Принят Государственной Думой
23 декабря 2005 года
Одобрен Советом Федерации
27 декабря 2005 года
1. Юридическое лицо подлежит включению в реестр в случае соответствия следующим требованиям:
1) юридическое лицо создано в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) государственная регистрация юридического лица осуществлена в Калининградской области;
3) производство товаров осуществляется юридическим лицом исключительно на территории Калининградской области;
4) инвестиции осуществляются юридическим лицом на территории Калининградской области;
5) инвестиционный проект, представленный юридическим лицом, отвечает установленным настоящим Федеральным законом требованиям.
2. Резидентами не могут быть юридические лица, применяющие специальные налоговые режимы, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
3. Резидентами не могут быть финансовые организации, в том числе кредитные и страховые организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг.
4. Юридическое лицо представляет в письменной форме в Администрацию заявление о включении юридического лица в реестр (далее в частях 5 -9 настоящей статьи – заявитель) с приложением следующих документов:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 33-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1) засвидетельствованная в установленном порядке копия учредительных документов юридического лица;
2) копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;
3) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
4) инвестиционная декларация.
(Часть в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 года № 169-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Положения части 4 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 года № 169-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг – см. пункт 5 статьи 74 Федерального закона от 1 июля 2011 года № 169-ФЗ.
Положения части 4 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 23 апреля 2012 года № 33-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, – см. статью 2 Федерального закона от 23 апреля 2012 года № 33-ФЗ.
4.1. В случае, если документы, указанные в пунктах 2 и 3 части 4 настоящей статьи, не представлены юридическим лицом, по межведомственному запросу Администрации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, а федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки юридического лица на учет в налоговом органе (часть дополнительно включена Федеральным законом от 1 июля 2011 года № 169-ФЗ).
5. Администрация устанавливает соответствие документов, приложенных к заявлению о включении заявителя в реестр, перечню документов, указанных в части 4 настоящей статьи, в срок не более чем три рабочих дня со дня их представления в Администрацию и направляет в письменной форме заявителю одно из следующих решений:
1) о принятии указанного заявления к рассмотрению;
2) об отказе в принятии указанного заявления к рассмотрению в случае непредставления документов, указанных в пунктах 1 и (или) 4 части 4 настоящей статьи.
(Часть в редакции, введенной в действие с 5 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 33-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
5.1. В срок не более чем тридцать дней со дня направления заявителю решения о принятии указанного в части 5 настоящей статьи заявления к рассмотрению Администрация принимает решение о включении заявителя в реестр или об отказе во включении заявителя в реестр с указанием причин отказа и в день принятия этого решения направляет в письменной форме заявителю соответствующее уведомление.
(Часть дополнительно включена с 5 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 33-ФЗ)
6. Решение об отказе во включении заявителя в реестр принимается Администрацией только в случае несоблюдения условий включения в реестр, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
7. Решение о включении заявителя в реестр оформляется путем выдачи заявителю свидетельства о его включении в реестр.
8. Заявитель вправе осуществлять деятельность с применением специального правового режима Особой экономической зоны со дня принятия решения о включении заявителя в реестр.
9. Решение об отказе во включении заявителя в реестр может быть обжаловано заявителем в арбитражный суд.
10. К инвестиционным проектам, реализуемым резидентами, предъявляются следующие требования:
1) реализация инвестиционных проектов на территории Калининградской области;
2) инвестиционный проект не может быть направлен на следующие цели:
а) добыча полезных ископаемых, оказание услуг в этой области;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 393-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
б) производство этилового спирта, алкогольной продукции, производство табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов) в соответствии со списком, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
в) оптовая и розничная торговля;
г) ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
д) финансовая деятельность;
е) производство и распределение электрической энергии;
(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 393-ФЗ)
ж) передача имущества в аренду, за исключением передачи имущества в аренду для осуществления и обеспечения производства продукции обрабатывающих производств;
(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 393-ФЗ)
3) осуществление инвестиций в форме капитальных вложений. Капитальными вложениями, учитываемыми при определении стоимости инвестиционного проекта, являются инвестиции в основной капитал (основные средства), а именно затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных фондов, реконструкцию зданий, приобретение транспортных средств, машин, оборудования, инструментов, инвентаря. Не учитываются в качестве капитальных вложений при определении стоимости инвестиционного проекта стоимость имущества, переданного в уставный капитал резидента, затраты на приобретение у резидентов или других лиц имущества, которое находилось в собственности резидентов и в отношении которого ранее применялась налоговая ставка налога на имущество организаций в размерах, установленных пунктами 3 и 4 статьи 385.1 Налогового кодекса Российской Федерации, затраты на приобретение легковых автомобилей, спортивных, туристских и прогулочных судов (за исключением затрат на приобретение спортивных, туристских и прогулочных судов резидентом, реализующим инвестиционный проект в области туристско-рекреационной деятельности), затраты на приобретение земельных участков, зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства, а также затраты на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 393-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
4) объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять в сумме не менее чем сто пятьдесят миллионов рублей. В случае реализации инвестиционного проекта в области туристско-рекреационной деятельности, по созданию обрабатывающего производства, а также в области рыболовства, рыбоводства, сельского хозяйства объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять в сумме не менее чем пятьдесят миллионов рублей. В случае реализации инвестиционного проекта в области здравоохранения объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять в сумме не менее чем десять миллионов рублей. В случае реализации инвестиционного проекта в области разработки компьютерных технологий и создания программного обеспечения, оказания консультационных услуг в указанной области и других сопутствующих услуг, в области информационных технологий, научных исследований и разработок объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять в сумме не менее чем один миллион рублей;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 марта 2016 года Федеральным законом от 11 марта 2016 года № 70-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 393-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
5) объемы капитальных вложений, указанных в пункте 4 настоящей части, должны быть осуществлены в срок, не превышающий трех лет со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 марта 2016 года Федеральным законом от 11 марта 2016 года № 70-ФЗ. – См. предыдущую реакцию)
6) при определении объема капитальных вложений, указанного в настоящей статье, не учитываются безвозмездная передача и возмездная передача, включая передачу через третьих лиц, машин, оборудования и транспортных средств лицами, государственная регистрация которых на день вступления в силу настоящего Федерального закона осуществлена в Калининградской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также возмездная передача имущества, в том числе по договору лизинга, с оплатой (предоставлением рассрочки платежа) в срок, превышающий три года со дня включения резидента в реестр.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 393-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
10.1. В целях настоящей статьи реализацией инвестиционного проекта на территории Калининградской области также признается деятельность резидента, зарегистрированного до 31 декабря 2013 года, в соответствии с его инвестиционной декларацией, содержащей сведения о видах услуг по перевозкам товаров, пассажиров и багажа или услуг, непосредственно связанных с этими перевозками, если указанные перевозки осуществляются:
1) по территории Калининградской области;
2) между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств;
3) между территорией Калининградской области и остальной частью территории Российской Федерации;
4) между двумя пунктами, расположенными на остальной части территории Российской Федерации, между пунктом на территории Российской Федерации и пунктом на территории иностранного государства, между двумя пунктами, расположенными на территории иностранного государства, территориях иностранных государств. Указанные перевозки осуществляются после завершения перевозки между территорией Калининградской области и территорией иностранного государства или остальной частью территории Российской Федерации при следовании транспортного средства под погрузку товаров для последующего их ввоза в Калининградскую область либо при следовании порожнего транспортного средства в Калининградскую область.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ)
...........................................................
Положения части 10.1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ) распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, и применяются резидентами, которые были включены в единый реестр резидентов Особой экономической зоны, – см. пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ.
...........................................................
10.2. Для целей настоящей статьи под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.
(Часть дополнительно включена с 11 марта 2016 года Федеральным законом от 11 марта 2016 года № 70-ФЗ)
11. Инвестиционная декларация должна содержать следующие сведения:
1) цель инвестиционного проекта (виды товаров, услуг, производство или оказание которых планируется осуществить в соответствии с инвестиционным проектом);
2) общий объем финансирования инвестиционного проекта;
3) график осуществления ежегодного объема инвестиций в первые три года реализации инвестиционного проекта.
12. Внесение в инвестиционную декларацию изменений, касающихся условий реализации инвестиционного проекта, осуществляется Администрацией на основании заявления в письменной форме резидента с обоснованием необходимости внесения таких изменений в порядке, предусмотренном частями 4 -8 настоящей статьи. Решение о внесении изменений в инвестиционную декларацию оформляется в двух экземплярах, один из которых выдается резиденту.
13. Основаниями для отказа во внесении изменений в инвестиционную декларацию являются:
1) несоответствие вносимых изменений требованиям настоящего Федерального закона;
2) изменение цели инвестиционного проекта;
3) снижение общего объема финансирования инвестиционного проекта в первые три года его реализации до уровня меньшего, чем объемы соответствующих капитальных вложений, указанных в пункте 4 части 10 настоящей статьи;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 марта 2016 года Федеральным законом от 11 марта 2016 года № 70-ФЗ. – См. предыдущую реакцию)
4) изменение графика ежегодного объема инвестиций, исключающее возможность реализации инвестиционного проекта с соблюдением требований настоящего Федерального закона.
Резидент подлежит исключению из реестра:
1) на основании поданного в письменной форме заявления об исключении из реестра со дня, следующего за днем получения Администрацией такого заявления;
2) на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда об исключении резидента из реестра;
3) в случае внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, – со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункт в редакции, введенной в действие с 30 июня 2007 года Федеральным законом от 17 мая 2007 года № 84-ФЗ, – См. предыдущую редакцию.);
4) в случае прекращения деятельности юридического лица – резидента в результате его реорганизации со дня, следующего за днем завершения реорганизации;
5) в случае государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица – резидента за пределами территории Калининградской области – со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 393-ФЗ.)
1. В случае, если вступают в силу новые федеральные законы, приводящие к изменению налоговых ставок по федеральным налогам (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации), тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, либо если в федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации вносятся изменения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на резидента (включая установление обязательных платежей или увеличение их размеров) или устанавливают режим запретов и ограничений в отношении осуществляемых резидентом инвестиций по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования инвестиционного проекта, такие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения, внесенные в федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в течение срока реализации инвестиционного проекта в отношении резидента при условии выполнения им требований настоящего Федерального закона.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 569-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Положения части 1 настоящей статьи не распространяются на федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, принимаемые в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, здоровья граждан, их прав и законных интересов, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также регулирования отношений в области установления, исчисления, взимания и уплаты таможенных сборов в связи с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации.
3. В случае, если вступают в силу и применяются новые федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, акты, составляющие право Евразийского экономического союза, которые приводят к изменению условий реализации инвестиционного проекта резидентом и (или) осуществления предпринимательской деятельности юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые по состоянию на 1 апреля 2006 года осуществляли деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 года № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», в том числе в связи с установлением запретов или ограничений в отношении помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны с приобретением товарами, изготовленными (полученными) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, статуса товаров Евразийского экономического союза, суммы затрат на уплату таможенных пошлин, налогов, обязанность по уплате которых возникла в связи с изменением правового регулирования, компенсируются за счет средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 393-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Положения части 3 настоящей статьи (в редакции настоящего Федерального закона от 23 июля 2013 года № 230-ФЗ) действуют до 1 апреля 2016 года, за исключением положений, относящихся к резидентам, в отношении которых гарантии неухудшения условий реализации инвестиционного проекта действуют до окончания срока функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, – пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 23 июля 2013 года № 230-ФЗ).
4. Порядок и условия предоставления компенсаций суммы затрат на уплату таможенных пошлин, налогов за счет средств федерального бюджета устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Методика расчета величины совокупной налоговой нагрузки на день начала финансирования инвестиционного проекта, методика расчета размеров подлежащих компенсации сумм таможенных пошлин, налогов, порядок установления (фиксации) факта увеличения этих величин или возникновения обязанности по уплате сумм таможенных пошлин, налогов определяются Правительством Российской Федерации по представлению высшего исполнительного органа государственной власти Калининградской области.
6. Расчет величины совокупной налоговой нагрузки осуществляется в соответствии с методикой такого расчета и представляется в Администрацию.
7. Методика установления (фиксации) факта введения запретов или ограничений в отношении осуществления видов деятельности либо совершения операций в Особой экономической зоне определяется высшим исполнительным органом государственной власти Калининградской области.
8. Земельный участок, необходимый для реализации инвестиционного проекта, предоставляется резиденту в аренду или в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим земельные правоотношения. Размер арендной платы, определенный в день заключения договора аренды на срок реализации инвестиционного проекта, не может изменяться в течение всего срока действия договора аренды.
9. Государственная поддержка юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области в целях создания и содержания рабочих мест, импортозамещения и локализации сборочного производства, а также улучшения экономических и социальных условий проживания в Калининградской области, действующая с 1 апреля 2016 года, осуществляется в соответствии с порядком и условиями, которые установлены Правительством Российской Федерации, и действует до 1 января 2031 года.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 393-ФЗ.)
(Статья в редакции, введенной в действие с 24 июля 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 230-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. После выполнения условий инвестиционной декларации, но не позднее чем через два месяца со дня истечения первых трех лет со дня включения юридического лица в реестр администрация совместно с налоговым органом по месту постановки резидента на налоговый учет проводит проверку соответствия деятельности резидента требованиям настоящего Федерального закона (далее – проверка) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Налоговые органы по месту постановки резидентов на налоговый учет вправе осуществлять проверки в отношении этих резидентов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
3. При установлении в ходе проверки факта занижения объема капитальных вложений по сравнению с их объемом, предусмотренным статьей 4 настоящего Федерального закона, администрация вправе потребовать в судебном порядке исключения резидента из реестра.
4. В случае, если в результате проверки не выявлен факт занижения объема капитальных вложений, предусмотренного статьей 4 настоящего Федерального закона, администрация обязана выдать резиденту свидетельство о выполнении условий инвестиционной декларации в срок не позднее чем через десять дней со дня окончания проверки, но не позднее чем через три года и три месяца со дня включения юридического лица в реестр. Форма свидетельства о выполнении резидентом условий инвестиционной декларации устанавливается администрацией.
5. Отказ в предоставлении резиденту свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации или непредоставление такого свидетельства в срок, предусмотренный настоящей статьей, могут быть обжалованы резидентом в арбитражный суд.
6. Помимо проверок, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, ежегодно со дня включения юридического лица в реестр и до дня принятия решения о выдаче свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации администрация обязана проводить с составлением соответствующего отчета проверки деятельности резидентов в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон, в целях выявления соответствия такой деятельности условиям реализации инвестиционного проекта, содержащимся в инвестиционной декларации. В случае несоответствия деятельности резидента требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, а также в случае установления нарушения резидентом условий инвестиционной декларации в части объема и сроков инвестирования администрация обязана потребовать исключения такого резидента из реестра в судебном порядке.
(Часть дополнена с 8 декабря 2007 года Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 240-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 33-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
7. В случае исключения резидента из реестра до получения им свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации указанный резидент обязан уплатить налоги, не уплаченные им в связи с использованием особого порядка уплаты налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.