Принят
Государственной Думой
9 июля 2020 года
Одобрен
Советом Федерации
15 июля 2020 года
1. Минимальный размер собственных средств оператора финансовой платформы должен составлять 100 миллионов рублей.
2. Оператор финансовой платформы не вправе совмещать свою деятельность с деятельностью кредитной организации и бюро кредитных историй. Оператор финансовой платформы не вправе также совмещать свою деятельность с деятельностью некредитной финансовой организации, за исключением деятельности организатора торговли, депозитария, специализированного депозитария, регистратора, оператора инвестиционной платформы, оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена цифровых финансовых активов.
3. Оператор финансовой платформы обязан организовать и осуществлять внутренний контроль в соответствии с настоящей статьей.
4. Для организации и осуществления внутреннего контроля оператор финансовой платформы обязан назначить контролера или сформировать отдельное структурное подразделение (службу внутреннего контроля) и утвердить порядок осуществления внутреннего контроля. Контролер или руководитель службы внутреннего контроля назначается на должность и освобождается от должности единоличным исполнительным органом оператора финансовой платформы. Контролер или руководитель службы внутреннего контроля подотчетен единоличному исполнительному органу оператора финансовой платформы.
5. Контролером или руководителем службы внутреннего контроля не может быть лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа оператора финансовой платформы или руководителя структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности оператора финансовой платформы (в случае совмещения деятельности оператора финансовой платформы с иными видами деятельности финансовых организаций с учетом ограничений, установленных частью 2 настоящей статьи).
6. Оператор финансовой платформы обязан организовать систему управления рисками, связанными с осуществлением им деятельности оператора финансовой платформы. Оператор финансовой платформы обязан утвердить документ или документы, определяющие правила управления рисками, связанными с осуществлением деятельности оператора финансовой платформы, и назначить должностное лицо, ответственное за организацию системы управления этими рисками, или сформировать отдельное структурное подразделение, ответственное за организацию системы управления этими рисками. Правила управления рисками, связанными с осуществлением деятельности оператора финансовой платформы, должны определять меры, направленные на снижение этих рисков, в том числе рисков, связанных с совмещением деятельности оператора финансовой платформы с иными видами деятельности с учетом ограничений, установленных частью 2 настоящей статьи, меры по обеспечению бесперебойного функционирования программно-аппаратных средств, предназначенных для осуществления деятельности оператора финансовой платформы, меры, принимаемые оператором финансовой платформы в случаях возникновения нестандартных ситуаций, которые могут препятствовать нормальному осуществлению деятельности оператора финансовой платформы, и направленные на обеспечение непрерывности такой деятельности.
7. Оператор финансовой платформы в соответствии с порядком использования единой системы идентификации и аутентификации, утвержденным Правительством Российской Федерации, вправе получать сведения из единой системы идентификации и аутентификации о получателях финансовых услуг и их представителях в составе, указанном в абзаце втором подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования получателя финансовых услуг, физического лица, являющегося представителем получателя финансовых услуг, о принадлежащих получателю финансовых услуг абонентском номере оператора подвижной радиотелефонной связи и об адресе электронной почты с согласия получателя финансовых услуг, его представителя для заключения с получателем финансовых услуг договоров с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен получателем финансовых услуг при личной явке согласно правилам использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленным Правительством Российской Федерации, усиленной квалифицированной электронной подписи, усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации, с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи получателя финансовых услуг либо физического лица, представляющего интересы получателя финансовых услуг, сертификат ключа проверки которой создан удостоверяющим центром оператора финансовой платформы, выдан им после идентификации физического лица при личной явке и используется в инфраструктуре финансовой платформы в соответствии с правилами финансовой платформы, предусматривающими порядок проверки данной подписи, и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации, а также для обновления полученных ранее сведений.
(В редакции, введенной Федеральным законом от 11 марта 2024 года № 45-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
8. Оператор финансовой платформы, совмещающий деятельность оператора финансовой платформы с иными видами деятельности с учетом ограничений, установленных частью 2 настоящей статьи, обязан принимать установленные его документом или документами меры, направленные на выявление конфликта интересов, связанного с таким совмещением, предотвращение негативных последствий данного конфликта интересов, выражающегося в нарушении прав и законных интересов получателей финансовых услуг, минимизацию риска этих последствий, а в случае, если меры, принятые оператором финансовой платформы для предотвращения негативных последствий конфликта интересов, являются недостаточными для того, чтобы избежать риска их возникновения, обязан раскрывать информацию о выявленном конфликте интересов и мерах, принятых для минимизации риска его негативных последствий.
(В редакции, введенной Федеральным законом от 11 марта 2024 года № 45-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
9. Оператор финансовой платформы обязан принимать установленные его документом или документами меры по хранению информации и документов, связанных с осуществлением деятельности оператора финансовой платформы и совершением финансовых сделок.
10. Оператор финансовой платформы должен иметь на праве собственности или ином законном основании основной и резервный комплексы программно-аппаратных средств, необходимые для оказания услуг оператора финансовой платформы и обеспечивающие его бесперебойную деятельность и сохранность данных, в том числе путем создания резервных копий. Указанные комплексы программно-аппаратных средств должны быть расположены на территории Российской Федерации.
11. Оператор финансовой платформы обязан обеспечить возможность представления в Банк России, а также получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России.
12. Оператор финансовой платформы вправе вносить положения документов, указанных в частях 4, 6, 8 и 9 настоящей статьи, в соответствующие иные документы, утвержденные оператором финансовой платформы, совмещающим деятельность оператора финансовой платформы с иными видами деятельности финансовых организаций с учетом ограничений, установленных частью 2 настоящей статьи. Положения настоящей части не распространяются на правила финансовой платформы.
13. В случае совмещения деятельности оператора финансовой платформы с иными видами деятельности финансовых организаций с учетом ограничений, установленных частью 2 настоящей статьи, по решению оператора финансовой платформы на контролера или руководителя службы внутреннего контроля, а также ответственное за организацию системы управления рисками должностное лицо или руководителя отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками, соответствующей некредитной финансовой организации могут быть возложены функции соответственно контролера или руководителя службы внутреннего контроля, должностного лица, ответственного за организацию системы управления рисками, или руководителя отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками, оператора финансовой платформы.
14. Банк России вправе установить дополнительные требования к порядку организации и осуществления оператором финансовой платформы внутреннего контроля, к системе управления рисками оператора финансовой платформы, требования к документу или документам, определяющим порядок осуществления внутреннего контроля оператором финансовой платформы, к документу или документам, определяющим правила управления рисками, связанными с осуществлением деятельности оператора финансовой платформы.
15. В случае нарушения оператором финансовой платформы требований части 9.1 статьи 5 настоящего Федерального закона о проведении тестирования оператор финансовой платформы обязан возместить причиненный получателю финансовых услуг реальный ущерб.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 11 марта 2024 года № 45-ФЗ.)
1. Единоличным исполнительным органом оператора финансовой платформы, его заместителем, руководителем структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности оператора финансовой платформы (в случае совмещения деятельности оператора финансовой платформы с иными видами деятельности с учетом ограничений, установленных частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона), членом коллегиального исполнительного органа, членом совета директоров (наблюдательного совета) оператора финансовой платформы, главным бухгалтером, заместителем главного бухгалтера оператора финансовой платформы, должностным лицом, ответственным за организацию системы управления рисками, или руководителем отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками, контролером или руководителем службы внутреннего контроля, специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля оператора финансовой платформы в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, не могут являться:
1) лица, которые осуществляли функции (независимо от срока, в течение которого они их осуществляли) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа либо функции контролера или руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации или некредитной финансовой организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) за нарушение законодательства Российской Федерации у такой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности такой организации, или дню исключения такой организации из соответствующего реестра за нарушение законодательства Российской Федерации, если на день, предшествующий дню назначения (избрания) лица на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры, не истек пятилетний срок со дня отзыва (аннулирования) лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности кредитной организации или некредитной финансовой организации, или исключения такой организации из соответствующего реестра (за исключением случая, если лицо представило в Банк России доказательства непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву (аннулированию) лицензии или исключению такой организации из соответствующего реестра). Под некредитной финансовой организацией для целей настоящей статьи и статьи 10 настоящего Федерального закона понимаются профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, страховая организация, иностранная страховая организация, имеющая право в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» осуществлять страховую деятельность на территории Российской Федерации», негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли;
1.1) лица, которые осуществляли функции руководителя филиала иностранной страховой организации, созданного иностранной страховой организацией для осуществления страховой деятельности на территории Российской Федерации в соответствии со страховым законодательством, либо функции контролера или руководителя службы внутреннего контроля такого филиала в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва за нарушение законодательства Российской Федерации у иностранной страховой организации лицензии на осуществление страховой деятельности, если на день, предшествующий дню назначения (избрания) лица на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры, не истек пятилетний срок со дня отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности (за исключением случая, если лицо представило в Банк России доказательства непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву лицензии);
2) лица, которые два и более раза в течение трех лет, предшествовавших дню назначения (избрания) на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры, в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом привлекались к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве юридического лица, преднамеренное и (или) фиктивное банкротство юридического лица (за исключением случая, если такое административное правонарушение повлекло административное наказание в виде предупреждения);
3) лица, в отношении которых на день, предшествующий дню назначения (избрания) на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры, не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
4) лица, имеющие на день, предшествующий дню назначения (избрания) на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры, неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления;
5) лица, которые в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом привлекались к уголовной ответственности за неправомерные действия при банкротстве юридического лица, преднамеренное и (или) фиктивное банкротство юридического лица, если на день, предшествующий дню назначения (избрания) лица на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры, не истек пятилетний срок со дня вступления в силу судебного акта;
6) лица, включенные в предусмотренный статьей 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо лица, в отношении которых в соответствии со статьей 7.4 указанного Федерального закона межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) их денежных средств или иного имущества, либо лица, включенные в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения;
7) лица, в отношении которых Банком России был установлен факт осуществления ими действий (в том числе организации действий), относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, в течение пяти лет, предшествовавших дню назначения (избрания) на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры;
8) лица, которые осуществляли функции (независимо от срока, в течение которого они их осуществляли) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, контролера или руководителя службы внутреннего контроля, специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, либо должностного лица или руководителя структурного подразделения, в обязанности которого входит осуществление внутреннего контроля в целях противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, кредитной организации или некредитной финансовой организации в период совершения такой организацией действий, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, в случае неоднократного в течение одного года применения к такой организации мер за осуществление указанных действий, если на день, предшествующий дню назначения (избрания) на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры, не истек пятилетний срок со дня последнего применения этих мер.
2. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, его заместителя, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера оператора финансовой платформы, специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля оператора финансовой платформы в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, должно соответствовать следующим квалификационным требованиям:
1) для лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа оператора финансовой платформы, его заместителя, – высшее образование или опыт работы по принятию (подготовке) решений по вопросам в области финансового рынка общей продолжительностью не менее трех лет в должности не ниже должности руководителя отдела или иного структурного подразделения кредитной организации или некредитной финансовой организации, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или Банка России;
2) для лица, осуществляющего функции главного бухгалтера оператора финансовой платформы, его заместителя, – высшее образование и опыт работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
3) для лица, осуществляющего функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля оператора финансовой платформы в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, – соответствие квалификационным требованиям, установленным Банком России на основании пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
3. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, при согласовании их кандидатур с Банком России (если такое согласование требуется), назначении (избрании) на должность, а также в течение всего периода осуществления функций по занимаемой должности, включая временное исполнение должностных обязанностей, должны соответствовать требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Банк России вправе в установленном им порядке оценивать соответствие указанных лиц требованиям настоящего Федерального закона.
4. Избрание (назначение), включая временное исполнение должностных обязанностей, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа и контролера или руководителя службы внутреннего контроля оператора финансовой платформы, допускается с предварительного согласия Банка России. При совмещении некредитной финансовой организацией своей деятельности с деятельностью оператора финансовой платформы с учетом ограничений, установленных частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, предварительное согласие Банка России на избрание лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа оператора финансовой платформы, не требуется. Предварительное согласование лица для назначения на должность контролера или руководителя службы внутреннего контроля оператора финансовой платформы не требуется в случае, предусмотренном частью 13 статьи 8 настоящего Федерального закона.
5. В случае совмещения оператором финансовой платформы своей деятельности с иными видами деятельности с учетом ограничений, установленных частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, избрание (назначение), включая временное исполнение должностных обязанностей, лица, осуществляющего функции руководителя структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности оператора финансовой платформы, допускается с предварительного согласия Банка России. Функции единоличного исполнительного органа оператора финансовой платформы не могут быть переданы коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
6. Порядок и сроки согласования избрания (назначения) лиц, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи, устанавливаются Банком России.
1. Лицом, имеющим право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями оператора финансовой платформы, распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал оператора финансовой платформы, не может являться:
1) юридическое лицо, которое зарегистрировано в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности, либо которое находится под прямым или косвенным контролем такого лица;
2) юридическое лицо, у которого за нарушение федеральных законов, нормативных актов Банка России была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности кредитной организации либо некредитной финансовой организации, либо юридическое лицо, сведения о котором были исключены из реестра организаций, осуществляющих деятельность некредитных финансовых организаций соответствующего вида, за нарушение федеральных законов, нормативных актов Банка России. Под некредитной финансовой организацией для целей настоящей статьи понимаются некредитные финансовые организации, указанные в пункте 1 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
3) лицо, не соответствующее требованиям к деловой репутации, установленным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
2. Лицо, которое прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями оператора финансовой платформы, получило право распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал оператора финансовой платформы, обязано направить уведомление в Банк России в порядке, форме и в сроки, которые установлены Банком России.
3. Банк России в установленном им порядке вправе запрашивать и получать информацию о лицах, которые прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями оператора финансовой платформы, имеют право распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал оператора финансовой платформы.
1. Юридическое лицо приобретает статус оператора финансовой платформы со дня включения Банком России сведений о нем в реестр операторов финансовых платформ.
2. Для включения сведений, указанных в части 1 настоящей статьи, в реестр операторов финансовых платформ юридическим лицом, намеревающимся получить статус оператора финансовой платформы (далее – соискатель), в Банк России представляются следующие документы:
1) заявление о присвоении статуса оператора финансовой платформы, представленное в виде электронного документа, сформированного с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – программное обеспечение), размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) анкета соискателя, представленная в виде электронного документа, сформированного с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
3) копии учредительных документов соискателя;
4) копии документов об избрании (назначении) лиц, указанных в абзаце первом части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
5) документ, содержащий расчет собственных средств соискателя, произведенный в порядке, установленном Банком России для организатора торговли, с приложением документов, содержащих сведения о составе, структуре и стоимости имущества, включаемого в расчет собственных средств;
6) правила финансовой платформы;
7) копия решения уполномоченного органа соискателя, которым были утверждены правила финансовой платформы;
8) документ, подтверждающий выполнение соискателем требований по защите информации, установленных Банком России;
9) документы, содержащие сведения о лицах, указанных в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, и подтверждающие соответствие указанных лиц требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, за исключением требований, указанных в пунктах 4 и 6 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Банк России вправе установить перечень дополнительных документов, подтверждающих соответствие указанных лиц требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;
10) документы, содержащие сведения о лицах, указанных в абзаце первом части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, и подтверждающие соответствие указанных лиц требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, за исключением требований, указанных в пунктах 4 и 6 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Банк России вправе установить перечень дополнительных документов, подтверждающих соответствие указанных лиц требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
3. Для установления соответствия лиц, указанных в абзаце первом части 1 статьи 9 и абзаце первом части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, предъявляемым к ним требованиям Банк России вправе затребовать от соискателя информацию, в том числе документы, подтверждающие достоверность и полноту сведений о таких лицах, содержащихся в предоставленных соискателем документах.
4. Требования о представлении документов, предусмотренных пунктами 2, 3 и 10 части 2 настоящей статьи, не распространяются на соискателей, являющихся организаторами торговли, депозитариями, специализированными депозитариями, регистраторами и операторами инвестиционных платформ.
5. Требования о представлении документов, предусмотренных пунктами 4 и 9 части 2 настоящей статьи, не распространяются на соискателей, являющихся специализированными депозитариями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, за исключением требований о представлении документов в отношении руководителя структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности оператора финансовой платформы.
6. Требования о представлении документов, предусмотренных пунктами 4 и 9 части 2 настоящей статьи, не распространяются на соискателей, являющихся организаторами торговли, за исключением требований о представлении документов в отношении руководителя структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности оператора финансовой платформы, и специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля оператора финансовой платформы в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
7. Требования о представлении документов, предусмотренных пунктом 4 части 2 настоящей статьи, не распространяются на соискателей, являющихся организаторами торговли, специализированными депозитариями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, за исключением требований о представлении документов в отношении контролера или руководителя службы внутреннего контроля либо должностного лица, ответственного за организацию системы управления рисками, или руководителя отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками, в случае, если в отношении таких лиц не принято решение соискателя, предусмотренное частью 13 статьи 8 настоящего Федерального закона.
8. Требования о представлении документов, предусмотренных пунктом 5 части 2 настоящей статьи, не распространяются на соискателей, являющихся регистраторами, и соискателей, оказывающих услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи. При этом соискатели, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг (за исключением регистраторов), специализированными депозитариями, операторами инвестиционных платформ, а также соискатели, оказывающие на основании лицензии торговой системы услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках, представляют документы, содержащие расчет собственных средств в соответствии с установленным Банком России порядком расчета собственных средств для указанных видов деятельности.
9. Банк России проводит проверку соблюдения соискателем требований, установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, и в случае необходимости запрашивает у соискателя документы и (или) информацию, подтверждающую соблюдение соискателем таких требований.
10. Банк России принимает решение о включении либо об отказе во включении сведений о соискателе в реестр операторов финансовых платформ в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты представления всех предусмотренных частями 2, 3 и 9 настоящей статьи документов в Банк России.
11. Банк России в течение трех рабочих дней со дня включения сведений о соискателе в реестр операторов финансовых платформ уведомляет соискателя об этом. При включении сведений о соискателе в реестр операторов финансовых платформ лица, указанные в частях 4 и 5 статьи 9 настоящего Федерального закона, считаются согласованными (если такое согласование требуется), правила финансовой платформы считаются зарегистрированными.
12. В случае принятия решения об отказе во включении сведений о соискателе в реестр операторов финансовых платформ Банк России в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения направляет соискателю уведомление об этом, содержащее основание для отказа.
13. Основаниями для принятия Банком России решения об отказе во включении сведений о соискателе в реестр операторов финансовых платформ являются:
1) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных частями 2, 3 и 9 настоящей статьи;
2) представление документов, содержащих неполную, недостоверную информацию и (или) взаимоисключающие положения;
3) несоответствие документов, предусмотренных частями 2, 3 и 9 настоящей статьи, требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в том числе требованиям к содержанию правил финансовой платформы;
4) несоответствие соискателя, а также лиц, указанных в абзаце первом части 1 статьи 9 и абзаце первом части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России;
5) исключение сведений об операторе финансовой платформы из реестра операторов финансовых платформ в случаях, установленных пунктами 2 – 4 части 14 настоящей статьи, в течение года, предшествующего дню подачи заявления о присвоении статуса оператора финансовой платформы.
14. Основаниями для принятия Банком России решения об исключении сведений об операторе финансовой платформы из реестра операторов финансовых платформ являются:
1) заявление оператора финансовой платформы о прекращении осуществления деятельности оператора финансовой платформы;
2) неоднократное в течение одного года нарушение оператором финансовой платформы требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России;
(В редакции, введенной Федеральным законом от 11 марта 2024 года № 45-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3) неоднократное в течение одного года нарушение оператором финансовой платформы требований, предусмотренных статьей 6, статьей 7 (за исключением пункта 3), статьями 7.3 и 7.5 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и (или) неоднократное в течение одного года нарушение требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом;
4) отзыв (аннулирование) лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности при совмещении деятельности оператора финансовой платформы с иными видами деятельности, совмещение с которыми допускается настоящим Федеральным законом, если такой отзыв (аннулирование) не был осуществлен по заявлению лицензиата;
5) ликвидация оператора финансовой платформы или прекращение его деятельности в результате реорганизации;
6) принятие судом решения о признании оператора финансовой платформы банкротом;
7) неосуществление оператором финансовой платформы соответствующего вида деятельности в течение более 18 месяцев.
8) неоднократное в течение одного года неисполнение оператором финансовой платформы специальных экономических мер, предусмотренных статьей 3.1 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», и (или) неоднократное в течение одного года нарушение требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом.
15. Исключение сведений об операторе финансовой платформы из реестра операторов финансовых платформ влечет за собой прекращение статуса оператора финансовой платформы. Юридическое лицо обязано прекратить деятельность оператора финансовой платформы со дня, указанного в решении Банка России, предусмотренном частью 14 настоящей статьи.
16. Решение об исключении сведений об операторе финансовой платформы из реестра операторов финансовых платформ принимается Банком России в порядке и сроки, которые установлены Банком России. В решении об исключении сведений об операторе финансовой платформы из реестра операторов финансовых платформ указывается основание его принятия.
17. Решение об исключении сведений об операторе финансовой платформы из реестра операторов финансовых платформ на основании заявления, указанного в пункте 1 части 14 настоящей статьи, может быть принято только при условии отсутствия обязательств перед участниками финансовой платформы по договору об оказании услуг оператора финансовой платформы.
18. Банк России обязан уведомить оператора финансовой платформы о принятии решения, предусмотренного частью 14 настоящей статьи, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия соответствующего решения.
19. Решение Банка России об отказе во включении сведений об операторе финансовой платформы в реестр операторов финансовых платформ и об исключении таких сведений из этого реестра может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня принятия соответствующего решения.
20. Дополнительные требования к порядку включения в реестр операторов финансовых платформ сведений об операторе финансовой платформы, порядку уведомления оператора финансовой платформы о включении или об отказе во включении сведений о таком операторе в соответствующий реестр, дополнительные требования к перечню документов, представляемых для включения сведений об операторе финансовой платформы в реестр операторов финансовых платформ (в том числе требования к форматам и формам этих документов), а также требования к документам, подтверждающим выполнение соискателем требований по защите информации, устанавливаются Банком России.
1. Оператор финансовой платформы обязан обеспечить выполнение требований к обеспечению защиты информации, устанавливаемых Банком России в соответствии со статьей 76.4-1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в том числе при организации взаимодействия оператора финансовой платформы с участниками финансовой платформы, регистратором финансовых транзакций, при проведении идентификации клиента – участника финансовой платформы, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, упрощенной идентификации клиента – получателя финансовых услуг в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и при аутентификации участника финансовой платформы на финансовой платформе, а также требований к операционной надежности при совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы, устанавливаемых Банком России.
(В редакции, введенной Федеральным законом от 11 марта 2024 года № 45-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Оператор финансовой платформы в порядке, установленном Банком России, обязан обеспечить реализацию мероприятий по выявлению операций, направленных на совершение финансовых сделок с использованием финансовой платформы без волеизъявления участников финансовой платформы, и противодействию в совершении таких сделок.
3. В целях обеспечения защиты информации при совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы Банк России осуществляет формирование и ведение базы данных о случаях и попытках осуществления операций, направленных на совершение финансовых сделок с использованием финансовой платформы без волеизъявления участников финансовой платформы.
4. Оператор финансовой платформы обязан направлять в Банк России информацию обо всех случаях и (или) о попытках осуществления операций, направленных на совершение финансовых сделок с использованием финансовой платформы без волеизъявления участников финансовой платформы, по форме и в порядке, которые установлены Банком России.
5. Оператор финансовой платформы, финансовые организации вправе получать от Банка России по форме и в порядке, которые им установлены, информацию, содержащуюся в базе данных о случаях и попытках осуществления операций, направленных на совершение финансовых сделок с использованием финансовой платформы без волеизъявления участников финансовой платформы.
1. Оператор финансовой платформы раскрывает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат этому оператору финансовой платформы, следующую информацию и документы:
1) фирменное наименование оператора финансовой платформы, сведения о государственной регистрации юридического лица, сведения о регистрации оператора финансовой платформы в реестре операторов финансовых платформ;
2) место нахождения оператора финансовой платформы;
3) устав оператора финансовой платформы;
4) правила финансовой платформы, сведения об их регистрации в Банке России;
5) размер вознаграждения оператора финансовой платформы или порядок его определения, порядок уплаты такого вознаграждения;
6) реквизиты специального счета или счетов оператора финансовой платформы (при наличии);
7) перечень лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, передача прав на которые получателям финансовых услуг осуществляется в результате совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы;
(В редакции, введенной Федеральным законом от 11 марта 2024 года № 45-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
8) перечень лиц, привлекаемых оператором финансовой платформы на основании соглашения для обеспечения размещения в соответствии с правилами финансовой платформы информации о финансовых сделках, совершаемых с использованием финансовой платформы;
9) утратил силу с 11 марта 2024 года. – Федеральный закон от 11 марта 2024 года № 45-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
10) сведения о выявленных конфликтах интересов и принятых мерах по минимизации риска их негативных последствий;
11) информация о технических сбоях в функционировании программно-аппаратных средств, необходимых для оказания услуг оператора финансовой платформы, в том числе вследствие обстоятельств непреодолимой силы, которые повлекли за собой прекращение или ограничение работоспособности таких средств, что привело к отсутствию возможности осуществления оператором финансовой платформы своей деятельности в отношении всех участников финансовой платформы, с указанием даты, времени и причин прекращения работоспособности таких средств, а также информация о сроках восстановления функционирования программно-аппаратных средств;
12) фирменные наименования и места нахождения финансовых организаций и эмитентов, являющихся участниками финансовой платформы. Раскрытие указанной информации может осуществляться в том числе с использованием указателей страниц сайтов таких финансовых организаций и таких эмитентов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или сетевых адресов, позволяющих идентифицировать их сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
13) информация о расторжении договора об оказании услуг оператора финансовой платформы между оператором финансовой платформы и финансовой организацией или эмитентом и о последствиях расторжения такого договора;
14) иная информация в случае, если требование о ее раскрытии установлено Банком России.
2. Правила финансовой платформы и вносимые в них изменения (новая редакция правил финансовой платформы) подлежат раскрытию на сайте оператора финансовой платформы после их регистрации в Банке России.
3. Оператор финансовой платформы вправе не раскрывать на своем сайте информацию, указанную в подпунктах 6, 7, 12 и 13 части 1 настоящей статьи, если получателям финансовых услуг обеспечен доступ к данной информации оператором финансовой платформы с использованием личного кабинета на сайте оператора финансовой платформы и (или) в мобильном приложении оператора финансовой платформы. Доступ к данной информации обеспечивается получателям финансовых услуг безвозмездно и в полном объеме. Получателям финансовых услуг не может быть отказано в обеспечении доступа к данной информации.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 11 марта 2024 года № 45-ФЗ.)
1. Информация о финансовых сделках, совершаемых с использованием финансовой платформы, не должна:
1) вводить в заблуждение получателей финансовых услуг;
(В редакции, введенной Федеральным законом от 11 марта 2024 года № 45-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2) содержать не соответствующие действительности сведения, в том числе о наличии у финансовой организации права совершать финансовую сделку при условии, что у указанной организации отсутствуют необходимые лицензии, разрешения, аккредитации или такая организация не включена в соответствующий реестр;
3) содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.
2. Информация о финансовой сделке, совершаемой с использованием финансовой платформы, должна содержать сведения обо всех возможных расходах получателя финансовых услуг в связи с совершением такой финансовой сделки, а также иную информацию в случае, если требования о раскрытии или предоставлении такой информации установлены Банком России.
(В редакции, введенной Федеральным законом от 11 марта 2024 года № 45-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3. Размещение информации о финансовых сделках, совершаемых с использованием финансовой платформы, должно осуществляться с учетом положений законодательства Российской Федерации о рекламе, а также особенностей, установленных законодательством в отношении совершения таких финансовых сделок.
4. При размещении оператором финансовой платформы информации о финансовых сделках посредством сравнения условий финансовых сделок должно быть исключено прямое или косвенное влияние получаемого оператором финансовой платформы вознаграждения или иных конфликтов интересов на перечень сравниваемых финансовых сделок и результаты такого сравнения.
5. Оператор финансовой платформы обязан принимать предусмотренные правилами финансовой платформы меры по выполнению требований настоящей статьи к размещению информации о финансовых сделках, совершаемых с использованием финансовой платформы. Оператор финансовой платформы обязан обеспечивать соответствие условий совершаемой получателем финансовых услуг финансовой сделки информации, предоставленной получателю финансовых услуг оператором финансовой платформы при направлении им оператору финансовой платформы указания о совершении соответствующей финансовой сделки.
(В редакции, введенной Федеральным законом от 11 марта 2024 года № 45-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Банк России ведет реестр операторов финансовых платформ. Порядок ведения реестра операторов финансовых платформ, в том числе состав включаемых в него сведений, устанавливается Банком России.
2. Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем включения сведений об операторе финансовой платформы в реестр операторов финансовых платформ или исключения сведений об операторе финансовой платформы из реестра операторов финансовых платформ либо внесения изменений в сведения, содержащиеся в таком реестре, размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» следующие сведения, содержащиеся в реестре операторов финансовых платформ:
1) полное и сокращенное (при наличии) наименования оператора финансовой платформы;
2) основной государственный регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика оператора финансовой платформы;
3) адрес официального сайта оператора финансовой платформы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
4) адрес электронной почты оператора финансовой платформы;
5) дата включения сведений об операторе финансовой платформы в реестр операторов финансовых платформ;
6) дата исключения сведений об операторе финансовой платформы из реестра операторов финансовых платформ (при наличии).
1. Правила финансовой платформы и вносимые в них изменения подлежат регистрации Банком России. Регистрация правил финансовой платформы при приобретении соискателем статуса оператора финансовой платформы осуществляется в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
2. Для регистрации изменений в правила финансовой платформы оператор финансовой платформы представляет в Банк России правила финансовой платформы в новой редакции.
3. Банк России принимает решение о регистрации изменений в правила финансовой платформы либо об отказе в их регистрации не позднее 30 рабочих дней со дня получения им соответствующих документов.
4. Для регистрации изменений в правила финансовой платформы в Банк России представляются:
1) заявление о регистрации изменений в правила финансовой платформы в виде электронного документа, сформированного с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) правила финансовой платформы в новой редакции;
3) копия решения уполномоченного органа оператора финансовой платформы об утверждении изменений в правила финансовой платформы;
4) документ, содержащий перечень вносимых в правила финансовой платформы изменений с указанием причин их внесения.
5. Банк России направляет оператору финансовой платформы уведомление с указанием перечня недостающих документов (далее – уведомление о предоставлении документов) не позднее пяти рабочих дней со дня представления комплекта документов в случае, если документы, указанные в части 4 настоящей статьи, представлены не в полном объеме при регистрации изменений в правила финансовой платформы. В случае направления Банком России оператору финансовой платформы уведомления о предоставлении документов срок, указанный в части 3 настоящей статьи, исчисляется со дня представления оператором финансовой платформы в Банк России документов в соответствии с уведомлением о предоставлении документов.
6. Основаниями для отказа в регистрации изменений в правила финансовой платформы являются наличие в изменениях в правила финансовой платформы неполной или недостоверной информации, взаимоисключающих положений и несоответствие изменений в правила финансовой платформы, представленных на регистрацию, требованиям настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России.
7. Требования к порядку представления оператором финансовой платформы изменений в правила финансовой платформы на регистрацию в Банк России, порядку регистрации Банком России указанных изменений, требования к форматам и формам документов, представляемых в целях регистрации изменений в правила финансовой платформы, а также требования к порядку уведомления Банком России оператора финансовой платформы о регистрации изменений в правила финансовой платформы либо об отказе в их регистрации устанавливаются Банком России.
1. Банк России:
1) регистрирует правила финансовой платформы, вносимые в такие правила изменения либо отказывает в их регистрации;
2) включает сведения в реестр операторов финансовых платформ либо отказывает в их включении, вносит изменения в реестр операторов финансовых платформ, а также исключает сведения из реестра операторов финансовых платформ;
3) осуществляет в установленном им порядке надзор за соблюдением операторами финансовых платформ и регистраторами финансовых транзакций требований настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с совершением финансовых сделок с использованием финансовых платформ;
4) принимает предусмотренные федеральными законами меры, направленные на предотвращение, выявление и пресечение нарушений федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов.
2. Банк России вправе:
1) проводить плановые проверки оператора финансовой платформы не чаще одного раза в год;
2) проводить внеплановые проверки оператора финансовой платформы в случае обнаружения признаков нарушений, в том числе на основании жалоб (заявлений, обращений) граждан и юридических лиц, сведений, полученных из средств массовой информации;
3) собирать и хранить информацию в связи с осуществлением функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) направлять оператору финансовой платформы обязательные для исполнения предписания и запросы Банка России посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке;
5) в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», подавать заявление о признании оператора финансовой платформы банкротом;
6) устанавливать дополнительные требования к форме, порядку и срокам представления регистратором финансовых транзакций информации в соответствии с частью 3 статьи 7 настоящего Федерального закона, дополнительные требования к содержанию правил финансовой платформы.
3. При осуществлении надзора за операторами финансовых платформ и регистратором финансовых транзакций служащие Банка России в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и на основании решения о проведении проверки, принятого Председателем Банка России, его заместителем, Комитетом финансового надзора Банка России или иными лицами в соответствии с нормативными актами Банка России, имеют право беспрепятственного доступа в помещения операторов финансовых платформ и регистратора финансовых транзакций и, если это необходимо для проведения проверки, в помещения других организаций, привлеченных оператором финансовой платформы для исполнения его обязательств по договору об оказании услуг оператора финансовой платформы, и (или) помещения организаций, в которых находятся программно-аппаратные средства, обеспечивающие фиксацию, обработку и хранение информации, связанной с деятельностью операторов финансовых платформ и регистратора финансовых транзакций, право доступа к документам и информации (в том числе к информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральными законами), которые необходимы для осуществления надзора, а также право доступа к программно-аппаратным средствам, обеспечивающим фиксацию, обработку и хранение указанных документов и информации.
4. Банк России вправе запрашивать в письменной форме у операторов финансовых платформ документы и информацию, которые связаны с деятельностью оператора финансовой платформы, а указанные лица обязаны представить такие документы и информацию. При этом Банк России обязан обеспечить конфиденциальность предоставляемых ему документов и информации, за исключением случаев раскрытия (представления) информации в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. В случае выявления Банком России нарушения требований настоящего Федерального закона, принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, правил финансовой платформы, прав и законных интересов участников финансовой платформы или в случае наличия угрозы правам и законным интересам участников финансовой платформы Банк России в установленном им порядке вправе ограничить проведение оператором финансовой платформы отдельных операций.
6. Оператор финансовой платформы обязан представлять в Банк России годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением о ней, промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за отчетные периоды, определяемые Банком России. Оператор финансовой платформы также обязан представлять в Банк России отчетность и иную предусмотренную настоящим Федеральным законом информацию в составе, форме, сроки, порядке составления и представления, которые установлены Банком России.
1. Оператор финансовой платформы обязан рассмотреть обращение физического лица или юридического лица (далее для целей настоящей статьи – заявитель), связанное с осуществлением оператором финансовой платформы деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
2. Оператор финансовой платформы обязан обеспечить прием обращений, направленных посредством почтовой связи или нарочным на бумажном носителе, по адресу в пределах места нахождения оператора финансовой платформы, адресу места нахождения филиала, представительства оператора финансовой платформы, указанным в едином государственном реестре юридических лиц, а также направленных на адрес электронной почты оператора финансовой платформы. Наличие подписи заявителя в обращении не требуется.
3. Информация об адресах, указанных в части 2 настоящей статьи, должна быть размещена на официальном сайте оператора финансовой платформы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. В случае организации приема обращений дополнительным способом, не предусмотренным частью 2 настоящей статьи, оператор финансовой платформы обязан включить информацию о дополнительном способе приема обращений во внутренние документы и разместить ее на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5. Обращение подлежит обязательной регистрации не позднее рабочего дня, следующего за днем его поступления оператору финансовой платформы. В случае поступления обращения в форме электронного документа оператор финансовой платформы обязан уведомить заявителя о регистрации обращения (далее – уведомление о регистрации) не позднее дня регистрации обращения способом, предусмотренным частью 9 настоящей статьи.
6. В случае, если обращение содержит требование имущественного характера, которое связано с восстановлением оператором финансовой платформы нарушенного права заявителя и подлежит рассмотрению финансовым уполномоченным, направление обращения в соответствии с требованиями настоящей статьи является соблюдением заявителем обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», и обращение подлежит рассмотрению оператором финансовой платформы в порядке и сроки, которые установлены указанным Федеральным законом.
7. Оператор финансовой платформы обязан рассмотреть обращение и по результатам его рассмотрения направить заявителю ответ на обращение в течение 15 рабочих дней со дня регистрации обращения, если иные сроки не предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
8. В случае необходимости запроса дополнительных документов и материалов в целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения оператор финансовой платформы по решению единоличного исполнительного органа, заместителя единоличного исполнительного органа или уполномоченного ими лица вправе продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 10 рабочих дней, если иное не предусмотрено федеральными законами. Оператор финансовой платформы обязан уведомить заявителя о продлении срока рассмотрения обращения с указанием обоснования такого продления, направив заявителю соответствующее уведомление (далее – уведомление о продлении срока).
9. Ответ на обращение, а также уведомление о регистрации, уведомление о продлении срока направляются заявителю в зависимости от способа поступления обращения в письменной форме по указанным в обращении адресу электронной почты или почтовому адресу либо способом, предусмотренным условиями договора, заключенного между оператором финансовой платформы и заявителем. В случае, если заявитель при направлении обращения указал способ направления ответа на обращение в форме электронного документа или на бумажном носителе, ответ на обращение должен быть направлен способом, указанным в обращении.
10. Ответ на обращение должен содержать информацию о результатах объективного и всестороннего рассмотрения обращения, быть обоснованным и включать ссылки на имеющие отношение к рассматриваемому в обращении вопросу требования законодательства Российской Федерации, документы и (или) сведения, связанные с рассмотрением обращения, а также на фактические обстоятельства рассматриваемого в обращении вопроса.
11. Ответ на обращение по существу не дается оператором финансовой платформы в следующих случаях:
1) в обращении не указан адрес, по которому должен быть направлен ответ;
2) в обращении не указана фамилия (наименование) заявителя;
3) в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы имуществу оператора финансовой платформы, угрозы жизни, здоровью и имуществу работника оператора финансовой платформы, а также членов его семьи;
4) текст обращения не поддается прочтению;
5) текст обращения не позволяет определить его суть.
12. Если в случаях, предусмотренных пунктами 2 – 5 части 11 настоящей статьи, оператор финансовой платформы принимает решение не рассматривать обращение по существу, он должен направить заявителю уведомление об этом решении в течение пяти рабочих дней со дня регистрации обращения способом, указанным в части 9 настоящей статьи, с указанием причин невозможности рассмотрения обращения по существу.
13. В случае, если в обращении содержится вопрос, на который заявителю неоднократно давались ответы по существу в связи с ранее направляемыми им обращениями, и при этом не приводятся новые доводы или обстоятельства, оператор финансовой платформы вправе самостоятельно принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. Об этом решении заявитель уведомляется в порядке, предусмотренном частью 12 настоящей статьи.
14. Оператор финансовой платформы обязан хранить обращения заявителей, а также копии ответов на обращения и копии уведомлений, предусмотренных настоящей статьей, в течение трех лет со дня регистрации таких обращений.
15. В случае поступления оператору финансовой платформы из Банка России обращения, предусмотренного статьей 79.3 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», оператор финансовой платформы обязан рассмотреть его в соответствии с требованиями настоящей статьи, а также направить в Банк России копию ответа на обращение и копии уведомлений (при наличии), предусмотренных настоящей статьей, в день их направления заявителю.
16. Оператор финансовой платформы и его должностные лица не вправе использовать иначе, чем в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и разглашать в какой-либо форме полученные при рассмотрении обращения персональные данные заявителя, а также информацию, составляющую коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну страхования и иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена Федеральным законом от 8 августа 2023 года № 442-ФЗ.)