Принят Государственной Думой
12 марта 1999 года
Одобрен Советом Федерации
17 марта 1999 года
Действие положений настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу Федерального закона от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров энергоснабжения, договоров горячего водоснабжения, договоров холодного водоснабжения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров водоотведения, договоров теплоснабжения, договоров теплоснабжения и поставки горячей воды, договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, договоров поставки газа, договоров оказания услуг по транспортировке газа, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, договоров, на основании которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, – см. пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ.
Основами создания и развития единого рынка газа на территории Российской Федерации являются:
формирование круга потребителей газа на основе широкого внедрения газа как энергетического и топливного ресурса в производство и быт на территориях субъектов Российской Федерации развитие газификации;
создание экономически взаимовыгодных отношений потребителей и поставщиков газа;
создание условий надежного обеспечения газом потребителей различных категорий;
проведение государственной политики ценообразования, направленной на развитие единого рынка газа.
Развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятых в установленном порядке межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. Порядок разработки, утверждения и реализации указанных программ и схем устанавливается Правительством Российской Федерации. Финансирование программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 270-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 16 января 2019 года Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 210-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)
Для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями. В этом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за целевым использованием финансовых средств, полученных в результате введения указанных надбавок.)
Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют его покупатели для государственных или муниципальных нужд, коммунально-бытовых и социальных нужд граждан, а также его покупатели, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки газа (часть дополнена с 8 февраля 2006 года Федеральным законом от 2 февраля 2006 года № 19-ФЗ – см. предыдущую редакцию).
Для организаций, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации вводит порядок обязательного заключения государственных контрактов на поставки газа в соответствии с порядком поставок продукции для федеральных государственных нужд, установленным законодательством Российской Федерации.
При заключении государственного или муниципального контракта на поставки газа для государственных или муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа, согласованный государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть дополнительно включена с 8 февраля 2006 года Федеральным законом от 2 февраля 2006 года № 19-ФЗ).
Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления ежегодно предусматриваются в соответствующих бюджетах средства на финансирование поставок газа, объем потребления которого согласован (часть дополнительно включена с 8 февраля 2006 года Федеральным законом от 2 февраля 2006 года № 19-ФЗ).
В случае отсутствия у обратившегося за заключением договора поставки газа лица принадлежащего ему на праве собственности или ином законном основании газоиспользующего оборудования такое лицо не вправе требовать от поставщика газа заключение договора поставки газа.
(Часть дополнительно включена с 5 декабря 2015 года Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ.)
Поставки газа потребителям осуществляются только при соответствии качества поставляемого газа государственным стандартам и при наличии сертификатов соответствия.