Принят Государственной Думой
19 июля 1996 года
Одобрен Советом Федерации
7 августа 1996 года
1. К компетенции Федерального Собрания Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования относятся:
1) разработка законопроектов, принятие федеральных законов в области высшего и послевузовского профессионального образования и внесение изменений в соответствующие законы и дополнений к ним;
2) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
3) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
4) установление уровней высшего и послевузовского профессионального образования;
5) ратификация международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. К компетенции Правительства Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования относятся:
1) участие в разработке и реализация государственной политики в указанной области;
2) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
3) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
4) разработка законопроектов и принятие в соответствии с ними нормативных правовых актов, определяющих функционирование системы высшего и послевузовского профессионального образования;
5) установление порядка лицензирования деятельности высших учебных заведений, их аттестации и государственной аккредитации;
6) создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункт дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
7) заключение и реализация межправительственных договоров, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования;
8) определение порядка разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
9) определение порядка установления перечня направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования.
3. К компетенции федерального государственного органа управления образованием относятся (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию):
1) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию;
2) утверждение федеральных компонентов соответствующих государственных образовательных стандартов, утверждение положений об итоговой государственной аттестации студентов и об экстернате в высших учебных заведениях (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
3) разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, организация издания учебной литературы и производства учебно-наглядных пособий;
4) осуществление полномочий учредителя подведомственных государственных высших учебных заведений (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
5) содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в области высшего и послевузовского профессионального образования;
6) лицензирование деятельности высших учебных заведений независимо от их организационно-правовых форм и государственных образовательных учреждений соответствующего дополнительного образования, а также их государственная аккредитация;
7) установление формы документов государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании, осуществление признания и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях;
8) определение порядка признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях, выдача свидетельств об установлении эквивалентности указанных документов;
9) участие в изучении потребности рынка труда в специалистах; разработка прогнозов подготовки специалистов; разработка предложений по объемам бюджетного финансирования высших учебных заведений, учреждений, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, а также их научных учреждений (организаций) и структурных подразделений; разработка предложений по объемам капитального строительства указанных учреждений и организаций (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
10) участие в работе федеральных органов исполнительной власти по определению объема бюджетного финансирования, направляемого на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников, научно-педагогических работников, в том числе научных работников, развитие науки, а также участие в разработке федеральных нормативов финансирования соответствующих образовательных учреждений (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
11) координация деятельности высших учебных заведений, отраслевых систем высшего и послевузовского профессионального образования по определению объемов и структуры подготовки специалистов, организация межотраслевой и межрегиональной кооперации в этой области (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
12) установление общего приема и структуры приема на обучение в высшие учебные заведения и учреждения системы высшего профессионального образования студентов, аспирантов и докторантов;
13) открытие аспирантуры и докторантуры государственных и муниципальных высших учебных заведений, научных учреждений (организаций) независимо от их ведомственной принадлежности, за исключением учреждений, действующих в системе Российской академии наук и отраслевых академий наук и имеющих государственный статус, утверждение положений о подготовке научно-педагогических работников, в том числе научных работников (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
14) установление порядка приема граждан в высшие учебные заведения и порядка перевода обучающихся из одного высшего учебного заведения в другое (подпункт дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
15) прогнозирование развития сети учреждений системы высшего профессионального образования, согласование создания новых федеральных государственных учреждений системы высшего профессионального и соответствующего дополнительного образования (пункт дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию);
16) организация участия высших учебных заведений и научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, в федеральных научно-технических программах, разработка и утверждение межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, осуществление ресурсного обеспечения указанных программ и контроля за ходом их реализации (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
17) разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными организациями мер по социальной поддержке студентов, аспирантов, докторантов, слушателей и работников системы высшего и послевузовского профессионального образования по улучшению условий их обучения, труда (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
18) финансирование деятельности подведомственных ему высших учебных заведений, учреждений в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
19) согласование нормативных документов в области высшего и послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, и в случае необходимости приостановление действия указанных нормативных документов;
20) осуществление по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, полномочий по распоряжению государственным имуществом в системе высшего и послевузовского профессионального образования;
21) утверждение положения о порядке замещения должностей научно-педагогического персонала;
22) разработка и утверждение типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, порядок организации указанных филиалов;
23) издание в пределах своей компетенции нормативных актов;
24) заключение международных договоров межведомственного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. К компетенции государственной аттестационной службы относятся:
1) контроль за соблюдением государственных образовательных стандартов во всех имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм;
2) научно-методическое обеспечение итоговой аттестации и контроль качества подготовки выпускников по завершении каждых уровня и ступени высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования;
3) рассмотрение представлений и принятие решений о направлении высшему учебному заведению рекламаций на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта;
4) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию.
5. Разграничение компетенции между федеральным органом управления образованием и иными федеральными органами исполнительной власти устанавливается положениями о соответствующих органах, утвержденными Правительством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия учредителя высшего учебного заведения после его создания (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Статья утратила силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.
1. Государственный контроль за качеством высшего и послевузовского профессионального образования направлен на обеспечение единой государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования, повышение качества подготовки специалистов, рациональное использование бюджетных средств, выделяемых на финансирование системы высшего и послевузовского профессионального образования (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Государственный контроль за качеством высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Законом Российской Федерации «Об образовании», настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в этой области (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
2. Контроль за соблюдением высшим учебным заведением условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, обеспечивается федеральным государственным органом управления образованием с участием органа управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено высшее учебное заведение. В случае нарушения этих условий лицензия подлежит изъятию.
Решение об изъятии лицензии принимается федеральным государственным органом управления образованием. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 июля 2000 года Федеральным законом от 10 июля 2000 года № 92-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию.)
3. Имеющее государственную аккредитацию высшее учебное заведение независимо от его организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности не реже чем один раз в пять лет проходит аттестацию, проводимую государственной аттестационной службой.