Принят
Государственной Думой
27 сентября 2002 года
Одобрен
Советом Федерации
16 октября 2002 года
1. При рассмотрении дела о банкротстве негосударственного пенсионного фонда предусмотренные настоящим Федеральным законом наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение не применяются.
2. В случае возбуждения производства по делу о банкротстве негосударственного пенсионного фонда по заявлению должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа контрольный орган вправе назначить временную Администрацию негосударственного пенсионного фонда.
3. В случае, если на дату принятия к производству арбитражным судом заявления должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом контрольным органом назначена временная Администрация негосударственного пенсионного фонда либо временная Администрация негосударственного пенсионного фонда назначена контрольным органом в ходе рассмотрения дела о банкротстве, арбитражный суд приостанавливает производство по делу о банкротстве до прекращения деятельности временной Администрации негосударственного пенсионного фонда по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 183.14 настоящего Федерального закона.
4. Лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве негосударственного пенсионного фонда, до даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства или до даты прекращения дела о банкротстве наряду с лицами, указанными в статье 183.18 настоящего Федерального закона, является Агентство.
5. Копии определения арбитражного суда о принятии заявления о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом направляются арбитражным судом не позднее рабочего дня, следующего после дня его вынесения, заявителю, в негосударственный пенсионный фонд, контрольный орган, Агентство, а в случае принятия заявления о признании банкротом негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, также в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ.)
1. Полномочия конкурсного управляющего в деле о банкротстве негосударственного пенсионного фонда в силу закона осуществляет Агентство.
2. В решении арбитражного суда о признании банкротом негосударственного пенсионного фонда и об открытии в отношении его конкурсного производства указываются наименование Агентства и его адрес для направления корреспонденции.
3. Агентству за осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий конкурсного управляющего вознаграждение не выплачивается.
4. Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего через назначенного им из числа своих работников представителя (представителей), действующего на основании доверенности.
5. Представитель Агентства при исполнении им обязанностей представителя конкурсного управляющего может быть отстранен арбитражным судом от исполнения указанных обязанностей в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение представителем Агентства обязанностей представителя конкурсного управляющего при условии, что неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы либо повлекло за собой убытки для негосударственного пенсионного фонда или его кредиторов.
Определение арбитражного суда об отстранении представителя Агентства от осуществления обязанностей представителя конкурсного управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
6. Конкурсный управляющий вправе авансировать затраты, связанные с осуществлением возложенных на него полномочий, в том числе затраты на оплату услуг лиц, привлечение которых для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, из собственных средств с последующим возмещением этих затрат за счет конкурсной массы в составе требований кредиторов по текущим платежам в соответствии с очередностью, установленной для соответствующего вида затрат, отнесенных к текущим платежам.
7. Смета текущих расходов, осуществляемых в период конкурсного производства до утверждения сметы текущих расходов собранием кредиторов, а в случае, если им образован комитет кредиторов, комитетом кредиторов по представлению конкурсного управляющего или арбитражным судом, утверждается Агентством в порядке, установленном им по согласованию с контрольным органом, а предельный размер текущих расходов контрольным органом.
8. Контрольный орган вправе проводить проверки деятельности конкурсного управляющего в случаях и порядке, которые устанавливаются контрольным органом.
9. Конкурсный управляющий осуществляет ведение реестра обязательств негосударственного пенсионного фонда перед участниками, правопреемниками участников в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений».
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья дополнительно включена с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ.)
1. Для целей настоящего параграфа обязательства по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательства по формированию долгосрочных сбережений предусматривают выплату выкупных сумм, рассчитанных в соответствии с абзацами пятым – восьмым пункта 2 статьи 186.5 настоящего Федерального закона, или их перевод в другие фонды по выбору кредиторов.
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Пункт утратил силу с 1 января 2014 года – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
3. Конкурсный управляющий определяет и отдельно учитывает в реестре заявленных требований кредиторов:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Положения абзаца первого пункта 3 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ) применяются также в делах о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ, – см. часть 10 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ.
1) обязательства по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (далее - пенсионный договор), договорам долгосрочных сбережений;
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2) состав кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов, а также сумму кредиторской задолженности.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3.1. Форма реестра требований кредиторов негосударственного пенсионного фонда устанавливается нормативным актом контрольного органа по согласованию с Агентством.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
4. Пункт утратил силу с 1 января 2023 года – Федеральный закон от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
5. С даты принятия арбитражным судом решения о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются договоры негосударственного пенсионного обеспечения и договоры долгосрочных сбережений.
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Последствия прекращения указанных договоров определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
6. В течение трех месяцев с даты принятия арбитражным судом решения о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства конкурсный управляющий:
1) уведомляет в письменной форме вкладчиков и участников такого фонда о принятии арбитражным судом решения о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства не позднее тридцати дней с даты принятия арбитражным судом указанного решения;
2) определяет обязательства по пенсионным договорам и договорам долгосрочных сбережений по сведениям, имеющимся в негосударственном пенсионном фонде;
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3) определяет состав кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов, а также сумму кредиторской задолженности. Размер требований кредиторов по выплате назначенных негосударственных пенсий, осуществлению назначенных периодических выплат и единовременных выплат по договорам долгосрочных сбережений, в том числе предъявленных к негосударственному пенсионному фонду, устанавливается по результатам актуарного оценивания деятельности негосударственного пенсионного фонда, проводимого в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений»;
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
4) определяет рыночную стоимость активов, составляющих пенсионные резервы, обращающихся на организованных торгах, привлекает оценщика для определения рыночной стоимости иных активов, составляющих пенсионные резервы, а также иных активов, составляющих собственное имущество указанного фонда, в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона.
(Пункт 6 в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
6.1. Требования Агентства, приобретенные в результате выплаты или перевода в другой негосударственный пенсионный фонд гарантийного возмещения в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений», включаются в реестр требований кредиторов независимо от даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов.
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
6.2. Требования вкладчиков, а также участников, правопреемников участников негосударственного пенсионного фонда, имеющих в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений» право на получение гарантийного возмещения, включаются в реестр требований кредиторов в размере выкупных сумм, рассчитанных в соответствии с абзацами пятым – восьмым пункта 2 статьи 186.5 настоящего Федерального закона.
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
7. В течение девяти месяцев с даты принятия арбитражным судом решения о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет мероприятия, обеспечивающие выплату или перевод в другие фонды выкупных сумм, рассчитанных в соответствии с абзацами пятым – восьмым пункта 2 статьи 186.5 настоящего Федерального закона.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Пункт утратил силу с 1 января 2014 года – Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
2. Средства пенсионных резервов не включаются в конкурсную массу и используются только на цели, предусмотренные пунктом 7 статьи 186.4 настоящего Федерального закона, за исключением случая, установленного пунктом 3 статьи 186.7 настоящего Федерального закона.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Выкупные суммы подлежат выплате вкладчикам, участникам, правопреемникам участников негосударственного пенсионного фонда в соответствии с пенсионным договором или договором долгосрочных сбережений с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Выкупные суммы могут быть переданы в качестве пенсионных взносов или сберегательных взносов в другие негосударственные пенсионные фонды, которые указаны вкладчиками, участниками, правопреемниками участников негосударственного пенсионного фонда и с которыми ими заключены договоры негосударственного пенсионного обеспечения или договоры долгосрочных сбережений.
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Абзац утратил силу с 1 января 2023 года.
Размер выкупной суммы для осуществления выплаты вкладчику, который в соответствии с условиями пенсионного договора или договора долгосрочных сбережений имел право обратиться за получением предусмотренной абзацем четвертым пункта 2 статьи 13 и пунктом 1 статьи 36.41 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» выкупной суммы по состоянию на дату наступления гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений», рассчитывается на указанную дату как положительная разница между размером выкупной суммы, определенной в соответствии с пенсионными правилами негосударственного пенсионного фонда и пенсионным договором либо правилами формирования долгосрочных сбережений негосударственного пенсионного фонда и договором долгосрочных сбережений и указанной в реестре обязательств негосударственного пенсионного фонда перед участниками, правопреемниками участников, формируемом в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений», и размером гарантийного возмещения, подлежащего выплате или переводу в другой негосударственный пенсионный фонд в отношении участника (участников) этого пенсионного договора или договора долгосрочных сбережений в соответствии со статьей 11 и частью 7 статьи 12 Федерального закона «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений» и уменьшенного на сумму единовременных взносов, дополнительных стимулирующих взносов и результата их размещения, отраженных на счетах долгосрочных сбережений участника (участников) договора долгосрочных сбережений по состоянию на дату наступления гарантийного случая.
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Размер выкупной суммы для осуществления выплаты участнику, не являющемуся вкладчиком в свою пользу, который в соответствии с условиями пенсионного договора или договора долгосрочных сбережений имел право обратиться за получением предусмотренной абзацем пятым пункта 3 статьи 13 и пунктом 1 статьи 36.41 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» выкупной суммы по состоянию на дату наступления гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений» и которому на дату наступления такого гарантийного случая не были назначены негосударственная пенсия, периодические выплаты или единовременная выплата по договору долгосрочных сбережений, рассчитывается на указанную дату как положительная разница между размером выкупной суммы, определенной в соответствии с пенсионными правилами негосударственного пенсионного фонда и пенсионным договором либо правилами формирования долгосрочных сбережений негосударственного пенсионного фонда и договором долгосрочных сбережений и указанной в реестре обязательств негосударственного пенсионного фонда перед участниками, правопреемниками участников, формируемом в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений», и размером гарантийного возмещения, подлежащего выплате или переводу в другой негосударственный пенсионный фонд в отношении такого участника по тому же пенсионному договору или договору долгосрочных сбережений в соответствии со статьей 11 и частью 7 статьи 12 Федерального закона «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений» и уменьшенного на сумму единовременного взноса, дополнительных стимулирующих взносов и результата их размещения, отраженных на счете долгосрочных сбережений участника по состоянию на дату наступления гарантийного случая.
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Размер выкупной суммы для осуществления выплаты участнику, которому на дату наступления гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений» были назначены негосударственная пенсия по пенсионному договору или периодические выплаты по договору долгосрочных сбережений, рассчитывается как положительная разница между общей величиной обязательств по выплате назначенной негосударственной пенсии такому участнику по указанному пенсионному договору или обязательств по осуществлению периодических выплат по договору долгосрочных сбережений, установленной по результатам актуарного оценивания деятельности негосударственного пенсионного фонда, проводимого в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений», и размером гарантийного возмещения, подлежащего переводу в другой негосударственный пенсионный фонд в отношении такого участника по тому же пенсионному договору или договору долгосрочных сбережений в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений».
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Размер выкупной суммы для осуществления выплаты участнику, правопреемнику участника негосударственного пенсионного фонда, которым на дату наступления гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений» была установлена, но не выплачена выкупная сумма в соответствии с условиями пенсионного договора или договора долгосрочных сбережений либо единовременная выплата по договору долгосрочных сбережений, рассчитывается как положительная разница между этой невыплаченной выкупной суммой или единовременной выплатой по договору долгосрочных сбережений, указанной в реестре обязательств негосударственного пенсионного фонда перед участниками, правопреемниками участников, формируемом в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений», и размером гарантийного возмещения, подлежащего выплате или переводу в другой негосударственный пенсионный фонд в отношении таких участника, правопреемника участника негосударственного пенсионного фонда по тому же пенсионному договору или договору долгосрочных сбережений в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений».
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Абзац пятый части второй предыдущей редакции с 1 января 2023 года считается абзацем девятым части второй настоящей редакции – Федеральный закон от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ.
Порядок осуществления выплаты выкупной суммы или ее передачи в соответствующий негосударственный пенсионный фонд в соответствии с настоящей статьей устанавливается контрольным органом.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3. Пункт утратил силу с 1 января 2023 года – Федеральный закон от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
4. На цели, указанные в пункте 2 настоящей статьи, могут быть использованы также средства объединенных гарантийных фондов, участником которых является негосударственный пенсионный фонд, выплаты по договорам страхования, обеспечивающим дополнительные гарантии исполнения обязательств такого фонда перед вкладчиками, участниками, правопреемниками участников негосударственного пенсионного фонда, и (или) выплаты из обществ взаимного страхования, участником которых является такой фонд.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
5. Если средств пенсионных резервов и иного предусмотренного настоящей статьей имущества недостаточно для исполнения указанных в настоящей статье обязанностей перед кредиторами негосударственного пенсионного фонда, оставшиеся неудовлетворенными требования данных кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, установленном статьей 186.8 настоящего Федерального закона.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
1. Конкурсный управляющий обязан использовать отдельные специальные банковские счета должника для зачисления средств пенсионных резервов и средств, составляющих конкурсную массу негосударственного пенсионного фонда.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Со специального банковского счета должника – негосударственного пенсионного фонда, на котором находятся средства пенсионных резервов, осуществляется выплата или перечисление выкупных сумм в соответствии со статьей 186.5 настоящего Федерального закона.
3. Пункт утратил силу с 1 января 2014 года – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
4. С основного счета должника – негосударственного пенсионного фонда, на котором находятся средства, составляющие конкурсную массу негосударственного пенсионного фонда, осуществляются выплаты кредиторам в порядке очередности, установленном статьей 186.8 настоящего Федерального закона.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
5. Счета должника – негосударственного пенсионного фонда, предусмотренные настоящей статьей и пунктом 6 статьи 187.7 настоящего Федерального закона, в ходе конкурсного производства открываются в Агентстве.
Для целей осуществления функций конкурсного управляющего, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Банк России открывает Агентству счета для денежных средств в валюте Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ.)
6. Для поступлений в конкурсную массу (в состав имущества должника) денежных средств в иностранной валюте конкурсный управляющий использует счета негосударственного пенсионного фонда, открытые до даты признания его банкротом и открытия в отношении его конкурсного производства в кредитных организациях – резидентах, и (или) при необходимости открывает в кредитных организациях – резидентах иные счета в иностранной валюте, соответствующие валютам имеющихся требований негосударственного пенсионного фонда к третьим лицам, в установленном контрольным органом порядке.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ.)
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Требования, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных резервов, удовлетворяются в следующем порядке:
1) в первую очередь – требования Агентства, приобретенные в результате выплаты или перевода в другой негосударственный пенсионный фонд гарантийного возмещения в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений»;
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2) во вторую очередь – требования по выплате выкупной суммы участников негосударственного пенсионного фонда, которые соответствуют условиям, указанным в абзаце седьмом пункта 2 статьи 186.5 настоящего Федерального закона, и в отношении которых наступила обязанность такого фонда по выплате пожизненной негосударственной пенсии, либо по осуществлению выплат по договору долгосрочных сбережений, предусмотренных пунктом 5 статьи 36.40 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»;
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3) в третью очередь – требования по выплате выкупной суммы участников негосударственного пенсионного фонда, которые соответствуют условиям, указанным в абзаце седьмом пункта 2 статьи 186.5 настоящего Федерального закона, и в отношении которых наступила обязанность такого фонда по выплате негосударственной пенсии на определенный пенсионным договором срок, либо по осуществлению срочных периодических выплат, предусмотренных пунктом 7 статьи 36.40 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»;
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
4) в четвертую очередь – требования вкладчиков, участников и правопреемников участников негосударственного пенсионного фонда – физических лиц;
5) в пятую очередь – требования вкладчиков негосударственного пенсионного фонда – юридических лиц;
6) в шестую очередь – требования иных кредиторов, подлежащие удовлетворению за счет пенсионных резервов в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Пункт утратил силу с 1 января 2014 года – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
3. Если сумма средств пенсионных резервов превышает размер требований кредиторов, которые в соответствии с настоящей статьей подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов, средства пенсионных резервов, оставшиеся после удовлетворения требований, предусмотренных настоящей статьей, подлежат включению в конкурсную массу.
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
1. В составе требований кредиторов первой очереди подлежат удовлетворению:
1) требования Агентства, которые приобретены в результате выплаты или перевода в другой негосударственный пенсионный фонд гарантийного возмещения в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений» и не удовлетворены за счет пенсионных резервов;
2) требования участников негосударственного пенсионного фонда, в отношении которых наступила обязанность такого фонда по выплате пожизненной негосударственной пенсии либо по осуществлению выплат по договору долгосрочных сбережений, предусмотренных пунктом 5 статьи 36.40 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», и которые не удовлетворены за счет средств пенсионных резервов;
3) требования по выплате выкупной суммы участников негосударственного пенсионного фонда, в отношении которых наступила обязанность такого фонда по выплате негосударственной пенсии на определенный пенсионным договором срок либо по осуществлению срочных периодических выплат, предусмотренных пунктом 7 статьи 36.40 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», и которые не удовлетворены за счет средств пенсионных резервов.
2. Требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:
1) в первую очередь – не удовлетворенные за счет средств пенсионных резервов требования по выплате выкупной суммы вкладчиков, участников, правопреемников участников негосударственного пенсионного фонда – физических лиц;
2) во вторую очередь – не удовлетворенные за счет средств пенсионных резервов требования по выплате выкупной суммы вкладчиков негосударственного пенсионного фонда – юридических лиц;
3) в третью очередь – требования иных кредиторов.
3 – 7. Утратили силу.
8. Конкурсное производство вводится сроком на три года. Срок конкурсного производства может продлеваться на шесть месяцев по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве.
9. В случае невозможности исполнения обязательств перед кредитором в связи с непредставлением кредитором сведений, необходимых для осуществления расчетов с ним, причитающиеся ему денежные средства перечисляются конкурсным управляющим не позднее даты окончания конкурсного производства на отдельный счет Агентства, открытый в Банке России.
Одновременно с перечислением в Агентство причитающихся кредитору денежных средств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, конкурсный управляющий передает Агентству обязательства негосударственного пенсионного фонда перед этим кредитором в размере перечисленных на отдельный счет Агентства, открытый в Банке России, денежных средств. При передаче Агентству указанных обязательств не применяются правило о получении согласия кредиторов негосударственного пенсионного фонда на перевод долга на иное лицо, правило предварительного уведомления кредиторов негосударственного пенсионного фонда о переводе долга негосударственного пенсионного фонда на Агентство, правило о предъявлении кредиторами негосударственного пенсионного фонда требований о прекращении или досрочном исполнении негосударственным пенсионным фондом своих обязательств перед ними в связи с такой передачей.
Сведения о перечислении денежных средств и передаче обязательств негосударственного пенсионного фонда перед кредитором Агентству включаются конкурсным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней со дня передачи указанных обязательств.
Порядок передачи конкурсным управляющим Агентству обязательств негосударственного пенсионного фонда перед кредитором и порядок их удовлетворения Агентством в случае обращения кредитора устанавливаются Агентством по согласованию с контрольным органом.
10. После передачи обязательств негосударственного пенсионного фонда перед кредитором Агентству такой кредитор вправе обратиться за его исполнением в Агентство в порядке, установленном Агентством, не позднее трех лет с даты завершения конкурсного производства в отношении негосударственного пенсионного фонда.
11. Указанный в пункте 10 настоящей статьи срок может быть восстановлен решением правления Агентства по заявлению кредитора при наличии одного из следующих обстоятельств:
1) обращению кредитора с требованием о выплате денежных средств препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила);
2) кредитор проходил (проходит) военную службу по призыву или находился (находится) в составе Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований, органов), переведенных на военное положение, – на период такой службы (военного положения);
3) пропуск указанного срока связан с тяжелой болезнью кредитора, беспомощным состоянием кредитора, со сроками принятия наследником вкладчика наследства и с иными причинами, связанными с личностью кредитора.
12. Решение правления Агентства об отказе в восстановлении пропущенного срока для обращения с требованием о выплате денежных средств может быть обжаловано кредитором в суд.
13. Денежные средства, перечисленные в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи на отдельный счет Агентства, подлежат обособленному учету в порядке, установленном Агентством.
Агентство инвестирует денежные средства, перечисленные в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи на отдельный счет Агентства, открытый в Банке России, в порядке, предусмотренном статьей 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в том числе размещает в депозиты Банка России. Доходы от инвестирования указанных денежных средств зачисляются в фонд гарантирования пенсионных резервов, формируемый в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2022 года N 555-ФЗ «О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений».
14. В случае невостребования кредитором денежных средств, перечисленных в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи на отдельный счет Агентства, в течение трех лет с даты завершения конкурсного производства в отношении негосударственного пенсионного фонда причитающиеся этому кредитору денежные средства по решению правления Агентства перечисляются в фонд гарантирования пенсионных резервов, а обязательство негосударственного пенсионного фонда перед этим кредитором прекращается.
Обязательство не считается прекращенным в соответствии с абзацем первым настоящего пункта в случае восстановления срока для обращения кредитора за исполнением обязательства негосударственного пенсионного фонда в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. В таком случае причитающиеся кредитору денежные средства, перечисленные в фонд гарантирования пенсионных резервов, подлежат перечислению из фонда гарантирования пенсионных резервов на счет Агентства, указанный в абзаце первом пункта 9 настоящей статьи, после чего выплачиваются кредитору в срок и порядке, которые установлены Агентством.
(В редакции, введенной федеральными законами от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ, от 25 декабря 2023 года № 632-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ; утратила силу с 1 января 2023 года – Федеральный закон от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Пункт утратил силу с 1 января 2023 года – Федеральный закон от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
2. Ценные бумаги, принадлежащие негосударственному пенсионному фонду и допущенные к организованным торгам, подлежат продаже на указанных торгах.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 327-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
3. Пункт утратил силу с 1 января 2014 года – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
Предусмотренные настоящим Федеральным законом продажа предприятия и замещение активов негосударственного пенсионного фонда не допускаются.
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
(Статья утратила силу с 27 июля 2010 года – Федеральный закон от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Особенности банкротства финансовых организаций, установленные статьями 183.1 – 183.26-1 настоящего Федерального закона, а также особенности банкротства негосударственных пенсионных фондов, установленные статьями 183.27, 186.1-1 – 186.8, 186.10, 186.11 настоящего Федерального закона, распространяются на негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие или осуществлявшие деятельность по обязательному пенсионному страхованию, с учетом положений статей 187.2 – 187.12 настоящего Федерального закона.
(В редакции, введенной Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 243-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Дополнительными основаниями для применения мер по предупреждению банкротства негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, наряду с основаниями, предусмотренными статьей 186.2 настоящего Федерального закона, являются:
1) неисполнение обязанности по восполнению средств выплатного резерва и (или) средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата в случае, предусмотренном Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;
2) недостаточность резерва по обязательному пенсионному страхованию и имущества для обеспечения уставной деятельности (собственных средств) фонда для восполнения недостатка средств на счете застрахованного лица в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;
3) неисполнение обязанности по восстановлению величины резерва по обязательному пенсионному страхованию в случае, предусмотренном Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».
2. В случае возникновения оснований для применения мер по предупреждению банкротства, предусмотренных настоящим Федеральным законом, негосударственный пенсионный фонд в течение пятнадцати календарных дней с даты их возникновения обязан направить в контрольный орган уведомление об этом с приложением плана восстановления его платежеспособности, если при этом отсутствуют признаки банкротства негосударственного пенсионного фонда.
3. Финансирование мероприятий, связанных с предупреждением банкротства негосударственных пенсионных фондов, может осуществляться в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральными законами, с участием контрольного органа и Агентства.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ.)
1. Дополнительными основаниями для назначения контрольным органом временной Администрации негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, являются:
1) основания, указанные в пункте 1 статьи 187.2 настоящего Федерального закона, при отсутствии уведомления о наличии соответствующих обстоятельств;
2) запрет на проведение всех или части операций негосударственного пенсионного фонда;
3) аннулирование лицензии на осуществление деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (далее также – лицензия), за исключением аннулирования лицензии по заявлению лицензиата об отказе от лицензии, в связи с признанием лицензиата банкротом и открытием конкурсного производства либо в связи с реорганизацией или ликвидацией негосударственного пенсионного фонда;
4) принятие арбитражным судом к производству заявления должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом.
2. В случае неисполнения негосударственным пенсионным фондом обязанности по уведомлению контрольного органа о наличии оснований для применения мер по предупреждению банкротства, указанных в пункте 1 статьи 187.2 настоящего Федерального закона, в случае аннулирования у него лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, за исключением аннулирования лицензии по заявлению лицензиата об отказе от лицензии, в связи с признанием лицензиата банкротом и открытием конкурсного производства либо в связи с реорганизацией или ликвидацией негосударственного пенсионного фонда назначение временной Администрации является обязательным.
3. Руководителем и членами временной Администрации негосударственного пенсионного фонда назначаются служащие контрольного органа, за исключением случая осуществления функций временной Администрации негосударственного пенсионного фонда Агентством в соответствии с пунктом 3 статьи 186.1 настоящего Федерального закона. Руководитель временной Администрации негосударственного пенсионного фонда в случае приостановления полномочий исполнительных органов негосударственного пенсионного фонда осуществляет деятельность от имени негосударственного пенсионного фонда без доверенности.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Состав временной Администрации определяется Приказом контрольного органа, включаемым контрольным органом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее следующего рабочего дня с даты принятия указанного акта. Руководитель временной Администрации распределяет обязанности между членами временной Администрации и несет ответственность за ее деятельность.
В состав временной Администрации по согласованию с Агентством могут включаться его работники.
Предусмотренное статьей 183.6 настоящего Федерального закона вознаграждение руководителю и членам временной Администрации негосударственного пенсионного фонда не выплачивается.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2014 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 432-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
4. В случае назначения временной Администрации в связи с обстоятельствами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, полномочия исполнительных органов негосударственного пенсионного фонда приостанавливаются.
С даты назначения временной Администрации высший орган управления негосударственного пенсионного фонда не вправе принимать решение о ликвидации или реорганизации негосударственного пенсионного фонда.
5. Временная Администрация негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, принимает меры по покрытию недостаточности средств пенсионных накоплений и исполнению обязательств указанного фонда перед застрахованными лицами.
6. В течение одного месяца со дня своего назначения временная Администрация:
1) формирует реестр обязательств негосударственного пенсионного фонда перед застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;
2) составляет смету текущих расходов негосударственного пенсионного фонда и представляет ее для утверждения (изменения) контрольным органом, за исключением случая, установленного пунктом 9 статьи 183.26-1 настоящего Федерального закона.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
7. Временная Администрация вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании сделок негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний негосударственного пенсионного фонда недействительными, а также об оспаривании их действий по основаниям, предусмотренным главой III.1 настоящего Федерального закона.
Периоды, в течение которых совершены сделки, которые могут быть признаны недействительными, или возникли обязательства негосударственного пенсионного фонда, указанные в статьях 61.2, 61.3 и пункте 4 статьи 61.6 настоящего Федерального закона, исчисляются начиная с даты назначения временной Администрации.
В деле, возбужденном по заявлению руководителя временной Администрации негосударственного пенсионного фонда, в случае прекращения деятельности временной Администрации истцом признается негосударственный пенсионный фонд, а в случае принятия арбитражным судом решения о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства – конкурсный управляющий.
8. Временная администрация вправе подавать в арбитражный суд заявления о неисполнении и ненадлежащем исполнении специализированными депозитариями, актуариями, аудиторскими организациями, организациями, осуществляющими ведение пенсионных счетов, счетов долгосрочных сбережений, обязательств по договорам, заключенным с негосударственным пенсионным фондом, и возмещении убытков негосударственному пенсионному фонду.
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
9. Временная администрация вправе заявить отказ от исполнения договоров, заключенных негосударственным пенсионным фондом, за исключением договоров об обязательном пенсионном страховании, пенсионных договоров, договоров долгосрочных сбережений, в соответствии со статьей 102 настоящего Федерального закона.
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
10. В случае, если по результатам анализа финансового состояния негосударственного пенсионного фонда временной Администрацией представлен в контрольный орган план восстановления платежеспособности, срок реализации которого превышает срок, на который назначена временная Администрация, контрольный орган вправе продлить срок деятельности временной Администрации на срок, необходимый для реализации указанного плана.
11. Временная администрация вправе запрашивать и получать у работников негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний, специализированных депозитариев, актуариев, аудиторских организаций, организаций, осуществляющих ведение пенсионных счетов, счетов долгосрочных сбережений, актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности негосударственного пенсионного фонда, любую информацию, касающуюся деятельности негосударственного пенсионного фонда, включая сведения, охраняемые федеральным законом (в том числе сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну).
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Лица, указанные в настоящем пункте, обязаны представлять информацию по запросу временной Администрации в срок не позднее десяти рабочих дней с даты получения запроса.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ.)
1. Временная Администрация, назначенная контрольным органом после аннулирования у негосударственного пенсионного фонда лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, осуществляет те же функции и обладает полномочиями, которые предоставлены временной Администрации в соответствии с настоящим Федеральным законом в случае приостановления полномочий исполнительных органов негосударственного пенсионного фонда, за исключением функций по принятию мер по предупреждению банкротства негосударственного пенсионного фонда, разработке мер по восстановлению его платежеспособности, организации и контролю их реализации, а также принятия мер по покрытию недостаточности средств пенсионных накоплений и исполнения обязательств перед застрахованными лицами.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 октября 2021 года Федеральным законом от 20 апреля 2021 года № 92-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1.1. Пункт дополнительно включен с 18 октября 2021 года Федеральным законом от 20 апреля 2021 года № 92-ФЗ; утратил силу с 1 января 2023 года – Федеральный закон от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
2. Абзац утратил силу с 30 июня 2015 года – Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 167-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
Абзац утратил силу с 1 января 2023 года – Федеральный закон от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
3. С даты назначения временной Администрации негосударственного пенсионного фонда:
1) не допускаются переход застрахованного лица в другой негосударственный пенсионный фонд или Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, отказ застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии, а также регистрация соответствующих изменений в едином реестре застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию (далее также – единый реестр застрахованных лиц) Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2) прекращается рассмотрение заявлений застрахованных лиц о назначении накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты за счет средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии и поступивших в негосударственный пенсионный фонд.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 216-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
4. С даты своего назначения временная Администрация осуществляет функции, предусмотренные статьей 7.2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» для негосударственного пенсионного фонда, у которого аннулирована лицензия.
5. Пункт утратил силу с 30 июня 2015 года – Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 167-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
6. Пункт утратил силу с 1 января 2023 года – Федеральный закон от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
7. Кредиторы вправе заявить свои требования к негосударственному пенсионному фонду в любой момент в период деятельности временной Администрации.
Требования кредиторов, предъявленные к негосударственному пенсионному фонду в период деятельности в нем временной Администрации, подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, после признания негосударственного пенсионного фонда банкротом или введения процедуры принудительной ликвидации в отношении негосударственного пенсионного фонда.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ.)
1. В целях настоящей статьи под текущими платежами негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, понимаются:
1) обязанности по оплате задолженности, образовавшейся до дня назначения временной Администрации, которая назначена после аннулирования лицензии, или даты возбуждения производства по делу о банкротстве (в зависимости от того, какая дата наступила ранее), за произведенные работы (оказанные услуги), связанные с продолжением функционирования негосударственного пенсионного фонда, в пределах сметы расходов, утвержденной в соответствии с настоящей статьей;
2) денежные обязательства, основания которых возникли в период с даты назначения временной Администрации, которая назначена после аннулирования лицензии, либо даты возбуждения производства по делу о банкротстве (в зависимости от того, какая дата наступила ранее) до дня завершения конкурсного производства, в том числе:
обязательства по оплате расходов, связанных с продолжением функционирования негосударственного пенсионного фонда, включая оплату труда лиц, работающих по трудовому договору, выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения, с учетом особенностей, установленных пунктом 2.1 статьи 134 настоящего Федерального закона;
судебные расходы негосударственного пенсионного фонда, расходы на включение сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование сообщений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также иные вытекающие из настоящего Федерального закона расходы, связанные с деятельностью временной Администрации и проведением конкурсного производства;
3) обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в период с даты назначения временной Администрации или даты возбуждения производства по делу о банкротстве (в зависимости от того, какая дата наступила ранее) до дня открытия конкурсного производства, а также обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в ходе деятельности временной Администрации или в ходе конкурсного производства при оплате труда работников негосударственного пенсионного фонда;
4) обязанности по удержанию денежных средств из заработной платы работников негосударственного пенсионного фонда, выплаченной в связи с исполнением обязанностей, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, в период с даты назначения временной Администрации либо даты возбуждения производства по делу о банкротстве (в зависимости от того, какая дата наступила ранее) и до дня завершения конкурсного производства, а также обязанности по перечислению сумм таких удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации (алименты, налог на доходы физических лиц, профсоюзные взносы и иные платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом).
2. Расходы на осуществление текущих платежей негосударственного пенсионного фонда включаются в смету текущих расходов негосударственного пенсионного фонда и осуществляются временной Администрацией и конкурсным управляющим на основании такой сметы.
3. Смета текущих расходов негосударственного пенсионного фонда утверждается (изменяется) контрольным органом в ходе деятельности временной Администрации негосударственного пенсионного фонда, за исключением случая, установленного пунктом 9 статьи 183.26-1 настоящего Федерального закона.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
4. Смета текущих расходов негосударственного пенсионного фонда в ходе конкурсного производства в части расходов, производимых после проведения первого собрания кредиторов, подлежит утверждению (изменению) собранием кредиторов, а в случае, если им образован комитет кредиторов, – комитетом кредиторов по представлению конкурсного управляющего.
Смета текущих расходов негосударственного пенсионного фонда должна быть представлена для утверждения первому собранию кредиторов, а в случае, если им образован комитет кредиторов, – комитету кредиторов не позднее трех рабочих дней со дня его образования. В случае неутверждения (отказа в утверждении) собранием кредиторов или комитетом кредиторов сметы текущих расходов негосударственного пенсионного фонда собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о разрешении возникших разногласий между конкурсным управляющим и собранием кредиторов или комитетом кредиторов. По итогам рассмотрения указанных разногласий арбитражный суд утверждает смету текущих расходов негосударственного пенсионного фонда, производимых после вынесения соответствующего судебного акта о ее утверждении.
5. В ходе конкурсного производства смета текущих расходов негосударственного пенсионного фонда, утвержденная собранием кредиторов, комитетом кредиторов или арбитражным судом в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, может быть изменена собранием кредиторов или комитетом кредиторов по представлению конкурсного управляющего, а при наличии разногласий между ними по вопросу внесения изменений в указанную смету – арбитражным судом в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи.
6. До утверждения (изменения) сметы текущих расходов собранием кредиторов, комитетом кредиторов или арбитражным судом в порядке, предусмотренном пунктами 4 и 5 настоящей статьи, действует смета текущих расходов негосударственного пенсионного фонда, утвержденная (измененная) конкурсным управляющим.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ.)
(Дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ; утратила силу с 1 января 2023 года – Федеральный закон от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Конкурсное производство вводится сроком на три года. Срок конкурсного производства может продлеваться на шесть месяцев по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 167-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, банкротом и об открытии конкурсного производства:
прекращаются договоры об обязательном пенсионном страховании. Последствия прекращения указанных договоров определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом;
не допускается передача (перевод) в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации или другой негосударственный пенсионный фонд средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, за исключением случаев, установленных пунктом 5.1 настоящей статьи и статьей 187.11 настоящего Федерального закона;
(Абзац в редакции, веденной в действие Федеральным законом от 28 июня 2022 года № 212-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 569-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
не допускается отказ застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии, а также регистрация соответствующих изменений в едином реестре застрахованных лиц Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 216-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 569-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
прекращается рассмотрение заявлений застрахованных лиц о назначении накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты за счет средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии и поступивших в негосударственный пенсионный фонд.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 216-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Средства пенсионных накоплений и средства пенсионных резервов не включаются в конкурсную массу негосударственного пенсионного фонда.
3. В течение двух месяцев с даты опубликования сведений о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства конкурсный управляющий:
составляет реестр заявленных требований кредиторов путем включения в него требований, заявленных в ходе деятельности временной Администрации, и требований кредиторов, заявленных в ходе конкурсного производства;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
в случае, если негосударственный пенсионный фонд одновременно осуществлял деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) формированию долгосрочных сбережений и по обязательному пенсионному страхованию, определяет и отдельно учитывает в реестре заявленных требований кредиторов:
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
обязательства по пенсионным договорам (в том числе обязательства по выплате назначенных негосударственных пенсий), договорам долгосрочных сбережений (в том числе обязательства по осуществлению периодических выплат по договорам долгосрочных сбережений);
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
состав кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов.
Установление требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 183.26 настоящего Федерального закона. Ведение реестра заявленных требований кредиторов и реестра требований кредиторов негосударственного пенсионного фонда осуществляется конкурсным управляющим.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Положения пункта 3 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ) применяются также в делах о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ, – см. часть 10 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ.
4. С даты открытия конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет ведение реестра обязательств негосударственного пенсионного фонда перед застрахованными лицами, предусмотренного Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» (далее – реестр обязательств).
Сумма обязательств перед застрахованными лицами подлежит уменьшению на сумму произведенного гарантийного возмещения при наступлении гарантийного случая в отношении негосударственного пенсионного фонда либо на сумму средств, перечисленных Банком России в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 167-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 569-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
В деле о банкротстве и в ходе конкурсного производства негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации обладает правами конкурсного кредитора по требованиям застрахованных лиц и правопреемников умерших застрахованных лиц, включенных в реестр требований кредиторов, оставшихся после произведенного гарантийного возмещения при наступлении гарантийного случая в отношении негосударственного пенсионного фонда либо перечисления средств Банком России в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, в том числе правом голоса на собрании кредиторов.
(Абзац дополнительно включен с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 167-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 569-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Застрахованные лица и правопреемники умерших застрахованных лиц не являются конкурсными кредиторами.
(Абзац дополнительно включен с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 167-ФЗ.)
4.1. Инвентаризация имущества негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, проводится по состоянию на дату открытия конкурсного производства.
В случае, если функции временной Администрации негосударственного пенсионного фонда осуществлялись Агентством и инвентаризация имущества негосударственного пенсионного фонда не была завершена такой временной Администрацией, инвентаризация проводится по состоянию на дату аннулирования у негосударственного пенсионного фонда лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. В случае завершения инвентаризации такой временной Администрацией проведение инвентаризации конкурсным управляющим не требуется.
(Пункт дополнительно включен с 18 октября 2021 года Федеральным законом от 20 апреля 2021 года № 92-ФЗ.)
5. В течение трех месяцев с даты продажи имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, конкурсный управляющий осуществляет расчеты по обязательствам перед застрахованными лицами (их правопреемниками) путем передачи средств (части средств), вырученных от продажи указанного имущества, в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 569-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
5.1. В случае, если сумма средств пенсионных накоплений (в том числе средств, вырученных от продажи имущества, составляющего пенсионные накопления) превышает размер требований кредиторов, подлежащих удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений, указанные средства в части такого превышения после окончания расчетов с данными кредиторами направляются в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации для учета на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, заключивших договор об обязательном пенсионном страховании с ликвидируемым негосударственным пенсионным фондом.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 28 июня 2022 года № 212-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 569-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
6. Конкурсный управляющий обязан использовать отдельный специальный счет должника для зачисления средств пенсионных накоплений, а также средств, вырученных от продажи имущества, составляющего пенсионные накопления.
С указанного специального счета должника – негосударственного пенсионного фонда осуществляются расчеты по обязательствам перед застрахованными лицами (их правопреемниками), а также кредиторами, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений в соответствии со статьей 187.11 настоящего Федерального закона.
Абзац утратил силу с 1 января 2023 года – Федеральный закон от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
7. Пункт утратил силу с 1 января 2023 года – Федеральный закон от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
8. Пункт утратил силу с 1 января 2023 года – Федеральный закон от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
9. Требования Агентства, приобретенные им в связи с выплатой гарантийного возмещения в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», а также требования Банка России, приобретенные в результате перечисления средств Банком России в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 23 указанного Федерального закона, включаются в реестр требований кредиторов независимо от даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 167-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 569-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Положения пункта 9 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ) применяются также в делах о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ, – см. часть 10 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 482-ФЗ.
10. С даты открытия конкурсного производства в отношении негосударственного пенсионного фонда не применяются положения пункта 1 статьи 32 и статьи 32.1 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах».
Порядок предоставления конкурсным управляющим отчетов, а также иной информации о ходе конкурсного производства и требования к их составу устанавливаются контрольным органом.
11. Конкурсный управляющий вправе запрашивать и получать у управляющих компаний, специализированных депозитариев, аудиторских организаций, организаций, осуществляющих ведение пенсионных счетов, счетов долгосрочных сбережений, и актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности негосударственного пенсионного фонда, любую информацию, касающуюся деятельности негосударственного пенсионного фонда, включая сведения, охраняемые федеральным законом (в том числе сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну).
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Лица, указанные в настоящем пункте, обязаны представлять информацию по запросу конкурсного управляющего в срок не позднее десяти рабочих дней с даты получения запроса.
12. Конкурсный управляющий вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании сделок негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний негосударственного пенсионного фонда недействительными по основаниям, предусмотренным главой III.1 настоящего Федерального закона. При этом, если до признания негосударственного пенсионного фонда банкротом назначалась временная Администрация, периоды, в течение которых совершены сделки, которые могут быть признаны недействительными, или возникли обязательства негосударственного пенсионного фонда, указанные в статьях 61.2, 61.3 и пункте 4 статьи 61.6 настоящего Федерального закона, исчисляются начиная с даты назначения временной Администрации.
Конкурсный управляющий вправе подавать в арбитражный суд заявления о неисполнении и ненадлежащем исполнении специализированными депозитариями, актуариями, аудиторскими организациями, организациями, осуществляющими ведение пенсионных счетов, счетов долгосрочных сбережений, обязательств по договорам, заключенным с негосударственным пенсионным фондом, и возмещении убытков негосударственному пенсионному фонду.
(В редакции, введенной Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 299-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
13. Для обеспечения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей в деле о банкротстве конкурсный управляющий вправе привлекать на договорной основе бухгалтеров, аудиторов, специализированных депозитариев, оценщиков, актуариев, операторов электронных площадок и иных лиц с оплатой их услуг за счет имущества негосударственного пенсионного фонда в размере, установленном сметой текущих расходов негосударственного пенсионного фонда.
14. При недостаточности имущества негосударственного пенсионного фонда для возмещения расходов, связанных с включением в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликованием указанных в настоящем Федеральном законе сведений, если дело о банкротстве негосударственного пенсионного фонда возбуждено по заявлению временной Администрации или контрольного органа, их опубликование осуществляется в официальном издании Центрального банка Российской Федерации – «Вестнике Банка России» и они включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без взимания платы.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ.)
Действие положений статьи 187.7 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 28 июня 2022 года № 212-ФЗ) распространяется также на случаи, когда производство по делу о банкротстве негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, возбуждено до дня вступления в силу Федерального закона от 28 июня 2022 года № 212-ФЗ, – см. статью 7 Федерального закона от 28 июня 2022 года № 212-ФЗ.
(Дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ; утратила силу с 1 января 2023 года – Федеральный закон от 28 декабря 2022 года № 556-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. В ходе конкурсного производства негосударственного пенсионного фонда конкурсный управляющий осуществляет продажу имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, для обеспечения расчетов по обязательствам перед застрахованными лицами и их правопреемниками, а также кредиторами негосударственного пенсионного фонда, требования которых подлежат удовлетворению в соответствии со статьей 187.11 настоящего Федерального закона.
2. Продажа имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и с учетом положений настоящей статьи.
При продаже имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, положения статьи 139 настоящего Федерального закона не применяются.
(Абзац дополнительно включен с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 167-ФЗ.)
3. При наличии в составе имущества ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах, их стоимость определяется в соответствии со статьей 130 настоящего Федерального закона с привлечением оценщика.
4. Пункт утратил силу с 30 июня 2015 года – Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 167-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ.)