Принят
Государственной Думой
27 сентября 2002 года
Одобрен
Советом Федерации
16 октября 2002 года
1. В случае назначения временной Администрации страховой организации в соответствии со статьей 184.3-1 настоящего Федерального закона контрольный орган вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов страховой организации на срок не более трех месяцев.
В период деятельности временной Администрации страховой организации действие моратория на удовлетворение требований кредиторов страховой организации может продлеваться контрольным органом на срок до трех месяцев. Общий срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов страховой организации не может превышать общий срок действия временной Администрации страховой организации.
Действие моратория распространяется на денежные обязательства страховой организации, обязанности страховой организации по уплате обязательных платежей, иные имущественные обязательства страховой организации, которые возникли до дня введения моратория включительно, за исключением обязательств страховой организации по уплате налогов, платежей в государственные внебюджетные фонды, платежей, указанных в пункте 4 настоящей статьи.
2. В течение срока действия моратория:
1) не начисляются предусмотренные законом или договором неустойки (штрафы, пени), иные финансовые санкции и не применяются другие меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение страховой организацией денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей, иных имущественных обязательств страховой организации, которые возникли до дня введения моратория включительно и на которые распространяется действие моратория, а также не начисляются предусмотренные законом или договором проценты по денежным обязательствам, обязанностям по уплате обязательных платежей, иным имущественным обязательствам страховой организации, которые возникли до дня введения моратория включительно и на которые распространяется действие моратория, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи;
2) приостанавливается исполнение денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей, иных имущественных обязательств страховой организации, которые возникли до дня введения моратория включительно и на которые распространяется действие моратория, в том числе путем их исполнения в натуре, предоставления отступного, новации, зачета, а также приостанавливается обращение взыскания на предмет залога во внесудебном порядке;
3) приостанавливается взыскание по исполнительным и иным документам, по которым оно производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
4) приостанавливается исполнение исполнительных документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи;
5) запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) страховой организации о выделе ему доли (вклада) в уставном капитале страховой организации в связи с его выходом из состава ее учредителей (участников);
6) приостанавливается удовлетворение требований граждан о возврате суммы страховой премии частично или полностью в случае, если договором страхования предусмотрен такой возврат в связи с отказом от договора страхования или его досрочным прекращением, а также требований граждан о выплате выкупной суммы и (или) инвестиционного дохода.
3. На сумму предусмотренных законом или договором требований кредитора по денежным обязательствам, обязанностям по уплате обязательных платежей, которые возникли до дня введения моратория включительно, на которые распространяется действие моратория и которые выражены в валюте Российской Федерации, в размере, установленном на день введения моратория (без учета начисленных процентов), начисляются проценты в размере двух третей ключевой ставки Банка России, действовавшей в период действия моратория. На сумму предусмотренных законом или договором требований кредитора по денежным обязательствам, обязанностям по уплате обязательных платежей, которые возникли до дня введения моратория включительно, на которые распространяется действие моратория и которые выражены в долларах США, евро, в размере, установленном на день введения моратория (без учета начисленных процентов), начисляются проценты исходя из двух третей соответствующей по валюте денежного обязательства (обязанности по уплате обязательных платежей) средней арифметической процентной ставки, рассчитываемой Банком России из средневзвешенных процентных ставок по привлеченным российскими кредитными организациями вкладам в долларах США, евро, отнесенным к группе вкладов, включающих срок привлечения 91 день. На сумму предусмотренных законом или договором требований кредитора по денежным обязательствам, обязанностям по уплате обязательных платежей, которые возникли до дня введения моратория включительно, на которые распространяется действие моратория и которые выражены в иных иностранных валютах, в размере, установленном на день введения моратория (без учета начисленных процентов), начисляются проценты исходя из двух третей средней арифметической процентной ставки, рассчитываемой Банком России из средневзвешенных процентных ставок по привлеченным российскими кредитными организациями вкладам в евро, отнесенным к группе вкладов, включающих срок привлечения 91 день. При этом используется наиболее поздняя по состоянию на дату введения моратория средняя арифметическая процентная ставка, опубликованная на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе в случае продления действия моратория на удовлетворение требований кредиторов. Начисленные проценты подлежат выплате после окончания срока действия моратория.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 января 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 484-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
4. Действие моратория не распространяется:
1) на требования граждан, перед которыми страховая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
2) на требования граждан по выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
3) на требования по оплате организационно-хозяйственных расходов, необходимых для деятельности страховой организации;
4) на требования по выплате страховой суммы (страхового возмещения) в связи с наступлением страхового случая по договору страхования (перестрахования);
5) на требования по уплате страховой премии перестраховщику (ретроцессионеру) за переданные последнему обязательства по страховой выплате по договору перестрахования (ретроцессии), заключенному до введения моратория;
6) на требования о возврате части страховой премии при досрочном прекращении договора страхования (перестрахования), если возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай;
7) на исполнение денежных обязательств страховой организации согласно заключенным договорам с организациями и (или) учреждениями, оказывающими услуги по организации и (или) осуществлению восстановительного ремонта поврежденного имущества или организации и (или) оказанию медицинской помощи, предусмотренные договорами имущественного или личного страхования.
(Статья дополнительно включена с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ.)
1. Меры по предупреждению банкротства страховой организации с участием контрольного органа в соответствии со статьей 184.1-2 настоящего Федерального закона осуществляются контрольным органом путем:
1) оказания финансовой помощи, предусмотренной настоящей статьей;
2) организации торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств страховой организации, в том числе перед контрольным органом;
3) исполнения функций временной Администрации страховой организации в соответствии со статьей 184.3-1 настоящего Федерального закона;
4) осуществления иных не запрещенных законодательством Российской Федерации способов.
2. Меры по предупреждению банкротства страховой организации с участием контрольного органа осуществляются на основании утвержденного Советом директоров Банка России плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации.
Порядок разработки и утверждения плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также порядок внесения изменений в утвержденный план устанавливается нормативным актом контрольного органа.
3. В период со дня утверждения плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации и до дня прекращения его действия (завершения проведения мер по предупреждению банкротства страховой организации) Управляющая компания ежемесячно представляет в Банк России отчет о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных указанным планом. Состав отчета и порядок его представления устанавливаются нормативным актом контрольного органа.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 469-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
4. В случае невозможности выполнения плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации, в том числе в результате невыполнения указанного плана страховой организацией, Совет директоров Банка России принимает решение о прекращении действия указанного плана. В этом случае контрольный орган отменяет решения, принятые в соответствии с пунктом 8 статьи 184.1-3 настоящего Федерального закона.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 469-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
5. Контрольный орган и Управляющая компания обмениваются информацией о наличии оснований, свидетельствующих о невозможности выполнения плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации.
6. В случае оказания контрольным органом в качестве меры по предупреждению банкротства страховой организации финансовой помощи ее формы и объем устанавливаются в плане участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации.
7. При осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации контрольный орган вправе оказывать финансовую помощь страховой организации при условии приобретения контрольным органом в соответствии с утвержденным планом участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации акций страховой организации в количестве не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций страховой организации в форме акционерного общества (долей в уставном капитале страховой организации, которые предоставляют право голоса в размере не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников страховой организации в форме общества с ограниченной ответственностью).
8. При оказании страховой организации финансовой помощи контрольный орган вправе приобретать имущество страховой организации, включая права требования к физическим лицам, без согласия последних.
9. Приобретение дополнительного выпуска акций страховой организации (внесение дополнительного вклада в уставный капитал страховой организации) за счет денежных средств, составляющих Фонд консолидации страхового сектора, создаваемого в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), осуществляется контрольным органом, Управляющей компанией при одновременном соблюдении следующих условий:
1) уменьшение размера уставного капитала страховой организации по решению контрольного органа до величины собственных средств (капитала) или до одного рубля (при отрицательном значении величины собственных средств (капитала);
2) прекращение обязательств страховой организации по договорам субординированного займа, включая обязательства по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным займам, либо осуществление мены (конвертации) требований кредиторов по договорам субординированного займа, включая обязательства по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным займам, на обыкновенные акции (доли в уставном капитале) страховой организации;
3) приобретение контрольным органом, Управляющей компанией акций (долей в уставном капитале) страховой организации в количестве не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций страховой организации в форме акционерного общества (долей в уставном капитале страховой организации, которые предоставляют право голоса в размере не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников страховой организации в форме общества с ограниченной ответственностью);
4) прекращение обязательств страховой организации перед лицами, занимающими должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера страховой организации, руководителя, главного бухгалтера филиала (представительства) страховой организации, членов совета директоров (наблюдательного совета) страховой организации (далее – управляющие работники страховой организации), и контролирующими страховую организацию лицами по требованиям в денежной форме. В целях применлицо, которое по состоянию на день прекращения обязательств в соответствии с абзацем вторым пункта 10 настоящей статьи является контролирующим страховую организацию лицом, указанным в пункте 1 статьи 184.13 настоящего Федерального закона.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 24 февраля 2021 года № 23-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
10. Финансовая помощь страховой организации за счет денежных средств, составляющих Фонд консолидации страхового сектора, создаваемый в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», может быть оказана контрольным органом также путем приобретения паев паевого инвестиционного фонда, сформированного Управляющей компанией, в состав имущества которого входит указанное в подпункте 3 пункта 9 настоящей статьи количество акций (долей в уставном капитале) страховой организации.
Предусмотренное подпунктом 4 пункта 9 настоящей статьи прекращение обязательств страховой организации перед управляющими работниками страховой организации и контролирующими страховую организацию лицами происходит в день утверждения плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации.
Обязательства страховой организации перед управляющими работниками страховой организации и контролирующими страховую организацию лицами не прекращаются, если такие обязательства возникли из трудового договора (кроме доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат), а также в связи с требованиями о возмещении причиненного вреда их жизни или здоровью.
В течение пяти рабочих дней с даты утверждения плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации страховая организация уведомляет управляющих работников страховой организации и контролирующих страховую организацию лиц о прекращении обязательств страховой организации перед ними, а также направляет копии таких уведомлений в контрольный орган.
Лица, полагающие, что обязательства страховой организации перед ними были прекращены в соответствии с подпунктом 4 пункта 9 настоящей статьи неправомерно, вправе оспорить прекращение таких обязательств в суде.
11. В соответствии с планом участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации Управляющая компания может выступать организатором торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств страховой организации, в том числе перед контрольным органом.
12. Выплата выходных пособий, компенсаций и осуществление других выплат в случае прекращения трудового договора с единоличным исполнительным органом страховой организации (в том числе по собственному желанию или по соглашению сторон), в отношении которой контрольным органом осуществляются меры по предупреждению банкротства, его заместителями, членами коллегиального исполнительного органа страховой организации, главным бухгалтером, его заместителями, а также руководителем филиала (представительства) страховой организации, главным бухгалтером филиала страховой организации производятся в размере, не превышающем минимального размера выплат, установленного статьей 181 Трудового кодекса Российской Федерации.
13. Меры по предупреждению банкротства страховой организации с участием контрольного органа признаются осуществленными в случае устранения причин, явившихся основанием для принятия решения об утверждении плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации, и выполнения мероприятий, предусмотренных соответствующим планом и направленных на реализацию мер по предупреждению банкротства страховой организации. В этом случае Совет директоров Банка России принимает решение о прекращении действия плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации.
(Пункт дополнительно включен с 28 декабря 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 469-ФЗ.)
14. Принадлежащие Банку России акции (доли в уставном капитале) страховой организации, в отношении которой принято решение о прекращении действия плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства, могут реализовываться контрольным органом после даты прекращения соответствующего плана в порядке, предусмотренном статьей 184.15 настоящего Федерального закона.
(Пункт дополнительно включен с 28 декабря 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 469-ФЗ.)
(Статья дополнительно включена с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ.)
1. В период деятельности временной Администрации страховой организации, назначенной в соответствии с подпунктом 5 пункта 6 статьи 184.1 настоящего Федерального закона, контрольный орган вправе принять решение об уменьшении размера уставного капитала страховой организации до величины собственных средств (капитала), а если данная величина имеет отрицательное значение, до одного рубля.
2. Решение об уменьшении размера уставного капитала страховой организации до величины собственных средств (капитала) или до одного рубля принимается Комитетом финансового надзора Банка России в порядке, установленном нормативным актом контрольного органа, и оформляется Приказом контрольного органа. Сообщение об уменьшении размера уставного капитала страховой организации опубликовывается в «Вестнике Банка России» не позднее чем в течение десяти рабочих дней со дня принятия указанного решения, размещается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.
3. Решение контрольного органа об уменьшении размера уставного капитала страховой организации вступает в силу со дня принятия соответствующего Приказа контрольного органа и может быть обжаловано в течение тридцати дней со дня размещения сообщения, указанного в пункте 2 настоящей статьи. Обжалование такого решения контрольного органа и (или) применение мер по обеспечению исков в отношении страховой организации не приостанавливают действие такого решения контрольного органа.
На основании указанного в настоящем пункте решения временная Администрация страховой организации обязана совершить действия, направленные на приведение учредительных документов страховой организации в соответствие с принятым решением. Для страховых организаций, действующих в форме акционерного общества, временная Администрация страховой организации принимает также решение о размещении акций, подготавливает и утверждает решение о выпуске акций и отчет об итогах выпуска акций в соответствии с требованиями нормативных актов контрольного органа.
4. В случае допуска эмиссионных ценных бумаг страховой организации к организованным торгам на территории Российской Федерации временная Администрация страховой организации до принятия решения о размещении акций (приведения учредительных документов страховой организации в соответствие с принятым решением) направляет в адрес организаторов торговли на рынке ценных бумаг (бирж) заявление о прекращении торгов по акциям и опционам страховой организации – эмитента.
5. В случае принятия контрольным органом решения об уменьшении размера уставного капитала страховой организации временная Администрации страховой организации обеспечивает наличие всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», для осуществления государственной регистрации изменений, внесенных в устав страховой организации, и сообщает о таких изменениях в порядке, установленном пунктом 11 статьи 32 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
6. Уполномоченный регистрирующий орган в течение одного рабочего дня со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения об уменьшении размера уставного капитала страховой организации на основании документов, направленных временной Администрацией страховой организации.
7. При уменьшении по решению контрольного органа размера уставного капитала страховой организации в отношении страховой организации не применяются меры, связанные с нарушением требований финансовой устойчивости и платежеспособности.
8. При уменьшении размера уставного капитала страховой организации по решению контрольного органа не применяются положения статьи 29 Федерального закона «Об акционерных обществах» и статьи 20 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
9. В случае, если на момент принятия решения об уменьшении размера уставного капитала страховой организации страховая организация в форме акционерного общества находится на каком-либо этапе эмиссии акций, контрольный орган принимает решение о признании выпуска несостоявшимся и об аннулировании его государственной регистрации (за исключением случая, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) акций не предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска) и была совершена хотя бы одна сделка по размещению акций данного выпуска (дополнительного выпуска).
10. Если процедура эмиссии акций страховой организации не предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска) и совершена хотя бы одна сделка по размещению акций данного выпуска (дополнительного выпуска), временная Администрация страховой организации независимо от установленного условиями эмиссии срока размещения акций принимает решение о завершении размещения и об утверждении уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций.
11. В случае, указанном в пункте 10 настоящей статьи, временная Администрация страховой организации в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о завершении размещения и об утверждении уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций обязана принять решение о внесении изменений в устав страховой организации.
12. В случае, если на момент принятия решения об уменьшении размера уставного капитала страховая организация в форме общества с ограниченной ответственностью находится на каком-либо этапе увеличения размера уставного капитала, контрольный орган принимает решение об отмене решения страховой организации об увеличении размера уставного капитала.
13. В случае, если на момент признания контрольным органом выпуска акций страховой организации несостоявшимся (принятия решения об отмене решения об увеличении размера уставного капитала страховой организации) в адрес страховой организации поступили денежные средства в оплату акций (долей), такие денежные средства по распоряжению временной Администрации страховой организации должны быть возвращены в соответствии с законодательством Российской Федерации в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия контрольным органом решения об аннулировании государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций (принятия решения об отмене решения об увеличении размера уставного капитала) страховой организации.
14. Собственные акции (доли) страховой организации, находящиеся у нее на балансе на момент принятия контрольным органом решения об уменьшении размера уставного капитала этой страховой организации, должны быть погашены.
15. Временной Администрацией страховой организации может быть принято решение о размещении дополнительного выпуска акций (внесении дополнительного вклада в уставный капитал) страховой организации. В случае принятия указанного решения на акционеров (участников) страховой организации не распространяется преимущественное право приобретения акций (долей) страховой организации.
Дополнительный выпуск акций страховой организации может быть полностью или частично приобретен контрольным органом, Управляющей компанией при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 9 статьи 184.3-3 настоящего Федерального закона. Контрольный орган, Управляющая компания вправе внести вклад в уставный капитал страховой организации.
Если это предусмотрено планом участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации, в случае приобретения контрольным органом, Управляющей компанией за счет денежных средств, составляющих Фонд консолидации страхового сектора, акций страховой организации в количестве не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций страховой организации в форме акционерного общества (долей в уставном капитале страховой организации, предоставляющих не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников страховой организации в форме общества с ограниченной ответственностью) полномочия единоличного исполнительного органа этой страховой организации могут осуществляться Управляющей компанией.
16. Участниками размещения дополнительного выпуска акций (внесения дополнительного вклада в уставный капитал) страховой организации не могут являться акционеры (участники) страховой организации, владевшие более чем одним процентом ее акций (долей), в том числе в составе группы лиц, в течение трех месяцев, предшествующих дате утверждения плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации, и до даты принятия решения о размещении дополнительного выпуска акций (внесении дополнительного вклада в уставный капитал) страховой организации.
17. Доля участия контрольного органа и (или) Управляющей компании в уставном капитале страховой организации по итогам его увеличения должна составлять не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций страховой организации в форме акционерного общества (долей в уставном капитале, предоставляющих не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников страховой организации в форме общества с ограниченной ответственностью).
18. На приобретение контрольным органом и (или) Управляющей компанией акций (долей) страховой организации в соответствии с мерами по предупреждению банкротства страховой организации не распространяются положения федеральных законов, регламентирующие порядок:
1) получения предварительного или последующего согласия Банка России на приобретение акций (долей) страховой организации;
2) получения согласия на осуществление сделки с акциями (долями) страховой организации федерального антимонопольного органа (направления уведомления федеральному антимонопольному органу);
3) приобретения тридцати и более процентов обыкновенных акций страховой организации, являющейся акционерным обществом;
4) соблюдения минимального размера уставного капитала страховой организации, установленного статьей 25 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
5) раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах;
6) привлечения уполномоченного федерального органа исполнительной власти для определения цены размещения акций страховой организации;
7) реализации права преимущественного приобретения акций (долей) страховой организации;
8) одобрения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.
19. Уполномоченный регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц информацию об увеличении уставного капитала страховой организации на основании документов, направленных временной Администрацией страховой организации.
20. После увеличения уставного капитала страховой организации и приобретения контрольным органом и (или) Управляющей компанией акций (долей) страховой организации в объеме, определенном пунктом 17 настоящей статьи, общее собрание акционеров (участников) страховой организации проводится с учетом следующих особенностей.
Решение о созыве общего собрания акционеров страховой организации, в отношении которой утвержден план участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации, может быть принято не ранее даты зачисления акций, размещенных в ходе дополнительного выпуска акций страховой организации, на лицевой счет в реестре владельцев ценных бумаг (счет депо) контрольного органа и (или) Управляющей компании.
Дата, на которую определяются (фиксируются) лица, имеющие право на участие в общем собрании акционеров страховой организации, в отношении которой утвержден план участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации, не может быть установлена ранее чем за десять дней до даты проведения общего собрания акционеров страховой организации вне зависимости от вопросов, которые содержит предлагаемая повестка дня общего собрания акционеров страховой организации.
Сообщение о проведении общего собрания акционеров страховой организации должно быть сделано не позднее чем за семь дней до даты его проведения.
В случае, если предлагаемая повестка дня общего собрания акционеров страховой организации содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) страховой организации, об образовании единоличного исполнительного органа страховой организации и (или) о досрочном прекращении полномочий этого органа, предложения лиц, указанных в абзацах первом и втором пункта 2 статьи 53 Федерального закона «Об акционерных обществах», о кандидатах для избрания в совет директоров (наблюдательный совет), на должность единоличного исполнительного органа страховой организации должны поступить в страховую организацию не позднее чем за три дня до даты проведения общего собрания акционеров страховой организации.
При подготовке к проведению общего собрания акционеров страховой организации Управляющая компания, выполняющая функции единоличного исполнительного органа в соответствии с абзацем третьим пункта 15 настоящей статьи, самостоятельно осуществляет действия по подготовке к проведению общего собрания акционеров, предусмотренные статьей 54 Федерального закона «Об акционерных обществах».
Уведомление акционеров (участников) страховой организации о проведении общего собрания акционеров (участников) страховой организации осуществляется не ранее внесения дополнительного вклада контрольного органа, Управляющей компании в уставный капитал страховой организации и не позднее чем за десять дней до даты его проведения.
На период с даты зачисления размещенных в ходе дополнительного выпуска акций страховой организации на лицевой счет в реестре владельцев ценных бумаг (счет депо) контрольного органа, Управляющей компании либо внесения дополнительного вклада контрольного органа, Управляющей компании в уставный капитал страховой организации до даты проведения общего собрания акционеров (участников) страховой организации полномочия совета директоров (наблюдательного совета) страховой организации приостанавливаются. На первом собрании акционеров (участников) страховой организации, проводимом после приобретения акций (долей) страховой организации контрольным органом в объеме, предусмотренном пунктом 17 настоящей статьи, полномочия председателя совета директоров (наблюдательного совета) страховой организации по открытию (ведению) общего собрания акционеров (участников) страховой организации осуществляет представитель контрольного органа.
21. Если в результате осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации, предусмотренных статьей 184.3-3 настоящего Федерального закона, контрольный орган, Управляющая компания, лицо, приобретшее акции страховой организации при прекращении паевого инвестиционного фонда, сформированного Управляющей компанией, стали владельцами более девяноста пяти процентов обыкновенных и (или) привилегированных акций страховой организации, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона «Об акционерных обществах», и (или) доли участия в уставном капитале, в том числе путем приобретения контрольным органом, Управляющей компанией паев паевого инвестиционного фонда, сформированного Управляющей компанией, в состав имущества которого входит указанное количество акций страховой организации, контрольный орган, Управляющая компания или указанное лицо вправе выкупить у остальных акционеров – владельцев акций страховой организации, а также у владельцев эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, указанные ценные бумаги.
22. На контрольный орган, Управляющую компанию при направлении в страховую организацию требования о выкупе ценных бумаг в соответствии с пунктом 21 настоящей статьи не распространяются положения федеральных законов, указанные в пункте 18 настоящей статьи, а также требования статьи 84.8 Федерального закона «Об акционерных обществах» о предварительном направлении в страховую организацию соответствующего добровольного или обязательного предложения и о приобретении в результате принятия такого предложения не менее десяти процентов общего количества обыкновенных и привилегированных акций страховой организации, предоставляющих право голоса.
23. Контрольный орган, Управляющая компания вправе направить в страховую организацию требование о выкупе ценных бумаг страховой организации в соответствии с пунктом 21 настоящей статьи в любое время в период действия плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации.
24. Лицо, приобретшее количество акций страховой организации, указанное в пункте 21 настоящей статьи, при прекращении паевого инвестиционного фонда, сформированного Управляющей компанией, вправе направить в страховую организацию требование о выкупе ценных бумаг страховой организации в соответствии с пунктом 21 настоящей статьи в течение шести месяцев со дня истечения срока действия плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации.
25. Выкуп ценных бумаг страховой организации осуществляется по цене, которая равна их рыночной стоимости и должна быть определена независимым оценщиком не позднее шести месяцев до даты направления в страховую организацию требования о выкупе ценных бумаг страховой организации.
26. Оплата выкупаемых ценных бумаг осуществляется только деньгами. Если совокупная стоимость ценных бумаг страховой организации, принадлежащих одному лицу, у которого выкупаются акции, составляет менее одной копейки, указанные ценные бумаги выкупаются по цене, равной одной копейке за все принадлежащие данному лицу ценные бумаги.
27. Особенности эмиссии и регистрации ценных бумаг страховой организации при осуществлении контрольным органом мер по предупреждению банкротства страховой организации устанавливаются нормативным актом контрольного органа.
(Статья дополнительно включена с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ.)
В случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, мероприятия по предупреждению банкротства страховой организации с участием контрольного органа, предусмотренные настоящим Федеральным законом, осуществляются за счет средств Банка России (Фонда консолидации страхового сектора).
(Статья дополнительно включена с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ.)
1. В целях настоящего Федерального закона под текущими платежами страховой организации понимаются:
1) обязанности по оплате задолженности, образовавшейся до дня принятия к производству арбитражным судом заявления временной Администрации страховой организации или контрольного органа о признании страховой организации банкротом, за произведенные работы (оказанные услуги), связанные с продолжением функционирования страховой организации, в пределах сметы расходов;
2) денежные обязательства, основания которых возникли в период с даты принятия к производству арбитражным судом заявления временной Администрации страховой организации или контрольного органа о признании страховой организации банкротом до дня завершения конкурсного производства, в том числе:
обязательства по оплате расходов, связанных с продолжением функционирования страховой организации, включая оплату труда лиц, работающих по трудовому договору, выплату выходных пособий этим лицам в случае их увольнения, с учетом особенностей, установленных пунктом 2 настоящей статьи;
судебные расходы страховой организации, расходы на включение сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование сообщений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также иные вытекающие из настоящего Федерального закона расходы, связанные с деятельностью временной Администрации страховой организации и проведением конкурсного производства;
3) обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в период с даты принятия к производству арбитражным судом заявления временной Администрации страховой организации или контрольного органа о признании страховой организации банкротом до даты открытия конкурсного производства, а также обязанности по уплате обязательных платежей, возникшие в ходе конкурсного производства при оплате труда работников страховой организации;
4) обязанности по удержанию денежных средств из заработной платы работников страховой организации, выплаченной в связи с исполнением обязанностей, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, в период с даты принятия к производству арбитражным судом заявления временной Администрации страховой организации или контрольного органа о признании страховой организации банкротом до дня завершения конкурсного производства, а также обязанности по перечислению сумм таких удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации (алименты, налог на доходы физических лиц, профсоюзные взносы и иные платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом).
2. Требования лиц, указанных в пункте 2.1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и иных лиц, работавших по трудовому договору, о выплате выходного пособия и (или) иных компенсаций, размер которых установлен соответствующим трудовым договором, в случае его прекращения в части, превышающей минимальный размер соответствующих выплат, установленный трудовым законодательством, не относятся к числу требований кредиторов по текущим платежам и удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди, предусмотренных подпунктом 5 пункта 3 статьи 184.10 настоящего Федерального закона.
3. Расходы на осуществление текущих платежей страховой организации включаются в смету расходов (смету текущих расходов) страховой организации, осуществляются временной Администрацией страховой организации и конкурсным управляющим на основании такой сметы и покрываются за счет имущества страховой организации.
(Статья дополнительно включена с 18 октября 2021 года Федеральным законом от 20 апреля 2021 года № 92-ФЗ.)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании страховой организации банкротом наряду с лицами, указанными в статьях 7 и 183.19 настоящего Федерального закона, обладает профессиональное объединение.
2. Заявление профессионального объединения о признании страховой организации банкротом должно отвечать требованиям, предусмотренным статьей 183.19 настоящего Федерального закона.
3. В случае возбуждения дела о банкротстве страховой организации предусмотренное настоящим Федеральным законом наблюдение не применяется.
В случае вынесения арбитражным судом определения о признании требований заявителя обоснованными арбитражный суд приостанавливает производство по делу о банкротстве страховой организации до момента обращения контрольного органа или временной администрации страховой организации в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом либо о прекращении деятельности временной администрации страховой организации с выводом о восстановлении платежеспособности должника и возможности удовлетворения требований кредиторов. Положения настоящего абзаца не применяются, если заявителем по делу о банкротстве является контрольный орган или временная администрация страховой организации.
(Пункт дополнительно включен с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ.)
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
1. Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве страховой организации, на шесть месяцев.
2. Полномочия конкурсного управляющего при банкротстве страховой организации осуществляет Агентство.
Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего через назначенного из числа своих работников представителя (представителей), действующего на основании Приказа (далее – представитель Агентства).
Представитель Агентства вправе выдавать доверенности от имени страховой организации и отзывать их в случае наделения его такими полномочиями. Приказ Агентства о назначении представителя Агентства подлежит размещению на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в день его принятия.
3. На Агентство как конкурсного управляющего страховой организации, а также на представителей Агентства не распространяются требования настоящего Федерального закона о страховании ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве страховой организации, о членстве в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, об освобождении или отстранении от исполнения возложенных на арбитражного управляющего обязанностей.
4. Агентство как конкурсный управляющий страховой организации является лицом, участвующим в деле о банкротстве страховой организации, и ведет реестр требований кредиторов страховой организации без привлечения реестродержателя.
При исполнении полномочий конкурсного управляющего Агентство руководствуется положениями настоящего Федерального закона, за исключением абзацев пятого, восьмого и девятого пункта 1, абзаца десятого пункта 2 и пункта 6 статьи 20.3 настоящего Федерального закона.
Агентство приступает к осуществлению функций конкурсного управляющего со дня вынесения арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства и действует до дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации страховой организации.
Основной счет должника в ходе конкурсного производства в отношении страховой организации открывается в Агентстве.
Для целей осуществления функций конкурсного управляющего, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации открывает Агентству счета для денежных средств в валюте Российской Федерации.
В зависимости от количества имеющихся у страховой организации видов иностранной валюты необходимое количество счетов страховой организации для денежных средств в иностранной валюте открывается Агентством как конкурсным управляющим в кредитных организациях в порядке, установленном контрольным органом.
5. Конкурсный управляющий изымает, а страховые агенты и иные лица, которым были переданы бланки строгой отчетности страховой организации, в течение месяца с даты признания страховой организации банкротом в порядке, установленном контрольным органом, передают конкурсному управляющему бланки строгой отчетности и иные документы, сохранность которых обязана обеспечить страховая организация в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, регулирующего страховую деятельность, и нормативных актов контрольного органа.
Бланки строгой отчетности подлежат уничтожению конкурсным управляющим до завершения конкурсного производства в присутствии представителей профессионального объединения в порядке, установленном контрольным органом.
В течение месяца с даты признания страховой организации банкротом лица, имевшие полномочия на заключение договоров страхования, обязаны передать конкурсному управляющему не переданные ранее страховой организации сведения о заключенных договорах страхования. Конкурсный управляющий обязан обеспечить сбор таких сведений и в течение десяти рабочих дней со дня их получения внести такие сведения в соответствующие информационные системы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, регулирующего страховую деятельность.
5.1. Инвентаризация имущества страховой организации проводится по состоянию на дату открытия конкурсного производства.
В случае, если функции временной Администрации страховой организации осуществлялись Агентством и инвентаризация не была завершена временной Администрацией, инвентаризация проводится по состоянию на дату отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности. В случае завершения инвентаризации такой временной Администрацией проведение инвентаризации конкурсным управляющим не требуется.
(Пункт дополнительно включен с 18 октября 2021 года Федеральным законом от 20 апреля 2021 года № 92-ФЗ.)
6. Конкурсный управляющий вправе запрашивать у физических лиц (в том числе у работников страховой организации), юридических лиц (в том числе у управляющих компаний, специализированных депозитариев, субъектов актуарной деятельности и аудиторских организаций), государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления и получать от них необходимые сведения о страховой организации, лицах, входящих в состав органов управления страховой организации, контролирующих лицах, принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), контрагентах и об обязательствах страховой организации, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну. В целях проведения конкурсного производства согласие на обработку персональных данных указанных лиц не требуется.
Лица, указанные в настоящем пункте, обязаны представлять информацию по запросу конкурсного управляющего в срок не позднее десяти рабочих дней с даты получения запроса.
7. За осуществление полномочий конкурсного управляющего в деле о банкротстве страховой организации вознаграждение Агентству не выплачивается.
Расходы Агентства по осуществлению полномочий конкурсного управляющего возмещаются за счет имущества страховой организации в соответствии со сметой текущих расходов.
Конкурсный управляющий вправе авансировать затраты, связанные с исполнением возложенных на него полномочий, в том числе затраты на оплату услуг лиц, привлечение которых для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, из собственных средств с последующим возмещением этих затрат за счет конкурсной массы в составе требований кредиторов по текущим платежам в соответствии с очередностью, установленной для соответствующего вида затрат, отнесенных к текущим платежам.
Для обеспечения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей в деле о банкротстве страховой организации конкурсный управляющий вправе привлекать на договорной основе бухгалтеров, аудиторов, специализированных депозитариев, оценщиков, актуариев, операторов электронных площадок и других лиц с оплатой их услуг за счет имущества страховой организации, а также осуществлять иные текущие расходы, связанные с осуществлением своих полномочий, в размере, установленном сметой текущих расходов страховой организации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
Смета текущих расходов страховой организации в части расходов, производимых после проведения первого собрания кредиторов, подлежит утверждению (изменению) собранием кредиторов или, если им образован комитет кредиторов, комитетом кредиторов по представлению конкурсного управляющего.
Смета текущих расходов страховой организации должна быть представлена для утверждения первому собранию кредиторов или, если им образован комитет кредиторов, комитету кредиторов не позднее чем в течение трех дней со дня его образования. В случае неутверждения (отказа в утверждении) собранием кредиторов или комитетом кредиторов сметы текущих расходов страховой организации собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве страховой организации, в рамках такого дела с заявлением о разрешении возникших разногласий между конкурсным управляющим и собранием кредиторов или комитетом кредиторов. По итогам рассмотрения указанных разногласий арбитражный суд утверждает смету текущих расходов страховой организации, производимых после вынесения соответствующего судебного акта.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 мая 2021 года Федеральным законом от 20 апреля 2021 года № 92-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
Смета текущих расходов страховой организации, утвержденная собранием кредиторов, или комитетом кредиторов, или арбитражным судом в порядке, установленном настоящим пунктом, может быть изменена собранием кредиторов или комитетом кредиторов по представлению конкурсного управляющего, а при наличии разногласий между ними по вопросу внесения изменений в указанную смету – арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве страховой организации, в рамках такого дела.
До утверждения (изменения) сметы текущих расходов страховой организации собранием кредиторов, или комитетом кредиторов, или арбитражным судом в порядке, установленном настоящим пунктом, действует смета текущих расходов страховой организации, утвержденная (измененная) конкурсным управляющим.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 мая 2021 года Федеральным законом от 20 апреля 2021 года № 92-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
Оплата услуг лиц, решение о привлечении которых принято собранием кредиторов, осуществляется за счет средств кредиторов, проголосовавших за такое решение, пропорционально размеру их требований, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, за исключением случаев, если одним кредитором или несколькими кредиторами приняты на себя обязанности по оплате услуг указанных лиц.
Оплата услуг лиц, решение о привлечении которых принято кредитором, требования которого обеспечены залогом имущества, осуществляется за счет средств соответствующего кредитора.
Положения пункта 7 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2021 года № 92-ФЗ) применяются в делах о банкротстве страховых организаций, производство по которым возбуждено до 1 мая 2021 года (дня вступления в силу Федерального закона от 20 апреля 2021 года № 92-ФЗ), при утверждении (изменении) сметы текущих расходов в части расходов, производимых после 1 мая 2021 года (дня вступления в силу Федерального закона от 20 апреля 2021 года № 92-ФЗ), – см. пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 20 апреля 2021 года № 92-ФЗ.
8. В случае, если исполнение полномочий руководителя страховой организации связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, представитель Агентства должен иметь допуск к государственной тайне по форме, соответствующей форме допуска, необходимой для исполнения полномочий руководителя данной страховой организации и соответствующей высшей степени секретности сведений, обращающихся в данной страховой организации.
9. Конкурсный управляющий обязан направлять в контрольный орган в порядке и сроки, которые установлены контрольным органом, копию отчета о своей деятельности, составляемого в соответствии со статьей 143 настоящего Федерального закона, после его представления и рассмотрения собранием кредиторов и (или) комитетом кредиторов, а впоследствии – копию отчета о результатах проведения конкурсного производства, составляемого в соответствии со статьей 147 настоящего Федерального закона.
10. Конкурсный управляющий ежеквартально представляет в контрольный орган бухгалтерскую (финансовую) и статистическую отчетность страховой организации, а также информацию о ходе конкурсного производства, в том числе отчет об использовании денежных средств должника, по запросу контрольного органа в порядке, установленном контрольным органом.
11. Контрольный орган вправе проводить проверки деятельности конкурсного управляющего в случаях и порядке, которые устанавливаются контрольным органом.
12. Собрание кредиторов и (или) комитет кредиторов вправе обращаться в контрольный орган или арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве страховой организации, в рамках такого дела с жалобой на действия (бездействие) конкурсного управляющего. В случае получения контрольным органом жалобы собрания кредиторов и (или) комитета кредиторов на действия (бездействие) конкурсного управляющего контрольный орган обязан в тридцатидневный срок рассмотреть указанную жалобу и принять решение:
1) о направлении конкурсному управляющему предписания об устранении нарушения нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) страховой организации;
2) о проведении проверки деятельности конкурсного управляющего;
3) о признании жалобы необоснованной.
13. Контрольный орган направляет конкурсному управляющему предписание об устранении нарушений нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) страховых организаций, которые выявлены по данным представляемой конкурсным управляющим отчетности или в ходе проверки его деятельности.
В случае выявления контрольным органом нарушений при осуществлении Агентством полномочий конкурсного управляющего Агентство обязано в течение десяти рабочих дней со дня получения соответствующего предписания контрольного органа принять меры по устранению указанных нарушений и уведомить об этом контрольный орган.
Неисполнение Агентством предписания контрольного органа об устранении нарушения является основанием для обращения контрольного органа в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, в рамках такого дела с заявлением о признании действий конкурсного управляющего незаконными и о понуждении конкурсного управляющего к устранению нарушения или об отстранении представителя Агентства и (или) с требованием о возмещении убытков, причиненных в результате указанных действий.
14. Ущерб, причиненный в результате действий представителя Агентства при исполнении обязанностей конкурсного управляющего лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам, подлежит возмещению за счет Агентства.
15. Определение арбитражного суда о признании действий конкурсного управляющего незаконными и о понуждении конкурсного управляющего к устранению нарушения или об отстранении представителя Агентства и (или) о взыскании убытков, причиненных в результате указанных действий, при исполнении обязанностей конкурсного управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
Не позднее следующего дня после вынесения арбитражным судом определения об отстранении представителя Агентства от исполнения обязанностей конкурсного управляющего Агентство обязано назначить другого представителя для осуществления полномочий конкурсного управляющего из числа своих работников.
(Статья дополнительно включена с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ.)
1. В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства страхователи в одностороннем порядке вправе отказаться от договора страхования в течение месяца с даты получения уведомления конкурсного управляющего о признании страховой организации банкротом.
Надлежащим уведомлением страхователей признается опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, в случае, если количество кредиторов превышает пятьсот, а также в случае невозможности выявить сведения, необходимые для личного уведомления страхователя по месту его постоянного или преимущественного проживания либо месту нахождения, или при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным такое уведомление указанных лиц.
(Абзац дополнительно включен с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ.)
2. При прекращении договора страхования по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, страхователь имеет право на часть уплаченной страховой организации страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал (неистекший срок действия договора страхования), или выплату выкупной суммы.
3. При получении страхователем или иным лицом, в пользу которого заключен договор страхования (застрахованное лицо или выгодоприобретатель), компенсационной выплаты по договору страхования, по которому в соответствии с федеральным законом предусматривается право на ее получение за счет средств профессиональных объединений, данные лица имеют право требования к должнику в размере, превышающем размер полученной компенсационной выплаты.
При получении страхователем, застрахованным лицом или выгодоприобретателем компенсационной выплаты по требованию (части требования), включенному в реестр требований кредиторов, размер такого требования уменьшается конкурсным управляющим на сумму компенсационной выплаты по заявлению лица, получившего компенсационную выплату, или лица, осуществившего компенсационную выплату.
4. Требования страхователя, застрахованного лица или выгодоприобретателя по договорам страхования (в том числе в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи) включаются в реестр требований кредиторов в порядке очередности, предусмотренном статьей 184.10 настоящего Федерального закона, независимо от даты возникновения обязательства.
5. Форма реестра требований кредиторов страховой организации устанавливается Агентством по согласованию с контрольным органом.
(Пункт дополнительно включен с 18 октября 2021 года Федеральным законом от 20 апреля 2021 года № 92-ФЗ.)
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
1. Профессиональное объединение в целях участия в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, признается имеющим право требования к должнику – страховой организации в пределах:
1) сумм вступительных взносов, членских взносов, целевых взносов и иных платежей, уплачиваемых профессиональному объединению его членами в соответствии с правилами профессионального объединения;
2) сумм компенсационных выплат, осуществленных до закрытия реестра заявленных требований кредиторов, и иных расходов, связанных с указанными компенсационными выплатами, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим страховую деятельность;
3) сумм, предназначенных для осуществления компенсационных выплат после закрытия реестра заявленных требований кредиторов.
2. Размер сумм, предназначенных для осуществления компенсационных выплат после закрытия реестра заявленных требований кредиторов, определяется профессиональным объединением для каждого действующего договора страхования в размере доли страховой премии, непосредственно предназначенной для осуществления страховых выплат, пропорционально периоду действия указанного договора, оставшемуся после даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов, на основании данных, содержащихся в информационных системах профессионального объединения, либо на основании статистической информации об осуществлении страхования после исполнения конкурсным управляющим обязанности, предусмотренной абзацем третьим пункта 5 статьи 184.4-1 настоящего Федерального закона.
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Продажа имущественного комплекса страховой организации может быть осуществлена в ходе конкурсного производства по правилам, предусмотренным статьей 139 настоящего Федерального закона, с учетом требований законодательства Российской Федерации, регулирующего страховую деятельность.
Имущественный комплекс страховой организации включает в себя все виды имущества страховой организации, в том числе страховой портфель должника – страховой организации. В целях настоящей статьи к страховому портфелю страховой организации относятся договоры страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату признания страховой организации банкротом, а также активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, сформированных страховщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим страховую деятельность.
При выявлении после определения состава страхового портфеля договоров страхования, обязательства по которым не переданы в составе страхового портфеля, обязательства по таким договорам не подлежат включению в состав страхового портфеля.
Указанные обязательства исполняются за счет конкурсной массы в порядке очередности, установленном статьей 184.10 настоящего Федерального закона.
2. Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация, имеющая лицензию контрольного органа на осуществление соответствующего вида страхования и обладающая активами, достаточными для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования.
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
(Дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ, утратила силу с 21 декабря 2016 года – Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. При применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, кроме случаев, связанных с отзывом у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности, страховой портфель страховой организации по отдельному виду страхования или нескольким видам страхования, в том числе по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат вследствие применения к страховщику процедуры, применяемой в деле о банкротстве, или отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности, может быть передан страховой организацией (в случае приостановления полномочий органов управления страховой организации – временной администрацией страховой организации) или конкурсным управляющим другой страховой организации либо страховым организациям (далее – управляющая страховая организация) по согласованию с контрольным органом.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Передача страхового портфеля страховой организации по отдельному виду страхования или нескольким видам страхования управляющей страховой организации может быть осуществлена, если это не нарушает установленную настоящим Федеральным законом очередность удовлетворения требований кредиторов.
(Абзац дополнительно включен с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ.)
2. В страховой портфель страховой организации при его передаче включаются:
1) обязательства по договорам страхования (по отдельному виду страхования или нескольким видам страхования), не исполненные на дату принятия решения о передаче страхового портфеля страховой организации (страховые резервы) в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим страховую деятельность;
2) активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, сформированных страховщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим страховую деятельность.
3. Порядок передачи страхового портфеля, включая порядок исполнения обязательств по договорам страхования, выявленным после передачи страхового портфеля страховой организации и не переданным в его составе, порядок исполнения обязательств управляющей страховой организацией, устанавливается контрольным органом.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
Особенности передачи страхового портфеля, включая порядок исполнения обязательств по договорам страхования, выявленным после передачи страхового портфеля страховой организации и не переданным в его составе, порядок исполнения обязательств управляющей страховой организацией и порядок выбора управляющей страховой организации по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, устанавливаются контрольным органом.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
4. В случае недостаточности или отсутствия активов страховой организации для исполнения управляющей страховой организацией обязательств по договорам страхования, относящимся к видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, недостающая часть активов может быть компенсирована профессиональным объединением из средств, предназначенных для финансирования компенсационных выплат, в порядке и на условиях, которые установлены контрольным органом.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 362-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
5. Страхователи и выгодоприобретатели подлежат уведомлению страховой организацией (в случае приостановления полномочий органов управления страховой организации – временной администрацией страховой организации) или конкурсным управляющим о предстоящей передаче страхового портфеля страховой организации управляющей страховой организации путем опубликования уведомления о передаче страхового портфеля страховой организации в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона. Указанное уведомление подлежит опубликованию не менее чем за месяц до предполагаемой даты передачи страхового портфеля страховой организации. Уведомление о передаче страхового портфеля страховой организации должно содержать:
1) наименование страховой организации, передающей страховой портфель, ее адрес и идентифицирующие страховую организацию сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика);
2) основания передачи страхового портфеля;
3) сведения об ограничении или о приостановлении полномочий исполнительных органов страховой организации, передающей страховой портфель;
4) наименование управляющей страховой организации, ее адрес и идентифицирующие управляющую страховую организацию сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика).
6. В течение месяца с даты опубликования уведомления о передаче страхового портфеля страховой организации страхователи и выгодоприобретатели вправе направить в страховую организацию в письменной форме требование о расторжении договора страхования, права и обязательства по которому подлежат передаче. В случае расторжения договора страхования такой договор страхования и пропорциональная доля в подлежащих передаче страховых резервах исключаются из страхового портфеля страховой организации с момента получения страховой организацией (в случае приостановления полномочий органов управления страховой организации – временной администрацией страховой организации) или конкурсным управляющим указанного требования страхователя и (или) выгодоприобретателя.
Страхователи или выгодоприобретатели по договорам страхования, представившие в письменной форме требование о расторжении договора страхования, имеют право требовать от страховой организации возврата им части уплаченной страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал, или выплаты выкупных сумм, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Указанные требования подлежат включению в реестр требований кредиторов в порядке очередности, установленном статьей 184.10 настоящего Федерального закона.
7. Остаток средств страховых резервов, переданных управляющей страховой организации и не использованных данной управляющей страховой организацией для исполнения обязательств по переданным договорам страхования, возвращается управляющей страховой организацией в конкурсную массу в порядке и в сроки, которые установлены контрольным органом.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 362-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
8. Остаток средств, предназначенных для финансирования компенсационных выплат, переданных управляющей страховой организации и не использованных данной управляющей страховой организацией для исполнения обязательств по договорам страхования, возвращается управляющей страховой организацией в профессиональное объединение в порядке и в сроки, которые установлены контрольным органом.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 362-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
1. В составе требований кредиторов первой очереди удовлетворяются требования застрахованных лиц, в отношении которых наступила обязанность страховой организации по выплате страхового возмещения по договорам страхования жизни, предусматривающим дожитие застрахованных лиц до определенных возраста или срока.
2. В составе требований кредиторов третьей очереди по текущим платежам помимо требований, предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 134 настоящего Федерального закона, за счет конкурсной массы подлежат удовлетворению требования, приобретенные контрольным органом в результате расходов, произведенных при привлечении лиц, указанных в абзаце втором пункта 10 статьи 184.1 настоящего Федерального закона.
3. Требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:
1) в первую очередь – требования страхователей, застрахованных лиц или выгодоприобретателей по договорам обязательного страхования, а также требования профессионального объединения, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 184.6 настоящего Федерального закона;
2) во вторую очередь – требования застрахованных лиц или выгодоприобретателей, страхователей по договорам страхования жизни и иным видам личного страхования;
3) в третью очередь – требования выгодоприобретателей и страхователей по договорам страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, требования о выплате компенсации сверх возмещения вреда;
4) в четвертую очередь – требования страхователей и выгодоприобретателей по договорам страхования гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и по договорам страхования имущества;
5) в пятую очередь – требования иных кредиторов, в том числе требования, связанные с возмещением расходов в связи с осуществлением компенсационных выплат по договорам обязательного страхования, с уплатой вступительных взносов, членских взносов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате объединению страховщиков его членами в соответствии с правилами профессионального объединения на основании федеральных законов, предусматривающих обязательное членство страховой организации в объединении страховщиков.
4. Требования кредиторов по субординированным займам, а также по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным займам удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов.
5. Период, в течение которого возникли обязательства страховой организации, указанные в пункте 4 статьи 136 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом либо назначении временной администрации страховой организации с приостановлением полномочий исполнительных органов страховой организации в зависимости от того, какое из событий произошло ранее.
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Мировое соглашение может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди, задолженности по требованиям застрахованных лиц, выгодоприобретателей, страхователей по договорам обязательного страхования, а также требованиям, связанным с возмещением сумм компенсационных выплат и расходов в связи с осуществлением компенсационных выплат по договорам обязательного страхования.
2. К заявлению об утверждении мирового соглашения наряду с документами, предусмотренными пунктом 3 статьи 158 настоящего Федерального закона, должны быть приложены документы, подтверждающие погашение задолженности, указанной в пункте 1 настоящей статьи.
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)
1. При осуществлении процедуры банкротства отсутствующей страховой организации применяются все положения настоящего Федерального закона с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. В случаях, если страховая организация – должник фактически прекратила свою деятельность, отсутствует или если установить ее место нахождения и место нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа либо иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени страховой организации в силу федерального закона, иного правового акта или учредительного документа, не представляется возможным, заявление о признании такой страховой организации банкротом может быть подано в соответствии со статьей 227 настоящего Федерального закона контрольным органом.
3. Удовлетворение требований кредиторов отсутствующей страховой организации – должника осуществляется в порядке очередности, установленной статьями 134 – 138 и 184.10 настоящего Федерального закона.
(Статья дополнительно включена с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ.)
1. Наряду с лицом, указанным в статье 61.10 настоящего Федерального закона, контролирующим страховую организацию лицом признается лицо, которое имеет или имело перечисленные в указанной статье права в течение менее чем трех лет до назначения временной Администрации страховой организации по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 пункта 6.1 статьи 184.1 настоящего Федерального закона, а также лицо, которое осуществляет или осуществляло не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства либо назначению временной Администрации страховой организации по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 пункта 6.1 статьи 184.1 настоящего Федерального закона, а также после возникновения признаков банкротства до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в отношении страховой организации контроль, определяемый в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, признанными на территории Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 266-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 24 февраля 2021 года № 23-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
К контролирующему страховую организацию – должника лицу не относятся служащие контрольного органа и работники Агентства.
Под документами, указанными в подпункте 2 пункта 2 и пункте 4 статьи 61.11 настоящего Федерального закона, при банкротстве страховых организаций понимаются также базы данных информационных систем страховой организации (их резервные копии), которые содержат информацию о страховых резервах, собственных средствах (капитале) и их движении и обязанность создания и ведения которых установлена Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 266-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
Пока не доказано иное, контролирующим страховую организацию лицом является лицо, включенное контрольным органом в перечень контролирующих страховую организацию лиц в соответствии со статьей 76.7-1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
(Абзац дополнительно включен с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 24 февраля 2021 года № 23-ФЗ.)
2. Пункт утратил силу с 30 июля 2017 года – Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 266-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
3. Пункт утратил силу с 30 июля 2017 года – Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 266-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.
4. Заявление о привлечении контролирующего страховую организацию лица к субсидиарной ответственности, к ответственности в форме возмещения убытков может быть подано конкурсным кредитором в ходе конкурсного производства в случае неисполнения конкурсным управляющим решения собрания кредиторов и (или) комитета кредиторов о его подаче.
4.1. Заявление о привлечении контролирующего страховую организацию лица к субсидиарной ответственности также может быть подано контрольным органом, действующим в этом случае в целях защиты публичных интересов, прав и законных интересов страховой организации, кредиторов страховой организации.
(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 24 февраля 2021 года № 23-ФЗ.)
5. Подача заявления конкурсным кредитором, контрольным органом или уполномоченным органом о привлечении контролирующего страховую организацию лица к субсидиарной ответственности не препятствует обращению конкурсного управляющего в арбитражный суд с заявлением по тому же предмету и тем же основаниям в случае представления конкурсным управляющим в арбитражный суд новых доказательств.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 24 февраля 2021 года № 23-ФЗ. – см. предыдущую редакцию.)
5.1. Рассмотрение судом дела об оспаривании включения лица в перечень контролирующих страховую организацию лиц в соответствии со статьей 76.7-1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не препятствует принятию арбитражным судом заявления о привлечении контролирующего страховую организацию лица к субсидиарной ответственности, ответственности в форме возмещения убытков, возбуждению арбитражным судом производства и рассмотрению дела.
(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 24 февраля 2021 года № 23-ФЗ.)
6. Страховая организация либо контрольный орган или Управляющая компания от имени страховой организации вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о возмещении убытков, причиненных виновными действиями (бездействием) лиц, контролирующих страховую организацию, в отношении которой контрольным органом осуществляются меры (завершилось осуществление мер) по предупреждению банкротства, предусмотренные статьей 184.1-2 настоящего Федерального закона.
В целях применения настоящей статьи под убытками, причиненными виновными действиями (бездействием) контролирующих страховую организацию лиц, понимаются в том числе расходы, понесенные контрольным органом и определяемые как разница между полученным контрольным органом доходом при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом денежных средств Фонда консолидации страхового сектора и доходом, который мог бы быть получен контрольным органом при размещении денежных средств в том же объеме и на тот же срок по ключевой ставке, действовавшей на момент предоставления денежных средств Фонда консолидации страхового сектора. При этом расходы, понесенные контрольным органом при вложении денежных средств Фонда консолидации страхового сектора в уставный капитал страховой организации, рассматриваются как предоставление денежных средств на срок двадцать лет по процентной ставке ноль процентов.
(Пункт дополнительно включен с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ.)
(Статья дополнительно включена с 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 222-ФЗ.)
1. Заявление о признании сделки страховой организации недействительной может быть подано в арбитражный суд контрольным органом, Управляющей компанией от имени страховой организации в случае, если Советом директоров Банка России утвержден план участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации.
2. Периоды, в течение которых совершены сделки, которые могут быть признаны недействительными (статьи 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона), или периоды, в течение которых возникли обязательства страховой организации, указанные в пункте 4 статьи 61.6 настоящего Федерального закона, в случае, если в отношении страховой организации осуществляются меры по предупреждению банкротства с участием контрольного органа, исчисляются с даты утверждения Советом директоров Банка России плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации.
3. Сделка, совершенная страховой организацией или иными лицами за счет страховой организации, в отношении которой осуществлены (осуществляются) меры по предупреждению банкротства с участием контрольного органа, предусмотренные статьей 184.3-3 настоящего Федерального закона, может быть признана недействительной по заявлению указанной страховой организации, контрольного органа или Управляющей компании в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, а также Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами. К оспариванию таких сделок применяются правила, предусмотренные главой III.1 настоящего Федерального закона и настоящей статьей.
4. В деле, возбужденном по заявлению контрольного органа, по окончании срока реализации плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации (завершения осуществления мер по предупреждению банкротства) истцом признается страховая организация в лице ее полномочного органа управления, а в случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства либо решения арбитражного суда о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) в лице конкурсного управляющего или ликвидатора страховой организации.
(Статья дополнительно включена с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ.)
1. В случае, если в ходе осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации контрольный орган приобрел акции (доли в уставном капитале), имущество (имущественные права) или внес вклад в уставный капитал страховой организации, по решению Совета директоров Банка России акции (доли в уставном капитале), имущество (имущественные права) могут быть выставлены на продажу путем проведения открытого аукциона по стартовой цене, определенной контрольным органом на основе размера собственных средств (капитала) страховой организации, рассчитанного в соответствии с методикой, установленной нормативным актом контрольного органа. Открытый аукцион по выбору контрольного органа может проводиться как с повышением, так и с понижением стартовой цены предмета аукциона («шаг аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается контрольным органом.
2. Контрольный орган вправе предусмотреть в заключаемом между ним и приобретателями акций (долей) соглашении (договоре) их обязательство приобрести в будущем все принадлежащие контрольному органу акции (доли) соответствующей страховой организации. При этом цена реализации указанных акций (долей) не должна быть меньше цены, определенной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
3. Приобретателями акций (долей) страховой организации не могут являться акционеры (участники) страховой организации, владевшие более чем одним процентом ее акций (долей), в том числе в составе группы лиц, в течение трех месяцев, предшествующих дате утверждения плана участия контрольного органа в осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации.
(Статья дополнительно включена с 8 июня 2018 года Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 87-ФЗ.)
(Статья утратила силу с 27 июля 2010 года – Федеральный закон от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 8-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
1. Особенности банкротства финансовых организаций, установленные статьями 183.1-183.26 настоящего Федерального закона, распространяются на профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговые организации с учетом положений статей 185.2-185.7 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено параграфом 8 настоящей главы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 8-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2014 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 432-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
2. Для целей настоящего параграфа под клиентом профессионального участника рынка ценных бумаг, управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее – управляющая компания), клиринговой организации понимается физическое или юридическое лицо, с имуществом которого указанными профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией совершаются операции на основании федерального закона или заключенного договора, в том числе владелец инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда и лицо, передавшее имущество в оплату инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда (далее также – клиент).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 8-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ.)