Принят
Государственной Думой
16 декабря 2014 года
Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2014 года
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации.
1. Правовое регулирование в сфере промышленной политики основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принятыми в соответствии с ним, федеральными законами, регулирующими отношения в сфере промышленной политики в отдельных отраслях экономики, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере промышленной политики.
2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с производством спиртосодержащей пищевой продукции, алкогольной продукции и производством табачных изделий.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) промышленная политика – комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции;
2) промышленное производство (промышленность) – определенная на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности совокупность видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений;
3) субъекты деятельности в сфере промышленности – юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере промышленности на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
4) меры стимулирования деятельности в сфере промышленности – действия правового, экономического и организационного характера, которые осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, и направлены на достижение целей промышленной политики;
5) отрасль промышленности – совокупность субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, в рамках одной или нескольких классификационных группировок одного или нескольких видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
6) промышленная продукция – товары, произведенные в результате осуществления деятельности в сфере промышленности;
7) промышленная продукция, не имеющая произведенных в Российской Федерации аналогов, – промышленная продукция, которая отвечает критериям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, и не может быть заменена на продукцию, произведенную на территории Российской Федерации и имеющую схожие технические и эксплуатационные характеристики, позволяющие ей выполнять те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемой;
8) промышленная инфраструктура – совокупность объектов недвижимого имущества, объектов транспортной инфраструктуры и коммунальной инфраструктуры, необходимых для осуществления деятельности в сфере промышленности;
9) инфраструктура поддержки деятельности в сфере промышленности – коммерческие организации и некоммерческие организации, осуществляющие меры стимулирования деятельности в сфере промышленности;
10) освоение производства промышленной продукции – мероприятия, обеспечивающие подготовку субъектов деятельности в сфере промышленности к выпуску ранее не производимой ими промышленной продукции или существенному увеличению количества ранее производимой промышленной продукции и включающие в себя подготовку к вводу в эксплуатацию основных средств и их ввод в эксплуатацию, разработку и отработку технологических процессов, овладение практическими навыками производства промышленной продукции;
11) государственная информационная система промышленности – федеральная государственная информационная система, содержащая информацию о состоянии отраслей промышленности и прогнозе их развития;
12) индустриальный (промышленный) парк – совокупность объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для создания промышленного производства или модернизации промышленного производства и управляемых управляющей компанией – коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) промышленный кластер – совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации;
14) инжиниринговый центр – юридическое лицо, оказывающее инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов, предпроектные и проектные услуги;
15) уполномоченный орган – определенный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере промышленной политики;
16) интегрированная структура оборонно-промышленного комплекса – объединение ведущих совместную деятельность юридических лиц, которое не является юридическим лицом, создается в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации и в котором одно юридическое лицо имеет возможность определять решения, принимаемые остальными юридическими лицами;
17) головная организация интегрированной структуры оборонно-промышленного комплекса – юридическое лицо, которое входит в интегрированную структуру оборонно-промышленного комплекса и имеет возможность определять решения, принимаемые остальными юридическими лицами.
1. Целями промышленной политики являются:
1) формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития;
2) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
3) обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни граждан Российской Федерации.
2. Задачами промышленной политики являются:
1) создание и развитие современной промышленной инфраструктуры, инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, соответствующих целям и задачам, определенным документами стратегического планирования на федеральном уровне;
2) создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности по сравнению с условиями осуществления указанной деятельности на территориях иностранных государств;
3) стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности осуществлять внедрение результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции;
4) стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности рационально и эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые и природные ресурсы, обеспечивать повышение производительности труда, внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;
5) увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости и поддержка экспорта такой продукции;
6) поддержка технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности, модернизация основных производственных фондов исходя из темпов, опережающих их старение;
7) снижение риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на объектах промышленной инфраструктуры;
8) обеспечение технологической независимости национальной экономики.
3. Основными принципами промышленной политики являются:
1) программно-целевой метод формирования документов стратегического планирования в сфере промышленности;
2) измеримость целей развития промышленности и реализации мер стимулирования субъектов деятельности в сфере промышленности;
3) мониторинг эффективности промышленной политики и контроль за ее реализацией;
4) применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности для достижения показателей и индикаторов, установленных документами стратегического планирования;
5) координация мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
6) рациональное сочетание форм и методов государственного регулирования и рыночной экономики, мер прямого и косвенного стимулирования деятельности в сфере промышленности;
7) обеспеченность ресурсами и их концентрация на развитии приоритетных отраслей промышленности;
8) информационная открытость при разработке промышленной политики и применении мер стимулирования деятельности в сфере промышленности с учетом интересов безопасности государства;
9) равный доступ субъектов деятельности в сфере промышленности к получению государственной поддержки в соответствии с условиями ее предоставления;
10) интеграция науки, образования и промышленности;
11) учет интересов субъектов Российской Федерации в решении вопросов функционирования и развития оборонно-промышленного комплекса при условии соблюдения приоритета федеральных интересов.
1. Участниками формирования промышленной политики и ее реализации являются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, Счетная палата Российской Федерации, субъекты деятельности в сфере промышленности, организации, входящие в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности.
2. Полномочия Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в области формирования и реализации промышленной политики определяются законодательством в области использования атомной энергии и настоящим Федеральным законом.
3. Полномочия Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в области формирования и реализации промышленной политики определяются законодательством в области космической деятельности и настоящим Федеральным законом.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 216-ФЗ.)
1. Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом:
1) утверждает документы стратегического планирования в сфере промышленности в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
2) утверждает критерии отнесения продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов;
3) утверждает порядок применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, включая требования к инвестиционным проектам, реализация которых дает право субъектам деятельности в сфере промышленности на получение до 2025 года финансовой поддержки в виде льгот по налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также порядок формирования и ведения перечня этих инвестиционных проектов;
4) утверждает порядок создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности, порядок предоставления субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти, органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему промышленности, перечень подлежащих утверждению уполномоченным органом форм предоставления информации для включения в государственную информационную систему промышленности субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти и органами местного самоуправления, порядок доступа к информации, содержащейся в указанной информационной системе, порядок взаимодействия государственной информационной системы промышленности с иными государственными информационными системами;
5) устанавливает требования к индустриальным (промышленным) паркам, управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков, промышленным кластерам, специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
6) утверждает порядок заключения специальных инвестиционных контрактов;
7) утверждает типовые формы специального инвестиционного контракта применительно к отраслям промышленности;
8) утверждает перечень показателей, используемых для сопоставления условий осуществления деятельности в сфере промышленности на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств, порядок расчета и ежегодно достигаемые значения;
9) устанавливает целевые показатели эффективности осуществления финансовой поддержки государственных фондов развития промышленности, созданных Российской Федерацией, за счет средств федерального бюджета.
2. Правительство Российской Федерации определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере реализации промышленной политики, в том числе по разработке проектов документов стратегического планирования в сфере промышленности.
3. Уполномоченный орган наряду с полномочиями в сфере реализации промышленной политики, установленными Правительством Российской Федерации, осуществляет следующие полномочия:
1) осуществляет подготовку и опубликование в средствах массовой информации ежегодного доклада о состоянии и развитии промышленности и мерах стимулирования деятельности в сфере промышленности, включающего в себя оценку территориально-отраслевого состояния и развития промышленности, информацию о применении наилучших доступных технологий в промышленности, оценку эффективности применения мер стимулирования указанной деятельности;
2) участвует от имени Российской Федерации в разработке и заключении специальных инвестиционных контрактов, а также осуществляет контроль их исполнения;
3) обеспечивает создание, эксплуатацию и совершенствование государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и устанавливает требования к техническим, программным, лингвистическим средствам обеспечения эксплуатации государственной информационной системы промышленности;
4) подтверждает соответствие индустриальных (промышленных) парков требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в целях применения к ним мер стимулирования, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
5) заключает с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашения о реализации промышленной политики, которыми может устанавливаться порядок согласования уполномоченным органом кандидатур руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации полномочия по реализации промышленной политики в этих субъектах Российской Федерации.
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере промышленной политики относятся:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, осуществляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
2) разработка и реализация региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе научными организациями субъектов Российской Федерации, осуществляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
3) содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества субъектов деятельности в сфере промышленности;
4) информирование субъектов деятельности в сфере промышленности об имеющихся трудовых ресурсах и о потребностях в создании новых рабочих мест на территориях субъектов Российской Федерации;
5) установление дополнительных требований к индустриальным (промышленным) паркам, управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков, промышленным кластерам, специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности за счет имущества и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
6) осуществление иных предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами полномочий в сфере промышленной политики.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передавать отдельные полномочия в сфере промышленной политики органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.