспортного средства неподвижным;
«суммарный люфт в рулевом управлении» – угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону от положения, соответствующего прямолинейному движению транспортного средства;
«техническая служба» – уполномоченная организация по проведению испытаний для официального утверждения типа транспортного средства в рамках Соглашения 1958 года;
«техническая экспертиза конструкции транспортного средства» – анализ конструкции транспортного средства и технической документации на него без проведения испытаний;
«технически допустимая максимальная масса» – установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками;
«технически допустимая максимальная масса автопоезда» – установленная изготовителем максимальная суммарная масса тягача и буксируемого им полуприцепа или прицепа (прицепов) со снаряжением, пассажирами и грузом;
«технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на ось (группу осей)» – масса, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке, передаваемой осью (группой осей) на опорную поверхность, обусловленная конструкцией оси (группы осей) и транспортного средства, установленная его изготовителем;
«технически допустимая максимальная нагрузка на опорно-сцепное устройство» – величина, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке, передаваемой полуприцепом на тягач через опорно-сцепное устройство, установленная изготовителем тягача для тягача, а изготовителем полуприцепа – для полуприцепа;
«технически допустимая максимальная нагрузка на тягово-сцепное устройство» – величина, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке на сцепное устройство (без учета нагрузки от массы сцепного устройства транспортного средства категорий M и N), обусловленная конструкцией транспортного средства и (или) сцепного устройства, установленная изготовителем транспортного средства;
«технический осмотр» – проверка технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства;
«техническое обслуживание транспортного средства» – совокупность регламентированных изготовителем работ, осуществляемых с установленной периодичностью для поддержания работоспособности транспортного средства или его компонентов при эксплуатации, с целью снижения риска возникновения отказов и неисправностей;
«техническое описание» – подготовленное изготовителем (заявителем) описание технических характеристик и основных параметров, идентифицирующее конструкцию транспортного средства (компонента), заявленного для оценки соответствия требованиям настоящего технического регламента;
«техническое состояние» – совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров транспортного средства, определяющая возможность его применения по назначению;
«тип транспортного средства (шасси, компонента)» – транспортные средства (шасси, компоненты) с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем;
«торможение» – процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению транспортного средства;
«тормозная сила» – реакция опорной поверхности на колесо транспортного средства, вызывающая замедление колеса и (или) транспортного средства;
«тормозная система» – совокупность частей транспортного средства, предназначенных для его торможения при воздействии на орган управления тормозной системы;
«тормозной привод» – совокупность частей тормозного управления, предназначенных для управляемой передачи энергии от ее источника к тормозным механизмам с целью осуществления торможения;
«тормозной путь» – расстояние, пройденное транспортным средством от начала до конца торможения;
«транспортное средство» – устройство на колесном ходу категорий L, M, N, O, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем;
«угол регулировки светового пучка фар ближнего света или противотуманных фар транспортного средства» – угол между наклонной плоскостью, содержащей плоскую верхнюю (левую) границу светового пучка фары ближнего света или противотуманной фары, и горизонтальной плоскостью, проходящей через оптический центр фары;
«удельная мощность на единицу массы» – отношение максимальной полезной мощности двигателя к технически допустимой максимальной массе транспортного средства, в кВт/т;
«управляемые колеса» – колеса, приводимые в действие рулевым управлением транспортного средства;
«уровень выбросов» – предельные значения выбросов, которые отражают максимально допустимую массу выбросов в атмосферу в расчете на единицу произведенной транспортным средством и двигателем внутреннего сгорания работы или пробега;
«установившееся замедление» – среднее значение замедления за время торможения от момента окончания периода нарастания замедления до начала его спада в конце торможения;
«устойчивость транспортного средства при торможении» – способность транспортного средства двигаться при торможениях в пределах установленного коридора движения;
«устройство вызова экстренных оперативных служб» – устройство, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в ручном режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи;
(Абзац введен Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 года № 6.)
«устройство для уменьшения разбрызгивания» – компонент системы защиты от разбрызгивания, который может быть выполнен как энергопоглощающее устройство или как сепаратор «воздух – вода»;
«устройство разгрузки оси» – устройство, предназначенное для уменьшения или увеличения нагрузки на ось (оси) в зависимости от дорожных условий движения транспортного средства с целью уменьшения износа шин в случае, когда транспортное средство загружено частично, и (или) для улучшения условий трогания транспортного средства (состава транспортных средств) на скользкой дороге путем увеличения нагрузки на ведущую ось;
«фары типа DR, DC, DCR» – фары с газоразрядными источниками света класса D дальнего DR-света и ближнего DC-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) DCR-света;
«фары типа HR, HC, HCR» – фары с галогенными источниками света класса H дальнего HR-света и ближнего HC-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) HCR-света;
«фары типа R, C, CR» – фары с источниками света в виде ламп накаливания класса 0 дальнего R-света и ближнего C-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) CR-света;
«фары типа B и типа F3» – фары противотуманные, отличающиеся фотометрическими характеристиками и маркировкой, нанесенной на фару;
«форсунка стеклоомывателя» – устройство, которое направляет омывающую жидкость на ветровое стекло;
«холодный тормозной механизм» – тормозной механизм, температура которого, измеренная на поверхности трения тормозного барабана или тормозного диска, составляет менее 100 °C;
«цветографическая схема» – графическое изображение компоновки, конфигурации и композиционной взаимосвязи основного цвета, декоративных полос, опознавательных знаков и информационных надписей, нанесенных на наружную поверхность транспортного средства;
«цикл стеклоочистителя» – один прямой и обратный ход щетки стеклоочистителя;
«шасси» – устройство на колесном ходу, не оснащенное и (или) кабиной, и (или) двигателем, и (или) кузовом, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства;
«шип противоскольжения» – твердый профилированный стержень, состоящий из корпуса и износостойкого элемента и устанавливаемый в выступе протектора зимней шины для повышения сцепления шины с обледенелым или заснеженным дорожным покрытием;
«экологический класс» – классификационный код, характеризующий конструкцию транспортного средства или двигателя внутреннего сгорания в зависимости от уровня выбросов, а также уровня требований к системам бортовой диагностики;
«эксплуатация» – стадия жизненного цикла транспортного средства, на которой осуществляется его использование по назначению, с момента его государственной регистрации до утилизации;
«энергопоглощающее устройство» – компонент, образующий часть грязезащитного кожуха, и (или) наружной боковины, и (или) брызговика, поглощающий энергию воды и снижающий разбрызгивание;
«энергетическая установка гибридного транспортного средства» – совокупность двигателя внутреннего сгорания, электродвигателя, генератора (функции двигателя и генератора могут выполняться одной электромашиной), устройства аккумулирования энергии, электропреобразователей и системы управления;
«эффективность торможения» – свойство, характеризующее способность тормозной системы создавать необходимое искусственное продольное сопротивление движению транспортного средства.